Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Гоголь — вышивальщик
Иван Вишняков. К 325-летию со дня рождения художника
Реализм: учимся, работаем, отдыхаем
Атлас с Московией XVIII века работы Гийома Делиля

Колониальный орден слона

Модераторы: denvv, Андрей Пустоваров

БулатТ
Матрос
Сообщения: 140
Зарегистрирован: Вс, 27 ноя 2011 12:19:24

Re: Колониальный орден слона

Сообщение БулатТ » Пн, 04 авг 2014 06:49:51

Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Принято считать, что германский легкий крейсер «Эмден» является примером успешного ведения «Крейсерской войны» в Первой мировой войне. Корабль построен на верфи ВМС Германии в Данциге и спущен на воду в 26 мая 1908 года. 1 апреля 1910 года крейсер «Эмден» был определен в состав восточно-азиатской эскадры с базированием на китайский порт Циндао. Командовал эскадрой адмирал Шпее. 12 апреля 1910 крейсер покинул Киль, взяв курс на Мыс Горна. Преодолев тяжелый переход через два океана, в средине октября крейсер пришел в Циндао. С этого момента он проходил службу стационером в прибрежных водах Китая и Японии, участвовал в подавлении выступлений китайской революции и восстаний туземцев на Каролинских островах. После длительного нахождения в южно-китайских водах в мае 1914 года вернулся в Циндао. До начала Первой мировой войны оставалось немногим более двух месяцев. В Циндао ни что не напоминало о грядущих потрясениях. Жизнь протекала спокойно и размеренно. 13 июня Циндао посетил с визитом английский броненосный крейсер «Минотавр». Визит сопровождался банкетами, балами, спортивными соревнованиями. Ни кто не мог даже подумать, что через два месяца придется сражаться друг с другом. В это трудно было поверить.
20 июня Шпее уходит с крейсерами «Шарнхорст» и «Гейзенау» на юг до Самоа. Перед отплытием адмирал вызвал к себе командира крейсера «Эмден» капитана 2 ранга Мюллера и приказал ему иметь при себе 3х месячный запас угля и провизии и находиться в готовности к выходу в море по получении приказа. 28 июня поступает сообщение об убийстве в Сараево наследника австрийского престола и его супруги. Далее события развиваются стремительно. 5 июля Германия обещает поддержку Австро-Венгрии. 23 июля Австро-Венгрия предъявляет ультиматум Сербии. 25 июля Сербия обращается за помощью к России. 26 июля Австро-Венгрия объявляет о мобилизации и сосредотачивает войска на границе с Россией. 28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. 1 АВГУСТА ГЕРМАНИЯ ОБЪЯВЛЯЕТ ВОЙНУ РОССИИ (начало Первой войны). 2августа Германия объявляет войну Франции. 4 августа Великобритания объявляет войну Германии. 6 августа Австро-Венгрия объявляет войну России. Тем временем, мировые события вносят свои коррективы и на ход событий в Циндао. Крейсер «Нюрнберг» отзывается из вод западного побережья Америки. 8 июля официально отменен переход крейсера «Эмден» в Шанхай в качестве стационера. Попытка связаться с адмиралом Шпее заканчивается ни чем. Приказа о мобилизации флота нет. Отсутствие в Циндао адмирала Шпее и командиров крейсеров «Шарнхорст» и «Гейзенау» создает определенную неопределенность в статусе капитана 2 ранга фон Мюллера. По формальным основаниям он становиться старшим немецким офицером в этом важном и обширном районе с соответствующими полномочиями и ответственностью. 30 июля, не получая никаких приказов, Мюллер своей властью объявляет на «Эмдене» мобилизационную готовность. Он понимает, что с началом войны Циндао в лучшем случаи будет заблокирован, а в худшем захвачен противником. С потерей Циндао будет потерян и источник снабжения углем. После выполнения всех мобилизационных мероприятий и приведения крейсера в полную боевую готовность крейсер выходит в открытое море курсом на север к цусимскому проливу. В ночь на 3 августа обнаруживает судно, преследует его и, открыв огонь на поражение, вынуждает его остановиться. Далее по отработанной схеме: высадка призовой команды, захват