Сообщение Sergey_K » Сб, 25 июл 2009 10:39:52
В каждой стране книжный знак имеет свой специфический облик, отражая характерные особенности культуры, образа мышления своего народа. В допетровские времена принадлежность книги определялась надписью, которая делалась от руки. Например, «сия книга попа Родиона Сидорова, сына грешного и недостойного». Кроме того, можно было установить принадлежность издания по «вкладным записям». Так как книги представляли собой значительную ценность, их подносили в дар Богу, жертвовали монастырям и храмам. Цель подношения и имя жертвователя обозначались записью, называемой «вкладною». Обыкновенно эти «вкладные записи» оканчивались «угрозой гневом Божьим» тем, кто захочет украсть книгу. Тем самым они выполняли охранную функцию, являясь прототипом экслибриса.
«Вкладная запись» или посвящение книги Богу в виде подношения, по выражению первого исследователя русского книжного знака В.А. Верещагина, «составляет совершенно своеобразную и чисто национальную форму, оригинальные особенности которой точно отразили в себе весь общий строй нашей средневековой культуры и современное древнерусскому быту общественное мировоззрение».
Н.Н. Розов при просмотре рукописных книг бывшего Соловецкого монастыря обнаружил на некоторых из них рисованный от руки экслибрис основателя библиотеки игумена Досифея, относящийся к 1493-1494 годам. Эта находка позволила предположить, что книжный знак в России появился до изобретения книгопечатания в результате сочетания старинного знака собственности – “тамги”, имевшей обычно форму круга, с текстом владельческой записи. Досифей нашел остроумный вид этого сочетания: из первой буквы слова, обозначающего его звание (священоинок), он сделал круг, куда красивой вязью вписал свое звание и имя в родительном падеже, который всегда употреблялся для обозначения собственности, принадлежности.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"