Сообщение БулатТ » Вс, 07 сен 2014 14:46:18
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Описуемые события происходили ровно 100 лет тому назад. Всю ночь с 13 на 14 августа крейсер «Эмден» шел в общем строю эскадры. Экипажу не было известно о принятом решении адмиралом Шпее и он прибывал в состоянии тревожного ожидания. Только утром в 7.00 на флагманском крейсере взвились флаги сигнала « начинайте отдельное плавание», а на крейсере «Эмден», «Маркоманнии» следовать за ним». Экипаж «Эмдена» продолжал гадать, куда следует корабль? Наконец-то поступила команда командира« Курс на юго-запад, скорость 12 узлов». Всем стало ясно - бассейн Индийского Океана. Командир крейсера «Эмден» Капитан 2 ранга фон Мюллер отдавал себе отчет, какой груз ответственности он взвалил на себя, принимая решение действовать в одиночку. Он понимал, что успех рейдерства во многом будет зависить от того, в какой мере он сможет справиться с проблемами стоящими перед ним. Главная из них, обеспечение углем. Адмирал Шпее выделил ему один из лучших угольщиков эскадры «Маркоманнию», но и он мог быть в любое время захвачен (уничтожен) противником или выйти из строя по техническим причинам. Оставался единственный выход, захват в море торговых и пассажирских судов противника с последующей перегрузкой угля. Наилучшим вариантом был, захват угольщиков противников. Но и это было связано с большими рисками. Что делать с пассажирами и экипажами захваченных судов после их затопления? Как обеспечить их безопасность? Все это регламентировалось правовыми документами. Парижская конференция 1856 года. В документе устанавливался порядок обращения с грузом противника под нейтральным флагом и нейтральными грузами под флагом противника. Вторая Гаагская конференция 1907 года устанавливающая порядок в обращении с торговыми суднами противника в момент открытия военных действий. Цель всех документов обеспечить беззащитные торговые суда от произвола военных кораблей противника. Но выполнить эти требования в условиях военных действий было чрезвычайно сложно. За весь период с начала Первой мировой войны и до трагической гибели крейсера «Эмден» удалось захватить и потопить 23 торговых судна. («Рязань» был захвачен до начала войны). Процедура захвата была для всех торговых судов одинаковой. Обнаружение, преследование, подача сигнала «Немедленно остановиться!», «Отключить радиостанцию!», высадка на судно призовой команды, изучение документов, установление принадлежности судна и характера груза, доклад командованию. Не будем останавливаться на всех случаях захвата судов. Для полного восприятия событий, связанных с задержанием торговых и пассажирских судов, достаточно, ограничиться небольшим промежутком времени, с 9 по 15 сентября. 9 сентября в 23.00, на судоходном пути между Коломбо и Калькуттой, было обнаружено первое торговое судно, которое не реагировало на начавшиеся преследование. После производства двух предупредительных выстрела и приказа «Немедленно остановиться! Отключить радиостанцию» на судно удалось высадить призовую команду, которая после осмотра сообщила - «Греческий пароход «Понтопорос». Сообщение огорчило Мюллера. Греция была нейтралом и судно необходимо было отпустить, а это грозило раскрытием своего местонахождения. После изучения документов было установлено, что груз, 6500 тонн индийского угля, предназначен для англичан. Это была зацепка, чтобы конфисковать груз, как военную контрабанду. Капитану греческого судна было сделано предложение, от которого он не смог отказаться. Компенсация устроила грека и судно превратилось в угольщик крейсера «Эмден», плюс 6500 тонн угля. Это было хорошее начало. Торговые и пассажирские суда стран противников Германии после задержания, досмотра, перегрузки груза и угля, пересадки экипажа и пассажиров на крейсер и вспомогательные суда, как правило, подлежали уничтожению (затоплению). Но были и исключения, на которых мы остановимся ниже. Затопление осуществлялось двумя способами – выстрелами из орудий и подрывом. Второй вариант применялся в ночное время. Первый английский пароход был обнаружен утром 10 сентября. После высадки призовой команды было установлено, что это «Индус» принадлежащий английской компании и является транспортным судном, оборудованным для перевозки войск. У Мюллера, не было ни каких сомнений, что судно подлежит затоплению. После перегрузки провизии и пересадки команды «Индуса» на угольщик «Маркоманния» пароход был затоплен. 11 сентября захвачен пассажирский лайнер «Лоувет» англо-индийской компании, оборудованный для перевозки войск. Команда пересажана на «Маркоманию». Пароход затоплен. 12 сентября крейсер «Эмден» расположился напротив дельты реки Ганг, самом оживленном участке судоходного пути в Калькутту и из нее. Ожидать пришлось не долго. Суда «притягивались» к «Эмдену», как к магниту. В 22.00 обнаружен и задержан английский сухогруз «Кабинга» следующий из Калькутты в Нью-Йорк с ценным генеральным грузом, принадлежавшим американцам. Судно подлежало уничтожению, как вражеского государства. Но Мюллер не спешил с уничтожением. Он боялся осложнений с Америкой, а также его смущало нахождение на борту супруги капитана с маленьким ребенком. Он решил отпустить « Кабингу», но после задержания других судов. Через 3 часа задержан английский угольщик «Кайллин», который шел из Калькутты в Бомбей с 6000 тонн индийского угля. Лучшим вариантом было бы превратить судно в угольщик крейсера «Эмден», но его низкая судоходность не позволяла этого сделать. Пришлось топить судно вместе с углем. Экипаж был пересажен на «Кабингу». Ждать пришлось не долго, как появилась очередная «добыча», английский сухогруз «Дипломат» английской копании «Черента». Пароход следовал из Калькутты в Англию с ценным грузом 10 тысяч тонн чая. Сомнений не было, судно подлежало затоплению. Экипаж пересажен на «Кабингу». Вскоре было задержано итальянское судно «Лоредано», капитану которого было предложено забрать всех пленных с «Кабинги» и доставить их в Калькутту. Итальянец стал возражать, ссылаясь на нарушение закона о суверенитете. В ответ Мюллер пригрозил, что в противном случае, будет затоплена «Кабинга». На него также подействовало зрелище затопления «Дипломата» и он дал согласие. Но Мюллеру пришлось отказаться от услуг итальянского судна, и он решил отпустить «Кабингу» с более 200 пленными. Позже этот поступок командира крейсера «Эмден» был оценен прессой не иначе, как проявлением высочайшего благородства. Отпуская «Кабингу», Мюллер рисковал т.к. этим он раскрывал район действия крейсера, увеличивая вероятность его обнаружения. Понимая это, он решает изменить тактику крейсерства и оперативный район. Продолжение следует. С наилучшими пожеланиями, Булат.
Обстоятельства сильнее нас!