Ледокол проекта 21180 — тип российских вспомогательных дизель-электрических ледоколов нового поколения с мощным энергетическим комплексом, современной гребной электроустановкой российского производства, большим объемом помещений и расширенными функциональными возможностями.
Технический проект ледокола разработан ОАО КБ «Вымпел» по заказу АО «Адмиралтейские верфи» (главный конструктор М. В. Бахров). Рабочая конструкторская документация разработана совместно Инженерным центром АО «Адмиралтейские верфи» и ОАО КБ «Вымпел». Ледокол имеет ледовый класс Icebreaker6 и спроектирован на требования Правил морского регистра судоходства.
Строительство головного ледокола серии «Илья Муромец» (зав. № 02470) начато в 2014 году в АО «Адмиралтейские верфи» (главный конструктор А. Ю. Юрьев, ответственный сдатчик М. А. Тимофеев). Закладка состоялась 23.04.2015. Торжественная церемония спуска судна состоялась 10.06.2016, сдача судна заказчику — конец 2017 года. Головной корабль построен в интересах министерства обороны России. Помимо основной функции (проводка кораблей и судов в сплошном ледовом поле толщиной до 0,9 метров), судно предназначено для перевозки грузов в контейнерах на палубе и грузовом трюме, выполнения гидрографических исследований, тушения пожаров на аварийных объектах, ликвидации аварийных разливов нефти, а также перевозки дополнительного экипажа в количестве 50 человек. Для выполнения погрузочно-разгрузочных операций ледокол оборудован краном г/п 26 тонн. В носовой части судна расположена вертолетная площадка для эпизодического приема вертолета. Ледокол предназначен для обеспечения деятельности Арктической группировки Военно-Морского Флота