радиорубки, осмотр корабля, изучение документов, принуждение экипажа следовать назначенным курсом. Устанавливается, что задержанное судно «Рязань» принадлежит русскому Добровольному флоту и следует без груза из Нагасаки во Владивосток, имея на борту 80 пассажиров. Пароход «Рязань» стал первым призом немецкого флота, захваченным в открытом море в ходе начавшейся мировой войны. Призовой суд Циндао конфисковал «Рязань» по законам военного времени. Позже он был переоборудован в вспомогательный крейсер и переименован в «Корморан». Команда и пассажиры «Рязани» позднее были отправлены во Владивосток по железной дороге. Тем временем адмирал Шпее, продолжает находиться в плавании с основными силами эскадры в южной части Тихого океана. Поражает прозорливость адмирала. Уже в начале июня он понимает, что развивающие события в далекой Европе стремительно ведут мир к войне. Фон Шпее, как ни кто другой, понимает, что существует реальная угроза уничтожения эскадры превосходящими силами стран союзников. Он считает, что вступление в войну Японии является лишь вопросом времени. Циндао будет захвачен и эскадра лишится источника пополнения углем, а это равносильно катастрофе. 28 июля Шпее получает распоряжение из Берлина следующего содержания «Вероятно дальнейшее обострение отношений центральных держав и Антанты. Плавание на Самоа следует отложить. «Нюрнбергу» приказано идти, вероятно, в Циндао. Все остальное решайте сами». В этих сложных условиях у командующего постепенно созревает решение увести эскадру к западному побережью Америки, к берегам Чили. 6 августа в 16.00 эскадра покидает Понапе и перемещается в район острова Паган (Марианские острова) где назначен сбор всех кораблей эскадры. Соответствующие распоряжение отдается всем кораблям эскадры. На крейсере «Эмден» в авральном порядке идет подготовка к новому выходу крейсера в открытое море с курсом на остров Паган. 8 августа все было готово для выхода крейсера в открытое море. «Эмден» провожали корабли на рейде Циндао, экипажи которых были выстроены на палубе вдоль борта. Губернатор Циндао капитан первого ранга Майер-Вальдек на своем катере сопровождал крейсер, приложив руку к козырьку фуражки. Ему отвечал взаимностью командир корабля капитан 2 ранга Мюллер. На Паган крейсер «Эмден» пришел 13 августа. В этот же день адмирал Шпее собирает на совет всех командиров кораблей эскадры и доводит до них свое решение покинуть район базирования Паган и направить всю эскадру к берегам Чили, где начать беспощадную крейсерскую войну против британского торгового судоходства. Главными аргументами в пользу принятия такого решения адмирал считает лояльность чилийских властей и возможность пополнения запасов угля, в котором эскадра испытывала постоянный дефицит. Решение Шпее поддержали все офицеры за исключением Мюллера, который настаивал на схватке с англичанами в Индийском океане, где проходили пути пополнения войск людскими ресурсами из Индии и Австралии. Фон Мюллер попросил адмирала Шпее предоставить ему возможность остаться в Индийском океане и действовать в одиночку. Неожиданно его поддержал начальник штаба эскадры капитан 1 ранга Филитц. Фон Шпее не дал окончательного ответа, но согласился рассмотреть предложение. Мюллер вернулся на крейсер «Эмден», а через некоторое время к кораблю подошел адмиральский катер с письмом. Шпее согласился отправить «Эмден» в самостоятельное плавание. Эскадра покинула Паган с курсом на Маршаловы острова. Только несколько старших офицеров знали о цели плавания. Неожиданно утром «Эмден» покинул строй и пошел на запад вместе с угольщиком «Маркоманния». С крейсера просигналили «Благодарю Ваше Превосходительство за оказанное мне доверие. Я желаю Крейсерской Эскадре «счастливого плавания». Ответ Шпее был локоничым - «Желаю удачи». С уважением, Булат. О рейдерстве крейсера «Эмден» в водах Индийского океана и трагической судьбе корабля в следующей публикации.
Обстоятельства сильнее нас!

БулатТ
Матрос
Сообщения: 140
Зарегистрирован: Вс, 27 ноя 2011 12:19:24

Re: Колониальный орден слона

Сообщение БулатТ » Пн, 04 авг 2014 08:24:49

Командующий восточно-азиатской эскадры адмирал Максимилиан фон Шпее.
Вложения
shpee.jpg
shpee.jpg (10.36 КБ) 3626 просмотров
Обстоятельства сильнее нас!

БулатТ
Матрос
Сообщения: 140
Зарегистрирован: Вс, 27 ноя 2011 12:19:24

Re: Колониальный орден слона

Сообщение БулатТ » Пн, 04 авг 2014 08:30:06

Флагманский броненосный крейсер "Шарнхорст".
Вложения
Флагманский броненосный крейсер Шарнхорсткресер Ш.jpg
Последний раз редактировалось БулатТ Пн, 04 авг 2014 08:36:37, всего редактировалось 1 раз.
Обстоятельства сильнее нас!

БулатТ
Матрос
Сообщения: 140
Зарегистрирован: Вс, 27 ноя 2011 12:19:24

Re: Колониальный орден слона

Сообщение БулатТ » Пн, 04 авг 2014 08:33:23

Командир легкого крейсера "Эмден" капитан 2 ранга фон Мюллер.
Вложения
Karl von Muller.jpg
Karl von Muller.jpg (8.2 КБ) 3623 просмотра
Обстоятельства сильнее нас!

БулатТ
Матрос
Сообщения: 140
Зарегистрирован: Вс, 27 ноя 2011 12:19:24

Re: Колониальный орден слона

Сообщение БулатТ » Пн, 04 авг 2014 08:35:15

Легкий крейсер "Эмден".
Вложения
0884b13fd74e.jpg
Обстоятельства сильнее нас!

БулатТ
Матрос
Сообщения: 140
Зарегистрирован: Вс, 27 ноя 2011 12:19:24

Re: Колониальный орден слона

Сообщение БулатТ » Вс, 07 сен 2014 14:46:18

Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Описуемые события происходили ровно 100 лет тому назад. Всю ночь с 13 на 14 августа крейсер «Эмден» шел в общем строю эскадры. Экипажу не было известно о принятом решении адмиралом Шпее и он прибывал в состоянии тревожного ожидания. Только утром в 7.00 на флагманском крейсере взвились флаги сигнала « начинайте отдельное плавание», а на крейсере «Эмден», «Маркоманнии» следовать за ним». Экипаж «Эмдена» продолжал гадать, куда следует корабль? Наконец-то поступила команда командира« Курс на юго-запад, скорость 12 узлов». Всем стало ясно - бассейн Индийского Океана. Командир крейсера «Эмден» Капитан 2 ранга фон Мюллер отдавал себе отчет, какой груз ответственности он взвалил на себя, принимая решение действовать в одиночку. Он понимал, что успех рейдерства во многом будет зависить от того, в какой мере он сможет справиться с проблемами стоящими перед ним. Главная из них, обеспечение углем. Адмирал Шпее выделил ему один из лучших угольщиков эскадры «Маркоманнию», но и он мог быть в любое время захвачен (уничтожен) противником или выйти из строя по техническим причинам. Оставался единственный выход, захват в море торговых и пассажирских судов противника с последующей перегрузкой угля. Наилучшим вариантом был, захват угольщиков противников. Но и это было связано с большими рисками. Что делать с пассажирами и экипажами захваченных судов после их затопления? Как обеспечить их безопасность? Все это регламентировалось правовыми документами. Парижская конференция 1856 года. В документе устанавливался порядок обращения с грузом противника под нейтральным флагом и нейтральными грузами под флагом противника. Вторая Гаагская конференция 1907 года устанавливающая порядок в обращении с торговыми суднами противника в момент открытия военных действий. Цель всех документов обеспечить беззащитные торговые суда от произвола военных кораблей противника. Но выполнить эти требования в условиях военных действий было чрезвычайно сложно. За весь период с начала Первой мировой войны и до трагической гибели крейсера «Эмден» удалось захватить и потопить 23 торговых судна. («Рязань» был захвачен до начала войны). Процедура захвата была для всех торговых судов одинаковой. Обнаружение, преследование, подача сигнала «Немедленно остановиться!», «Отключить радиостанцию!», высадка на судно призовой команды, изучение документов, установление принадлежности судна и характера груза, доклад командованию. Не будем останавливаться на всех случаях захвата судов. Для полного восприятия событий, связанных с задержанием торговых и пассажирских судов, достаточно, ограничиться небольшим промежутком времени, с 9 по 15 сентября. 