Сообщение Куинка » Вт, 24 янв 2012 06:26:39
Косторезные промыслы России
Резьба у коренных народов Севера - хантов, манси и ненцев - существовала издавна; хантыйские, мансийские и ненецкие резчики в прошлом вырезали из кости предметы быта,мелкие детали (пряжки,заколки и.т.д.),украшения для одежды-но и фигурки богов, тотемных животных.
Была характерна жанровая тематика с преобладанием местных мотивов, реалистичность изображения, строгость и простота в отборе художественных средств характерны для резчиков Тобольска и Якутии.
Резчики работают главным образом в круглой скульптуре. Тобольцы хорошо подбирают кость по цвету и рисунку, умело полируют её и украшают свои изделия порезкой,,гравировкой и немного выжиганием,,, там, где необходимо для различного сопоставления различных фактур, для четкого разграничения отдельных форм и объемов. Несомненно, мастера - косторезы обладали способностью обобщенного пластического видения, выявляя моделировкой лишь характерное, главное. Они ценили красоту самого материала - белизну кости, её заглаженную, как бы ледяную поверхность, ассоциирующуюся с вечными снегами Северных просторов.
Мотив охоты получает большую популярность среди северных мастеров. Шубки, варежки, совершенно гладкие, за исключением отторочек подола, рукавов и капюшона, сделанными «под мех». А так же орнаментальные рисунки для оттенка. Как разнообразны животные, каждый автор по-своему изображает одного и того же зверя. Собачки - лайки с характерными для них хвостиками «баранкой» и фактурой шерсти. Всегда чувствуется настроение: играют ли дети с собаками - сразу передается радость и веселье, охотник ли целится в моржа, или арканит оленя - напряжение и серьезность момента ощущается без труда. Излюбленным на промысле были скульптурные композиции, изображающие охотника, идущего на лыжах, упряжки собак или оленей. Продумывается каждая деталь, даже природа, окружающая зверя или человека. Бегущий олень или лось вздымает копытами толщи снега, - это стилизованный переход от фигурки к подставке. Или табун лошадей во весь опор несется по траве, которая пригибается под копытами, либо колышется от ветра, а снег, наметенный пургой, ложится слоями. Обобщенность и лаконичность уместны при изображении тяжелого, мохнатого медведя. Плавные, скульптурные формы больше подходят к изображениям гибких и подвижных или быстрых и красивых животных (горностай, олень, лось, конь).
В Тобольской резьбе получают распространение силуэтные композиции, названные «гонками» или «поездками»: они изображают северянина, едущего в нартах на оленях или собаках или вставшего на дыбы оленя...Не мало скульптур посвящено дружбе человека со зверем - оленем, собакой, связь эта очень глубока, ведь не редко именно от этих животных зависит выживание человека на Севере.
Каждая сцена передает любовь и уважение жителей Севера к своим животным - верным помощникам в борьбе с природой. Наибольшее распространение получило изображение травли зверя как иллюстрации охоты. Мастера уделяют внимание самым мелким, кажущимся не значительными, деталям. Оружие-копье, лук или ружье- прорабатываются с высокой точностью, копируя настоящие предметы. Не меньшее внимание уделяется позам и движениям участников охоты, они настолько правдоподобны, что зритель понимает, автор не понаслышке знает о происходящем, не раз наблюдал за действом или был его участником. Эпизоды выслеживания, травли, т.е. загона, ловли зверя воспроизводили в мелкой пластике - конкретика сцен охоты, зафиксированной в резных фигурках. Бегущий охотник, на ходу поднимающий ружье, медведь убегающий, или защищающийся от собак. Динамика в погоне за северным оленем и даже ощущение снега, который словно летит из-под копыт оленя.
Интересны изображения не только кульминации охоты, когда животное уже поймано, на оленя накинуто лассо или охотник, целящейся в загнанного волка или медведя, но и сюжет выслеживания, поиска зверя. Много иллюстраций охотников на лыжах, идущих по следу, со своими верными спутниками - собаками. Созданию автором скульптурок собак, оленей и диких зверей (медведей, волков, лис) отводится важная роль, точность в передаче строения анатомии животного, шерсти и обязательно эмоционального состояния не только человека - охотника, но и объекта охоты - жертвы. Зритель сразу понимает, как настроен, например, медведь - он рычит и обороняется от псов, полон воинственного духа, либо убегает, в страхе оборачиваясь, отступает перед напором опьяненных погоней собак, следом бегущего хозяина.
Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.
В конце 50-60-е годы происходит еще одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьем, в связи с этим необходимо, было переориентироваться на простую поделочную цевку (кость крупного рогатого скота). Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности.
В 70-е и 80-е годы продолжился поиск новых выразительных средств. Тобольские мастера пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но все же главное место занимает скульптура.
В 90-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой: тройки, герои сказочных сюжетов, женских украшений.
В настоящее время на фабрике трудится 60 резчиков. Здесь выпускают достаточно широкий диапазон художественных сувенирных изделий: от дорогостоящих, из элитных материалов - кости мамонта, до относительно дешевых - из простой цевки и рога лося. Тобольская резная кость - прекрасный сувенир, подарок к празднику и юбилею, предприятие работает по коллективным и индивидуальным заказам.
За полуторавековой период деятельности на косторезной фабрике накоплен большой опыт в производстве высокохудожественных произведений искусства, магия которого завораживает и никого не оставляет равнодушным. Сувениры из кости хранят в себе индивидуальную манеру и тепло рук мастера. Тематика поделок самая различная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений.
Изделия Тобольских мастеров хранятся в лучших российских и зарубежных музеях.
-
Вложения
-
-
- Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
-
- Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
-
- Брошка-вырезанная из кости. Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
- Брошка -БЕЛОЧКА- ТОБОЛЬСК..jpg (38.8 КБ) 17080 просмотров
-
- Брошка-вырезанная из кости. Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
-
- Брошка-вырезанная из кости. Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
-
- Брошка-вырезанная из кости. Ручная работа Тобольской фабрики косторезных изделий.
-
-
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.