Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Гоголь — вышивальщик
Иван Вишняков. К 325-летию со дня рождения художника
Реализм: учимся, работаем, отдыхаем
Атлас с Московией XVIII века работы Гийома Делиля

проект 651

Всё о подводном флоте

Модератор: Яфек

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

проект 651

Сообщение Куинка » Чт, 16 июн 2011 18:13:23

История проекта 651.

В 60-е годы наблюдалось наращивание подводных сил, предназначенных для борьбы с надводными кораблями противника. Эту функцию традиционно должны были выполнять ПЛ вооруженные крылатыми ракетами. Наряду с созданием атомных подводных лодок пр.675 активно строились и дизель-электрические ПЛ пр.651. Разработка лодки велась в ЦКБ МТ "Рубин". Главный конструктор А.С.Кассацер, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.А.Коцюбин. Эскизный проект был подготовлен к маю 1958 года и в январе 1959-го утверждён постановлением Совета Министров СССР. Первоначально планировалось построить 72 лодки. Всего же в период с 1963 г. по 1968 г. в состав ВМС вошли 16 ПЛ этого проекта. Надо сказать что большие ПЛ. пр.651 были единственными отечественными дизельными подводными лодками с КР специальной постройки. Все остальные создавались на базе торпедных ДПЛ.

Естественно это положительно отразилось на тактико-технических характеристиках. Головной корабль был заложен 16 ноября 1960 года на Балтийском ССЗ. 31 июля 1962 года ПЛ была спущена на воду и после завершения испытаний, 10 декабря 1963 года вошла в состав ВМФ. Заводские испытания проходили в районе Балтийска и Таллинна. На Балтийском ССЗ впервые использовалась сталь марки АК-25, отсутствие опыта привело к наличию большого числа дефектов в сварных швах. Из-за отсутствия полигонов для ракетных стрельб в Балтийском море лодку перебазировали на Северный флот. При испытания ПКР П-6 выяснилось, что при залповой стрельбе газовые струи маршевого и стартового двигателей передних ракет, попадая в воздухозаборники задних вызываю сбои в работе их двигателей, вплоть до остановки двигателя. Аналогичная проблема уже встречалась на ПЛАРК пр.659. Тогда её удалось решить путём перепрофилирования газоотводных выгородок. В данной же ситуации изменение формы газоотводов не привело к положительному результату. В конце концов ограничились выработкой порядка запуска ракет.

Лодка была двухкорпусной, с развитым ограждением рубки и надстройки. Легкий корпус (за исключением первых семи лодок) покрыт противогидроакустическим покрытием, которое кстати увеличило водоизмещение на 124 тонны. Прочный корпус из стали АК-25 разделён на 8 отсеков. Прочная рубка овальная, крыша имеет форму круглого цилиндра с образующей, параллельной плоскостью. На первых пяти лодках легкий корпус и прочные цистерны изготавливались из маломагнитной стали и уже через три года эксплуатации на одной из ПЛ были обнаружены многочисленные коррозионные повреждения в районе ЦГБ. Проведённые исследования показали что, на всех корпусах, изготовленных из этой стали через 5-6 лет появлялись трещины. Кроме того применение пневматического управления запорными клапанами колонки аварийного продувания, настолько ускорило открытие клапана, что при перепуске воздуха в незаполненный водой трубопровод, воздух мгновенно нагревался и при наличии на внутренних стенках труб масла происходил взрыв масляных паров. Подобные случаи имели место на АПЛ проектов 659 и 675.

Сложности возникли при проектировании кормовой части корпуса и винто-рулевого комплекса. Необходимо было обеспечить большую скорость хода и при этом возможно низкий уровень шума. Мощные ГЭД, с трудом вписывающиеся в обводы ПК ограничили угол развала линий вала и требовали винтов такого диаметра, что они не размещались в принятых ранее размерах. В итоге винты поместили в направляющие насадки, повышавшие критические скорости хода и пропульсивный эффект. Это дало возможность придать кормовой части такую форму, которая существенно уменьшила длину корпуса и позволило достичь приемлемого диаметра винтов. По сравнению с другими ДПЛ того времени были существенно улучшены условия обитаемости. Весь личный состав обеспечивался спальными местами. Жилые помещения располагались в носовой части (1 и 2 отсеки). Имелась общесудовая система вентиляции и кондиционирования, а также электрическая система отопления. Дополнительно в отсеках имелись автономные фреоновые воздухоохладители.

ГЭУ включала в себя два четырёхтактных 12-ти цилиндровых дизеля 1Д43 (Коломенский завод) с газотурбонаддувом. Мощность каждого дизеля 4000 л.с. при 500 об/мин. Дизеля нереверсивные со встроенным редуктором.
Источником электроэнергии был четырёхтактный 6-ти цилиндровый дизель 1ДЛ42 (Коломенский завод) с газотурбонаддувом мощностью 1720 л.с. при 700 об/мин, работающий на генератор постоянного тока ПГ-142 (1000КВт).
Впервые в отечественном подводном судостроении использовались серебряно-цинковые АБ - 4 группы по 152 элемента. Максимальная сила разрядного тока - 14000 А в течении полутора часов. Серебряно-цинковые АБ были установлены всего на трёх кораблях: К-24, К-85, К-256. Основными преимуществами серебряно-цинковых АБ перед свинцово-кислотными были: значительно большая ёмкость, возможность перерыва в зарядах, неполное их проведение и как правило не требовали долива на протяжении гарантийного срока эксплуатации. В процессе эксплуатации выявились и недостатки. Низкая надёжность и невозможность разряда АБ малыми токами, что усложняло управление гребной установкой и затрудняло маневрирование. В дальнейшем эти недостатки были устранены, но осложнение отношений с Китаем, основным поставщиком серебра не позволили установить серебряно-цинковые АБ на все лодки. А на тех лодках где они были установлены после выработки ресурса были заменены на свинцово-кислотные АБ.

Основным вооружением являлись КР П-6. Четыре пусковые установки попарно размещенные в надстройке, в нос и в корму от ограждения рубки. Перед стрельбой ракетные контейнеры поднимались под углом 15 градусов к горизонту. Флотские острословы окрестили лодки этого проекта "раскладушками". Запуск ракет осуществлялся только из надводного положения. Помимо КР П-6 лодка могла также нести КР П-5. На лодке соответственно имелись две системы управления ракетной стрельбой ("Север-А-651У" для КР П-5 и "Аргумент" для КР П-6) и два типа бортразъёмов для ракет П-5 и П-6. Перевооружение лодки ракетами другого типа занимало около трёх суток. В 1966 году ракетный комплекс П-5 был снят с вооружения. Было демонтировано оборудование обслуживающее эти ракеты. Торпедное вооружение состояло из шести носовых 533мм ТА и четырёх кормовых 400мм ТА. Общий боезапас 18 торпед (6-533мм и 12-400мм). Кроме того, на ряде лодок при необходимости во втором отсеке могли размещаться дополнительные запасные 533-мм торпеды. Правда это приводило к некоторому ухудшению условий размещения личного состава. Торпедной стрельбой управляла система "Ленинград-651".

Радиоэлектронное вооружение включало:
Навигационный комплекс "Сила-Н-651"
ГАК "Арктика-М
Станцию шумопеленгации МГ-10
Станцию обнаружения гидролокационных сигналов МГ-13
Систему звукоподводной связи МГ-15
РЛС РЛК-101
СОРС "Накат"

Так как КР П-6 обладали большей дальностью стрельбы (до 450 км), остро вставала проблема целеуказания. Установленная на лодка система приборов "Успех-У" принимала целеуказание с самолётов. Естественно боевая устойчивость подобного источника целеуказания была небольшой, а при действии лодки в удалённых районах и вовсе сомнительной. Была сделана попытка обеспечить целеуказание от разведывательных ИСЗ. Для этого К-81 была модернизирована по проекту 651К. На ней была смонтирована приёмная антенна и аппаратура системы космического целеуказани КР "Касатка-Б".

Лодки проекта 651 базировались в основном на Северном Флоте, где они интенсивно эксплуатировались, совершая боевые патрулирования в Средиземном море. Позже их стали переводить на Балтийский и Черноморский флоты. Действие этих ДПЛРК в составе ЧФ и БФ больше отвечало их боевым возможностям так как только в ближней зоне и в закрытых морях их можно было надёжно прикрыть от противолодочных сил противника. Пр.651 получился достаточно удачным. К несомненным достоинствам относятся: универсальность оружия, хорошая управляемость в надводном и подводном положении, малая заливаемость надстройки при сильном волнении и хорошие условия обитания.

ДПЛРК пр.651 и АПЛ пр.675 завершили в ВМФ СССР эпоху ПЛРК с надводным стартом.

Основные ТТХ ДПЛРК проекта 651
Длина наибольшая-85,9 м
Ширина наибольшая-9,7 м
Осадка по КВЛ-6,9 м
Запас плавучести-40%
Водоизмещение подводное-3750 м³
Водоизмещение надводное-3174 м³
Глубина погружения рабочая-270 м
Глубина погружения предельная-300 м
Скорость полная надводная-16 узл.
Скорость полная подводная-18,1 узл.
Экипаж-78 чел.
Автономность-90 сут.

Источники- В.П.Кузин, В.И.Никольский "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991" ИМО Санкт-Петербург 1996г
- статья взята с сайта http://www.podlodka.org

Представлен знак "Б-67".
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ•
К-67, с 25.07.1977 г. Б -67 [з/н 524].
31.01.1965 г. заложен на заводе «Красное Сормово» (№112) в Горьком;
спущен на воду 29.10.1966 г.;
в мае 1967 г. переведён по внутренним водным системам на достроечную базу ССЗ «Красное Сормово» в Северодвинске для прохождения сдаточных испытаний;
30.09.1967 г. введён в строй;
13.10.1967 г. зачислен в состав КСФ;
вошёл в состав 35-й ДиПЛ 1-й Краснознамённой ФлПЛ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область)
; в периоды 7–31.12.1968 г., 1–6.03.1969 г. и 1.09–31.12.1970 г. выполнял задачи боевой службы в Средиземном море, находясь в районе вооружённого конфликта в Египте (ОАР) во время боевых действий;
10.1969 г. в составе дивизии переформирован в 35-ю ДиПЛ 9-й ЭПЛ КСФ с базированием на Видяево (Мурманская область);
в период с 20.05.1972 г. по 28.03.1974 г. проходил средний ремонт на СРЗ-35 («Севморпуть») в Мурманске;
25.07.1977 г. переклассифицирован в БПЛ; 08.1981 г. переведён по внутренним водным системам из Белого в Азовское море; 25.09.1981 г. перечислен в состав КЧФ, вошёл в состав 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на Балаклаву;
в период с 15.09.1982 г. по 30.06.1990 г. проходил средний ремонт на СМЗ им. Серго Орджоникидзе в Севастополе;
5.07.1994 г. исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализациии;
1.12.1994 г. расформирован и в 1995 г. разделана на металл на Севастопольской базе «Главвторчермета» в Инкермане.

С уважением ЛЕОНИД.
Вложения
-Б-67 - Пр.651.jpg
Пр.651  --Б-67-  ЧФ.jpg
Фото Пр.651.jpg
Фото Пр.651 пускавая установка.jpg
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

MOREXOD
Старшина 1 статьи
Старшина 1 статьи
Сообщения: 638
Зарегистрирован: Вс, 11 мар 2012 18:37:03

Re: Пр.651

Сообщение MOREXOD » Вт, 02 янв 2018 13:27:12

ПЛ К - 120 гор. эм.

Изображение

Дед1954
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13473
Зарегистрирован: Вс, 09 фев 2014 15:14:55

Re: Пр.651

Сообщение Дед1954 » Вс, 29 авг 2021 07:07:01

К-77
Вложения
DSCN6488[1].JPG
DSCN6489[1].JPG
DSCN6490[1].JPG
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.

Дед1954
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13473
Зарегистрирован: Вс, 09 фев 2014 15:14:55

Re: Пр.651

Сообщение Дед1954 » Пн, 30 авг 2021 06:37:33

Подводная лодка К-156 (Б-156) проекта 651. Переведена из Таллина, вокруг Скандинавии на КСФ Зачислена в состав 35 дивизии, 1-й ФЛ ПЛ с базированием в губе Малая Лопаткина-Западная Лица. Исключена из боевого состава флота в 1990г.
Вложения
DSCN6629[1].JPG
DSCN6630[1].JPG
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.

Дед1954
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13473
Зарегистрирован: Вс, 09 фев 2014 15:14:55

Re: Пр.651

Сообщение Дед1954 » Вт, 31 авг 2021 17:58:46

Б-63 (К-63) Бухта Конюшкова, КТОФ.
Вложения
DSCN6739[1].JPG
DSCN6740[1].JPG
DSCN6741[1].JPG
DSCN6742[1].JPG
651 проект.jpg
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.

Дед1954
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13473
Зарегистрирован: Вс, 09 фев 2014 15:14:55

Re: Пр.651

Сообщение Дед1954 » Вт, 31 авг 2021 19:12:50

Дед1954 писал(а) Вс, 29 авг 2021 07:07:01: К-77
К-135
Вложения
К-135-Океан-70.jpg
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.

Дед1954
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13473
Зарегистрирован: Вс, 09 фев 2014 15:14:55

Re: Пр.651

Сообщение Дед1954 » Вт, 26 окт 2021 05:28:25

К-304, Б-304 проект 651, губа. Ура.
С 10 декабря 1971г. по 11 июня 1972г. выполняла задачи БС в Средиземном море, с заходом 1.04.72г. в порт Александрия Египет.
В 1990г.исключена из состава ВМФ, в 1991 году разделана на метал на СРЗ "Нерпа" Вьюжный, ныне Снежногорск, Мурманская область.
Вложения
К-304 реверс (2).JPG
К-304 реверс (1).JPG
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.

Дед1954
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13473
Зарегистрирован: Вс, 09 фев 2014 15:14:55

Re: Пр.651

Сообщение Дед1954 » Чт, 04 ноя 2021 08:33:09

К-120 переход Экватора 1969г.
В 1969 году атомная подводная лодка КСФ проекта 651, совершила Межфлотский переход с Губы Ягельная во Владивосток южным путём, с выполнением задач БС в Индийском океане. На борту было два специалиста с Коломзавода, которые следили за работой нового дизеля в южных широтах. В соответствие с флотскими традициям, подводники провели праздничное мероприятие с вручением из рук Командира и Нептуна Памятного Диплома, с указание Даты, Долготы и Широты пересечения экватора заверенное подписью Командира и Гербовой Корабельной печатью. Память на всю жизнь, подводники этот документ бережно хранят и передают из поколения в поколение в своей семье.
Вложения
К-120 а.JPG
к-120-р.JPG
Экватор-2 (2).JPG
Экватор-2 (1).JPG
К-120-фото-2.jpg
К-210 фото-1.jpg
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.

Дед1954
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13473
Зарегистрирован: Вс, 09 фев 2014 15:14:55

Re: проект 651

Сообщение Дед1954 » Пт, 18 фев 2022 06:25:32

31 июля 2022 года исполняется 60 лет спуска К-156. 16 ноября 1960 года на Балтийском ССЗ имени С. Орджоникидзе (№ 189) состоялась закладка головной лодки нового проекта — К-156. Всего предполагалось построить 36 лодок пр. 651, но в конечном счете построили 16. На том же заводе в 1964 году построили вторую лодку 651-го проекта, а остальные 14 строили в период с 1965 по 1968 год на заводе «Красное Сормово» (№ 112) в Горьком. Практически все лодки этого проекта несли службу в Северном флоте. Только две субмарины — К-120 и К-73 — служили на Тихоокеанском. Основным районом службы лодок проекта было Средиземное море. В 1980-е годы, в разгар холодной войны, советские дизельные лодки ввели во внутренние моря. В частности, две лодки пр. 651 — К-67 и К-318- направили на Черное море, а еще четыре — К-24, К-77, К-81 и К-203 — на Балтику. ДЭПЛ пр. 651, вместе с проектом 675, стали завершающими сериями подлодок ВМФ Советского Союза, вооруженными крылатыми ракетами с надводным стартом. С 1980-х годов их стали выводить из состава флота, и к началу 1990-х они были утилизированы. Из 16 лодок проекта 14 пошли на слом. Две были проданы за границу. К-24 (Б-24) отправилась в 1994 году в Германию, где используется как музей под неверным обозначением U-461.К-77 (Б-77) была продана финскому бизнесмену, который сделал в ней ресторан. Затем лодка перепродана и отбуксирована в США. С 1997 года ПЛ использовали как туристический аттракцион в городе Санкт-Петербург, шт. Флорида. С 2002 по 2007 год она была экспонатом музея в городе Провиденс в составе музея авианосца «Саратога». На рубке была нарисована красная звезда и обозначение U-484.
Вложения
651-1.jpg
651-2.jpg
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.

Дед1954
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13473
Зарегистрирован: Вс, 09 фев 2014 15:14:55

Re: проект 651

Сообщение Дед1954 » Вс, 13 мар 2022 13:59:38

Дизельная подводная лодка с крылатыми ракетами, проекта 651: "К-67".
Вложения
К-67.jpg
К-67-2.jpg
К-67-3.jpg
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.

Дед1954
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13473
Зарегистрирован: Вс, 09 фев 2014 15:14:55

Re: проект 651

Сообщение Дед1954 » Вс, 27 мар 2022 05:28:21

К-81-базовый ракетоносец со спутниковой антенной для получения целеуказаний с военных спутников, и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б».
Вложения
К-81-1.JPG
К-81-2.JPG
К-81-4 (1).JPG
К-81-4 (2).JPG
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.


Вернуться в «Подводные силы»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей