Сообщение Куинка » Пн, 19 сен 2011 12:07:56
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ РЕЙС.Турбоэлектрохода "БАЛТИКА"
Рассказ посвящается капитану турбоэлектрохода "Балтика" Майорову Павлу Алексеевичу, которому 26 февраля 2006 года исполнилось 89 лет.
Правительственный рейс пассажирского судна считается рейс , выполненный по доставке правительства своей страны с какой-то официальной миссией в другую страну. Это большая честь для капитана судна и его экипажа.
1960 год в СССР был удачным, ,был собран хороший урожай , строились гидроэлектростанции, промышленность выполняла планы по выпуску продукции, разгромлен блок опортунистов партии КПСС усилиями блока Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева, народ был доволен и продолжал строить коммунистическое общество в отдельно взятой стране СССР . Но на международной арене дела шли не совсем хорошо после речи в Фултоне мистера Черчилля, призвавшего к холодной войне с социалистическим лагерем, то бишь с СССР. Особенно CША , испытавшая в войне атомное оружие против Японии ,и за нею государства Европы начали считать СССР ,предполагаемым противником в будущей войне . Советский Союз понес самые большие человеческие и материальные потери во второй мировой войне и ни с кем не хотел воевать. В понедельник, 01 сентября, в кабинете министра Морского Флота СССР в Москве в 10.30 раздался телефонный звонок по "вертушке", телефону правительственной связи. Министр немедленно поднял трубку: -- Я слушаю--- В ответ он услышал знакомый голос помощника ЦК КПСС по транспорту Сергея Ивановича.: --- Владимир Григорьевич, здравствуйте, как идут дела на морском флоте ? Как отдохнули на даче, как рыбалка ?
-----Здравствуйте Сергей Иванович , на морском флоте полный порядок, рыбалка удалась , клевало отменно, на уху рыбки наловил и на жаркое хватило. У нас в Поделкино в этом году рыба прямо взбесилась, клюет почти на пустой крючок----
----- Владимир Георгиевич, сегодня к 16.00 , подберите в нашем пассажирском морском флоте океанское судно на 400-450 пассажиров, не старых, с хорошей скоростью, но не из тех, что мы получили после войны от Германии, c опытным экипажем , работавшим с иностранными пассажирами. ----
------ Сергей Иванович, что работники аппарата ЦК КПСС вместе с женами собираются в круиз за границу ?---
------- Ну что Вы, Владимир Георгиевич , никто ничего не знает, указание свыше. Наше дело выполнять, а что начальство думает , оно нам не сообщает
Министр срочно вызвал начальника пассажирского отдела морского флота и задал ему туже задачу ,но с ответом в 14.00.
В 14.00 на столе у министра лежало три предложения . Министр вызвал заместителя по мореплаванию, заместителя по техническому состоянию флота . Они рассмотрели все три и выбрали пассажирский турбоэлектроход "Балтика" Балтийского Государственного Морского Пароходства, работающий на линии Ленинград- Лондон с иностранными пассажирами. Это было судно построенное в 1940 году в Амстердаме, длиной 143 метра , шириной 17 метров, мощность машины 14000 лошадиных сил, водоизмещение 8496 регистровых тонн и могло брать на борт 432 пассажира, имело скорость 21 узел ,/ 39 километров в час/, обладало прекрасными и безотказными двигателями, маневренное с двумя винтами, пассажирские помещения, рестораны, соответствовали высоким требованиям перевозки иностранных пассажиров на такой европейской линии, как Ленинград-Хельсинки-Копенгаген-Лондон . Капитаном судна был опытный моряк Майоров Павел Алексеевич, командовавший безаварийно судном более пяти лет. Судно в течении этого времени ни разу не сорвало расписание и приходило в порты точно по указанному времени. В Лондоне лоцмана и портовые власти говорили, что по "Балтике" можно проверять время, не смотря на туманы и штормовые погоды осенью, что говорило о большой морской квалификации капитана и его экипажа. Два других предложения были отклонены. В 16.00 Министр Морского Флота позвонил по вертушке Сергею Ивановичу и доложил: --- Сергей Иванович , из всех пассажирских океанских судов нашего флота имеется одно судно, которое отвечает всем высоким требованиям ,скоростью, ,безопасностью, комфортом, размерами, опытным грамотным экипажем. Это судно - турбоэлектроход "Балтика" Балтийского Государственного Морского Пароходства, построенного по заказу СССР в Амстердаме в 1940 году. Судно в этом году прошло проверку Морского Регистра СССР и не имеет замечаний. Экипаж возглавляет лучший пассажирский капитан нашего министерства Майоров Павел Алексеевич, коммунист , участник войны.
----- Владимир Георгиевич, как раньше говорили во время войны, задание столь серьезное, что мы с Вами рискуем не только партбилетом , но и головой. Я сейчас доложу по инстанции и завтра в 09.30 сообщу Вам решение и задачу министерства. До свидания.----
Вертушка отзвонила ,и министр остался сидеть с трубкой телефона в руках. Затем он попросил секретаршу соединить его с начальником Балтийского пароходства , узнал все ли в порядке и где находится "Балтика". В пароходстве все было в порядке, "Балтика"завтра приходит в Ленинград по расписанию в 09.00 с иностранными пассажирами. Завтра , как было условлено, в 09.30 раздался звонок по вертушке и голос Сергея Ивановича , помощника секретаря ЦК КПСС по транспорту, сказал: ----- Владимир Георгиевич доброе утро, Вашему министерству дается задание доставить делегацию СССР во главе с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым на сессию Организации Объединенных наций из Балтийска в Нью-Иорк . Дата отплытия в 09.00 9 сентября, прибыть в порт назначения Нью-Йорк в 09.00 19 сентября. Прошу Вас издать необходимые документы для служебного пользования начальнику пароходства. Срыв расписания движения судна чреват серьезными наказаниями. В экипаж должны попасть только проверенные моряки, этим займутся соответствующие органы. Начальнику пароходства и капитану судна даются любые разумные полномочия , по обеспечению рейса. Это решение принято на политбюро ЦК КПСС и подлежит безоговорочному исполнению. По партийным каналам уже посланы указания нужным организациям. "Балтику" снимайте с рейсового расписания и начинайте готовить судно к ответственному рейсу. Это все, есть ли вопросы?------
------ Сергей Иванович вопросов - нет. Моряки выполнят приказание нашей партии. --ответил Министр Морского Флота . И, как говорится, государственная машина завертелась. Начальник пароходства срочно вызвал капитана судна Майорова Павла Алексеевича и вручил ему приказ о предстоящем рейсе. Затем он вызвал всех начальников отделов и приказал готовить судно к ответственному рейсу. В отделе кадров кипела работа по проверке экипажа моряков и обслуживающего персонала. Прийдя на судно, Павел Алексеевич собрал командиров и объявил о предстоящем рейсе. Все вышли после совещания с сознанием ответственности ,ведь придется везти главу государства. На судно начали прибывать начальники отделов для выполнения заявок по снабжению запасными частями, продовольствием. На завтра был запланирован отход в Балтийск ,где судно будет покрашено свежей краской. Обеспечение всех судов стоящих в Ленинграде было приостановлено и снабжали только "Балтику". Кадры решили перетряхнуть и послать своих проверенных моряков даже , не работавших на этом судне. Это было очень опасно и капитан понимал, что только моряки, отдавшие судну годы работы, могут справиться с поставленной задачей , и он запретил менять членов экипажа без его согласия. Все командиры судна подтвердили, что они готовы выйти в рейс без всякой смены личного состава. Однако по приказанию начальника парткома была усилена группа машинного отделения на котельного машиниста , эстонца по национальности Эдгара Янимиса, которого срочно отозвали из отпуска. Он когда-то работал на "Балтике"и был послан в
этот рейс сверх штатного расписания. На следующий день к 18.00 судно было обеспечено всем , что требовал экипаж, принят полный бункер топлива, получены дополнительные карты на переход, проверены навигационные приборы , кладовые судна обеспечены продовольствием , деликатесами , спиртными изделиями всех сортов. Экипаж был на борту и отошли от причала номер 7 Ленинградского Морского порта в 18.00 на Балтийск, Военно-морскую базу Балтийского ВМФ. Переход прошел без всяких происшествий ,никто в стране, кроме моряков Пароходства и небольшого количества людей, занятых в снабжении судна, не знал о предстоящем визите в США главы государства СССР Никиты Сергеевича Хрущева. Кроме того, лозунг военных времен "враг подслушивает" еще кое-где висел в помещениях чиновников. C прибытием судна в Балтийск сразу начались покрасочные работы с восхода солнца до заката. Все моряки работали с полной отдачей, и вот к 8 сентября все судно было выкрашено свежей белой краской, пассажирские помещения вымыты, ковры вычищены, рестораны вымыты деодорантом ,
поднят новый государственный флаг . К 12.00 прибыли из Калининграда сопровождающая делегация в количестве 160 человек : группа охраны 9-го отдела Министерства Госбезопасности, журналисты многих советских газет, которые должны будут освещать поездку главы государства СССР в США, личный повар с помощником и врач Никиты Сергеевича Хрущева. Получено указание капитану подготовиться принять еще товарища Яноша Кадара первого секретаря ЦК КПСС Венгрии , товарища Георгиу Дэш первого секретаря ЦК КПСС Румынии и товарища Подгорного Н.C. первого секретаря ЦК КПСС Украины. Все они направляются вместе на сессию ООН c помощниками . 9 сентября мало кто спал, все готовились к отходу судна в рейс. Утро было прекрасное, тихое, со слабым ветерком с моря. Деревья еще стояли в зелени листьев, трава была также зеленой, и утром птицы весело щебетали, добывая прокорм своему потомству, ведь скоро в путь в южные страны .Начало осени всегда прекрасное время года , солнышко днем греет, а ночью уже прохладно. На базе ВМФ ,видимо, было дано указание матросам и офицерам не собираться , не высовываться и не создавать помех прибытию важной персоны. К судовому трапу вела красная ковровая дорожка , как и положено при встрече главы государства еще с царских времен. Капитан "Балтики" в новой недавно сшитой форме стоял у нижней площадки трапа готовый к рапорту. Экипаж стоял по местам готовый начать отход судна в рейс, главный двигатель был готов дать полные обороты судовому винту. Четыре автомашины "ЗИМ" подъехали к судну, из первой вышел Н.С.Хрущев из остальных гости. По красной дорожке он подошел к трапу судна и выслушал рапорт капитана.-- "Товарищ первый секретарь ЦК КПСС разрешите доложить, что турбоэлектроход "Балтика" готов сняться в рейс по Вашему указанию. Разрешите поднять на фок-мачте второй государственный флаг СССР , означающий что Вы находитесь на этом судне .Разрешите выходить в рейс.,?---- Хрущев поздоровался с капитаном и сказал: ----Раз все готово , командуйте капитан, выходим в рейс----
Он первым в сопровождении капитана поднялся на судно и прошел в левый приготовленную для него каюту- люкс, остальные гости поднялись на борт и также были проведены в свои каюты. Правый люкс был приготовлен для Яноша-Кадара, остальным были предложены каюты рядом с каютами-люкс, но немного похуже. Прозвучала команда капитана с мостика отдать продольные, затем шпринги и освобожденное судно двинулось из порта малым ходом , как белый лебедь. Только военные капитаны из кают своих кораблей смогли оценить морское искусство капитана пассажирского судна ,отошедшего от причала без буксиров и без лоцмана. Как только судно прошло боновое заграждение и выход из Военно-Морской Базы , капитан дал команду в машину телеграфом полный вперед. Без шума и вибрации, который обычно сопровождает дизель , электродвижение этого не имеет и поэтому используется на многих пассажирских судах.
В море к «Балтике» с правого и левого бортов подошли два эсминца-Неустрашимый- и… Развернувшись за кормой судна, они легли на параллельный курс впереди, на расстоянии в одну милю. Военные корабли должны были сопровождать «Балтику» до Ла-Манша. Связь с ними поддерживали на ультракоротких волнах.
Утренние газеты в СССР и за границей 9 сентября на первой полосе вышли с заголовками о том, что советская делегация во главе с первым секретарем ЦК КПСС Н.С.Хрущевым выехала на пассажирском судне на сессию ООН . Это первый выезд главы советского государства за границу . Ни один из прежних руководителей страны , ни Ленин, ни тем более Сталин не выезжали за границу. Это было шоком для всего мира и надо отдать должное смелости Н.С.Хрущева. Капитан положил судно на курс в пролив Зунд , оставил на мостике старшего помощника и спустился вниз , чтобы проверить работу пассажирской службы и ресторана, от которых много зависит на пассажирском судне.
