Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Гоголь — вышивальщик
Иван Вишняков. К 325-летию со дня рождения художника
Реализм: учимся, работаем, отдыхаем
Атлас с Московией XVIII века работы Гийома Делиля

ГОСПИТАЛЬНЫЕ СУДА В ИСТОРИИ ФЛОТА

Модератор: Борис

Дед1954
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 13473
Зарегистрирован: Вс, 09 фев 2014 15:14:55

ГОСПИТАЛЬНЫЕ СУДА В ИСТОРИИ ФЛОТА

Сообщение Дед1954 » Пн, 20 апр 2020 05:19:43

В русском флоте создание и использование судов медицинского назначения связано с реформами Петра I. При строительстве 22 галер петровского флота в 1696-м году на каждой из них под палубой намечалось иметь отдельное помещение для медицинских нужд.
Во время морских сражений на Балтике было много раненых. Для их лечения из боевого состава флота стали выделять специальные суда. Так, в 1712 году фрегат «Санкт-Петербург» был использован как госпитальное судно при эвакуации раненых из Риги в северную столицу. Первым переоборудованным госпитальным судном петровской поры можно считать парусник «Святой Николай» («Nikolas»), купленный в Голландии в 1713 году. Вначале он предназначался для боевых действий, но в последующем был переоборудован в санитарный транспорт и в течение трех лет входил в состав эскадры.До 1855 года в русском флоте числилось более 30 грузо-пассажирских судов и боевых кораблей, которые могли быть использованы для эвакуации и лечения раненых. В дальнейшем, морские силы все больше стали применяться на значительном удалении от военно-морских баз, в связи с чем возникла необходимость оказания медицинской помощи большому количеству раненых и больных. Для этого стали создавать плавучие госпитали. В Русско-японской войне 1904—1905 годов принимало участие 5 госпитальных судов («Орёл», «Кострома», «Монголия», «Ангара» и «Казань»), на 500 больничных мест каждое. Эти суда были переоборудованы из грузопассажирских пароходов частных компаний. Во время Первой мировой войны (1914— 1918 гг.) возникла необходимость в медицинском обеспечении удаленных минно-артиллерийских позиций, лёгких сил флота в манёвренных пунктах базирования, передовых баз, морских десантов. Каждая активизация боевых действий сопровождалась появлением большого количества раненых, которых надо было срочно эвакуировать в тыл.В то время в учреждениях Российского общества Красного Креста (РОКК) состояли многие госпитальные суда, а также приспособленные к санитарным нуждам самоходные баржи и катера. Например, на Чёрном море к 1915 году была создана флотилия из 100 транспортов. В её состав входили 4 госпитальных судна. Кроме того, для эвакуации было приспособлено ещё 10 транспортов. Значительная часть раненых эвакуировалась также на боевых кораблях. Все госпитальные суда были зарегистрированы и признаны иностранными государствами, но это не спасло многие из них от уничтожения противником. Например, госпитальное судно «Португалия» 17 (30) марта 1916 года стояло на якоре в Чёрном море близ турецкого города Офа. Её госпитальные опознавательные знаки были отчётливо видны. Но командир германской подводной лодки U-33 капитан-лейтенант Гансер вышел в атаку. Выпущенная им торпеда попала в середину парохода. «Португалия» разломилась пополам и начала тонуть. Из 273 человек, находившихся на борту, спасли 168. После окончания войны за потопление «Португалии» Гансер был объявлен военным преступником Деятельность госпитальных судов определяется Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 годов. Они содержат несколько обязательных требований. В частности, судно должно быть ясно обозначено как госпитальное. Оно обязано предоставлять медпомощь представителям любой нации, не использоваться в военных целях и не вмешиваться в боевые действия. В случае нарушения хотя бы одного из этих требований госпитальное судно может быть уничтожено. Однако, уничтожение госпитального судна без веских причин считается военным преступлением. Госпитальные суда обычно имеют специальную окраску: горчичного цвета трубы, полностью белый корпус с продольной зелёной полосой, прерываемой тремя красными крестами. На мачте должен быть поднят медицинский флаг (белый с красным крестом). Это гарантирует судну безопасность от военных действий.В начале Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ было два госпитальных судна — «А. Жданов» на Балтийском и «Воронеж» на Северном флотах. Но для проведения лечебно-эвакуационных мероприятий широко применялись санитарные транспорты и санитарно-транспортные суда. Многие из них погибли, в основном от ударов фашистской авиации.Крупной трагедией на море стала гибель во время Великой Отечественной войны судна «Армения». Приняв на борт раненых и беженцев, она направлялась из Севастополя к берегам Грузии, но получила приказ зайти в Ялту. Там погрузка продолжалась до рассвета. В 8 часов судно вышло в море, а через 3 часа было потоплено фашистским самолетом. Количество погибших по разным оценкам, от 5000 до 10 000 человек.После Великой Отечественной войны на флот стали поступать госпитальные суда специальной постройки, которые обеспечивали оказание медицинской помощи, а также эвакуацию раненых и больных в базовые лечебные учреждения. В настоящее время в ВМФ России числятся госпитальные суда «Енисей» (на ЧФ), «Иртыш» (на Тихоокеанском флоте) и «Свирь» — на Северном флоте.
Автор: Владимир Додонов
Вложения
Г-1.jpg
Г-1.jpg (18.49 КБ) 872 просмотра
Г-2.jpg
Г-2.jpg (22.65 КБ) 872 просмотра
Г-4.jpg
Г-4.jpg (33.98 КБ) 872 просмотра
Г-5.jpg
Г-5.jpg (12.03 КБ) 872 просмотра
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.

Вернуться в «Разное о медицине»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей