Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Гоголь — вышивальщик
Иван Вишняков. К 325-летию со дня рождения художника
Реализм: учимся, работаем, отдыхаем
Атлас с Московией XVIII века работы Гийома Делиля

Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Вт, 24 янв 2012 04:31:51

Предметы быта, бижутерии, броши, значки ,сувенирная продукция-(медали.плакетки и.т.д.) -- из КОСТИ.

Что такое резьба по кости? Косторезный промысел, берущий своё начало с доисторических времен является декоративно прикладным искусством, над которым работают сегодня самые знаменитые и выдающиеся скульпторы, художники современности. Нам известны многие яркие примеры косторезных промыслов, отражающие сущность своего времени эпохи скульптора, создающего ту, или иную скульптуру малых форм. Косторезное искусство в наши дни имеет свой высокий статус, где резьбой по кости занимаются только значимые художники, скульпторы современности.


Косторезные промыслы России

Художественная резьба по кости - это не просто умелое применение технических знаний для обработки ценного материала, каким является моржовая, мамонтовая или слоновая кость. Художественная резьба - это искусство. Старинные изделия из кости вызывают представление о слоновой кости, а между тем это могут быть и бивни слона, мамонта, клыки моржа и зубы кашалота и дикого кабана, а также кости домашнего скота (цевка), а также рога диких животных. Являясь красивым и податливым материалом, кость позволяет создавать как различные предметы быта, бижутерии, броши, значки ,сувенирная продукция(медали.плакетки и.т.д.), так и высокохудожественные произведения. Наиболее высокими качествами обладает слоновая кость: она похожа на мамонтовую, но более «живая», прозрачная, имеет «сетку», напоминающую муар шелка. Мамонтовая кость содержит много извести, несколько «глуше», более слоиста, но красива по тону.

В России несколько центров народных косторезных промыслов: Тобольская, Холмогорская, Якутская и Чукотская резная кость.

Тобольск - один из основных российских центров резьбы по кости.

Резьба по кости -г.Тобольск.
Первые косторезные мастерские появились в Тобольске в начале XVIII века: в 1721 году сюда были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время северной войны. Они занимались в Сибири разными ремеслами, в том числе токарной резьбой по кости - точеные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы.

В 1860-е годы ссыльные поляки занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. К концу 1860-х годов в городе работала группа местных косторезов, а в 1874 году открылась "Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой". Вслед за нею открывались и другие мастерские, самая крупная из них - "Образцовая Сибирская мастерская Ю.И. Мельгуновой" (учреждена в 1893 году). Изделия поступали в Санкт-Петербург, Москву, Казань, Киев, Нижний Новгород. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становиться промыслом со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта.

Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура. Она находила спрос в среде городской интеллигенции, деятельно участвовавшей в создании Тобольского губернского музея с его уникальной этнографической коллекцией. В 1897 году при музее была создана комиссия но изучению кустарных промыслов губернии. В их возрождении видную роль сыграл тобольский художник М. С. Знаменский (1833-1892), научившийся резать кость у ссыльных поляков и потом дававший уроки косторезам-тоболякам. Самым талантливым из них оказался П.Г. Терентьев. В тобольском косторезном искусстве он заложил основы миниатюрной жанровой скульптуры, отмеченной точностью социальных характеристик и бытовых реалий.

Резьба по кости -Тобольск.
В конце 1920-х годов была поставлена задача восстановления народных промыслов, в том числе и тобольской резьбы по кости. В городе создается артель "Коопэкспорт", обеспечивавшая поставку изделий за границу.

Определяющей композиционной схемой в 1950-1970-е гг. остается принцип решения скульптуры как единого блока. Фигуры отличаются обобщенной пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.

В конце XX века в тобольской резьбе по кости происходит перелом, выражающийся в поиске новых тем и сюжетов, нестандартных видов изделий, равно как и новых форм организации производства в системе "художник - рынок".
Так на ряду с выпуском высокохудожественных изделий -налажено производство сувенирной продукции и значков-из так называемых (отходов производства)- изделий из простой цевки и рога лося.
Как правило это были значки и плакетки изготовленные методом ручного выжигания на кости.
Многие из таких значков очень РЕДКИЕ (в связи с малыми тиражами)-сделанные на заказ.
Но каждый рисунок, выполненный вручную, индивидуален. Двух абсолютно одинаковых не могло быть.


В настоящее время косторезная фабрика выпускает широкий диапазон художественных изделий: от дорогостоящих изделий из мамонтовой кости до относительно дешевых из простой цевки и рога лося.
Вложения
Брошь  - резная кость..jpg
миниатюрная объемная скульптура.
Брошь  - резная кость-  реверс..jpg
миниатюрная объемная скульптура.
20_05_koroleva-sporta-75.jpg
Областной сельский спортивно-культурный праздник «Королева спорта – Таврическое 1975» Значок.
(кость, выжигание, заколка)
koroleva-sporta-84-21-08-11.jpg
Областной сельский спортивно-культурный праздник «Королева спорта – Марьяновка 1984. Оргкомитет»
Значок. (кость, заколка)
koroleva-sporta-86-21-08-11.jpg
Областной сельский спортивно-культурный праздник «Королева спорта – Полтавка 1986. Почётный гость» Значок.
(кость, заколка)
koroleva-sporta-1971.jpg
Областной сельский спортивно-культурный праздник «Королева спорта – Черлак 1971» Значок.
(кость, выжигание, заколка)
SNV80340.JPG
SNV80343.JPG
SNV80345.JPG
SNV80349.JPG
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Вт, 24 янв 2012 06:26:39

Косторезные промыслы России
Резьба у коренных народов Севера - хантов, манси и ненцев - существовала издавна; хантыйские, мансийские и ненецкие резчики в прошлом вырезали из кости предметы быта,мелкие детали (пряжки,заколки и.т.д.),украшения для одежды-но и фигурки богов, тотемных животных.
Была характерна жанровая тематика с преобладанием местных мотивов, реалистичность изображения, строгость и простота в отборе художественных средств характерны для резчиков Тобольска и Якутии.
Резчики работают главным образом в круглой скульптуре. Тобольцы хорошо подбирают кость по цвету и рисунку, умело полируют её и украшают свои изделия порезкой,,гравировкой и немного выжиганием,,, там, где необходимо для различного сопоставления различных фактур, для четкого разграничения отдельных форм и объемов. Несомненно, мастера - косторезы обладали способностью обобщенного пластического видения, выявляя моделировкой лишь характерное, главное. Они ценили красоту самого материала - белизну кости, её заглаженную, как бы ледяную поверхность, ассоциирующуюся с вечными снегами Северных просторов.

Мотив охоты получает большую популярность среди северных мастеров. Шубки, варежки, совершенно гладкие, за исключением отторочек подола, рукавов и капюшона, сделанными «под мех». А так же орнаментальные рисунки для оттенка. Как разнообразны животные, каждый автор по-своему изображает одного и того же зверя. Собачки - лайки с характерными для них хвостиками «баранкой» и фактурой шерсти. Всегда чувствуется настроение: играют ли дети с собаками - сразу передается радость и веселье, охотник ли целится в моржа, или арканит оленя - напряжение и серьезность момента ощущается без труда. Излюбленным на промысле были скульптурные композиции, изображающие охотника, идущего на лыжах, упряжки собак или оленей. Продумывается каждая деталь, даже природа, окружающая зверя или человека. Бегущий олень или лось вздымает копытами толщи снега, - это стилизованный переход от фигурки к подставке. Или табун лошадей во весь опор несется по траве, которая пригибается под копытами, либо колышется от ветра, а снег, наметенный пургой, ложится слоями. Обобщенность и лаконичность уместны при изображении тяжелого, мохнатого медведя. Плавные, скульптурные формы больше подходят к изображениям гибких и подвижных или быстрых и красивых животных (горностай, олень, лось, конь).

В Тобольской резьбе получают распространение силуэтные композиции, названные «гонками» или «поездками»: они изображают северянина, едущего в нартах на оленях или собаках или вставшего на дыбы оленя...Не мало скульптур посвящено дружбе человека со зверем - оленем, собакой, связь эта очень глубока, ведь не редко именно от этих животных зависит выживание человека на Севере.

Каждая сцена передает любовь и уважение жителей Севера к своим животным - верным помощникам в борьбе с природой. Наибольшее распространение получило изображение травли зверя как иллюстрации охоты. Мастера уделяют внимание самым мелким, кажущимся не значительными, деталям. Оружие-копье, лук или ружье- прорабатываются с высокой точностью, копируя настоящие предметы. Не меньшее внимание уделяется позам и движениям участников охоты, они настолько правдоподобны, что зритель понимает, автор не понаслышке знает о происходящем, не раз наблюдал за действом или был его участником. Эпизоды выслеживания, травли, т.е. загона, ловли зверя воспроизводили в мелкой пластике - конкретика сцен охоты, зафиксированной в резных фигурках. Бегущий охотник, на ходу поднимающий ружье, медведь убегающий, или защищающийся от собак. Динамика в погоне за северным оленем и даже ощущение снега, который словно летит из-под копыт оленя.

Интересны изображения не только кульминации охоты, когда животное уже поймано, на оленя накинуто лассо или охотник, целящейся в загнанного волка или медведя, но и сюжет выслеживания, поиска зверя. Много иллюстраций охотников на лыжах, идущих по следу, со своими верными спутниками - собаками. Созданию автором скульптурок собак, оленей и диких зверей (медведей, волков, лис) отводится важная роль, точность в передаче строения анатомии животного, шерсти и обязательно эмоционального состояния не только человека - охотника, но и объекта охоты - жертвы. Зритель сразу понимает, как настроен, например, медведь - он рычит и обороняется от псов, полон воинственного духа, либо убегает, в страхе оборачиваясь, отступает перед напором опьяненных погоней собак, следом бегущего хозяина.

Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.
В конце 50-60-е годы происходит еще одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьем, в связи с этим необходимо, было переориентироваться на простую поделочную цевку (кость крупного рогатого скота). Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности.

В 70-е и 80-е годы продолжился поиск новых выразительных средств. Тобольские мастера пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но все же главное место занимает скульптура.

В 90-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой: тройки, герои сказочных сюжетов, женских украшений.

В настоящее время на фабрике трудится 60 резчиков. Здесь выпускают достаточно широкий диапазон художественных сувенирных изделий: от дорогостоящих, из элитных материалов - кости мамонта, до относительно дешевых - из простой цевки и рога лося. Тобольская резная кость - прекрасный сувенир, подарок к празднику и юбилею, предприятие работает по коллективным и индивидуальным заказам.

За полуторавековой период деятельности на косторезной фабрике накоплен большой опыт в производстве высокохудожественных произведений искусства, магия которого завораживает и никого не оставляет равнодушным. Сувениры из кости хранят в себе индивидуальную манеру и тепло рук мастера. Тематика поделок самая различная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений.

Изделия Тобольских мастеров хранятся в лучших российских и зарубежных музеях.
Вложения
Работники Kostoreznaya_fabrika.jpg
Kostoreznaya_fabrika_(5).jpg
Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
Kostoreznaya_fabrika_(23).jpg
Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
Брошка -БЕЛОЧКА- ТОБОЛЬСК..jpg
Брошка-вырезанная из кости. Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
Брошка -БЕЛОЧКА- ТОБОЛЬСК..jpg (38.8 КБ) 17080 просмотров
Брошь -ЛЮТИКИ - Тобольская кость-цевка..jpg
Брошка-вырезанная из кости. Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
Брошь -ОЛЕНИ - Тобольская кость-цевка..jpg
Брошка-вырезанная из кости. Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
Брошь -ЦВЕТОК - Тобольская кость-цевка..jpg
Брошка-вырезанная из кости. Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
Значки и магниты....Современая Тобольская кость -цевка-выжигание.....jpg
Плакетка. Тобольская... кость цевка.jpg
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Aleksandr
Контр-адмирал
Контр-адмирал
Сообщения: 34288
Зарегистрирован: Вт, 16 май 2006 00:40:13

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Aleksandr » Вт, 24 янв 2012 06:47:36

Ещё один Омский спортивный значок, сделанный из кости.
Вложения
585104image6272a.jpg
585104image6272a.jpg (83.67 КБ) 17081 просмотр
Ищу значки с названиями населённых пунктов в границах бывшего СССР.
И приглашаю зайти на мой сайт: www.ussrtownpins.com

Аватара пользователя
Aleksandr
Контр-адмирал
Контр-адмирал
Сообщения: 34288
Зарегистрирован: Вт, 16 май 2006 00:40:13

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Aleksandr » Вт, 24 янв 2012 08:26:43

Вот, ещё значок - резьба (или выжигание) по кости из Ханты-Мансийского округа.
Вложения
786393image378a.jpg
786393image378a.jpg (15.75 КБ) 17079 просмотров
Ищу значки с названиями населённых пунктов в границах бывшего СССР.
И приглашаю зайти на мой сайт: www.ussrtownpins.com

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Вт, 24 янв 2012 08:58:36

Александр :good2: !!! Отличное дополнение ..
Показанные вами значки-"Нялинский Детский дом" и "Праздник Севера. КОЛОСОВКА 74"-изготовлены в г.ТОБОЛЬСКЕ - ручная работа "Тобольской косторезной фабрики ". Выжигание на кости.

В 70-90 годы прошлого века ФАБРИКОЙ выпускалось достаточно много значков того типа-(Ручное выжигание на кости).
Многие из таких значков очень РЕДКИЕ (в связи с малыми тиражами)-сделанные на заказ.
В качестве примера-на Тобольской косторезной фабрике-была даже возможность заказать ВЕТЕРАНСКИЕ ПЛАНКИ.
и немного продолжим.


К чести Тобольских косторезов, изготавливающих на Тобольском предприятии уникальную продукцию, они не погнались за ставшими в постсоветской России модными веяниями приписывать себе более солидный возраст. А могли бы: первые косторезы появились в Тобольске почти 300 лет назад — в начале ХVIII века. Основу заложили пленные шведские офицеры, сосланные в Сибирь после Полтавского сражения.
Нынешнее же поколение художников по кости ведёт своё начало с августа 1929 года, когда при артели «Кустарь» был создан косторезный цех. Через три года его преобразовали в самостоятельную промысловую артель «Коопэкспортсбыт». В 1960 году артель получает более солидный статус: фабрика. В настоящее время её официальное название — ЗАО «Тобольская фабрика художественных косторезных изделий».
Основной продукцией является настольная миниатюрная скульптура, изготавливаемая из бивня мамонта, рогов лося и крупного рогатого скота (цевки). До запрета охоты на китов много продукции выпускалось из зуба кашалота. Северная тема издавна превалирует в творчестве тобольских мастеров.
Высокохудожественные изделия известны далеко за пределами Родины. Тобольские косторезы многократно участвовали в самых престижных международных выставках в Монреале, Лос-Анджелесе, Осаке, Лондоне, Нью-Йорке, Лейпциге. В коллекции имеются золотая медаль Парижа,
Большая золотая медаль выставки 1958 года в Брюсселе.
В 1975 году коллектив фабрики награждён орденом «Знак Почёта».
Славу городу приносили работы таких общепризнанных мастеров, классиков резьбы по кости, как заслуженный художник России: Гавриил Хазов, Геннадий Кривошеин.
Их достойные продолжатели — Тамара Кржановская, Дмитрий Кугаевский, Альберт Кинчин, Надежда Галкина.
Постоянными заказчиками сувенирной продукции(значки,плакетки,и.т.д.) - являются Сургутская авиакомпания «ЮТэйр», ООО «Мономир» (г.Москва), Тюменская областная Дума, ОАО «Тюменьэнерго» и многие другие. В год выпускается более 5000 различных миниатюр — от относительно дешёвых, из простой кости, до дорогостоящих — из бивня мамонта.
Вложения
Тобольская косторезка.....jpg
Тобольская косторезка.....jpg (26.83 КБ) 16983 просмотра
Тобольская косторезка....2.jpg
Тобольская косторезка....2.jpg (32.31 КБ) 16983 просмотра
ЛОГОТИП..Тобольской косторезной фабрики.jpg
Современный знак...Тобольская кость..аверс..jpg
Современный знак...Тобольская кость..реверс..jpg
Тобльская кость...JPG
В качестве примера-на Тобольской косторезной фабрике-была даже возможность заказать ВЕТЕРАНСКИЕ ПЛАНКИ.
SNV80351.JPG
В качестве примера-на Тобольской косторезной фабрике-была даже возможность заказать ВЕТЕРАНСКИЕ ПЛАНКИ. Метод и вид крепления
SNV80353.JPG
В качестве примера-на Тобольской косторезной фабрике-была даже возможность заказать ВЕТЕРАНСКИЕ ПЛАНКИ. Метод и вид крепления
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Вт, 24 янв 2012 11:40:31

