К ШЕСТОМУ КОНТИНЕНТУ
Обеспечить в новом пятилетии:
...развитие научных работ по океанологии, физике атмосферы, географии для разработки проблем более широкого и рационального использования естественных ресурсов, в том числе ресурсов морей и океанов...
(Из проекта Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы).
На нашей планете нет континента, где бы не побывал Иван Александрович Ман ? один из старейших и опытнейших капитанов советского торгового флота. С детства влюбленный в море и корабли, он пришел служить на флот в 1923 году. Став капитаном в 1934 году, И. А. Ман за свою долгую жизнь командовал пятнадцатью торговыми судами. В его послужном списке пароходы «Кола», «Правда», «Трансбалт», «Войков», учебный парусный корабль «Дунай», теплоходы «Украина», «Победа», «Грузия», дизель-электроходы «Россия» и «Обь». Последний он пятнадцать лет назад привел к берегам Антарктиды.
С 1968 года капитан дальнего плавания И. А. Ман ? главный специалист главного управления мореплавания министерства морского флота СССР. Вот что он рассказал о дизель-электроходе «Обь».
Корабли, как и люди, имеют свои особенности и свою судьбу. Большинства из них в течение всей жизни трудятся, оставаясь в тени, другие, являясь чем-то новым, необычным, становятся историческими.
Пожалуй, к последним можно отнести и ледокольный транспорт: дизель-электроход «Обь» ? второй в серии судов типа «Лена». Его построили в Голландии под наблюдением советских инженеров в 1953 году.
Водоизмещение судна с полным грузом и запасами ? 12500 т, грузоподъемность ? 5 тыс. т. Большой бункер и запасы пресной воды обеспечивают ему большую автономность. 4 дизель-генератора дают ток на электромотор, вращающий гребной вал, и развивают мощность в 7 тыс. э. л. с. Тяжелый, массивный винт из нержавеющей стали может противостоять самым тяжелым арктическим льдам. Корпус судна имеет ледовый пояс повышенной прочности, что обозначается Регистром символом УЛА (усиленный ледовый арктический). Помимо этого, судно имеет наклон бортов на 8° от вертикали.
Это обеспечивает при ледовом сжатии подъем корабля и направляет движение льда под корпус судна по принципу, заложенному при строительстве ледоколов у знаменитого нансеневского «Фрама». Наибольшая длина дизель-электрохода «Обь» ? 130 м, ширина ? 18,8 м, осадка ? 8,2 м.
Благодаря довольно полным обводам максимальная скорость хода при работе двух электромоторов не превышает 15 миль в час. Судно хорошо работает во льдах и, несмотря на один винт, обладает хорошей маневренностью. Оно исключительно мореходно и может выдержать сильнейшие штормы.
Именно благодаря этим качествам дизель-электроход «Обь» стал флагманским судном комплексной Антарктической экспедиции, которую он доставил 5 января 1956 года к берегам Антарктиды. Второе судно этого же типа несколько позднее также прибыло к берегу Правды, в район островов Хасуэл, доставив остальных членов экспедиции, снаряжение и оборудование.
С момента прихода «Оби» к берегам шестого континента началась напряженная работа, сначала связанная с поиском места строительства научной базы, а затем с разгрузкой 9 тыс. т различных грузов (с обоих судов) и строительствам Мирного. Об этой трудной, ответственной, порой полной риска эпопее написано немало рассказов и книг.
13 февраля 1956 года над достраивающимся Мирным был поднят алый флаг Страны Советов. Наши ученые на много лет получили хорошо оборудованную базу.
29 февраля 1957 года руководство Экспедиции отправило «Обь» для выполнения второй задачи, предусмотренной программой III Международного геофизического года, для широкого научного исследования в южном океане, у берегов Антарктиды. С тех пор ежегодно в течение уже 16 пет «Обь» доставляет смены советских ученых на материк, привозит туда снабжение, топливо, продовольствие, осуществляет ледовую проводку других судов, участвующих в этих операциях, ? теплоходы «Кооперация», «М. Калинин», «Эстония», «Профессор Визе», «Профессор Зубов».
Дизель-электроход «Обь» участвовал в создании научных баз «Молодежная» (с 1970 года ставшей главной), «Лазаревская», «Беллинсгаузена».
