Альфред Эшер (нем. Johann Heinrich Alfred Escher vom Glas; 20 февраля 1819, Цюрих, Швейцария — 6 декабря 1882, Цюрих, Швейцария) — швейцарский политик, промышленник и пионер в области железнодорожного транспорта.
В его политической карьере, приоритетной задачей являлось строительство железных дорог. Он разработал проект плана швейцарской железнодорожной сети и общие правила концессии для частных компаний. Был сформирован специальный комитет для изучения этих проектов. Большинство в комитете и в Федеральном совете считало, что строительство железной дороги должно находиться в руках государства, а меньшинство отдавали предпочтение частным компаниям. 28 июля 1852 года Национальный совет принял Закон о железных дорогах. Закон гарантирует права частных компаний и объявляет, что Конфедерация не может лишить их концессии, за исключением военных причин.
Намерение Эшера было доказать, что в Швейцарии частные компании могут быть использованы для строительства железных дорог. Он стал президентом компании Цюрих-Бодензеебан (Zurich-Bodenseebahn), которая получила федеральную концессию 28 января 1853 года. Эта компания затем была объединена с Швейцарской северной железной дорогой (Schweizerischen Nordbahn) в Швейцарскую северо-восточную железную дорогу (Schweizerischen Nordostbahn). На учредительном собрании 12 сентября 1853 года он был назначен председателем правления и занимал эту должность до его назначения главой Готардской железной дороги (Gotthardbahngesellschaft) в начале 1872 года. Однако, он остался в правлении Северо-восточной дороги вплоть до своей смерти в 1882 году.
С 1860 года он выступал за прокладывание железной дороги через Альпы, сначала через перевал Лукманиер, затем Готард. В 1863 году, 15 кантонов и две компании (Centralbahn и Nordostbahn) образовали Готардский союз (Vereinigung zur Anstrebung der Gotthardbahn), целью которого было строительство этой линии. Эшер был членом Комитета, который вёл переговоры о финансировании со стороны федеральных и кантональных властей, соседних государств Германии и Италии, а также других заинтересованных групп. Это, наконец, склонило чашу весов в пользу Готардской линии среди различных проектов железной дороги в Альпах.
В 1872 году Эшер возглавил правление Готардской железной дороги, и в середине 1873 года началось её строительство. Огромные трудности и огромные расходы повлияли на строительство. За этим последовала серьёзная критика против председателя правления Эшера. 2 июля 1878 года, когда он собирался переместить штаб-квартиру компании из Цюриха в Люцерн, Альфред Эшер ушёл в отставку. На открытие Готардского туннеля в 1880 году он не был приглашён. 1 июня 1882 года была открыта Готардская железная дорога, но Эшер не смог при этом присутствовать и умер в конце того же года.
Памятник Альфреду Эшеру был открыт 22 июня 1889 года на привокзальной площади Центрального вокзала Цюриха.
Источник информации: wikipedia