Косторезные промыслы России

Искусство резьбы и гравировки по кости у чукчей и эскимосов

- одна из областей материальной и духовной культуры. В их произведениях человек не изображается вне природы, не наделяется какими - либо конкретными чертами. Это образ - символ. Охотничий промысел развил у этого народа исключительную наблюдательность и точное знание анатомии зверя, его повадок. Одухотворение животного породило иллюзорность восприятия живой природы, и, как следствие, слияние в искусстве реальных и фантастических, мифологических представлений. Большое количество скульптуры, тотемных животных, сцены охоты на моржей, белых медведей и китов. Много внимания уделяется реалистической трактовке окружающего мира. В основном это гравировка на клыках. Поверхность клыка используется полно и на ней разворачиваются сложные повествовательные композиции: охотники подкрадываются к моржам с копьями или ружьями, китобои на лодках вытягивают кита или разделывают его тушу.
Техника гравировки распространена у чукотских и эскимосских резчиков. На бивнях мы видим мастерство резчика, владеющего резьбой и гравировкой, чувством цвета, а так же даром повествователя. Изображенный человек бросает гарпун в моржей, остальные гребут к берегу, чтобы забрать добычу. Моржи не убегают. Гравер показывает кровь, льющуюся из ран животных на лед и снег, замечательно решает цветовую моделировку, делая волны на море, окрас самих моржей, и даже цвет одежды охотников. Лица и фигуры решаются просто, не уловимы портретные черты, нет анатомической точности в изображении людей или моржей и белых медведей-все условно, но важна фиксация самого события.

Создаются охотничьи ножи с ножнами. Нож - необходимый предмет охоты, а эксклюзивный нож - это и оружие и раритет лучших охотников. Мастер даже лезвие делает из кости, украшая ручку фигуркой моржа, а ножны гравирует трехплановым рисунком: отдыхающие моржи, затем нерпа и белые медведи, и в завершении северные морские котики.

Гравировка может быть как цветная, так черно - белая. Гравюры на клыках похожи на детские рисунки, возможно, примитивны, свободно располагаются на плоскости клыка. Темная контурная линия лаконичного силуэта, сплошное заполнение фигур легкими штрихами приглушенного серого тона придают композиции четкость и декоративность. Гравировки интересны цветовыми переходами синего, коричневого и серого цветов, где усиление и ослабление цвета дают объемное изображение. Силуэты ледяных скал, паруса, моря, людей и зверя четкие и не расплываются, сделаны с большим мастерством. Это и есть искусство - сочетание мастерства и виденья - умение передать зрителю знание жизни народов Севера и почувствовать дух охоты.
Чаще всего встречаются такие изображения на ларцах ,ножах и пороховницах: изображение орла, настигающего зайца, или всадник, охотящийся на страуса, или соколиная охота на уток, с одной стороны, с другой - иные композиции: травли медведя, оленья упряжка в лесу, отдых около чума северян в малицах, жаркие схватки животных.
Позже создаются ажурные броши с изображением животных (оленей), рамки для фотографий с животным миром Севера, кубки с северными мотивами, резные ажурные вазочки с изображением погони за оленем, вставки на шкатулки с большим количеством орнамента, рокайльных элементов, с фигурками людей и животных,так же и разнообразная сувенирная продукция (значки, накладки, плакетки и.т.д.)
Как и ТОБОЛЬСКИЕ так и ЧУКОТСКИЕ Значки в такой технологии--очень РЕДКИЕ (так сделанные на заказ и малыми тиражами).
Изготовление таких значков -производилось из отходов ОСНОВНОГО производства и как правило в частном порядке(заказе).
Вложения
Чукотка 70-72  моржовая кость..реверс-.заколка..jpg
С разрешения нашего (форумчанина) коллеги (Lev)-выставляю Чукотский значок.
Сувенирный значок из моржового клыка.
ЧУКОТКА 70-72год-кость моржа.jpg
С разрешения нашего (форумчанина) коллеги (Lev)-выставляю Чукотский значок.
Сувенирный значок из моржового клыка.
ЧУКОТКА 70-72год-кость моржа.jpg (75.61 КБ) 16622 просмотра
ЧУКОТКА 70-72год- реверс -кость моржа.jpg
С разрешения нашего (форумчанина) коллеги (Lev)-выставляю Чукотский значок.
Сувенирный значок из моржового клыка.
ЧУКОТКА 70-72год- реверс -кость моржа.jpg (78.32 КБ) 16622 просмотра
image001.jpg
Предметы быта.
ПОРОХОВНИЦА.jpg
Резной ларец....Чукотка....jpg
Чукотский нож.jpg
Из КОСТИ-БРОШКА - Чукотка- аверс.jpg
Из КОСТИ-Чукотка- аверс.jpg
Чукотский значок.
Сувенирный значок из моржового клыка.
Из КОСТИ-Чукотка- реверс.jpg
Чукотский значок.
Сувенирный значок из моржового клыка.
Заколка.Вид крепления.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Вт, 24 янв 2012 16:01:48

Косторезные промыслы России

Холмогорская-(Архангельская)-резьба и выжигание по кости

Более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, "рыбий зуб", моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. В руках искусных мастеров становилась похожей на благородную простая трубчатая коровья кость (цевка). Кость обрабатывали (резали) по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры - родина великого Ломоносова.
Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный "гребенный мастер" Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты.
XVIII век - период расцвета холмогорского промысла. Уже к началу века холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости - браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше - по всей России. Изысканные по форме, сочетающие орнамент с сюжетными рельефными изображениями, цветной гравировкой, изящные по технике исполнения изделия пользовались огромным спросом. Русские цари почитали это старинное искусство. Согласно протоколам Верховного Тайного Совета императрица Екатерина I хранила свои личные вещи в двух холмогорских ларцах. Достоверно известно, что у холмогорского резчика Осипа Дудина неоднократно покупались шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича. В 1798 году царствующая чета Павел I и Мария Фёдоровна приняли от резчика Н. С. Верещагина, который подолгу проживал и в Архангельске, и в Санкт-Петербурге, парные вазы конусообразной формы, хранящиеся сегодня в Государственном Эрмитаже.
В творчестве Н. С. Верещагина проявились черты, связанные с наступлением нового художественного стиля эпохи - классицизма. Это строгая графичность резьбы, особое изящество геометризованного орнамента в отличие от прихотливых завитков рококо. Пышная красочность, как одна из черт оформления резной кости XVIII века, постепенно сменяется холодной и строгой красотой искусства следующего столетия. Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по рисунку орнаменту, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого столетия сменяются более простыми. Складывается определенный рисунок узора характерный для северной резной кости первой половины XIX века. На мелкой ромбовидной сетке размещаются цветочные гирлянды.
Новым в резной кости этого периода является обращение к скульптуре. Памятники часто воспроизводятся в резной кости, особенно созданные Мартосом памятник М. В. Ломоносову для Архангельска и московский памятник Минину и Пожарскому.
Вещи, исполненные северными косторезами, расходились по всей России и за её пределы, пользовались успехом на выставках, где мастера получали награды и премии. Если в косторезном искусстве 1820-х гг. отчетливо видны изысканное мастерство и логическая стройность рисунка, которые соединяются с простой конструктивной формой предмета, то в 1830-х гг. возникает интерес к изящным резным изделиям, подчас лишенным практического смысла. Это миниатюрные предметы мебели, швейные шкатулки, в виде паровоза с колесами, плакетки, коробочки и т.п., декорированные плоской прорезью тонкого ветвистого растительного узора типа морских водорослей или трав.
Стремление найти сбыт своей продукции заставляло косторезов второй половины XIX века изготовлять большое количество простых изделий - ложек с гладкими ручками, ножей для бумаги, запонок, пуговиц, портсигаров, табакерок, рукояток к зонтам и тростям и прочее. Это были качественные, но слабые в художественном отношении вещи. Только в особых случаях, по заказам или для выставок создавались высоко художественные произведения. При этом отдельные мастера все-таки продолжают создавать высоко художественные вещи по композиции и по технике исполнения. На это время приходится деятельность сына и отца Бобрецовых, Ильи Доронина, отмеченного в 1861 году наградой за искусство и знания в косторезном деле.
Со второй половины XIX века происходит резкий спад косторезного дела, не выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством, выбросившим на рынок массу, красивых и значительно более дешевых, чем из кости, изделий. Искусством резьбы по кости владеют лишь несколько мастеров. Пытаясь возродить угасающий промысел, местные власти в 1885 году открывают класс резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище. Этот класс просуществовал 15 лет, не дав значительных результатов, и был закрыт в 1900 году из-за отсутствия учеников.
Однако в истории холмогорского искусства класс резьбы по кости сделал свое дело. В нем преподавал М. И. Перепелкин, у которого учились ставшие впоследствии, уже в советское время, известными мастерами В. П. Гурьев, В. Т. Узиков, Г. Е. Петровский.
В XX веке художественная резьба вновь привлекла к себе внимание, и началось её планомерное возрождение. 1 октября 1934 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного комитета принял специальное постановление о мероприятиях и путях развития холмогорской резьбы. Целый комплекс мер позволил восстановить былую славу этого искусства, "Диплом золотой медали" всемирной выставки в Париже 1937 г. привлек к ней дополнительное внимание, а постоянный госзаказ сделал холмогорскую резьбу одной из визитных карточек Советской России. Что касается стилевого развития, то период с 1930-х по начало 1950-х годов прошёл под знаменем помпезности сталинского ампира, основанного на классике рубежа XVIII-XIX веков. Конец пятидесятых отмечается последовательностью жанровых сюжетов, новой декоративностью и укрупнением форм. Шестидесятые не избежали влияния "сурового стиля" социалистического строительства. Семидесятые годы стали временем нового обращения к историческому наследию, когда вновь вернулись к использованию многих традиционных приёмов и элементов в применении к современной советской тематике и стилистике. Характерной чертой 90-х годов XX века является рост индивидуального начала в творчестве мастеров. Несмотря на экономические трудности, складываются благоприятные условия для развития творческой мысли и индивидуальности мастеров-художников при сохранении духа и образа традиционной холмогорской резьбы по кости. Среди ведущих современных косторезов можно назвать мастеров Г. Ф. Осипова, В. Н. Хабарова, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья.
В селе Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу ( ЗНАЧКИ-как правило методом выжигания по кости, БРОШИ, ПЛАКЕТКИ и.т.д.,) и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. На рубеже 20-21 веков холмогорский промысел не только сохраняет свои творческие позиции, но и плодотворно развивается.
Вложения
г ЛОМОНОСОВ...архангельская кость.jpg
Значки- фабрики художественной резьбы по кости г.ЛОМОНОСОВО.
г ЛОМОНОСОВ...архангельская кость.jpg (13 КБ) 16990 просмотров
Кость-цевка-   Архангельск.....jpg
Значки- фабрики художественной резьбы по кости г.ЛОМОНОСОВО.
Архангельский лесотехнический институт....jpg
Значки- фабрики художественной резьбы по кости г.ЛОМОНОСОВО.
stalin2 Холмогоры.jpg
Помпезность сталинского ампира-но похожа на икону....
Заколка -ВИКИНГ-реплика.jpg
Заколка "Викинг" круглая, бивень мамонта
Автор:Владимир Баландин
Заколка для шерсти является репликой, найденной во время раскопок поселения викингов времён железного века рядом со шведским городом Альванген (Älvängen). Использовалась для удержания на плечах шерстяного плаща или накидки. Сегодня может использоваться для закрепления шарфов, палантинов, высоких воротников. Может использоваться как заколка для волос.
Кость.jpg
Антипин А. Ф. Медаль "Б. Франклин". 1999. Кость, резьба. Диам. 60
Медаль из кости Мамонта....jpg
Интересна медаль,-- посвященная 75-летию Л.Брежнева. Медаль не предназначалась для тиражирования и не имеет никаких надписей, лишь портрет юбиляра. По данным каталога "Памятная медаль советского периода 1919-1991" авторы Шкурко и Салтыков.—медаль за №1299-отчеканено два экземпляра в серебре. На ЛМД не осталось пробного оттиска в металле и в каталоге сфотографирован только сам штамп. Вот эскиз медали и авторский экземпляр, выполненный на кости мамонта.
Холмогорская кость.jpg
Холмогорская кость 1.jpg
Холмогорская кость 2.jpg
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Вт, 24 янв 2012 19:21:31

Косторезные промыслы России

Варнавинский(Нижегородский) косторезный промысел.

Варнавинская резьба по кости

Обработка кости имеет древние традиции, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. Косторезным промыслом в Нижегородском крае занимались давно. Еще в XVIII веке мастера Павлова и Ворсмы украшали ножи костяными рукоятками в виде объемной небольшой скульптуры. Фигурки львов, драконов, птиц, воинов выполнены с тонким пластическим мастерством. Они являются образцами мелкой пластики в Нижегородской народной резьбе по кости. Возрождение промысла в XX веке связано с именем мастера Парфена Черникова, который был приглашен в Нижний Новгород из всемирно известного центра косторезного искусства г. Холмогоры Архангельской области.
В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота – "цевку" и рог. Кроме того, в работе используются и ценные виды кости - мамонта и моржа. Форма кости, её белый цвет и матовость поверхности дают возможность народным мастерам, используя народные приемы декорирования, создавать оригинальные произведения.
Работа выполняется вручную с помощью лобзика, специальных приспособлений и инструментов. Изделия варнавинских косторезов отличает изысканная ажурная или рельефная резьба, гравировка. Рельефная резьба заключается в следующем: на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости. Ажурная резьба на проем отличается от рельефной тем, что в местах фона сверлят отверстия. При гравировке вначале на костяной пластинке делают рисунок, затем гравировальной иглой наносят линии различной глубины.

В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.
Предприятие, возродившее традиции народного косторезного промысла Нижегородской губернии ООО «Варко» (Варнавинская резная кость). Первые работы по возрождению косторезного промысла были предприняты в 1969 году, когда известный художник-косторез из с. Холмогор П. П. Черникович представил на областной художественно-экспертный совет первые изделия из резной кости. В 1971 году в р.п. Варнавино был открыт участок с обучением молодежи профессии резчика по кости. В 1973 году участок был преобразован в филиал Казаковского производственного ювелирного объединения со специализацией резьбы по кости. В связи со значительным ростом производства в 1989 году филиал был преобразован в самостоятельное предприятие — Варнавинскую художественную фабрику, которая в 1992 году была приватизирована. Сегодня ООО «Варко» продолжает сложившиеся за 30 лет традиции промысла.
Предприятие специализируется на выпуске изделий из простой поделочной кости. Изделия выполнены в технике ажурной, плоскорельефной или объемной резьбы. В ассортименте предприятия более 300 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения. Это женские украшения, шкатулки, ларцы, письменные приборы, шахматы, подсвечники, вазы, стаканы, а также вязальные крючки и игольницы, значки на заказ.
Кроме традиционных изделий, предприятие имеет успешный опыт разработки и производства продукции с фирменной символикой, выполненной, по желанию заказчика, как на существующих изделиях, так и по оригинальному заказу.
Вложения
2883.jpg
Варнавинский гарнитур(украшение)
22878.jpg
Варнавинская шкатулка.
Noz_na_opushke.jpg
Декоративный нож для бумаг.
43932.jpg
Варнавинская фигурка из кости.
Собачка- Пикенес.
9926.jpg
Варнавинские серьги
12017.jpg
Варнавинские серьги
22875.jpg
Варнавинская брошка.
11980.jpg
Варнавинская брошка.
11977.jpg
Варнавинская брошка.
rus.jpg
Варнавинская шкатулка. ЛАРЕЦ.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Вс, 12 фев 2012 10:36:23

ЗНАЧКИ ТОБОЛЬСКИЕ - ручная работа "Тобольской косторезной фабрики ". Выжигание на кости.
Значки -из так называемых (отходов производства)- изделий из простой цевки и рога лося.
Как правило это были значки и плакетки изготовленные методом ручного выжигания на кости.
Многие из таких значков очень РЕДКИЕ (в связи с малыми тиражами)-сделанные на заказ,малыми предприятиями ,организациями,учреждениями, и.т.д.-к определённым юбилеям и праздникам.
На каждом Значке- рисунок выполненный вручную, поэтому он индивидуален. Двух абсолютно одинаковых не могло быть.
Представляю ещё не сколько "костяных" значков г.ТОБОЛЬСКА.
Вложения
Тобольская школа №1....аверс..JPG
Знак для выпускника(бывшей) школы №1 ,,-сейчас Женской гимназии г ТОБОЛЬСКА,
Тобольская школа №1....реверс..JPG
Знак для выпускника(бывшей) школы №1 ,,-сейчас Женской гимназии г ТОБОЛЬСКА,
Резба по кости ТОБОЛЬСК...алюмений -значок.jpg
Сувенирный значок-посвящен Тобольскому косторезному промыслу.
Резба по кости ТОБОЛЬСК...алюмений -значок.jpg (37.58 КБ) 16978 просмотров
Тобольская кость...вырезание и выжигание.jpg
Тобольская кость...вырезание.jpg
Тобольская кость...вырезание.jpg (19.16 КБ) 16978 просмотров
Тобольск 400 лет -КОСТЬ-.jpg
Тобольск 400 лет -КОСТЬ-.jpg (5.49 КБ) 16994 просмотра
107 ВСО-40 лет   -г.ТОБОЛЬСК  кость..JPG
726 ВСО 25 лет   г ТОБОЛЬСК...кость..JPG
Пионер лагерь -В. КОТИКА- г.ТОБОЛЬСК ..кость..JPG
SNV82222.JPG
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Сергей68
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: Чт, 16 апр 2009 11:21:38

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Сергей68 » Вс, 12 фев 2012 12:48:26

Это же как так они умудрились иголку вмуровать?
Значки по теме "Заповедники и национальные парки мира".

Аватара пользователя
Сергей68
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: Чт, 16 апр 2009 11:21:38

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Сергей68 » Вс, 12 фев 2012 12:50:08

Пригляделся и понял! Игла то не цельная, а из двух частей состоит!
Значки по теме "Заповедники и национальные парки мира".

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Вс, 12 фев 2012 13:29:14

Сергей68 писал(а) :Пригляделся и понял! Игла то не цельная, а из двух частей состоит!
Совершенно верно- вклеена (сама ИГЛА) и крючок (зацепка) отдельно -как два элемента. :hi:
С уваж..Леонид.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Пн, 13 фев 2012 13:34:46

ОЧЕНЬ интересный -Знак выполнен холмогорскими мастерами резной кости.
и положение о премии и знаке.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы админ. Архангельской обл. от 12.10.1998 N 268
"О ПРОВЕДЕНИИ XXVII ЛОМОНОСОВСКИХ ЧТЕНИЙ И УЧРЕЖДЕНИИ ПРЕМИЙ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА"

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 1998 г. N 268
О ПРОВЕДЕНИИ XXVII ЛОМОНОСОВСКИХ ЧТЕНИЙ И УЧРЕЖДЕНИИ ПРЕМИЙ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА


1. Согласиться с предложением Ломоносовского фонда и Архангельского объединенного научного центра о проведении 19 - 21 ноября 1998 года Ломоносовских чтений на тему "Научно-техническая политика и развитие новых отраслей народного хозяйства Архангельской области".

2. Выделить из областного бюджета Ломоносовскому фонду 49 тыс. рублей для проведения Ломоносовских чтений за счет средств резервного фонда главы администрации.

3. Учредить две премии администрации области имени М.В.Ломоносова за успехи в области научной, интеллектуальной и практической деятельности и утвердить Положение о премиях согласно Приложению.

В 1998 году премии присудить наиболее значимым работам в области науки и техники.

4. Рекомендовать мэрии г. Архангельска учредить премии имени М.В.Ломоносова муниципального образования "Город Архангельск".

5. Организационную работу по подготовке и проведению Ломоносовских чтений возложить на оргкомитет по проведению научно-практической конференции "Научно-техническая политика и развитие новых отраслей народного хозяйства Архангельской области" (распоряжение администрации области от 20 апреля 1998 года N 204р), дополнительно включить в состав оргкомитета:
Румянцеву - заместителя председателя правительства
Тамару Дмитриевну администрации области
Третьякова - исполнительного директора экспертно -
Виктора Михайловича аналитического координационного совета
при главе администрации области
Добрунову - генерального директора Ломоносовского
Галину Павловну фонда
Кулиманову - директора департамента образования,
Татьяну Ильиничну культуры и спорта мэрии г. Архангельска

6. Распространить на иностранных участников чтений льготы по оплате проживания в гостинице и авиаобслуживанию, установленные постановлением главы администрации области от 16 января 1996 года N 10.
Глава администрации
А.А.ЕФРЕМОВ
Утверждено
постановлением главы администрации Архангельской области от 12.10.1998 N 268

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕМИЯХ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА
Премии имени М.В.Ломоносова вручаются отдельным лицам, коллективам, организациям, внесшим большой вклад в развитие науки, культуры, искусства, образования, охрану здоровья населения, способствующих практическому решению проблем Архангельской области и северных регионов Российской Федерации.

Выдвижение работ на премии имени М.В.Ломоносова

На соискание премий выдвигаются работы в области науки и техники, апробированные и опубликованные в печати не менее чем за год до представления; произведения в области литературы, литературоведения и искусствознания после их опубликования в печати; произведения в области музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, эстрадного искусства, дизайна, кино, телевидения - после обнародования и широкого общественного ознакомления с ними на концертах, выставках, в театрах, кинотеатрах, по радио и телевидению; произведения в области архитектуры - после сдачи объектов в эксплуатацию.

К рассмотрению принимаются печатные труды, произведения искусства, материальные результаты интеллектуальной деятельности.

Правом выдвижения соискателей премий имени М.В.Ломоносова обладают:

- администрация Архангельской области;

- коллективы предприятий, учреждений, организаций и их подразделений независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;

- творческие и общественные организации;

- правление Ломоносовского фонда;

- общественный совет НКЦ "Ломоносовский дом".

Повторно премии имени М.В.Ломоносова не присуждаются.

Номинации премий

Устанавливаются 2 премии, вручаемые ежегодно в одной из следующих номинаций:

- в области науки и техники;

- в области литературы, литературоведения;

- в области культуры и искусствоведения;

- в области образования и здравоохранения.

Премии вручаются в день рождения М.В.Ломоносова - 19 ноября.

Сумма каждой премии составляет 10 тысяч рублей.

Правила представления работ

Документы на соискание премий представляются в правление Ломоносовского фонда ежегодно до 20 октября.

Работы соискателей рассматриваются на конкурсной основе. Список работ, отобранных для участия в конкурсе, обнародуется в средствах массовой информации.

Все материалы представляются в одном экземпляре. К материалам прилагается развернутое обоснование организации или коллектива, которые выдвигают кандидатов на соискание премий, а также два отзыва от организаций или специалистов, компетентных в предлагаемой области знаний.

Порядок рассмотрения работ

Работы, представленные на соискание премии имени М.В.Ломоносова, рассматриваются комиссией из представителей администрации области, мэрии г. Архангельска, правления Ломоносовского фонда, утверждаемой главой администрации области.

Комиссия до принятия решения может направить поступившие материалы на экспертную оценку в любую компетентную организацию или специалисту в соответствующей области знаний, провести общественные слушания и обсуждение представленных работ.

Присуждение премий

Решение о присуждении премий принимается главой администрации области по представлению комиссии.

Лицам, коллективам и организациям, удостоенным премий, присваивается звание "Лауреат премии имени М.В.Ломоносова" и вручаются в торжественной обстановке на Ломоносовских чтениях, посвященных очередной годовщине со дня рождения М.В.Ломоносова, диплом и специально выполненный из кости Почетный знак.
Вложения
Почетный знак....им.ЛОМОНОСОВА..jpg
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Ср, 15 фев 2012 15:01:31

Холмогорская(Архангельская) кость



Холмого́рская резна́я кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и практикуемый в сёлах Холмогорского муниципального района Архангельской области. В стиле холмогорской резьбы пересекаются различные культурные традиции: севернорусская, центральнорусская, западноевропейская (заимствовались техники нидерландских и немецких изделий, рисунки гравюр) и традиции коренных народов севера.

Первые известные примеры изделий, выполненных в данной манере, относятся к XVII веку, однако приёмы резьбы, отличающие данный вид промысла от прочих схожих сложились лишь к XVIII веку. К ним относятся, например, сочетание образованного сквозными отверстиями орнамента и рельефных сюжетных изображений, использование цветной гравировки,выжигание, подкраска. Иногда под резной орнамент подкладывалась цветная фольга. Может использоваться мамонтовая или моржовая кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров). Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со 2-й половины XIX века — также местных животных и растения. Для холмогорской резной кости характерен растительный орнамент из веточек, ягодок, а также рокайли.

Наиболее старым типом такого рода изделий являются гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты и даже мебель, облицованная пластинками кости. Известны также настольные скульптуры, в том числе копии знаменитых скульптурных композиций (например, московского памятника К. Минину и Д. Пожарскому). В советский период стали также выпускаться женские украшения.

В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана профессионально-техническая школа, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.
В селе Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости и сейчас изготовляют массовые изделия на продажу ( ЗНАЧКИ-как правило методом выжигания по кости, БРОШИ, ПЛАКЕТКИ и.т.д.,) и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. На рубеже 20-21 веков холмогорский промысел не только сохраняет свои творческие позиции, но и плодотворно развивается.
Своеобразную декоративность в цвете рисунка -даёт гравировка или выжигание.
Линии гравировки или выжигания натирают цветными карандашами. Вместо карандашей можно применить также и масляные краски. Лишнюю краску с гладкой поверхности стирают, чтобы она осталась только в процарапанных(выжженных) углублениях, четко выявляя рисунок. Чаще всего для подцветки применяют красную, коричневую и черную краски.

Поверхность кости, предназначенной для покраски (кроме самого рисунка), должна быть идеально отполированной. Всякие мелкие малозаметные царапины при натирании красителями сразу же проявятся . Поэтому пластинку тщательно зачищают
наждачной бумагой, затем полируют пемзой или зубным порошком.

Яркий пример-такой ПОДЦВЕТКИ- Холмогорские(Архангельские) значки из кости.
Вложения
Архангельская кость -БРОШь МОРСКАЯ- аверс..jpg
резной орнамент-БРОШКА
Архангельская  кость -БРОШь МОРСКАЯ- реверс..jpg
резной орнамент -БРОШКА
29 Беломорские игры.....jpg
СПМ---кость---.jpg
ССО Архангельск-1969г....jpg
ССО Архангельск-1969г....jpg (18.66 КБ) 16963 просмотра
ССО --Москва-Архангельск--кость-вырезание и выжигание.jpg
Современный костяной знак.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Вс, 19 фев 2012 09:31:10

Изделия -«Тобольской косторезной фабрики ».
И не большая коллекция значков из кости-ТОБОЛЬСКИХ коллекционеров.
Любезно предоставившие её для показа на форуме.
Из истории......
К чести Тобольских косторезов, изготавливающих на Тобольском предприятии уникальную продукцию, они не погнались за ставшими в постсоветской России модными веяниями приписывать себе более солидный возраст. А могли бы: первые косторезы появились в Тобольске почти 300 лет назад — в начале ХVIII века. Основу заложили пленные шведские офицеры, сосланные в Сибирь после Полтавского сражения.
Нынешнее же поколение художников по кости ведёт своё начало с августа 1929 года, когда при артели «Кустарь» был создан косторезный цех. Через три года его преобразовали в самостоятельную промысловую артель «Коопэкспортсбыт». В 1960 году артель получает более солидный статус: фабрика. В настоящее время её официальное название — ЗАО «Тобольская фабрика художественных косторезных изделий».
Славу городу приносили работы такого общепризнанного мастера, классика резьбы по кости, как заслуженный художник России: Гавриил Хазов,....
Продолжение следует......
Вложения
SNV82570.JPG
Нынешнее же поколение Тобольских художников по кости ведёт своё начало с августа 1929 года.
SNV82561.JPG
В 1960 году артель получает более солидный статус: ФАБРИКА.
Знак 2010 года- ажурное вырезание и выжигание по кости. Аверс знака
SNV82562.JPG
В 1960 году артель получает более солидный статус: ФАБРИКА.
Знак 2010 года- ажурное вырезание и выжигание по кости. Реверс знака и заколка
SNV82573.JPG
Юбилейная-ПАМЯТНАЯ медаль для работников КГБ.
материал кость (ЦЕВКА).
Аверс медали.
SNV82574.JPG
Юбилейная-ПАМЯТНАЯ медаль для работников КГБ.
материал кость (ЦЕВКА).
Реверс медали.
SNV82575.JPG
Юбилейная-ПАМЯТНАЯ медаль для работников Тобольского НХК (10 лет). Медаль 1994года.
Выполнена мастером; Гавриилом Хазовым.(гравировка на гурте медали.)
Аверс медали.
материал кость .
SNV82576.JPG
Юбилейная-ПАМЯТНАЯ медаль для работников Тобольского НХК (10 лет). Медаль 1994 года.
Выполнена мастером; Гавриилом Хазовым.(гравировка на гурте медали.)
Реверс медали.
SNV82577.JPG
Юбилейная-ПАМЯТНАЯ медаль 400 летию ТОБОЛЬСКА.
Материал: бивень МАМОНТА
Выполнена автором; Гавриилом Хазовым,.исполнитель: Аминов.С.А.(гравировка на гурте медали.)
Аверс медали.
SNV82578.JPG
Юбилейная-ПАМЯТНАЯ медаль 400 летию ТОБОЛЬСКА.
Материал: бивень МАМОНТА
Выполнена автором; Гавриилом Хазовым,.исполнитель: Аминов.С.А.(гравировка на гурте медали.)
Реверс медали и подарочная коробка
SNV82579.JPG
Юбилейная-ПАМЯТНАЯ медаль 400 летию ТОБОЛЬСКА.
Материал: бивень МАМОНТА
Выполнена автором; Гавриилом Хазовым,.исполнитель: Аминов.С.А.(гравировка на гурте медали.
Реверс медали
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Вс, 19 фев 2012 10:07:47

Значки и Знаки -«Тобольской косторезной фабрики ».
И не большая коллекция значков из кости-ТОБОЛЬСКИХ коллекционеров.
Значки и знаки -ЮБИЛЕЙНЫЕ,ПРАЗДНИЧНЫЕ,ПАМЯТНЫЕ,и.т.д.-Разной тематической направленности.
Любезно предоставившие её для показа на форуме.

Стоит также отметить что такие знаки и значки--без Герба,без надписи определённой местности(или названия), логотипов предприятия, или других информационных данных--Достаточно трудно определить конкретного производителя,и очень часто именно значки из кости :-Тобольской косторезной фабрики и Холмогорской (Архангельской) кости--коллекционеры ПУТАЮТ и не могут определить производителя того или иного значка-ведь выполнены они часто одинаково и в одной манере-(выжигание на кости).
Вложения
SNV82558.JPG
Из коллекций ТОБОЛЯКОВ.
Значки КОСТЬ.
SNV82559.JPG
Из коллекций ТОБОЛЯКОВ.
Значки КОСТЬ.
SNV82560.JPG
Из коллекций ТОБОЛЯКОВ.
Значки КОСТЬ.
SNV82563.JPG
Из коллекций ТОБОЛЯКОВ.
Значки КОСТЬ.
SNV82564.JPG
Из коллекций ТОБОЛЯКОВ.
Значки КОСТЬ.
SNV82565.JPG
Из коллекций ТОБОЛЯКОВ.
Значки КОСТЬ.
SNV82566.JPG
Из коллекций ТОБОЛЯКОВ.
Значки КОСТЬ.
SNV82567.JPG
Из коллекций ТОБОЛЯКОВ.
Значки КОСТЬ.
SNV82568.JPG
Из коллекций ТОБОЛЯКОВ.
Значки КОСТЬ.
SNV82569.JPG
Из коллекций ТОБОЛЯКОВ.
Значки КОСТЬ.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Сергей68
Главный корабельный старшина
Главный корабельный старшина
Сообщения: 1229
Зарегистрирован: Чт, 16 апр 2009 11:21:38

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Сергей68 » Вс, 19 фев 2012 12:08:25

http://www.tfki.ru/ - очень интересный официальный сайт Тобольской фабрики.
Значки по теме "Заповедники и национальные парки мира".

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Ср, 29 фев 2012 17:09:56

ОСНОВЫ- Резьбы по кости.
Основным, сырьем для ряда изделий служит так называемая цевка - трубчатая часть кости конечностей крупного рогатого скота. Используя природную цилиндрическую форму, мастера-косторезы искусно вписывают в нее фигурки различных животных, а порой целые сценки по мотивам русских народных сказок и басен. Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, мы рекомендуем цевку как хорошо поддающийся обработке и широкодоступный материал.

Прежде чем приступить к механической обработке кости, её нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилите кости, удалите костный мозг, затем выварите в течение нескольких часов, добавив в воду немного пищевой соды. Отбелить кость можно и в растворе перекиси водорода (гидроперита), который есть в любой аптеке; На двести граммов горячей воды вполне достаточно двух-трех таблеток гидроперита. Обычно, полежав около суток в таком растворе, кость приобретает чистый белый цвет.


Резьба по кости

Из отбеленной кости, в зависимости от задуманного изделия, делают заготовки. Распиливать кость можно столярной лучковой пилой, ножовкой с зубьями средней величины, медицинскими пилками. Кость зажмите в тисках, предварительно подложив деревянные прокладки. Во время распиливания пилу время от
времени смачивайте мыльной водой или машинным маслом. Если нужно заготовить тонкие пластинки для ажурной или рельефной резьбы, распиливайте кость вдоль слоев.

Пластинки, распиленные поперек слоев, со временем покрываются сетью трещин и портят работу. Для объемной скульптуры заготовки обрабатывают косарем - большим тяжелым ножом. Им делают сколы, параллельные слоям или же под небольшим углом к ним. Для целого ряда изделий, имеющих в своей основе тела вращения, заготовки вытачиваются
на токарном станке.

Хорошие, удобные инструменты во многом предопределяют успех, поэтому в первую очередь нужно приобрести или изготовить самим необходимые инструменты. Для грубой

обработки - косарь, наборы стамесок и рашпилей. Для выполнения ажура - лобзик,

надфили, сверла, втиральники, клепики. Изготовить втиральник можно из стальной

спицы. Отожгите её, затем надфилем нарежьте крупные и острые насечки и снова

закалите. Готовые втиральники насадите на деревянные ручки. Клепики тоже
изготовьте из стальной спицы, расплющив её на конце и придав различную форму. Затачивают клепики так, чтобы рабочие части имели острые фаски. Резьбу выполняют с помощью резцов - штихелей. Металлографические штихели, или штихели для ксилографии (гравюры на дереве), можно с успехом использовать и для цевки, твердость которой сравнительно невелика. Для начала следует изготовить резцы хотя бы трех основных видов.
Грабштихель - резец, имеющий в сечении треугольник, прямоугольник или ромб, применяется для гравирования тонких линий.
Болтштихель - резец с сечением круга, овала, полукруга или полуовала.
Флахштихель имеет в сечении прямоугольники и трапеции.
Болтштихель и флахштихель применяются для обработки плоских и криволинейных поверхностей различной конфигурации. Для резцов применяют углеродистую сталь У-6, У-7 или У-10. Обточенную заготовку накалите докрасна (800°C), после чего опустите её в машинное масло или воду. Закаленный штихель становится излишне хрупким, поэтому его следует отпустить. Поместите штихель над слабым огнем, внимательно наблюдая за цветами побежалости. Доведя металл до соломенного цвета, охладите его в воде. При отсутствии углеродистойстали хорошие резцы можно изготовить из надфилей различного сечения. Режущую часть штихеля заточите под углом 45-30°.
Заточку всех резцов и правку их во время резьбы выполняйте только со стороны торца. Рукоятки выточите из древесины березы или бука. На рукоятку набейте металлическое кольцо. Чтобы удобно было держать штихель, рукоятку сколите сбоку. Резец насадите так, чтобы скол оказался внизу.
Для гравировки по кости служит коготок.
Форма его показана на рисунке.
Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы: ажурную ("на проем"), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из этих приемов, так и в сочетании, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной и т. д.

Характерная черта ажурной резьбы - сквозной фон, который делает резьбу похожей на тончайшее кружево. Заготовленную для ажурной резьбы пластинку выровняйте напильником и зачистите мелкой шкуркой, добиваясь гладкой поверхности. Рисунок с эскиза, разработанного заранее, переведите на пластинку припорохом. Делается это так.
Все линии эскиза проколите шилом, расстояние между проколами 3-4 миллиметра. Из двойного слоя марли сделайте тампон, наполните его темной сухой краской. Эскиз наложите на пластинку и легкими ударами тампона нанесите на него краску. Проникая через отверстия, краска образует на кости пунктирный рисунок, который для четкости можно обвести карандашом. Чтобы во время работы карандашный рисунок не стерся, зафиксируйте его быстросохнущим лаком. В участках, которые предназначены для выпиливания, просверлите отверстия под пилку лобзика. Выпилив полностью лобзиком все участки сквозного фона, подработайте их надфилями и втиральниками.


Стамесками и штихелями придайте ажурной пластине требуемый рельеф. Тонкую окончательную моделировку деталей делайте клепиками.
Под готовую ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фольгу, бумагу или ткань. Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины. Приклеить кость к основе можно клеем БФ-2.

В объемной резьбе замысел во многом зависит от природных форм цевки. Стенки её
сравнительно тонки и не дают возможности сделать фигурки достаточно объемными.
Поэтому скульптурные миниатюры из цевки чаще всего представляют собой высокий
рельеф со сквозным фоном, выполненным на цилиндрической поверхности.
На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур. Стамеской
выполните грубую обработку, затем проработайте детали напильниками и штихелями,
добиваясь пластической выразительности.
Помните, что объемная резьба наиболее сложна, она требует определенных навыков, которые приобретаются кропотливым трудом. Прежде чем приступить к выполнению объемной резьбы, полезно поискать окончательное решение, делая эскизы из белого пластилина.


Техника обработки рельефной резьбы имеет много общего с ажурной. На костяную
пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте лаком. Выберите фон на
нужную глубину стамесками и штихелями. Выступающим частям рельефа придайте
округлые формы. В заключение проработайте мелкие детали.
При желании готовую работу можно окрасить. Самый распространенный краситель -
крепкий чай, придающий кости золотистый оттенок. Желто-соломенной становится кость
в настое шафрана, красно-коричневой - в отваре листьев щавеля. Можно попробовать и
другие растительные красители, отвары которых дают следующие цвета: кора черной
бузины - оливково-зеленый, цветы зверобоя - красный, листья крапивы - зеленый, кора
крушины - желто-зеленый, дубовая кора - коричневый, луковая шелуха - золотисто-
желтый.

Резная кость нередко используется как декоративные вставки и накладки на изделия из
других материалов. Необыкновенную звучность(красоту) приобретает резная кость в
сочетании с ценными породами дерева или металла.
Вложения
photo16.jpg
Резная кость нередко используется как декоративные вставки и накладки на изделия из
других материалов. Необыкновенную звучность(красоту) приобретает резная кость в
сочетании с ценными породами дерева или металла.
photo74.jpg
Резная кость нередко используется как декоративные вставки и накладки на изделия из
других материалов. Необыкновенную звучность (красоту)приобретает резная кость в
сочетании с ценными породами дерева или металла.
photo105.jpg
Резная кость нередко используется как декоративные вставки и накладки на изделия из
других материалов. Необыкновенную звучность (красоту)приобретает резная кость в
сочетании с ценными породами дерева или металла.
photo106.jpg
Резная кость нередко используется как декоративные вставки и накладки на изделия из
других материалов. Необыкновенную звучность (красоту)приобретает резная кость в
сочетании с ценными породами дерева или металла.
3.JPG
Инструменты для резьбы
3.JPG (19.24 КБ) 16891 просмотр
4.JPG
Инструменты для резьбы
4.JPG (12.26 КБ) 16891 просмотр
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Чт, 01 мар 2012 05:57:35

Ларин Евгений - мастер ремесленник.
Мурманская обл. с.Ловозеро.

Ларин Евгений Викторович- ремесленник с многолетним стажем. В своем творчестве продолжает давние традиции саамских мастеров, умевших сочетать уникальность качеств используемых материалов и своего мастрества для cоздания удивительных предметов быта, значков,сувениров и украшений.
http://larinevgeny.ru/foto.72545.html
Вложения
Значки из рога оленя....jpg
автор-Ларин Евгений.
Значки из рога Северного оленя. украсят любую одежду вплоть до лацкана пиджака.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Ср, 28 мар 2012 04:11:45

Шуточный знак (награда) :D -выполненный коллегами по цеху для юбиляра в честь его дня Рождения-"ГЕРОЙ Косторезной фабрики".
Материал (цевка).
Тобольская кость.
Вложения
ГЕРОЙ КОСТОРЕЗНОЙ ФАБРИКИ.аверс..JPG
ГЕРОЙ КОСТОРЕЗНОЙ ФАБРИКИ.реверс..JPG
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

Аватара пользователя
Nail-XO
Старшина 2 статьи
Старшина 2 статьи
Сообщения: 414
Зарегистрирован: Чт, 09 сен 2010 20:08:15

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Nail-XO » Пн, 23 апр 2012 15:28:13

Отличная тема :good:
Добавлю немного красоты для всеобщего обозрения.
Композиция: "Пингвины", клык моржа, серебрение, подставка - агат.
Вложения
116.369.jpg
116.370.jpg
116.371.jpg
116.372.jpg
Магаданская область, Чукотка (до 1991 года), Колыма, трест Дальстрой.

Аватара пользователя
Nail-XO
Старшина 2 статьи
Старшина 2 статьи
Сообщения: 414
Зарегистрирован: Чт, 09 сен 2010 20:08:15

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Nail-XO » Пн, 23 апр 2012 15:33:50

"Ёжик", клык моржа
Вложения
67.211.jpg
67.212.jpg
67.213.jpg
Магаданская область, Чукотка (до 1991 года), Колыма, трест Дальстрой.

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Чт, 17 май 2012 18:51:47

Благослови душе моя Господа!
ВО СЛАВУ БОЖИЮ!
"СПАС НА ПРЕСТОЛЕ" — эта икона имеет много общих черт с образом "Спаса Вседержителя" (Пантократора) (закрытое или раскрытое Евангелие, благословляющая рука). Только Господь Иисус Христос всегда изображается восседающим на престоле, в полный рост. По слову Евангелия от Матфея: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей..."

Иконы, выполненные из кости.

Некоторые Материалы и изображения получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.


С уваж..Леонид. :drinks:
Вложения
ГОСПОДЬ....jpg
ГОСПОДЬ-ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ


1000-1050 гг., (возможно из аббатства Сан-Бертин, северо-запад Франции), бивень моржа с медными вставками, 15,2х6,4 см.

Музей Метрополитен, США, подарок Дж. Моргана в 1917 году.
ГОСПОДЬ...на троне..jpg
ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ НА ТРОНЕ
Евангелие

Хельсинки, частное собрание.
Христос с апосталами Петром и Павлом...слоновая кость.jpg
Христос
с апостолами
Петром и Павлом


Диптих VI в.

Первая часть: Богоматерь с Младенцем и ангелами.


Слоновая кость, 29 × 13 см
Государственные музеи, Берлин, Германия
ХРИСТОС НА ТРОНЕ 2...кость..jpg
ХРИСТОС НА ТРОНЕ

Деисус с избранными святыми

Византия. Конец X -середина XI в.

Слоновая кость.
25.2 × 33 см (в раскрытом виде)

Museo Sacro, Ватикан, Рим, Италия
ХРИСТОС НА ТРОНЕ...кость..jpg
ХРИСТОС НА ТРОНЕ
Деисус. Святые.

Трёхстворчатый складень (Триптих Арбавиля).

Византия. Конец X - середина XI в.

Слоновая кость.
24.2 × 28 см (в раскрытом виде).

Лувр, Париж, Франция.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

AlexHH
Вечная память...
Вечная память...
Сообщения: 2010
Зарегистрирован: Чт, 05 окт 2006 09:54:48

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение AlexHH » Чт, 14 фев 2013 13:59:26

пара тобольских знаков..
Вложения
94.jpg
93.jpg
C уважением, Александр

юджин
-Эксперт ССО-
Сообщения: 931
Зарегистрирован: Сб, 28 апр 2007 10:00:47

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение юджин » Ср, 27 мар 2013 16:28:01

Костяные значки ССО из новой книги (надеюсь, соавторы не обидятся)
Вложения
кость.jpg

юджин
-Эксперт ССО-
Сообщения: 931
Зарегистрирован: Сб, 28 апр 2007 10:00:47

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение юджин » Ср, 27 мар 2013 16:35:48

И еще один - до кучи
Вложения
Тобольск инжэк 71.jpg

Аватара пользователя
Куинка
Отличник гауптвахты
Сообщения: 13912
Зарегистрирован: Сб, 28 ноя 2009 17:45:08

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Куинка » Ср, 27 мар 2013 19:06:06

юджин писал(а) :Костяные значки ССО из новой книги (надеюсь, соавторы не обидятся)
Следует добавить -что костянные значки ССО именно Тобольской фабрики,т.е ТОБОЛЬСКИЕ- что хорошо просматривается в названиях (Иртыш, Тюмень, Сургут, Тобольск, и.т.д.) и сюжетной тематике рисунков (нефтевышки , нефте и газопроводы и.т.д.). :hi:
И конечно спасибо за показ-достаточно РЕДКИХ значков. :good2:
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.

тарасик
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пт, 13 июн 2014 12:34:21

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение тарасик » Вс, 01 мар 2015 15:26:47

Не знаю где изготовлен,но точно из кости.
Изображение

Изображение

Аватара пользователя
Алекса
Младший лейтенант
Младший лейтенант
Сообщения: 2258
Зарегистрирован: Вс, 02 ноя 2008 10:00:33

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение Алекса » Вс, 22 мар 2015 17:26:00

тарасик писал(а) :Не знаю где изготовлен,но точно из кости.
Изображение

Изображение
Холмогорская-(Архангельская)-резьба

тарасик
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 6487
Зарегистрирован: Пт, 13 июн 2014 12:34:21

Re: Значки и сувенирная продукция из КОСТИ.

Сообщение тарасик » Вс, 22 мар 2015 17:51:01

Спасибо.Буду теперь знать. :hi:


Вернуться в «Технология изготовления предметов фалеристики»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей