18 октября (5 октября по ст. ст.) 1916 года состоялось открытие Хабаровского моста через реку Амур (также известного, как «Амурское чудо»). Мост с раздельным железнодорожным и автомобильным движением длиной 2599 метров (вместе с подъездными эстакадами — 3890,5 метров) обошелся в 13,5 миллионов рублей и стал частью и завершающим этапом строительства Транссибирской магистрали на территории Российской империи.
Хабаровский мост изображён на реверсе на 5 тыс. купюры банка России 1997 года выпуска:
Проскуряков Лавр Дмитриевич – автор проекта основной (русловой) части Амурского моста.
Передерий Григорий Петрович – автор проекта подъездной железобетонной эстакады Амурского моста.
Созданный ими проект был во многом новаторским. Он предусматривал необычное сочетание железобетона и стали: Амур перекрывался цепью металлических ферм, а над его протокой должна была подняться железобетонная арочная эстакада. Торжественная закладка Амурского моста состоялась 30 июля (12 августа по новому стилю) 1913 года. На стройке было задействовано около 5 тысяч человек: вольнонаемных, контрактных, арестантов. Металлические фермы весом свыше 1000 тонн каждая изготовлялись в Варшаве на машиностроительном и чугунолитейном заводе «К. Рудзкий и Ко». Пролетные строения в разобранном виде доставлялись сначала в Одессу, а затем южно-морским кругосветным путём через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны во Владивосток. Строительство «чуда» было завершено в рекордно короткий срок: за 3 года и 3 месяца. К примеру, второй мост через Амур на БАМе у г. Комсомольска, длиной в полтора километра, строили шесть лет – с 1969 по 1975 годы.
Осенью 1914 года немецкий крейсер «Эмден» потопил в Индийском океане пароход «Кортейк», который вез две последние фермы для Амурского моста. Новые фермы пришлось заказывать в нейтральной Канаде, и это отодвинуло на год сроки сдачи моста.
Окончание строительства совпало с днем рождения наследника престола, мост назвали Алексеевским в честь сына последнего российского императора Николая II.
5 апреля 1920 года два пролета (№№ 12 и 13) Амурского моста были взорваны отступавшими из Хабаровска партизанскими частями с тем, чтобы отрезать путь на левый берег противнику. К концу марта 1924 года ферма № 13, собранная из обломков взорванных пролетов, была установлена на постоянные опоры. Сборку фермы № 12, изготовленной на Воткинском заводе в Удмуртии, закончили в марте 1925 года. Смета расходов на восстановительные работы составила 750 тысяч рублей. Открытие сквозного движения по Амурскому мосту состоялось 22 марта 1925 года.
С 1991 по 1999 годы велись работы 1-ой очереди реконструкции моста через Амур, рядом с «амурским чудом» на тех же опорах «рос» новый мост. В июне 1998 года по нему открылось движение поездов, через год новый мостовой переход полностью ввели в эксплуатацию с совмещенным автодорожным проездом. Двухполосная автодорога стала частью федеральной трассы «Амур» (Чита-Хабаровск). В результате 8 лет работ трехкилометровый железнодорожный мост превратился в мостовой переход с лево- и правобережными автодорожными подходами общей протяженностью 3,9 км. В декабре 2005 года начались работы 2-ой очереди реконструкции Амурского мостового перехода.