Историческая справка
Бурное строительство сети железных дорог в Российской империи во второй половине 19 века затронуло и территорию Беларуси, которая входила в её состав. Возникшая проблема обеспечения общественного порядка на железнодорожных магистралях была решена созданием Жандармских полицейских управлений железных дорог, которые подчинялись Военному министерству и входили в состав Отдельного корпуса жандармов.
История создания транспортной милиции уходит в далекий 1919 год.
Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года, отлично понимали важность транспортных магистралей. Так, 30 января 1918 года СНК утвердил Всероссийскую межведомственную комиссию по охране дороги. В марте 1918 года охрана дорог перешла в ведение НКПС, а на территории Беларуси к Комиссариату путей сообщения Западной области и фронта.
18 февраля 1919 года обеспечение безопасности и правопорядка на железной дороге переходит к НКВД, одновременно утверждается положение о Рабоче-крестьянской железнодорожной милиции. Уже 21 февраля 1919 года постановлением ВЦИК «в целях поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах РСФСР охрана порядка передана в ведение Народного комиссариата внутренних дел и выполняется железнодорожной милицией согласно особо утвержденному положению».
В результате, в апреле 1919 года на заседании Минского губревкома принимается решение о срочном создании железнодорожной милиции Беларуси. Согласно утверждённому положению железнодорожную милицию составляли Железнодорожный отдел главного управления милиции, линейные, районные и участковые управления.
Первоначально управление железнодорожной милицией осуществлялось по территориальному принципу, т. е. в составе губернских и уездных органов милиции были созданы соответствующие отделы. Однако, вскоре на каждой железной дороге было создано линейное управление, но право ревизии и контроля сохранялось за местным исполкомом. 14 июля 1921 года СНК РСФСР издает декрет «Об охране продовольственных маршрутов», который возложил на милицию охрану продовольственных и других ценных грузов, следующих по водным и железнодорожным путям сообщения РСФСР. В августе 1923 года НКВД РСФСР утвердил «Положение о Центральном административном управлении НКВД РСФСР», в котором определялись его структура и задачи. В ЦАУ вошел отдел милиции, одной из задач которого стало руководство вопросами обеспечения общественного порядка. В это же время, как говорилось ранее, была утверждена «Инструкция постовому милиционеру», в которой излагались общие положения о постовой службе и обязанности милиционера.
1947 год стал очередным этапом реорганизации структуры транспортной милиции. Подразделения железнодорожной милиции были выведены из структуры МВД СССР и переподчинены Министерству госбезопасности СССР. Создано Управление МГБ Октябрьской железной дороги, которое уже в 1953 году вновь было переименовано в Дорожно-транспортное Управление (ДТУ МВД) Октябрьской железной дороги. Но годом позднее оно было выведено из состава МГБ, создан Дорожный отдел милиции с подчинением МВД СССР.
А в 1971 году к компетенции транспортной милиции были отнесены и вопросы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, охраны членов экипажей и пассажиров гражданского, воздушного флота.
рганы внутренних дел на транспорте решают те же задачи, что и территориальные органы внутренних дел, однако в специфических условиях. Транспортная полиция не привязана к административно-территориальному делению, не замыкается на местные органы власти и строится в соответствии со структурой транспортных организаций, имеет большую протяженность участков обслуживания, силы и средства рассредоточены. Круглосуточная работа транспорта, постоянное нахождение пассажиров и грузов в движении приводят к частым изменениям оперативной обстановки и затрудняют установление места и обстоятельств совершения преступлений и правонарушений, свидетелей, а также розыск преступников.
Источники информации:
1. http://барановичи.net/publ/istorija_goroda/silovye_struktury_i_armija/otdel_vnutrennikh_del_na_transporte/73-1-0-69
2. https://сзфоут.мвд.рф/UT_MVD/