«Обь» ? одно из самых известных и популярных судов, работающих в Антарктике. Оно не раз приходило на помощь экспедициям других стран, как это было, например, в 1957 году, когда из тяжелых льдов был выведен японский научно-исследовательский ледокол «Сойя», за что экипаж «Оби» получил благодарность от японского парламента и министра транспорта.
Каких только грузов не перевозило к берегам Антарктиды это замечательное судно! И горючее для научных станций, и самолеты, и тракторы, и вездеходы, и тягачи, и вертолеты, и разборные дома.
За время своих плаваний в Антарктику дизель-электроход «Обь» попутно посетил Сенегал и ОАР в Африке, Чили и Аргентину в Южной Америке, Индию и Цейлон в Азии, Австралию и Новую Зеландию, затерянный в безбрежных водах Великого океана остров Пасхи с его каменными великанами ? Моаи, где экипаж и ученые встречались с падре Себастьяном, о котором таи много писал всеизвестный норвежский ученый Тур Хейердал. Побывала «Обь» и на другом, также затерянном в океане, островке, ? Святой Елены, известном главным образом как место ссылки Наполеона.
История «Оби» ? этого замечательного корабля ? достойна того, чтобы её написали. Собственно, это и делается одним из старожилов судна ? первым помощником капитана Виктором Алексеевичем Ткачевым, бессменно работающим на нем 15 лет. Он организовал на судне небольшой музей. Чего только в нем нет: минералы Антарктиды и чучела пингвинов, австралийские бумеранги и украшения новозеландских маори, раковины Кокосовых островов и статуя Будды с острова Цейлон, статуэтка японки с девочкой и традиционной сакурой, подаренная экипажем ледокола «Сойя», многочисленные фотографии, поздравления, автографы и пожелания полярных исследователей, ученых, моряков, государственных и общественных деятелей многих стран.
Во время стоянки в австралийском порту Аделаида, столице штата Южная Австралия, «Обь» посетил ветеран антарктических исследований, 75-летний сэр Дуглас Моусон. С большим интересом он знакомился с результатами исследований, проведенных нашей экспедицией в тех местах, где он зимовал в Антарктиде свыше 45 лет назад. Перед тем как покинуть судно, Д. Моусон в книге почетных посетителей сделал запись:
«Аделаида, 7.3.1958.
В знак благодарности и признательности капитану исследовательского судна «Обь» Ивану Ману.
Это огромное удовольствие, что я имею эту возможность выразить свою благодарность Вам и другим русским руководителям экспедиции на «Оби» за Вашу сердечность и выражение добрых пожеланий лично мне и другим австралийцам, которые принимали участие в антарктических исследованиях.
Пусть успех сопутствует всем Вашим экспедициям в Антарктике ? действительно выдающимся плаваниям в полярных областях.
Искренне Ваш Дуглас Моусон».
Проживающий на острове Пасхи 70-летний миссионер Себастьян Энглерт, член Чилийской академии наук и автор ряда научных трудов об острове, весьма любезно предоставил (так же как губернатор и начальник аэропорта) свой «виллис» для поездки по острову советским морякам и ученым, добровольно исполняя обязанности шофера и гида. Посетив «Обь», он в книге отзывов сделал надпись на полинезийском языке, в которой говорится:
«Мы очень рады, что русский корабль пришел на остров Пасхи. Вы приняли нас очень любезно. Благодарю. Мм будем помнить Вас всегда.
Отец Себастьян».
В Буэнос-Айресе на судно пришел старый слесарь-железнодорожник Немцов. Сейчас ему уже за 80 лет, он эмигрировал из царской России. Когда он узнал, что я один из участников плавания в Аргентину на парусном учебном судне «Товарищ» в 1926 году, он подарил мне небольшую жестяную пластинку ? трафарет серпа и молота, через которую на 500 красных флажках была нанесена наша эмблема. С этими флажками железнодорожники и другие рабочие встречали нас на причале. Немцов трафарет сделал собственноручно, и, по его словам, эта пластинка ? самое дорогое для него. Вручая её мне, он просил передать свой поклон Родине и Воронежской области, откуда он родом. Пластинка передана в Арктический музей.
И. МАН, капитан дальнего плавания
http://mkmagazin.almanacwhf.ru/ships/ob.htm