Ведь пассажир именно с ними имеет контакт. Все было в порядке пассажирам готовили обед , они ходили по судну, знакомились с пассажирскими помещениями. Работал бар в котором были бесплатно только прохладительные напитки и кофе. Капитан поднялся на мостик , подошли наши два эсминца эскорта сопровождения до выхода "Балтики" в океан. Неожиданно судно вошло в туман. Капитан поднялся на мостик и взял управление судна на себя. Нужно было увеличить службу наблюдения по радару и выставить моряка на бак, как впередсмотрящего. Через десять часов туман рассеялся ,и судно начало входить в самое узкое и опасное место канал Дрогден в проливе Зунд. Лоцмана брать не стали. Капитан знал эту опасную часть пролива наизусть, ведь на лондонской линии ему приходится его проходить еженедельно. По датским правилам, которые обязано выполнять любое судно в датских водах в этом проливе, вынуждены были сбавить ход до маневренного хода - 16 узлов, чтобы остановиться ,если будет необходимо. Пролетел мимо Копенгаген весь в огнях и мрачный замок принца датского , тень которого говорят все еще бродит по залам дворца, и где была написана великая трагедия Шекспира "Гамлет". Cудно вошло в пролив Каттегат и увеличили ход до полного. Вот и мыс Скаген северная оконечность Дании ,пролив Скагеррак ,где встречали много небольших рыболовных судов ,с которых рыбаки приветствовали наше судно .Газеты всего мира уже поместили фотографию "Балтики" на первых страницах со словами русские плывут в Нью-Йорк завоевывать мир . Северное море встретило судно свежим ветром с запада , но скорость не сбавляли. Получили прогноз погоды на Северное море и пролив Ла-Манш , который был удовлетворительным. Пассажиры полностью обжили судно, играли на верхней прогулочной палубе в шайбы, читали книги, играли в шахматы, домино. Высшие руководители собирались в левом люксе или в правом ,и вырабатывали общее поведение на сессии ООН. Днем прошли Англию и меловые холмы Дувра , судно гордо несло два красных флага , на корме означающие принадлежность судна, а второй на фок-мачте наличие на борту главы государства. Не каждому судну за всю его историю жизни пришлось добиться таких почестей. Прогулочные яхты с англичанами вышли из Дувра и приветствовали наше судно, репортеры делали снимки для своих газет. Наши репортеры с судна посылали материалы в свои газеты через судовую радиостанцию и радио - служба работала с полной нагрузкой. Никита Сергеевич Хрущев любил отдыхать на прогулочной палубе вместе с Подгорным Н.C., где они обсуждали информацию, получаемую из Москвы . После совещаний он особенно полюбил палубный хоккей или ,как эта игра, называлась погонять шайбы, в который он играл с большим азартом. Прошли военно-морскую базу Великобритании Cаутгемптон , вдалеке два фрегата ВМФ выполняли какие-то маневры и ,конечно ,наблюдали наше судно, но не подошли и не поприветствовали главу нашего государства, хотя по правилам вежливости и этикета на море могли бы. Что делать, холодная война уже была объявлена бывшим премьером Великобритании господином Уинстоном Черчиллем , кстати нашим бывшим союзником во второй мировой войне Прошли Английский канал, и наконец выход в Атлантический океан мыс "Lands end",/ конец земли / , и капитан положил судно на курс 270 градусов ,на Америку................
"Рейс мира" в Нью-Йорк.
Евгений Куницын, бывший пассажирский помощник турбоэлектрохода "Балтика"
"Союз. Беларусь-Россия" №476 (40)
21.10.2010, 00:20
В сентябре 1960 года к берегам США отправился турбоэлектроход "Балтика". На борту судна было 156 пассажиров, представляющих делегации СССР, Украины, Белоруссии, Болгарии, Венгрии и Румынии на предстоящей XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН. "Рейсом мира" окрестила тогда пресса плавание судна в Нью-Йорк.
У Никиты Сергеевича Хрущева в рейсе сложился такой режим: вставал он в 6 утра и поднимался на капитанский мостик, смотрел в бинокль, слушал объяснения капитана и со словами: "Не буду мешать нести вахту" удалялся на прогулку на шлюпочную палубу. За ним на некотором расстоянии следовали два телохранителя. Ему это явно не нравилось, Хрущев иногда окидывал их сердитым взглядом.
Официантки, обслуживающие Хрущева, говорили, что он часто называл поваров "создателями хорошего настроения" и просил передать шеф-повару благодарность за вкусную еду. Как-то вечером экипаж "Балтики" выступил перед пассажирами с концертом самодеятельности. Хор исполнил любимую песню Хрущева "Рушничок". Концерт закончился, но никому не хотелось расходиться.
- Пусть молодежь потанцует! - громким голосом предложил Хрущев.
Все присутствующие зааплодировали. Оркестр заиграл, раздался голос в микрофоне: "Танго, белый танец!"
Одна из бортпроводниц подбежала к Никите Сергеевичу и пригласила его на танец.
- Не обучен, - улыбнулся он. - А вот дипломат может! - И подтолкнул легонько стоявшего рядом ничего не подозревавшего министра иностранных дел.
Серьезному и неулыбчивому Андрею Андреевичу Громыко пришлось выручать шефа. А тот продолжал шутить:
- Танцуй, танцуй! Жене не скажу!
Пассажир номер один нравился экипажу своей непосредственностью. Он всегда улыбался и отвечал на приветствия моряков.
Когда подошли к Нью-Йорку, ко мне подбежал запыхавшийся матрос и взволнованно сказал:
- Вас срочно вызывает капитан!
Я быстро поднялся в его каюту. Капитан держал в руке радиограмму. Вид у него был хмурый.
- Только что получили депешу. Швартовщики причала объявили забастовку. Некому концы с судна принимать на причале. Официальные власти решили насолить.
Капитан попросил меня надеть морскую парадную форму и отправиться на берег в шлюпке, которую готовили к спуску.
- Будете переводчиком. Мало ли какая ситуация возникнет на пирсе, - напутствовал меня капитан.
Шлюпку спустили быстро. В нее сели пять матросов в новенькой с иголочки форме, третий штурман и я. Быстро отвалили, ходко прошли метров тридцать, как вдруг мотор стал чихать и вскоре заглох. А до причала еще несколько сотен метров! Мы ясно различали пирс и огороженный металлической сеткой забор, а за ним фигуры полицейских в черных плащах, лица сотен людей, с любопытством наблюдавших за "Балтикой", а теперь и за нами. "Балтика" уже уплыла на сотню метров. На пеленгаторный мостик вбежал старпом и взволнованно прокричал в мегафон:
- Что случилось? Почему встали?
А мы были готовы "провалиться сквозь воду": опозорились на глазах у всей Америки!
- Весла на воду! - раздалась команда.
Стали разбирать тяжелые весла, хотя понимали, что ни догнать, ни опередить судно не можем. И вот произошло чудо. Так бывает только в остросюжетных фильмах, когда помощь приходит в самый последний момент - вдруг заработал двигатель. Оказывается, просто был закрыт краник карбюратора. Малое количество бензина сгорело, а больше топливо в бензопровод не поступало. Сложили весла и полным ходом рванули к берегу. Обошли "Балтику" с ветерком. Представили, как улучшилось настроение у капитана и всех пассажиров.
Вот и пирс. Быстро закрепив шлюпку, матросы приготовились ловить выброски с носа и кормы. На берег полетел круглый "мячик" с прикрепленной к нему бечевой, связанной со швартовым концом, его закрепляют за кнехт на причале. Швартовка обошлась без приключений. Наш десант никто не собирался сталкивать с пирса, знаний английского языка применять не пришлось.
Спустили трап, по нему сошли на берег два человека в одинаковых светло-серых плащах - первым прикрепленный к Хрущеву офицер безопасности, за ним - наш главный пассажир, а следом его личный переводчик Виктор Суходрев...........
Некоторые Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.
Продолжение следует....
С уважением ЛЕОНИД,
-
Вложения
-

- 1960 год, Нью-Йорк, выступление антикоммунистов.
-

-

-

- Знак вручался экипажу и участникам рейса.
предположительный тираж-от 600 до 1000шт.
-

- Редкая памятная медаль вручалась экипажу и участникам рейса.
предположительный тираж- 300 шт.
-

-

- Хрущёв Н.С. на борту -БАЛТИКА-.jpg (12.54 КБ) 11643 просмотра
-

-

-

Последний раз редактировалось
Куинка Сб, 24 сен 2011 13:27:06, всего редактировалось 2 раза.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.