Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Московские коллекционеры. Ярославль
Ночные ведьмы
Эпоха Александра III. Живопись из Ярославского художественного музея
Не только Брейгель. Нидерландская гравюра XVI века

Турбоэлектроход «Балтика»

Переход в продажу

Модератор: Яфек

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13672
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Куинка » Пн, 19 сен 2011 11:19:00

Е. КУНИЦЫН,--пассажирский помощник капитана
теплохода «Эстония»
Балтийского пароходства

«ВЫМПЕЛ» 1990 г.
"НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЮБИЛЕЙ"

отрывок из статьи
""Как-то в каюте у главного механика Е. Данилова собрались за чашкой чая капитан А. Румянцев, второй механик А. Красников, первый помощник Н. Силин и автор этих строк. Стали мечтать-загадывать: «Вот бы дожить до 50-летия «Балтики»! Чтобы судно работало и мы на нем».
До круглой даты оставалось тогда восемь лет. Сколько экипажей полностью сменилось за сорок два трудовых года! А какие это были годы! «Балтика» захватила кусочек довоенного времени, пережила блокаду Ленинграда, успешно бороздила моря и океаны после войны.
Как всегда, мы стали теребить ветерана судна Анатолия Красникова. «Андреич! Вспомни еще что-нибудь!»

Он на судне с момента постройки, иногда по старой памяти назовет турбоэлектроход «Вячеславом Молотовым» — так вначале именовался океанский лайнер, заложенный в Амстердаме на верфи «Нидерландше шеепсбоув» по заказу Наркомфлота — Цуморфлота СССР в 1938 году. Стоимость судна определялась в 4 165 000 голландских гульденов. На его строительство, согласно контракту, пошли лучшие сорта легированной стали, выдержанные породы ценного дерева.
1 мая 1940 года на мачте нового судна взвился советский флаг. Грузо-пассажирский турбоэлектроход с первоначальным экипажем ровно сто человек был рассчитан на перевозку свыше двух тысяч тонн груза и пятисот пассажиров.
«Балтика» – судно с турбоэлектрической гребной установкой. водоизмещение в полном грузу 8530 т. Корпус сварной, сделан из высококачественной стали.
Девятью водонепроницаемыми переборками, доходящими до главной палубы, судно разбито на десять отсеков, что обеспечивает непотопляемость даже при самых тяжелых случаях повреждения 3 отсеков. «Балтика» имеет хорошую остойчивость, плавную качку с периодом 10,6 секунды.
Размеры судна:Длина судна 136 метров, ширина — 18,5 метра, скорость более двадцати узлов.

Предназначался турбоэлектроход для работы на Дальнем Востоке. Но уже бушевала вторая мировая война, и посылать пароход в длительное плавание было рискованно. Работу определили в районе Балтики. Из Амстердама следовало срочно уходить.
— Мы были последние, кто вышел из канала. Голландцы тотчас заблокировали морские подходы, немцы рвались в столицу и уже 10 мая оккупировали её,— вспоминает Анатолий Красников.— Когда судно вышло в море, немецкие власти приказали капитану, а им был Алексей Николаевич Хабалов, остановиться и прислали на борт двух лоцманов с секретными картами, участок, по которому шел турбоэлектроход, был заминирован.

Район плавания «Балтики» из-за военных действий был резко ограничен: порты, Швеции, Штеттин, Гданьск, именуемый в то время на немецкий манер Данцигом.
В апреле 1941 года судно пришло на гарантийный ремонт в Стокгольм. В работе незаметно подошел июнь. В ожидании окончания формальностей и подписания документов томились на рейде. Между тем шведские власти «тянули резину» и не торопились оформлять отход. На борт прибыла А. Коллонтай, советский посол в, Швеции. В конфиденциальной беседе с капитаном она обрисовала тревожную международную обстановку и приказала немедленно уходить из Стокгольма.

В среду 18 июня турбоэлектроход пришел в родной Ленинград, а в воскресенье грянула война.
Экипаж переводится на казарменное положение. На борту судна появляется номер «509», под которым теперь турбоэлектроход значится как военный транспорт. Четырнадцать моряков подали заявления о зачислении в формировавшийся в пароходстве партизанский отряд. Командиром назначили второго штурмана Б. Хирхасова, а комиссаром — третьего электромеханика С. Маркова. В отряд вступил ресторатор Г. Арутюнов, механик М. Флейшман, штурман Н. Чигиринский и другие.
Транспорт 509 готовился к ответственному рейсу в Таллинн, на окраинах которого уже шли ожесточенные бои. В городе скопилось множество раненых, нуждающихся в срочной эвакуации.

Участник героического прорыва из Таллинна доктор Н. Федоров всегда с волнением вспоминает полные смертельной опасности августовские дни сорок первого:
— Все пятьсот коек были быстро заполнены ранеными, а к борту все подъезжали и подъезжали санитарные машины. Многие моряки уступили свои каюты, покалеченных красноармейцев и командиров начали размещать в коридорах, вестибюлях судна. Взять максимум людей! Таков был военный приказ! То в одном, то в другом месте, там, где создавался затор, появлялась высокая фигура старшего помощника Вениамина Факторовича, умело и энергично руководившего приемкой раненых, ценного груза, продовольствия.

О героическом переходе по нашпигованному минами Финскому заливу есть воспоминания контр-адмирала И. Святова, самих участников похода. Судно подорвалось на мине, на борту началась паника, подавленная благодаря мужеству моряков и краснофлотцев. Почти сутки отстаивался турбоэлектроход у острова Гогланд, и над ним кружили «юнкерсы», прилетевшие добить судно. Спас густой туман. Транспорт 509 был взят на буксир и благополучно прибыл в Ленинград.

Много лет спустя я разговаривал с В. Факторовичем, и он сообщил интересную драматическую подробность. В Таллинне на борт приняли шесть пленных немецких летчиков. Был приказ: если что случится, фашистов расстрелять на месте. Когда про изошла беда, к багажному отделению, где взаперти сидели пленные, подбежал военный комендант судна, расстегивая на ходу кобуру револьвера.
— Выводи! — приказал он. Старпом попросил повременить: турбоэлектроход остался на плаву, крен прекратился, возможно, все и обойдется. Так и вышло, и тем шестерым была спасена жизнь.

В самые трудные дни блокады «Балтика» служила «стационаром» — так называли организованные в Ленинграде госпитали для умирающих от болезней и дистрофии. Одним из тех, кому судно спасло жизнь, был Анатолий Геннадьевич Суходольский. Во время блокады он оставался представителем Морсудпроекта, эвакуированного в глубь страны. В декабре 1943 года его выдвинули на работу редактором бассейновой газеты «Советская Балтика». Позднее .он стал заместителем редактора «Водного транспорта». Скончался Анатолий Геннадьевич в 1978 году уже в преклонном возрасте. Его вдова Л. Суходольская давала мне читать дневниковые записи блокадных лет. Там есть и строки о «стационаре».

«Меня поместили в светлую чистую каюту (а ведь в квартире у нас в то время света не было: стекла были при бомбежке выбиты, окна забиты фанерой, одеялами, в маленькой комнате светила коптилка). На турбоэлектроходе было электрическое освещение, идеальная чистота (два-три раза в день вытирали полы). Было чистое белье, по несколько хороших шерстяных одеял, регулярное питание. На судне работала баня, душ, радио, кино и судовая библиотека».
В дни и ночи блокады на «Балтике» печатались листовки и воззвания к защитникам города, работала радиостанция, на токарном станке вытачивались стаканы для мин. Инициатором был токарь А. Красников.

Торговый порт сильно обстреливался, и однажды снаряд покорежил трубу. Весной 1943 года судно переставили на Неву, напротив Мраморного дворца — филиала Центрального музея В. И. Ленина. Там и простояла «Балтика» до окончания войны.
На одном из собраний экипаж обратился к руководству судна — нельзя ли ходатайствовать перед обкомом КПСС о награждении «Балтики» медалью «За оборону Ленинграда»? Вопрос этот поднимался в связи с тридцатилетием судна. Но предложение моряков так и застряло в бюрократических кабинетах начальства.

В послевоенные годы огромный вклад «Балтика» внесла в развитие дружеских отношений и симпатий у многих иностранных пассажиров к Советской стране.............................................


Статья автора- Е. КУНИЦЫНА,
Некоторые Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.

Продолжение следует....
С уважением ЛЕОНИД,
Вложения
Рекламная открытка Т..эх -В.МОЛОТОВ-интурист.jpg
Значок-В.МОЛОТОВ-.jpg
Значок-В.МОЛОТОВ-.jpg (15.59 КБ) 11593 просмотра
-В.МОЛОТОВ- будущая -БАЛТИКА-.jpg
значок-БАЛТИКА-.jpg
Самый распространённый значок посвященный "БАЛТИКЕ".
ОТКРЫТКА -БАЛТИКА-.jpg
ОТКРЫТКА -БАЛТИКА-обратная сторона..jpg
открытка т.э.-БАЛТИКА- 1.jpg
Последний раз редактировалось Куинка Сб, 24 сен 2011 20:58:15, всего редактировалось 4 раза.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13672
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Куинка » Пн, 19 сен 2011 11:36:09

ПОДВИГ "БАЛТИКИ" в ВОВ.
«Венки на волне»,автор- Николай Михин.

"К началу Великой Отечественной войны флот Балтийского морского пароходства состоял из двадцати крупнотоннажных судов, а к февралю 1944 года в составе флота Балтики из довоенных судов осталось только четыре: турбоэлектроход "Вячеслав Молотов", пароходы "Отто Шмидт" и "Казахстан" и теплоход "Челюскинец". Техническое состояние этих судов было чрезвычайно тяжелым, но к началу первой послевоенной навигации (к весне 1945 года) эти суда были готовы к плаванию.

Самую долгую жизнь из них прожил турбоэлектроход "Вячеслав Молотов" (во время войны - военный транспорт No 509, после 1956 года - "Балтика"). Долгую и интересную. Дольше всех судов "Балтика" находилась в строю и, как старый боец, честно выполняла свой долг.
В довоенное время это было одно из лучших судов морского флота страны, комфортабельный пассажирский лайнер постройки 1940 года стоимостью десять миллионов рублей золотом. Первый капитан "Балтики" Николай Алексеевич Хабалов восхищался красавцем-судном со стройными мачтами и чуть наклоненной трубой. Им нельзя было не восхититься. С приходом "Балтики" в Ленинград на её борту побывали моряки, конструкторы, судостроители. Восхищались все. Не только его красотой, но и вместимостью, комфортабельностью кают, мощностью машинного отделения, экономичностью техники. Скорость - двадцать один узел (двадцать одна миля в час).

Всего несколько рейсов сделала красавица "Балтика" на пассажирских линиях между Ленинградом и немецкими портами. Виной этому была война, во время которой "Балтике" пришлось испытать себя на прочность, остойчивость и т.д. - по всем параметрам.

С самого начала войны турбоэлектроход был переоборудован в госпитальное судно. Он успешно выполнял задания командования Краснознаменного Балтийского флота по эвакуации из Таллина раненых и гражданского населения. 13 августа 1941 года первая отметина войны, повреждение в результате налета вражеской авиации. Наскоро отремонтированный, он уже 27 августа вместе с другими госпитальными судами по распоряжению командования КБФ принимал участие в эвакуации Таллина. Он был одним из четырех судов, не утонувших в период героической Таллинской эпопеи. Но был, как говорится, еле жив. Повреждения, полученные 27 августа, были значительно тяжелее первых: взрывом вражеской мины был пробит корпус и разрушено носовое котельное отделение. Причем, корпус был пробит в подводной части. Лишь благодаря выдержке и самоотверженности экипажа, во главе с капитаном Г.П.Бютнером судно оставалось на плаву и было прибуксировано в Ленинград с более, чем двумя тысячами раненых на борту эсминцем "Стерегущий". На зиму судно было законсервировано.

Особенно большую роль ВТ-509 сыграл в блокадную зиму 1941-1942 года. Голод и простуда подрывали силы и здоровье людей. В городе вспыхнула эпидемия туберкулеза легких. Туберкулез и дистрофия не щадили людей. Нужны были тепло и питание. Для повышения жизнеспособности ослабленных блокадников органы здравоохранения организовали широкую сеть стационаров лечебных учреждений для наиболее истощенных больных.

В Балтийском морском пароходстве такой стационар был открыт на турбоэлектроходе "Балтика". На судне снова после консервации были введены в действие система отопления, водопровод и канализация. 23 января 1942 года стационар принял первых больных, которые были настолько слабы, что не могли даже сами разуться, влезть в ванну для мытья, ходить по трапам, перешагнуть через низкий порог. Почти все ходили с палочками.

За время существования стационара в нем побывало около тысячи больных. Люди, которых привозили на санках, уходили самостоятельно, несколько окрепшие, готовые к дальнейшей работе для фронта.

Большую роль в выздоровлении больных играли повышенный рацион, чистота и уют. Отапливание стационара осуществлял пароход "Бирута", единственное судно, стоявшее под парами, а уголь для "Бируты" доставляли из Угольной Гавани члены команды турбоэлектрохода.

Угольная Гавань являлась базой твердого топлива для судов КБФ, и фашисты держали её под постоянным обстрелом. А так как она находилась всего в трех километрах от линии фронта, добирались туда по льду и только ночью. В темноте собирали рассыпанный по льду уголь в груды и тут же отвозили на "Бируту". Всего за время существования стационара таким образом было доставлено сто пятьдесят тонн угля.

24 апреля 1942 года был самый большой массированный налет фашистской авиации. На территорию порта было сброшено несколько десятков авиабомб. Бомбы упали и в район стоянки турбоэлектрохода. Усилились и артиллерийские обстрелы порта. Артиллерия Петергофско-Стрельнинской группировки противника располагалась на берегу Финского залива, на окраине Стрельны, так что Угольная Гавань для фашистских наводчиков была в поле прямой видимости. "Балтику" пришлось поставить на Неве, у Кировского моста.

На судне не раз отогревали, поили чаем и кормили подобранных в порту ослабевших людей. Два раза в неделю на турбоэлектроходе работала баня для моряков и портовиков. Механическая прачечная судна стирала белье для всех судов, для больницы имени Чудновского и нескольких воинских частей.

По инициативе начальника электроотдела порта И.Ф.Лебедева электростанция судна использовалась для питания электроэнергией портового хозяйства и городских районов. Она давала энергию в судоремонтные мастерские, на суда, на все причалы порта. На самом турбоэлектроходе рабочие мастерских обрабатывали детали для наших прославленных "катюш".

Через каждые сутки "Балтика" заряжала аккумуляторы для телефонного узла порта и автотранспорта воинских частей, дислоцировавшихся в Кировском районе Ленинграда.

Радиоузел турбоэлектрохода обслуживал все близстоящие транспорты и воинские части. На судне была налажена запись сводок Совинформбюро. Эти сводки тут же размножались для всего Кировского района. Типографский станок печатал воззвания, которые затем рассылались на все суда.

В ту тяжелую, страшную зиму турбоэлектроход "Балтика" был одним из немногих жизненных центров пароходства, оказывающих активную помощь Кировскому району, всему Ленинграду.

Однажды во время бомбардировки "Балтика" получила пробоину в борт ниже ватерлинии и стояла с затопленным отсеком. Экипаж решил отремонтировать судно своими силами. Необходимо было изготовить большой, в пятьдесят квадратных метров пластырь (сама пробоина была около двадцати квадратных метров) для заделки пробоины. Особенно сложной была задача заводки под днище такого огромного пластыря. С этой работой блестяще справилась палубная команда во главе с боцманом П.И.Чилингири.
Каждый день откачивали воду из отсека. Работать приходилось по колено в иле и мазуте. В течение месяца из отсека было выбрано около пятнадцати тонн железа и выкачана вся вода. Затем машинная команда перебрала механизмы общей мощностью более шестнадцати тысяч лошадиных сил.

Интереснейший факт, что заделка пробоины осуществлялась способом бетонирования, после сложных расчетов и испытания сечений новой металлической конструкции и старого набора. Это дало большой экономический эффект и не отразилось на плавучести судна. Когда в 1946 году "Балтика" ремонтировалась в доке завода-изготовителя, то не было предела удивлению голландских мастеров, обнаруживших, каким образом была заделана пробоина. Они удивлялись смелой смекалке российских экспериментаторов.

Всем процессом восстановления турбоэлектрохода руководил опытный капитан дальнего плавания Николай Андреевич Фафурин, отличившийся на военных перевозках Ленинград-Ораниенбаум, тогда он командовал пароходом "Отто Шмидт". Суровый 1942 год Николай Андреевич провел на Ладоге в качестве главного морского специалиста, консультанта и организатора. Не было человека из тех, кто работал на Дороге жизни в то время, кто бы не знал неутомимого, беспокойного моряка. При нем на турбоэлектроходе экипаж жил одной дружной семьей. Все вместе занимались заготовкой топлива для судов. С весны 1943 года моряками была организована ловля плывущих по реке бревен, досок, различных деревянных отходов. Были созданы бригады по ловле древесины. Экипаж "Балтики" заготовил на зиму 1943-1944 года 300 кубометров дров. Дровозаготовки, проводимые моряками, дали возможность зимой отапливать судовые помещения, что способствовало успешной работе по восстановлению флота.

К концу войны турбоэлектроход был полностью восстановлен. Причем, обязательства, взятые моряками по его восстановлению, были выполнены на десять дней раньше срока. Сверх плана экипаж отремонтировал механизмы моторного бота, произвел покраску жилых помещений.

Наряду с восстановлением флота руководством пароходства уделялось внимание и подготовке кадров для этого флота. Не все моряки возвратились в Ленинград из других бассейнов, многие из моряков погибли на фронтах или в осажденном Ленинграде. С восстановлением судов в пароходстве стал распространенным лозунг: "Каждый кадровый моряк должен обучить судовым работам и обязанностям двух-трех учеников".

Весной 1943 года из Казахстана в Ленинград прибыло 125 человек для обучения морским специальностям. Не все прибывшие вынесли трудные условия работы на судах в то время. Даже спать приходилось по два человека на одной койке. Так, не выдержав трудностей, с "Балтики" сбежали 12 человек из вновь прибывших. Экипаж осудил дезертиров, но сам факт этого дезертирства говорит о трудных днях работы на флоте в период восстановления. Что было по силам коренным морякам, оказалось не по плечу прибывшим в Ленинград добровольцам.

Уже на другой день после победоносного завершения войны суда Балтийского морского пароходства начинают выполнять ответственные задания правительства по транспортировке в страну оборудования и трофейного имущества для восстановления отечественной промышленности и транспорта. Одним из первых судов в рейс под командованием капитана А.Л.Каневского вышла "Балтика", доставившая в Англию ценный груз и первых пассажиров.

...Корабли, как люди: каждый оставляет в жизни свой след. У одних он

маленький, незаметный, у других - большой и глубокий. В памяти российских моряков и всех россиян навеки останутся имена и дела ботика Петра Великого, шлюпов "Восток" и "Мирный", фрегата "Паллада", крейсера "Варяг"... Не забудут они и турбоэлектроход "Балтика", его боевой и трудовой подвиг."

Некоторые Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.


Продолжение следует....
С уважением ЛЕОНИД,
Вложения
risunok_133.jpg
т.э.-БАЛТИКА-.jpg
т.э.-БАЛТИКА-.jpg (10.38 КБ) 11646 просмотров
687543859.jpg
1557_f.jpg
Последний раз редактировалось Куинка Вт, 20 сен 2011 04:33:25, всего редактировалось 1 раз.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13672
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Куинка » Пн, 19 сен 2011 12:07:56

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ РЕЙС.Турбоэлектрохода "БАЛТИКА"

Рассказ посвящается капитану турбоэлектрохода "Балтика" Майорову Павлу Алексеевичу, которому 26 февраля 2006 года исполнилось 89 лет.


Правительственный рейс пассажирского судна считается рейс , выполненный по доставке правительства своей страны с какой-то официальной миссией в другую страну. Это большая честь для капитана судна и его экипажа.
1960 год в СССР был удачным, ,был собран хороший урожай , строились гидроэлектростанции, промышленность выполняла планы по выпуску продукции, разгромлен блок опортунистов партии КПСС усилиями блока Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева, народ был доволен и продолжал строить коммунистическое общество в отдельно взятой стране СССР . Но на международной арене дела шли не совсем хорошо после речи в Фултоне мистера Черчилля, призвавшего к холодной войне с социалистическим лагерем, то бишь с СССР. Особенно CША , испытавшая в войне атомное оружие против Японии ,и за нею государства Европы начали считать СССР ,предполагаемым противником в будущей войне . Советский Союз понес самые большие человеческие и материальные потери во второй мировой войне и ни с кем не хотел воевать. В понедельник, 01 сентября, в кабинете министра Морского Флота СССР в Москве в 10.30 раздался телефонный звонок по "вертушке", телефону правительственной связи. Министр немедленно поднял трубку: -- Я слушаю--- В ответ он услышал знакомый голос помощника ЦК КПСС по транспорту Сергея Ивановича.: --- Владимир Григорьевич, здравствуйте, как идут дела на морском флоте ? Как отдохнули на даче, как рыбалка ?
-----Здравствуйте Сергей Иванович , на морском флоте полный порядок, рыбалка удалась , клевало отменно, на уху рыбки наловил и на жаркое хватило. У нас в Поделкино в этом году рыба прямо взбесилась, клюет почти на пустой крючок----
----- Владимир Георгиевич, сегодня к 16.00 , подберите в нашем пассажирском морском флоте океанское судно на 400-450 пассажиров, не старых, с хорошей скоростью, но не из тех, что мы получили после войны от Германии, c опытным экипажем , работавшим с иностранными пассажирами. ----
------ Сергей Иванович, что работники аппарата ЦК КПСС вместе с женами собираются в круиз за границу ?---
------- Ну что Вы, Владимир Георгиевич , никто ничего не знает, указание свыше. Наше дело выполнять, а что начальство думает , оно нам не сообщает
Министр срочно вызвал начальника пассажирского отдела морского флота и задал ему туже задачу ,но с ответом в 14.00.
В 14.00 на столе у министра лежало три предложения . Министр вызвал заместителя по мореплаванию, заместителя по техническому состоянию флота . Они рассмотрели все три и выбрали пассажирский турбоэлектроход "Балтика" Балтийского Государственного Морского Пароходства, работающий на линии Ленинград- Лондон с иностранными пассажирами. Это было судно построенное в 1940 году в Амстердаме, длиной 143 метра , шириной 17 метров, мощность машины 14000 лошадиных сил, водоизмещение 8496 регистровых тонн и могло брать на борт 432 пассажира, имело скорость 21 узел ,/ 39 километров в час/, обладало прекрасными и безотказными двигателями, маневренное с двумя винтами, пассажирские помещения, рестораны, соответствовали высоким требованиям перевозки иностранных пассажиров на такой европейской линии, как Ленинград-Хельсинки-Копенгаген-Лондон . Капитаном судна был опытный моряк Майоров Павел Алексеевич, командовавший безаварийно судном более пяти лет. Судно в течении этого времени ни разу не сорвало расписание и приходило в порты точно по указанному времени. В Лондоне лоцмана и портовые власти говорили, что по "Балтике" можно проверять время, не смотря на туманы и штормовые погоды осенью, что говорило о большой морской квалификации капитана и его экипажа. Два других предложения были отклонены. В 16.00 Министр Морского Флота позвонил по вертушке Сергею Ивановичу и доложил: --- Сергей Иванович , из всех пассажирских океанских судов нашего флота имеется одно судно, которое отвечает всем высоким требованиям ,скоростью, ,безопасностью, комфортом, размерами, опытным грамотным экипажем. Это судно - турбоэлектроход "Балтика" Балтийского Государственного Морского Пароходства, построенного по заказу СССР в Амстердаме в 1940 году. Судно в этом году прошло проверку Морского Регистра СССР и не имеет замечаний. Экипаж возглавляет лучший пассажирский капитан нашего министерства Майоров Павел Алексеевич, коммунист , участник войны.
----- Владимир Георгиевич, как раньше говорили во время войны, задание столь серьезное, что мы с Вами рискуем не только партбилетом , но и головой. Я сейчас доложу по инстанции и завтра в 09.30 сообщу Вам решение и задачу министерства. До свидания.----
Вертушка отзвонила ,и министр остался сидеть с трубкой телефона в руках. Затем он попросил секретаршу соединить его с начальником Балтийского пароходства , узнал все ли в порядке и где находится "Балтика". В пароходстве все было в порядке, "Балтика"завтра приходит в Ленинград по расписанию в 09.00 с иностранными пассажирами. Завтра , как было условлено, в 09.30 раздался звонок по вертушке и голос Сергея Ивановича , помощника секретаря ЦК КПСС по транспорту, сказал: ----- Владимир Георгиевич доброе утро, Вашему министерству дается задание доставить делегацию СССР во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым на сессию Организации Объединенных наций из Балтийска в Нью-Иорк . Дата отплытия в 09.00 9 сентября, прибыть в порт назначения Нью-Йорк в 09.00 19 сентября. Прошу Вас издать необходимые документы для служебного пользования начальнику пароходства. Срыв расписания движения судна чреват серьезными наказаниями. В экипаж должны попасть только проверенные моряки, этим займутся соответствующие органы. Начальнику пароходства и капитану судна даются любые разумные полномочия , по обеспечению рейса. Это решение принято на политбюро ЦК КПСС и подлежит безоговорочному исполнению. По партийным каналам уже посланы указания нужным организациям. "Балтику" снимайте с рейсового расписания и начинайте готовить судно к ответственному рейсу. Это все, есть ли вопросы?------
------ Сергей Иванович вопросов - нет. Моряки выполнят приказание нашей партии. --ответил Министр Морского Флота . И, как говорится, государственная машина завертелась. Начальник пароходства срочно вызвал капитана судна Майорова Павла Алексеевича и вручил ему приказ о предстоящем рейсе. Затем он вызвал всех начальников отделов и приказал готовить судно к ответственному рейсу. В отделе кадров кипела работа по проверке экипажа моряков и обслуживающего персонала. Прийдя на судно, Павел Алексеевич собрал командиров и объявил о предстоящем рейсе. Все вышли после совещания с сознанием ответственности ,ведь придется везти главу государства. На судно начали прибывать начальники отделов для выполнения заявок по снабжению запасными частями, продовольствием. На завтра был запланирован отход в Балтийск ,где судно будет покрашено свежей краской. Обеспечение всех судов стоящих в Ленинграде было приостановлено и снабжали только "Балтику". Кадры решили перетряхнуть и послать своих проверенных моряков даже , не работавших на этом судне. Это было очень опасно и капитан понимал, что только моряки, отдавшие судну годы работы, могут справиться с поставленной задачей , и он запретил менять членов экипажа без его согласия. Все командиры судна подтвердили, что они готовы выйти в рейс без всякой смены личного состава. Однако по приказанию начальника парткома была усилена группа машинного отделения на котельного машиниста , эстонца по национальности Эдгара Янимиса, которого срочно отозвали из отпуска. Он когда-то работал на "Балтике"и был послан в
этот рейс сверх штатного расписания. На следующий день к 18.00 судно было обеспечено всем , что требовал экипаж, принят полный бункер топлива, получены дополнительные карты на переход, проверены навигационные приборы , кладовые судна обеспечены продовольствием , деликатесами , спиртными изделиями всех сортов. Экипаж был на борту и отошли от причала номер 7 Ленинградского Морского порта в 18.00 на Балтийск, Военно-морскую базу Балтийского ВМФ. Переход прошел без всяких происшествий ,никто в стране, кроме моряков Пароходства и небольшого количества людей, занятых в снабжении судна, не знал о предстоящем визите в США главы государства СССР Никиты Сергеевича Хрущева. Кроме того, лозунг военных времен "враг подслушивает" еще кое-где висел в помещениях чиновников. C прибытием судна в Балтийск сразу начались покрасочные работы с восхода солнца до заката. Все моряки работали с полной отдачей, и вот к 8 сентября все судно было выкрашено свежей белой краской, пассажирские помещения вымыты, ковры вычищены, рестораны вымыты деодорантом ,
поднят новый государственный флаг . К 12.00 прибыли из Калининграда сопровождающая делегация в количестве 160 человек : группа охраны 9-го отдела Министерства Госбезопасности, журналисты многих советских газет, которые должны будут освещать поездку главы государства СССР в США, личный повар с помощником и врач Никиты Сергеевича Хрущева. Получено указание капитану подготовиться принять еще товарища Яноша Кадара первого секретаря ЦК КПСС Венгрии , товарища Георгиу Дэш первого секретаря ЦК КПСС Румынии и товарища Подгорного Н.C. первого секретаря ЦК КПСС Украины. Все они направляются вместе на сессию ООН c помощниками . 9 сентября мало кто спал, все готовились к отходу судна в рейс. Утро было прекрасное, тихое, со слабым ветерком с моря. Деревья еще стояли в зелени листьев, трава была также зеленой, и утром птицы весело щебетали, добывая прокорм своему потомству, ведь скоро в путь в южные страны .Начало осени всегда прекрасное время года , солнышко днем греет, а ночью уже прохладно. На базе ВМФ ,видимо, было дано указание матросам и офицерам не собираться , не высовываться и не создавать помех прибытию важной персоны. К судовому трапу вела красная ковровая дорожка , как и положено при встрече главы государства еще с царских времен. Капитан "Балтики" в новой недавно сшитой форме стоял у нижней площадки трапа готовый к рапорту. Экипаж стоял по местам готовый начать отход судна в рейс, главный двигатель был готов дать полные обороты судовому винту. Четыре автомашины "ЗИМ" подъехали к судну, из первой вышел Н.С.Хрущев из остальных гости. По красной дорожке он подошел к трапу судна и выслушал рапорт капитана.-- "Товарищ первый секретарь ЦК КПСС разрешите доложить, что турбоэлектроход "Балтика" готов сняться в рейс по Вашему указанию. Разрешите поднять на фок-мачте второй государственный флаг СССР , означающий что Вы находитесь на этом судне .Разрешите выходить в рейс.,?---- Хрущев поздоровался с капитаном и сказал: ----Раз все готово , командуйте капитан, выходим в рейс----
Он первым в сопровождении капитана поднялся на судно и прошел в левый приготовленную для него каюту- люкс, остальные гости поднялись на борт и также были проведены в свои каюты. Правый люкс был приготовлен для Яноша-Кадара, остальным были предложены каюты рядом с каютами-люкс, но немного похуже. Прозвучала команда капитана с мостика отдать продольные, затем шпринги и освобожденное судно двинулось из порта малым ходом , как белый лебедь. Только военные капитаны из кают своих кораблей смогли оценить морское искусство капитана пассажирского судна ,отошедшего от причала без буксиров и без лоцмана. Как только судно прошло боновое заграждение и выход из Военно-Морской Базы , капитан дал команду в машину телеграфом полный вперед. Без шума и вибрации, который обычно сопровождает дизель , электродвижение этого не имеет и поэтому используется на многих пассажирских судах.
В море к «Балтике» с правого и левого бортов подошли два эсминца-Неустрашимый- и… Развернувшись за кормой судна, они легли на параллельный курс впереди, на расстоянии в одну милю. Военные корабли должны были сопровождать «Балтику» до Ла-Манша. Связь с ними поддерживали на ультракоротких волнах.
Утренние газеты в СССР и за границей 9 сентября на первой полосе вышли с заголовками о том, что советская делегация во главе с первым секретарем ЦК КПСС Н.С.Хрущевым выехала на пассажирском судне на сессию ООН . Это первый выезд главы советского государства за границу . Ни один из прежних руководителей страны , ни Ленин, ни тем более Сталин не выезжали за границу. Это было шоком для всего мира и надо отдать должное смелости Н.С.Хрущева. Капитан положил судно на курс в пролив Зунд , оставил на мостике старшего помощника и спустился вниз , чтобы проверить работу пассажирской службы и ресторана, от которых много зависит на пассажирском судне.
Ведь пассажир именно с ними имеет контакт. Все было в порядке пассажирам готовили обед , они ходили по судну, знакомились с пассажирскими помещениями. Работал бар в котором были бесплатно только прохладительные напитки и кофе. Капитан поднялся на мостик , подошли наши два эсминца эскорта сопровождения до выхода "Балтики" в океан. Неожиданно судно вошло в туман. Капитан поднялся на мостик и взял управление судна на себя. Нужно было увеличить службу наблюдения по радару и выставить моряка на бак, как впередсмотрящего. Через десять часов туман рассеялся ,и судно начало входить в самое узкое и опасное место канал Дрогден в проливе Зунд. Лоцмана брать не стали. Капитан знал эту опасную часть пролива наизусть, ведь на лондонской линии ему приходится его проходить еженедельно. По датским правилам, которые обязано выполнять любое судно в датских водах в этом проливе, вынуждены были сбавить ход до маневренного хода - 16 узлов, чтобы остановиться ,если будет необходимо. Пролетел мимо Копенгаген весь в огнях и мрачный замок принца датского , тень которого говорят все еще бродит по залам дворца, и где была написана великая трагедия Шекспира "Гамлет". Cудно вошло в пролив Каттегат и увеличили ход до полного. Вот и мыс Скаген северная оконечность Дании ,пролив Скагеррак ,где встречали много небольших рыболовных судов ,с которых рыбаки приветствовали наше судно .Газеты всего мира уже поместили фотографию "Балтики" на первых страницах со словами русские плывут в Нью-Йорк завоевывать мир . Северное море встретило судно свежим ветром с запада , но скорость не сбавляли. Получили прогноз погоды на Северное море и пролив Ла-Манш , который был удовлетворительным. Пассажиры полностью обжили судно, играли на верхней прогулочной палубе в шайбы, читали книги, играли в шахматы, домино. Высшие руководители собирались в левом люксе или в правом ,и вырабатывали общее поведение на сессии ООН. Днем прошли Англию и меловые холмы Дувра , судно гордо несло два красных флага , на корме означающие принадлежность судна, а второй на фок-мачте наличие на борту главы государства. Не каждому судну за всю его историю жизни пришлось добиться таких почестей. Прогулочные яхты с англичанами вышли из Дувра и приветствовали наше судно, репортеры делали снимки для своих газет. Наши репортеры с судна посылали материалы в свои газеты через судовую радиостанцию и радио - служба работала с полной нагрузкой. Никита Сергеевич Хрущев любил отдыхать на прогулочной палубе вместе с Подгорным Н.C., где они обсуждали информацию, получаемую из Москвы . После совещаний он особенно полюбил палубный хоккей или ,как эта игра, называлась погонять шайбы, в который он играл с большим азартом. Прошли военно-морскую базу Великобритании Cаутгемптон , вдалеке два фрегата ВМФ выполняли какие-то маневры и ,конечно ,наблюдали наше судно, но не подошли и не поприветствовали главу нашего государства, хотя по правилам вежливости и этикета на море могли бы. Что делать, холодная война уже была объявлена бывшим премьером Великобритании господином Уинстоном Черчиллем , кстати нашим бывшим союзником во второй мировой войне Прошли Английский канал, и наконец выход в Атлантический океан мыс "Lands end",/ конец земли / , и капитан положил судно на курс 270 градусов ,на Америку................

"Рейс мира" в Нью-Йорк.
Евгений Куницын, бывший пассажирский помощник турбоэлектрохода "Балтика"
"Союз. Беларусь-Россия" №476 (40)
21.10.2010, 00:20

В сентябре 1960 года к берегам США отправился турбоэлектроход "Балтика". На борту судна было 156 пассажиров, представляющих делегации СССР, Украины, Белоруссии, Болгарии, Венгрии и Румынии на предстоящей XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН. "Рейсом мира" окрестила тогда пресса плавание судна в Нью-Йорк.

У Никиты Сергеевича Хрущева в рейсе сложился такой режим: вставал он в 6 утра и поднимался на капитанский мостик, смотрел в бинокль, слушал объяснения капитана и со словами: "Не буду мешать нести вахту" удалялся на прогулку на шлюпочную палубу. За ним на некотором расстоянии следовали два телохранителя. Ему это явно не нравилось, Хрущев иногда окидывал их сердитым взглядом.

Официантки, обслуживающие Хрущева, говорили, что он часто называл поваров "создателями хорошего настроения" и просил передать шеф-повару благодарность за вкусную еду. Как-то вечером экипаж "Балтики" выступил перед пассажирами с концертом самодеятельности. Хор исполнил любимую песню Хрущева "Рушничок". Концерт закончился, но никому не хотелось расходиться.

- Пусть молодежь потанцует! - громким голосом предложил Хрущев.

Все присутствующие зааплодировали. Оркестр заиграл, раздался голос в микрофоне: "Танго, белый танец!"

Одна из бортпроводниц подбежала к Никите Сергеевичу и пригласила его на танец.

- Не обучен, - улыбнулся он. - А вот дипломат может! - И подтолкнул легонько стоявшего рядом ничего не подозревавшего министра иностранных дел.

Серьезному и неулыбчивому Андрею Андреевичу Громыко пришлось выручать шефа. А тот продолжал шутить:

- Танцуй, танцуй! Жене не скажу!

Пассажир номер один нравился экипажу своей непосредственностью. Он всегда улыбался и отвечал на приветствия моряков.

Когда подошли к Нью-Йорку, ко мне подбежал запыхавшийся матрос и взволнованно сказал:

- Вас срочно вызывает капитан!

Я быстро поднялся в его каюту. Капитан держал в руке радиограмму. Вид у него был хмурый.

- Только что получили депешу. Швартовщики причала объявили забастовку. Некому концы с судна принимать на причале. Официальные власти решили насолить.

Капитан попросил меня надеть морскую парадную форму и отправиться на берег в шлюпке, которую готовили к спуску.

- Будете переводчиком. Мало ли какая ситуация возникнет на пирсе, - напутствовал меня капитан.

Шлюпку спустили быстро. В нее сели пять матросов в новенькой с иголочки форме, третий штурман и я. Быстро отвалили, ходко прошли метров тридцать, как вдруг мотор стал чихать и вскоре заглох. А до причала еще несколько сотен метров! Мы ясно различали пирс и огороженный металлической сеткой забор, а за ним фигуры полицейских в черных плащах, лица сотен людей, с любопытством наблюдавших за "Балтикой", а теперь и за нами. "Балтика" уже уплыла на сотню метров. На пеленгаторный мостик вбежал старпом и взволнованно прокричал в мегафон:

- Что случилось? Почему встали?

А мы были готовы "провалиться сквозь воду": опозорились на глазах у всей Америки!

- Весла на воду! - раздалась команда.

Стали разбирать тяжелые весла, хотя понимали, что ни догнать, ни опередить судно не можем. И вот произошло чудо. Так бывает только в остросюжетных фильмах, когда помощь приходит в самый последний момент - вдруг заработал двигатель. Оказывается, просто был закрыт краник карбюратора. Малое количество бензина сгорело, а больше топливо в бензопровод не поступало. Сложили весла и полным ходом рванули к берегу. Обошли "Балтику" с ветерком. Представили, как улучшилось настроение у капитана и всех пассажиров.

Вот и пирс. Быстро закрепив шлюпку, матросы приготовились ловить выброски с носа и кормы. На берег полетел круглый "мячик" с прикрепленной к нему бечевой, связанной со швартовым концом, его закрепляют за кнехт на причале. Швартовка обошлась без приключений. Наш десант никто не собирался сталкивать с пирса, знаний английского языка применять не пришлось.

Спустили трап, по нему сошли на берег два человека в одинаковых светло-серых плащах - первым прикрепленный к Хрущеву офицер безопасности, за ним - наш главный пассажир, а следом его личный переводчик Виктор Суходрев...........

Некоторые Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.


Продолжение следует....

С уважением ЛЕОНИД,
Вложения
122660393.jpg
1960 год, Нью-Йорк, выступление антикоммунистов.
Сам знак-РЕЙС МИРА-.jpg
памятный знак на надстройке-БАЛТИКА-.jpg
За мир  Москва-Нью-Йорк.1960 г -БАЛТИКА-.jpg
Знак вручался экипажу и участникам рейса.
предположительный тираж-от 600 до 1000шт.
1960-В память о рейсе Мира на т.э-БАЛТИКА-.jpg
Редкая памятная медаль вручалась экипажу и участникам рейса.
предположительный тираж- 300 шт.
1309331340_1296741556_11.jpg
Хрущёв Н.С. на борту -БАЛТИКА-.jpg
Хрущёв Н.С. на борту -БАЛТИКА-.jpg (12.54 КБ) 11643 просмотра
Конверт с бумагой т.э-БАЛТИКА-1.jpg
Конверт с бумагой т.э-БАЛТИКА-2.jpg
Конверт с бумагой т.э-БАЛТИКА-3.jpg
Последний раз редактировалось Куинка Сб, 24 сен 2011 13:27:06, всего редактировалось 2 раза.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13672
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Куинка » Пн, 19 сен 2011 16:46:11

проект 41 "Неустрашимый" и "БАЛТИКА"
В сентябре 1960 г. в биографии корабля, которым тогда командовал капитан 3 ранга Б.В.Иванов, произошел эпизод, о котором стоит рассказать немного подробнее.
Когда на XV сессию Генеральной ассамблеи ООН направлялась советская правительственная делегация. Председатель СМ СССР Н.С.Хрущев решил через Атлантику "идти морем" — то ли не доверял свою драгоценную жизнь "Аэрофлоту", то ли захотел ощутить прелести морского путешествия. Для доставки высокого пассажира предназначался турбоэлектроход «Балтика», сопровождение которого в Атлантический океан возлагалось на корабли КБФ. Среди этих кораблей оказался и «Неустрашимый».На флоте «Неустрашимый» считался опытным кораблем и "родителем" серии новых ЭМ — пр.56,
9 сентября «Балтика», приняв на борт Н.С.Хрущева и сопровождающих его лиц, вышла из Балтийска в эскорте боевых кораблей.
Трое суток «Неустрашимый» шел с турбоэлектроходом, сопровождая его до Британских островов, даже несколько дальше —до 7-го град. ЗД. Все участники "операции" после возвращения в Балтийск получили красочно "оформленные" мастерами на все руки из политуправления флота "грамоты", в которых, в частности, было написано: "...За успешное выполнение задачи Председатель Совета Министров СССР Н.С.Хрущев объявил благодарность всем офицерам, старшинам и матросам, в т.ч. и Вам, в радиограмме: "Командирам эскортировавших кораблей, офицерам и матросам. Выражаю благодарность за сопровождение, желаю счастливого плавания и благополучного возвращения на родину. Н.С.Хрущев, 12 сентября 1960г."
ИСТОРИЯ -службы эсминца.
Экспериментальный эсминец с паротурбинной энергетической установкой нового типа. Несмотря на прогрессивную компоновку, имел ряд недостатков и в серию не пошел. Хотя в целом корабль практически ни в чем не уступал своим серийным преемникам — эсминцам проекта 56. В ходе эксплуатации 25-мм автоматы были сняты, стабилизированные спаренные 45-мм орудия СМ-16 заменены на счетверенные 45-мм СМ-20-ЗИФ, а бомбометыБМБ-2-на 2РБУ-2500.

НЕУСТРАШИМЫЙ (заводской № 614). 15.3.1950 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 5.7.1950 г. заложен на заводе № 190, спущен 29.1.1951 г., вступил в строй 31.1.1955 г. (окончательно принят от промышленности 27.12.1957 г.) и 26.7.1955 г. включен в состав 4-го ВМФ. С 24.12.1955 г. входил в состав КБФ. В период с 21.5.1962 г. по 23.12.1963 г. и с 10.10.1967 г. по 6.1.1969 г. прошел в Лиепае капитальный ремонт. 25.1.1974 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кронштадте на отстой, а 22.2.1974 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 12.3.1974 г. расформирован и в 1974 — 1975 гг. на базе “Главвторчермета” в Ленинграде разделан на металл.

Водоизмещение; полное 3830, стандартное 3010 т; длина 133,83 м, ширина 13,57 м, осадка 4,42 м. Мощность ПТУ 2x32 100 л.с.; скорость хода: максимальная 33,55, экономическая 17,9 уз.; дальность плавания экономическим ходом 5210 миль.
Вооружение: 2x2 130-мм СМ-2-1, 4х2 45-мм СМ-16 и 2х4 25-мм 4М-120 орудий, 2х5 533-мм ТА, 6 БМБ-2 и 2 бомбосбрасывателя (105 глубинная бомбы). Принимал на борт 48 мин КБ-“Краб”. Экипаж 305 человек.



Некоторые Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.


Продолжение следует....
С уважением ЛЕОНИД,
Вложения
пр...41 эсминец-НЕУСТРАШИМЫЙ-.jpg
пр...41 эсминец-НЕУСТРАШИМЫЙ-.jpg (52.95 КБ) 11535 просмотров
risunok_202.jpg
"ГРАМОТА "от ХРУЩЁВА Н.С.
risunok_202.jpg (12.9 КБ) 11627 просмотров
rvachev.jpg
Старшина 2 статьи, Рвачев Антолий Анатольевич,в 1957 г. призвался в ряды СА-ВМФ.
В 1960г. был участником экскорта на эсминце -турбоэлектрохода "Балтика" с правительственной делегацией СССР во главе с Н.С. Хрущевым, направляющихся на сессию ООН.
41_Neustrashimy_Neva.jpg
ФОТО  Эсминец -НЕУСТРАШИМЫЙ-пр..41.jpg
ФОТО:
Единственный в ВМФ СССР эсминец пр.41 "Неустрашимый" переходной от пр.30-бис к пр.56. От старпома эсминца (1969-1971гг), ныне адмирала Гуринова экипажу нового "Неустрашимого". 20 июня 1997г.
Эсминец -НЕУСТРАШИМЫЙ-пр..41.jpg
Последний раз редактировалось Куинка Вт, 27 сен 2011 18:58:07, всего редактировалось 1 раз.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13672
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Куинка » Вт, 20 сен 2011 02:39:19

ОСОБО ВАЖНЫЙ РЕЙС
автор.Е. КУНИЦЫН,
......"У меня до сих пор горечь и недовольство собой. Впопыхах забыл взять фотоаппарат. Какие бы исторические кадры можно было отснять: сход на американский берег Н. С. Хрущева, быстрое окружение его и личного переводчика В. Суходрева многочисленными нашими и американскими телохранителями, встреча советского гостя многочисленной публикой.
Я находился на причале около часа, пока не сошли с судна все пассажиры. «Балтику» поставили у довольно заброшенного причала № 75 на Ист-Ривер. Ночью по пирсу бегали громадные раскормленные крысы. Моряков пускали в увольнение пятерками, боясь провокаций. Но их не случилось.

Прошло дней десять, и мы освоились с Нью-Йорком. Ребята осматривали, фотографировали город. Редактор фотогазеты моторист В. Яаниметс поздно вечером в комнате отдыха наклеивал на огромный лист ватмана снимки, большинство из них — работа самого Виктора. Помнится, когда для экипажа была организована экскурсия по Нью-Йорку, он замешкался во дворе университета. Все уже сидели в автобусе, а Виктор все еще наводил объектив «феда» на какие-то стены, деревья, все удаляясь от нас. Меня послали за фотографом. Он недовольно что-то буркнул-по-эстонски и медленно пошел к автобусу. Не думал, что вижу в тот вечер редактора в последний раз. На другой день В. Яаниметс пошел с группой в город, зашел вместе с ребятами в магазин и исчез. А еще через день все нью-йоркские газеты опубликовали на первых полосах его фотографию и паспорт моряка, сообщив, что моряк с «хрущевского парохода» попросил политического убежища. Это был шок. Ведь Яаниметс — член комсомольского бюро, его фотография висела на Доске почета пароходства и вдруг — измена Родине.

Стали мучительно припоминать штрихи его поведения в последние дни. Вроде ничего примечательного. Правда, врач-стоматолог Е. Костерин сказал, что в течение рейса запломбировал пять зубов Яаниметсу. Многие находили, что был он постоянно замкнутым, неразговорчивым. Сверхбдительные отметили, что отчество у Виктора подозрительное — Адольфович. Хотя разве его вина, что так звали отца?
Все сходились на том, что отвечать все равно придется. Виноватым окажется коллектив. Неудобно было перед Н. С. Хрущевым: так подвести и опозориться на весь мир. Представляли себе, как злорадствовали американцы. Отношения тогда между странами не отличались дружелюбием. В самом Нью-Йорке во многих местах встречались яркие таблички с лаконичной надписью: «Хрущев здесь не желателен». А в эмигрантской газете «Новое русское слово» каждый раз печатались объявления об организации демонстраций протеста против главы советской делегации.

Вычеркнули мы из судовой роли фамилию перебежчика. Вот и все, прощай премии, награды (о них уже шла речь среди экипажа, мол, за выполнение ответственного рейса всех ждут ордена и медали). А теперь все ждали расправы, расформирования экипажа.
От суровой кары всех в буквальном смысле слова спас Никита Сергеевич. Он возвратился домой самолетом и в первой же речи перед трудящимися Москвы объявил на всю страну благодарность экипажу «Балтики» и её капитану П. Майорову за отличное выполнение правительственного задания. Его выступление мы слушали по судовому радио в Атлантическом океане. Тут же получили поздравление от министра морского флота В. Бакаева, затем из пароходства. В Ленинграде нас встречали с оркестром.


Весть о смещении Хрущева узнал в море от симпатичной молодой пары англичан, совершавших свадебное путешествие на теплоходе «Михаил Калинин», где я работал в навигацию 1964 года.
— Только что услышали по Би-Би-Си, что сняли Хрущева! — возбужденно сообщили они.
— Би-Би-Си как всегда врет! — помнится, категорически ответил я, чем немало смутил и вызвал растерянность у молодоженов.
— Возможно,— неуверенно пробормотали они.
На следующее утро судовое радио, настроенное на московскую волну, подтвердило сообщение из Лондона.
— Би-Би-Си ничего не наврало! — с нотками уязвленного самолюбия заметили знакомые англичане.
— Не согласен! Хрущева не сняли, он сам ушел по состоянию здоровья! Слышали, что передало наше радио?
— Пожалуй, так,— скромно согласились они.

Я не сомневался тогда, что Никита Сергеевич сам подал в отставку. Телосложения он тучного, да и возраст уже за семьдесят. Теперь-то известно, как происходил кремлевский переворот, кто готовил его и как плелась интрига.
Вскоре в печати появились статьи о политике волюнтаризма, ошибках прежнего лидера. Срочно сняли все портреты Никиты Сергеевича. Вместо них появился лик чернобрового Брежнева. На собраниях ораторы вместо цитат из речей Хрущева стали повторять оракульные истины, изрекаемые новым вождем, очередным «верным ленинцем» и, конечно, «выдающимся деятелем международного рабочего движения».
Перемена власти тут же сказалась и на судьбе «Балтики». На руководящие должности в пароходство пришли новые люди, неприязненно и завистливо относившиеся к «хрущевскому» капитану Павлу Алексеевичу Майорову.

Расписание очередной навигации для турбоэлектрохода было составлено без предварительного ознакомления капитана: включены каботажные рейсы, вояжи на Кубу, длительный зимний заводской ремонт вместо плаваний по теплым морям, как планировалось для других пассажирских теплоходов.
Из престижного судна «Балтика» превратилась в место «ссылки» проштрафившихся моряков, которые хорошей работой должны были заслужить возвращение на другие суда.

Это продолжалось долгие годы. Но хрен редьки не слаще — новый лидер не смог затмить и выветрить народную память о Никите. Догнать и перегнать Америку не удалось ни тому, ни другому. Даже бежать рядом, чтобы «не видно было рваных портков», как шутили в те времена.
В конце 70-х мы почувствовали вновь вспыхнувший интерес к личности Хрущева, истории незабываемого плавания судна к берегам США. На встречах-знакомствах с пассажирами они неизменно требовали подробного рассказа и личных впечатлений о пребывании на борту Хрущева. Но моряков, совершивших исторический вояж, оставалось все меньше. Одни перешли на другие теплоходы, кто-то по возрасту закончил карьеру.

Не раз в роли рассказчика приходилось выступать и мне. Правда, в первое время мы избегали публично вспоминать о неприятном для нас случае — побеге в Нью-Йорке В. Яаниметса, эстонца по национальности. Он опозорил экипаж, и все болезненно переживали поступок бывшего моториста, значившегося по судовой роли под номером 80. Эта цифра считалась тогда для моряков какой-то роковой, приносящей несчастье. В новом списке экипажа под этой цифрой никого не записали, сделав пометку, что номер 80 отсутствует. Долгое время место В. Яаниметса в столовой никем не занималось — такую неприязнь он вызывал.

Но из песни слов не выкинешь. Однажды на встрече с пассажирами задали вопрос, почему замалчиваем эпизод с мотористом, ведь зарубежные голоса на весь мир раструбили о геройском побеге с «хрущевского» парохода патриота-эстонца. Пришлось подробно
рассказывать, как все случилось, и реакция слушателей оказывалась неоднозначной. Одни слушали нахмурившись, буравя рассказчика пристальными, молчаливыми взглядами, другие равнодушно пожимали плечами: мол, что тут такого страшного, не стоит делать трагедию из-за одного человека. Ну убежал, ну захотелось сменить образ жизни, скатертью дорога!

Много воды утекло с тех пор. Еще почти двадцать семь лет бороздила морские волны «Балтика», а состарившись, была обречена на слом. Продали турбоэлектроход на металлолом одной пакистанской фирме за весьма низкую цену.

Ушли из жизни многие участники незабываемого рейса. А некоторые, ранее высоко восхвалявшиеся деятели своих стран, попали под конец жизни на скамью подсудимых. Суд истории все расставляет по своим местам. Жаль только, что слишком долго приходится ждать вынесения справедливого вердикта.

Е. КУНИЦЫН,
бывший член экипажа турбоэлектрохода «Балтика»
ВЫМПЕЛ, 1990 г.
Некоторые Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.


С уважением ЛЕОНИД,
Вложения
БАЛТИКА-самораскраска....jpg
Из серии-корабли -ОЛИМПИАДА-80-
Из серии -ОЛИМПИАДА-80 -.jpg
значок -БАЛТИКА- 1.jpg
значок -БАЛТИКА- 2.jpg
знак-ОШИБКА-Балтика-турбоэлектроход..jpg
Из серии ...
-БАЛТИКА-марка СССР.jpg
-БАЛТИКА-.jpg
открытка -БАЛТИКА-.jpg
открытка -БАЛТИКА-обратка.jpg
Последний раз редактировалось Куинка Ср, 28 дек 2011 09:02:22, всего редактировалось 1 раз.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13672
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Куинка » Сб, 24 сен 2011 21:06:05

АВТОР-Е. КУНИЦЫН,--пассажирский помощник капитана
теплохода «Эстония»
Балтийского пароходства

«ВЫМПЕЛ» 1990 г.

"НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЮБИЛЕЙ".
Конец статьи.
....краткий «послужной» список турбоэлектрохода: многолетняя работа на регулярной пассажирской линии Ленинград — Лондон. Перевезены десятки тысяч пассажиров из самых разных уголков мира. В книгах отзывов сердечные строки благодарности экипажу за профессионализм, добросердечность, дружелюбную обстановку на борту.

В сентябре 1960 года ответственный рейс к берегам США с делегациями .СССР, Украины, Белоруссии, Венгрии, Румынии, Болгарии на XV сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Участие в международных молодежных фестивалях в ГДР и на Кубе. На время XX Олимпиады «Балтику» назначают официальным перевозчиком участников Игр. Многочисленные круизы по линии «Спутника» с советской молодежью по европейским странам. Совместное участие моряков с туристами в вечерах дружбы, акциях доброй воли.

Это лицевая сторона медали, а оборотная — непрекращающаяся борьба экипажа за сохранение судна. Каждая навигация могла стать последней для «Балтики». Мол, судно старое, пора его «под нож». Сколько жарких собраний экипажа было проведено, сколько «хождений по мукам» предприняли главный механик Е. Данилов и капитан А. Румянцев, пока не доказали начальству, что судно еще может долго и успешно работать. Наконец — победа. Появился приказ министра Т. Гуженко о продолжении эксплуатации судна до 1990 года, то есть до пятидесятилетнего юбилея.

И залогом тому стал первый заграничный ремонт в Ольборге (Дания) в 1984 году. Был переоборудован камбуз, полностью заменена сантехника и заново построены душевые, туалеты, ванные. Пассажирские помещения застелили дорогими коврами. Глаз радовали новшества, повысилась комфортабельность, что дало возможность поднять тарифы за перевозку пассажиров. А от них не было отбоя, ведь «Балтика» зарекомендовала себя только с хорошей стороны. По вине судна ни разу не случалось опозданий. В Лондоне среди морских агентов ходила крылатая фраза: «По «Балтике» можно сверять часы!», родившаяся в бытность, когда капитаном был П. Майоров, почти пятнадцать лет бессменно проработавший на любимом судне.

Как гром среди ясного неба, получил экипаж в сентябре 1986 года телеграмму из пароходства о срочном выводе судна из эксплуатации. Был даже канцеллирован круиз, билеты на который уже распродали. Сегодня известна причина той паники. Произошла катастрофа с «Адмиралом Нахимовым», вот начальство и решило подстраховаться и по возрасту списать «Балтику», забыв о существовавшем приказе министра. А ведь в одну воронку снаряд дважды не падает, есть такая примета. Поставили ветерана флота на заброшенный причал в Ленинградском порту. Инвентаризация имущества, списание экипажа. На борту оставлен минимум людей для поддержания жизнедеятельности турбоэлектрохода.

И вдруг разворот на сто восемьдесят градусов. В Рейкьявике готовится встреча советского и американского президентов. Нужно послать два пассажирских теплохода и использовать их как гостиницы для советской делегации. И вот «забракованное» судно вновь пригодилось. Первый заместитель министра дает разрешение на выход «Балтики» в штормовой океан. Ветеран вновь показал свои прекрасные мореходные качества. «Балтика» обогнала «Георга Отса», вышедшего ранее из Таллинна, и первой прибыла в Исландию.
Глава советской делегации М. Горбачев со своими ближайшими помощниками остановился на «Георге Отсе», а на «Балтике» жили остальные участники встречи.

После исландского рейса у моряков вспыхнула надежда, что судно вновь встанет в строй пассажирского флота. Но вышло иначе. С возвращением в Ленинград вновь подтвердилось, что «Балтике» больше не плавать. Выдвигались разные предложения: сделать из судна гостиницу или общежитие для курсантов, создать музей истории торгового флота и самой «Балтики». Ведь до сих пор в нашей стране нет подобных музеев. А возьмите норвежцев, как заботливо относятся они к своей истории! Специальное помещение сделали для исторического «Фрама», бороздившего воды Арктики и Антарктики. Норвежцы заботливо сохраняют и корабли викингов. Англичане поставили на вечную стоянку на Темзе «Дискавери», на котором Скотт совершил плавание в южных широтах. Шведы сделали музеем корабль «Ваза», построенный много веков тому назад и затонувший в первом же плавании. А где наши легендарные ледоколы «Ермак», «Красин», «Обь», не раз ходившая к берегам Антарктиды и однажды спасшая из ледового плена «Эстонию»?

Как ни горько сознавать, но мы «Иваны, не помнящие родства». Рвется цепочка, соединяющая поколения моряков прошлых и настоящих лет. Откровенно говоря, мало кто верил, что из «Балтики» сделают музей. И правильно делали, не обольщаясь несбыточными надеждами. Судно продали на слом в Пакистан. Участник последнего рейса турбоэлектрохода боцман Евгений Завьялов вспоминает:
«Мы ждали прилива, чтобы разогнаться и выброситься на песчаную отмель. Я ударил в последний раз в рынду и заплакал. Прощай, верный товарищ!»
Статья автора- Е. КУНИЦЫНА,

Некоторые Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.



С уважением ЛЕОНИД,
Вложения
-БАЛТИКА-тяж .мет...аверс.jpg
-БАЛТИКА-тяж .мет...реверс.jpg
-БАЛТИКА-СССР-.jpg
-БАЛТИКА-СССР-.jpg (11.15 КБ) 11557 просмотров
-БАЛТИКА-1  разноцвет....jpg
-БАЛТИКА-1 разноцвет....jpg (20.94 КБ) 11557 просмотров
конверт 1962г-БАЛТИКА-.jpg
посадочный талон-БАЛТИКА-.jpg
посадочный талон-разворот-БАЛТИКА-.jpg
рекламный плакат -БАЛТИКА-.jpg
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Михаил777
Я новичок на форуме!
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Пт, 25 янв 2013 16:13:58

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Михаил777 » Сб, 26 янв 2013 18:25:25

Как-то в каюте у главного механика Е. Данилова собрались за чашкой чая капитан А. Румянцев, второй механик А. Красников, первый помощник Н. Силин и автор этих строк. Стали мечтать-загадывать: «Вот бы дожить до 50-летия «Балтики»! Чтобы судно работало и мы на нем».
До круглой даты оставалось тогда восемь лет. Сколько экипажей полностью сменилось за сорок два трудовых года! А какие это были годы! «Балтика» захватила кусочек довоенного времени, пережила блокаду Ленинграда, успешно бороздила моря и океаны после войны.
Как всегда, мы стали теребить ветерана судна Анатолия Красникова. «Андреич! Вспомни еще что-нибудь!»






Здравствуйте!!!
Меня зовут Данилов Михаил Андреевич,я внук того самого,главного механика,Данилова Евгения Ивановича,в чьей каюте состоялся тот памятный разговор!!
Мне очень приятно,что до сих пор можно найти упоминание о нем!!!

Помнится когда Балтику списали он очень расстраивался,ведь большую часть своей жизни он отдал своему любимому делу!!
После этого он уже,конечно же,не смог пойти в пароходство!!

Сейчас ему 85 лет,чувствует себя уже плохо,на улицу не выходит....
Если бы не эта трагедия,с кораблем,кто знает как бы все сложилось теперь...


Если кто-нибудь хотел бы что-то передать ему или увидеться,пишите будем рады!!!

Вот мой e-mail - [email protected]

Valery
Старший лейтенант
Старший лейтенант
Сообщения: 5631
Зарегистрирован: Пн, 29 мар 2004 16:29:45

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Valery » Ср, 12 ноя 2014 20:30:07

Никита Сергеевич среди моряков, не факт что 60-й год, возможно 62-й Владивосток, возможно... всё же близко по теме, надежда только на помощь знатоков
:hi:
Вложения
fl-baltika1.JPG
NSHrushev1.jpg

Аватара пользователя
duke58
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 310
Зарегистрирован: Пт, 09 мар 2007 14:39:10

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение duke58 » Вс, 23 ноя 2014 09:10:45

Valery писал(а) :Никита Сергеевич среди моряков, не факт что 60-й год, возможно 62-й Владивосток, возможно... всё же близко по теме, надежда только на помощь знатоков
:hi:
На другом форуме помогли с определением 4-7 октября 1959 года, ТОФ, эсминец "Возбуждённый".

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13672
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Куинка » Пт, 15 янв 2016 08:41:15

Посадочный талон -турбоэлектроход "БАЛТИКА"
Вложения
P1100219[1].jpg
Посадочный талон -турбоэлектроход "БАЛТИКА"
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13672
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Куинка » Пт, 15 янв 2016 09:11:51

Багажный талон -турбоэлектроход "БАЛТИКА"
Вложения
P1100251[1].jpg
Багажный талон -турбоэлектроход "БАЛТИКА"
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

aleks-59
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина
Сообщения: 1007
Зарегистрирован: Сб, 29 июн 2013 14:03:11

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение aleks-59 » Ср, 23 ноя 2016 11:48:39

Еще такой знак. Сказали ОН. С ув.

Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13672
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Куинка » Ср, 23 ноя 2016 11:52:48

:good2: Хорошое дополнение к теме. :good2:
Спасибо. :friends:
С уваж..Леонид. :drinks:
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Пеленгас
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 14498
Зарегистрирован: Чт, 23 янв 2014 11:25:31

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение Пеленгас » Ср, 22 ноя 2017 20:42:02

Очень интересные факты из истории турбоэлектрохода"Балтики" :good2: :hi:

dimdim77
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина
Сообщения: 1207
Зарегистрирован: Вт, 31 июл 2007 20:30:06

Re: Турбоэлектроход «Балтика»

Сообщение dimdim77 » Вт, 21 май 2024 23:23:06

Балтика, 40 лет 1940-1980
Resizer_17163262443441.jpeg
Собираю технику-авто\флот\авиа\ж\д\космос
с уважением
Дмитрий


Вернуться в «Гражданский флот»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 23 гостя