9 сентября в 23.00, на судоходном пути между Коломбо и Калькуттой, было обнаружено первое торговое судно, которое не реагировало на начавшиеся преследование. После производства двух предупредительных выстрела и приказа «Немедленно остановиться! Отключить радиостанцию» на судно удалось высадить призовую команду, которая после осмотра сообщила - «Греческий пароход «Понтопорос». Сообщение огорчило Мюллера. Греция была нейтралом и судно необходимо было отпустить, а это грозило раскрытием своего местонахождения. После изучения документов было установлено, что груз, 6500 тонн индийского угля, предназначен для англичан. Это была зацепка, чтобы конфисковать груз, как военную контрабанду. Капитану греческого судна было сделано предложение, от которого он не смог отказаться. Компенсация устроила грека и судно превратилось в угольщик крейсера «Эмден», плюс 6500 тонн угля. Это было хорошее начало. Торговые и пассажирские суда стран противников Германии после задержания, досмотра, перегрузки груза и угля, пересадки экипажа и пассажиров на крейсер и вспомогательные суда, как правило, подлежали уничтожению (затоплению). Но были и исключения, на которых мы остановимся ниже. Затопление осуществлялось двумя способами – выстрелами из орудий и подрывом. Второй вариант применялся в ночное время. Первый английский пароход был обнаружен утром 10 сентября. После высадки призовой команды было установлено, что это «Индус» принадлежащий английской компании и является транспортным судном, оборудованным для перевозки войск. У Мюллера, не было ни каких сомнений, что судно подлежит затоплению. После перегрузки провизии и пересадки команды «Индуса» на угольщик «Маркоманния» пароход был затоплен. 11 сентября захвачен пассажирский лайнер «Лоувет» англо-индийской компании, оборудованный для перевозки войск. Команда пересажана на «Маркоманию». Пароход затоплен. 12 сентября крейсер «Эмден» расположился напротив дельты реки Ганг, самом оживленном участке судоходного пути в Калькутту и из нее. Ожидать пришлось не долго. Суда «притягивались» к «Эмдену», как к магниту. В 22.00 обнаружен и задержан английский сухогруз «Кабинга» следующий из Калькутты в Нью-Йорк с ценным генеральным грузом, принадлежавшим американцам. Судно подлежало уничтожению, как вражеского государства. Но Мюллер не спешил с уничтожением. Он боялся осложнений с Америкой, а также его смущало нахождение на борту супруги капитана с маленьким ребенком. Он решил отпустить « Кабингу», но после задержания других судов. Через 3 часа задержан английский угольщик «Кайллин», который шел из Калькутты в Бомбей с 6000 тонн индийского угля. Лучшим вариантом было бы превратить судно в угольщик крейсера «Эмден», но его низкая судоходность не позволяла этого сделать. Пришлось топить судно вместе с углем. Экипаж был пересажен на «Кабингу». Ждать пришлось не долго, как появилась очередная «добыча», английский сухогруз «Дипломат» английской копании «Черента». Пароход следовал из Калькутты в Англию с ценным грузом 10 тысяч тонн чая. Сомнений не было, судно подлежало затоплению. Экипаж пересажен на «Кабингу». Вскоре было задержано итальянское судно «Лоредано», капитану которого было предложено забрать всех пленных с «Кабинги» и доставить их в Калькутту. Итальянец стал возражать, ссылаясь на нарушение закона о суверенитете. В ответ Мюллер пригрозил, что в противном случае, будет затоплена «Кабинга». На него также подействовало зрелище затопления «Дипломата» и он дал согласие. Но Мюллеру пришлось отказаться от услуг итальянского судна, и он решил отпустить «Кабингу» с более 200 пленными. Позже этот поступок командира крейсера «Эмден» был оценен прессой не иначе, как проявлением высочайшего благородства. Отпуская «Кабингу», Мюллер рисковал т.к. этим он раскрывал район действия крейсера, увеличивая вероятность его обнаружения. Понимая это, он решает изменить тактику крейсерства и оперативный район. Продолжение следует. С наилучшими пожеланиями, Булат.
Обстоятельства сильнее нас!

БулатТ
Матрос
Сообщения: 140
Зарегистрирован: Вс, 27 ноя 2011 12:19:24

Re: Колониальный орден слона

Сообщение БулатТ » Пт, 26 сен 2014 10:30:42

Мюллеру не чуждо тщеславие. Он понимает, что война против торговых судов и победа в открытом морском бою, как говориться, «две большие разницы» Неудовлетворенность преследует его и является одной из причин принятия решения нанести огневой удар по нефтехранилищам Мадраса. Цель такого удара вызвать хаос и панику в городе, посеять недовольство жителей к английским властям и тем самым спровоцировать их на беспорядки. Обстрел нефтехранилишь было решено начать с наступлением темноты 22 сентября. Это позволяло незаметно подкрасться в порт и достичь максимального эффекта. Цели для поражения топливные баки Бирманской Нефтяной Компании и 150 мм орудия береговой батареи. В 21-45 крейсер «Эмден» находился в 2800-3000 метрах от береговой линии, когда был отдан приказ «Включить прожектора! Открыть огонь!» Небо озарилось ослепительным огнем до такой степени, что можно было выключить прожекторы. Как и предполагалось, в городе началась паника. Многие кинулись на вокзал с желанием покинуть город. Обстрел продолжался. Всего было выпущено 130 снарядов, после чего был дан отбой. Теперь перед командиром крейсера стояла задача отвести корабль без потерь в безопасный район. В мире налет на Мадрас расценили, как дерзкий и ошеломляющий. Было выяснено, что уничтожено 5000 тонн драгоценного топлива. Существенно подорвана вера в способность английского флота, защитить побережье Индии. Пароходные компании отказывались посылать свои суда в индийские порты без сопровождения военных кораблей. Резко взлетели цены на фрахт и страховку. Тем временим, воодушевленные успехом «Эмдена» в Берлине стали строить «Наполеоновские планы» отторжения Индии от Британской Империи. На Адоманских островах находился английский концлагерь, где содержались в заключении индусы-революционеры, борцы за национальную независимость Индии. 30 сентября Министерством иностранных дел Германии в адрес ВМС направляется директива с предложением экспертов использовать «Эмден» для освобождения революционеров и доставки их в Индию с целью мятежа и свержения английского колониального режима. 2 октября Главный морской штаб доводит до всех морских атташе циркуляр - связаться с крейсером «Эмден» и передать приказ следовать к Адоманским островам. Но, затем, разобравшись, поняли, что «перегнули» и 7 октября отдали новое распоряжение «Приказ № 87,касающийся Адоманских островов отменяется. Легкому крейсеру «Эмден» предписывается действовать по собственному усмотрению» В то же время крейсер «Эмден» продолжал крейсерство, топя вражеские торговые суда. 29 сентября произошло трогательное расставание с легендарным угольщиком «Маркомания» верным трудягой с которым они славно несли службу в течение прошедших двух месяцев. «Маркомании» была поставлена новая задача встретиться с «Понтопоросом» заплатить греческому капитану обещанную компенсацию забрать призовую команду и позволить ему идти куда он захочет. После этого в нейтральных портах закупить продовольствие пресную воду и следовать к месту нового рандеву, которое должно предположительно состояться в начале ноября. Экипаж «Эмдена» высыпал на палубу, чтобы попрощаться с угольщиком и пожелать ему удачи и счастливого плавания. Ни кто и подумать не мог, что они расстаются навсегда. Огненный налет на Мадрас внес некоторое разнообразие в рейдерство но ни сколько не приуменьшил амбиций командира «Эмдена». Он стремился к большему – доказать, что для «Эмдена» уничтожение торговых судов это далеко не все на что способен корабль. Об этом пойдет речь в следующем сообщении. С наилучшими пожеланиями, Булат.
Обстоятельства сильнее нас!

БулатТ
Матрос
Сообщения: 140
Зарегистрирован: Вс, 27 ноя 2011 12:19:24

Re: Колониальный орден слона

Сообщение БулатТ » Пт, 26 сен 2014 12:03:36

районы рейдерства крейсера "Эмден"
Вложения
800PX-~1.PNG
Обстоятельства сильнее нас!

БулатТ
Матрос
Сообщения: 140
Зарегистрирован: Вс, 27 ноя 2011 12:19:24

Re: Колониальный орден слона

Сообщение БулатТ » Пт, 26 сен 2014 12:29:35

пожары в Мадрасе
Вложения
em_5.png
Обстоятельства сильнее нас!

Аватара пользователя
Андрей Пустоваров
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 10668
Зарегистрирован: Ср, 11 фев 2009 23:22:10

Re: Колониальный орден слона

Сообщение Андрей Пустоваров » Пт, 22 янв 2016 14:06:25

кавалер с наградами
slon1.JPG
Вложения
slon1.JPG
Форум ассоциации коллекционеров переехал - www.alteorden.com

Аватара пользователя
Михаил_Тренихин
-Доцент-
Сообщения: 11038
Зарегистрирован: Чт, 04 янв 2007 21:51:20

Re: Колониальный орден слона

Сообщение Михаил_Тренихин » Сб, 05 мар 2016 20:31:04

Андрей Пустоваров писал(а) :кавалер с наградами
slon1.JPG
А следом за ЖК-2 что за три награды?
Мои публикации, графика и фарфор, каталог коллекции есть на персональном сайте trenihin.ru

Аватара пользователя
Андрей Пустоваров
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 10668
Зарегистрирован: Ср, 11 фев 2009 23:22:10

Re: Колониальный орден слона

Сообщение Андрей Пустоваров » Ср, 30 мар 2016 01:17:13

Гогенцоллерн, медаль за заслуги с мечами,
Пруссия, медаль ордена Красного Орла
Пруссия, выслуга 15 лет
Форум ассоциации коллекционеров переехал - www.alteorden.com


Вернуться в «Знаки и награды ветеранских объединений Германии 1786-2011»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей