История проекта 651.
В 60-е годы наблюдалось наращивание подводных сил, предназначенных для борьбы с надводными кораблями противника. Эту функцию традиционно должны были выполнять ПЛ вооруженные крылатыми ракетами. Наряду с созданием атомных подводных лодок пр.675 активно строились и дизель-электрические ПЛ пр.651. Разработка лодки велась в ЦКБ МТ "Рубин". Главный конструктор А.С.Кассацер, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.А.Коцюбин. Эскизный проект был подготовлен к маю 1958 года и в январе 1959-го утверждён постановлением Совета Министров СССР. Первоначально планировалось построить 72 лодки. Всего же в период с 1963 г. по 1968 г. в состав ВМС вошли 16 ПЛ этого проекта. Надо сказать что большие ПЛ. пр.651 были единственными отечественными дизельными подводными лодками с КР специальной постройки. Все остальные создавались на базе торпедных ДПЛ.
Естественно это положительно отразилось на тактико-технических характеристиках. Головной корабль был заложен 16 ноября 1960 года на Балтийском ССЗ. 31 июля 1962 года ПЛ была спущена на воду и после завершения испытаний, 10 декабря 1963 года вошла в состав ВМФ. Заводские испытания проходили в районе Балтийска и Таллинна. На Балтийском ССЗ впервые использовалась сталь марки АК-25, отсутствие опыта привело к наличию большого числа дефектов в сварных швах. Из-за отсутствия полигонов для ракетных стрельб в Балтийском море лодку перебазировали на Северный флот. При испытания ПКР П-6 выяснилось, что при залповой стрельбе газовые струи маршевого и стартового двигателей передних ракет, попадая в воздухозаборники задних вызываю сбои в работе их двигателей, вплоть до остановки двигателя. Аналогичная проблема уже встречалась на ПЛАРК пр.659. Тогда её удалось решить путём перепрофилирования газоотводных выгородок. В данной же ситуации изменение формы газоотводов не привело к положительному результату. В конце концов ограничились выработкой порядка запуска ракет.
Лодка была двухкорпусной, с развитым ограждением рубки и надстройки. Легкий корпус (за исключением первых семи лодок) покрыт противогидроакустическим покрытием, которое кстати увеличило водоизмещение на 124 тонны. Прочный корпус из стали АК-25 разделён на 8 отсеков. Прочная рубка овальная, крыша имеет форму круглого цилиндра с образующей, параллельной плоскостью. На первых пяти лодках легкий корпус и прочные цистерны изготавливались из маломагнитной стали и уже через три года эксплуатации на одной из ПЛ были обнаружены многочисленные коррозионные повреждения в районе ЦГБ. Проведённые исследования показали что, на всех корпусах, изготовленных из этой стали через 5-6 лет появлялись трещины. Кроме того применение пневматического управления запорными клапанами колонки аварийного продувания, настолько ускорило открытие клапана, что при перепуске воздуха в незаполненный водой трубопровод, воздух мгновенно нагревался и при наличии на внутренних стенках труб масла происходил взрыв масляных паров. Подобные случаи имели место на АПЛ проектов 659 и 675.
Сложности возникли при проектировании кормовой части корпуса и винто-рулевого комплекса. Необходимо было обеспечить большую скорость хода и при этом возможно низкий уровень шума. Мощные ГЭД, с трудом вписывающиеся в обводы ПК ограничили угол развала линий вала и требовали винтов такого диаметра, что они не размещались в принятых ранее размерах. В итоге винты поместили в направляющие насадки, повышавшие критические скорости хода и пропульсивный эффект. Это дало возможность придать кормовой части такую форму, которая существенно уменьшила длину корпуса и позволило достичь приемлемого диаметра винтов. По сравнению с другими ДПЛ того времени были существенно улучшены условия обитаемости. Весь личный состав обеспечивался спальными местами. Жилые помещения располагались в носовой части (1 и 2 отсеки). Имелась общесудовая система вентиляции и кондиционирования, а также электрическая система отопления. Дополнительно в отсеках имелись автономные фреоновые воздухоохладители.
ГЭУ включала в себя два четырёхтактных 12-ти цилиндровых дизеля 1Д43 (Коломенский завод) с газотурбонаддувом. Мощность каждого дизеля 4000 л.с. при 500 об/мин. Дизеля нереверсивные со встроенным редуктором.
Источником электроэнергии был четырёхтактный 6-ти цилиндровый дизель 1ДЛ42 (Коломенский завод) с газотурбонаддувом мощностью 1720 л.с. при 700 об/мин, работающий на генератор постоянного тока ПГ-142 (1000КВт).
Впервые в отечественном подводном судостроении использовались серебряно-цинковые АБ - 4 группы по 152 элемента. Максимальная сила разрядного тока - 14000 А в течении полутора часов. Серебряно-цинковые АБ были установлены всего на трёх кораблях: К-24, К-85, К-256. Основными преимуществами серебряно-цинковых АБ перед свинцово-кислотными были: значительно большая ёмкость, возможность перерыва в зарядах, неполное их проведение и как правило не требовали долива на протяжении гарантийного срока эксплуатации. В процессе эксплуатации выявились и недостатки. Низкая надёжность и невозможность разряда АБ малыми токами, что усложняло управление гребной установкой и затрудняло маневрирование. В дальнейшем эти недостатки были устранены, но осложнение отношений с Китаем, основным поставщиком серебра не позволили установить серебряно-цинковые АБ на все лодки. А на тех лодках где они были установлены после выработки ресурса были заменены на свинцово-кислотные АБ.
Основным вооружением являлись КР П-6. Четыре пусковые установки попарно размещенные в надстройке, в нос и в корму от ограждения рубки. Перед стрельбой ракетные контейнеры поднимались под углом 15 градусов к горизонту. Флотские острословы окрестили лодки этого проекта "раскладушками". Запуск ракет осуществлялся только из надводного положения. Помимо КР П-6 лодка могла также нести КР П-5. На лодке соответственно имелись две системы управления ракетной стрельбой ("Север-А-651У" для КР П-5 и "Аргумент" для КР П-6) и два типа бортразъёмов для ракет П-5 и П-6. Перевооружение лодки ракетами другого типа занимало около трёх суток. В 1966 году ракетный комплекс П-5 был снят с вооружения. Было демонтировано оборудование обслуживающее эти ракеты. Торпедное вооружение состояло из шести носовых 533мм ТА и четырёх кормовых 400мм ТА. Общий боезапас 18 торпед (6-533мм и 12-400мм). Кроме того, на ряде лодок при необходимости во втором отсеке могли размещаться дополнительные запасные 533-мм торпеды. Правда это приводило к некоторому ухудшению условий размещения личного состава. Торпедной стрельбой управляла система "Ленинград-651".
Радиоэлектронное вооружение включало:
Навигационный комплекс "Сила-Н-651"
ГАК "Арктика-М
Станцию шумопеленгации МГ-10
Станцию обнаружения гидролокационных сигналов МГ-13
Систему звукоподводной связи МГ-15
РЛС РЛК-101
СОРС "Накат"
Так как КР П-6 обладали большей дальностью стрельбы (до 450 км), остро вставала проблема целеуказания. Установленная на лодка система приборов "Успех-У" принимала целеуказание с самолётов. Естественно боевая устойчивость подобного источника целеуказания была небольшой, а при действии лодки в удалённых районах и вовсе сомнительной. Была сделана попытка обеспечить целеуказание от разведывательных ИСЗ. Для этого К-81 была модернизирована по проекту 651К. На ней была смонтирована приёмная антенна и аппаратура системы космического целеуказани КР "Касатка-Б".
Лодки проекта 651 базировались в основном на Северном Флоте, где они интенсивно эксплуатировались, совершая боевые патрулирования в Средиземном море. Позже их стали переводить на Балтийский и Черноморский флоты. Действие этих ДПЛРК в составе ЧФ и БФ больше отвечало их боевым возможностям так как только в ближней зоне и в закрытых морях их можно было надёжно прикрыть от противолодочных сил противника. Пр.651 получился достаточно удачным. К несомненным достоинствам относятся: универсальность оружия, хорошая управляемость в надводном и подводном положении, малая заливаемость надстройки при сильном волнении и хорошие условия обитания.
ДПЛРК пр.651 и АПЛ пр.675 завершили в ВМФ СССР эпоху ПЛРК с надводным стартом.
Основные ТТХ ДПЛРК проекта 651
Длина наибольшая-85,9 м
Ширина наибольшая-9,7 м
Осадка по КВЛ-6,9 м
Запас плавучести-40%
Водоизмещение подводное-3750 м³
Водоизмещение надводное-3174 м³
Глубина погружения рабочая-270 м
Глубина погружения предельная-300 м
Скорость полная надводная-16 узл.
Скорость полная подводная-18,1 узл.
Экипаж-78 чел.
Автономность-90 сут.
Источники- В.П.Кузин, В.И.Никольский "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991" ИМО Санкт-Петербург 1996г
- статья взята с сайта http://www.podlodka.org
Представлен знак "Б-67".
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ•
К-67, с 25.07.1977 г. Б -67 [з/н 524].
31.01.1965 г. заложен на заводе «Красное Сормово» (№112) в Горьком;
спущен на воду 29.10.1966 г.;
в мае 1967 г. переведён по внутренним водным системам на достроечную базу ССЗ «Красное Сормово» в Северодвинске для прохождения сдаточных испытаний;
30.09.1967 г. введён в строй;
13.10.1967 г. зачислен в состав КСФ;
вошёл в состав 35-й ДиПЛ 1-й Краснознамённой ФлПЛ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область)
; в периоды 7–31.12.1968 г., 1–6.03.1969 г. и 1.09–31.12.1970 г. выполнял задачи боевой службы в Средиземном море, находясь в районе вооружённого конфликта в Египте (ОАР) во время боевых действий;
10.1969 г. в составе дивизии переформирован в 35-ю ДиПЛ 9-й ЭПЛ КСФ с базированием на Видяево (Мурманская область);
в период с 20.05.1972 г. по 28.03.1974 г. проходил средний ремонт на СРЗ-35 («Севморпуть») в Мурманске;
25.07.1977 г. переклассифицирован в БПЛ; 08.1981 г. переведён по внутренним водным системам из Белого в Азовское море; 25.09.1981 г. перечислен в состав КЧФ, вошёл в состав 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на Балаклаву;
в период с 15.09.1982 г. по 30.06.1990 г. проходил средний ремонт на СМЗ им. Серго Орджоникидзе в Севастополе;
5.07.1994 г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализациии;
1.12.1994 г. расформирован и в 1995 г. разделана на металл на Севастопольской базе «Главвторчермета» в Инкермане.
С уважением ЛЕОНИД.