Сообщение Oleg » Чт, 11 авг 2005 20:47:16
Открытые письма Общины св. Евгении и Комитета популяризации художественных изданий.
В.Поздняков
Издательство «Комитет популяризации художественных изданий при Государственной академии истории материальной культуры» (КПХИ при ГАИМК), начавшее свою работу ещё до революции, когда оно было известно под названием издательства Общины св. Евгении, просуществовало в общей сложности с 1896 по 1930 г. и сыграло немаловажную роль в развитии отечественной культуры.
Главной целью издательства была популяризация произведений искусства среди широких слоёв населения, прежде всего, в провинции. Для этого в дореволюционное время издательством выпускались многочисленные высокохудожественные открытки весьма разнообразной тематики. Как справедливо отмечал И.Э. Грабарь, издательство «не только создало в России моду на открытку, но благодаря культурности и вкусу его руководителей, в значительной мере подняло уровень вкуса и в самых широких слоях публики».
Общиной издавались и книги, главным образом, путеводители по городам и музеям. В советское время открыток издавалось мало, но зато был развёрнут выпуск популярных путеводителей по разделам Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея Революции и др. Наряду с ними был выпущен ряд заметных высокохудожественных, искусствоведческих и библиофильских книг, которые, однако, не являются предметом нашего рассмотрения.
Открытки Общины и Комитета пользуются успехом у филокартистов и поныне. Деятельности этого издательства уделяли внимание почти все авторы филокартистской литературы и деятельность эта оценивалась всегда положительно и весьма высоко.
Основными источниками сведений об Общине св. Евгении для филокартисткой литературы были воспоминания руководителя издательства И.М. Степанова в книге «За тридцать лет». Однако, как показывают архивные розыскания, воспоминания И.М. Степанова грешат рядом неточностей и умолчаний, которые, естественно, перешли в филокартистскую литературу, иногда, с дополнительными домыслами и искажениями, а это тр-...-ет уточнения и разъяснения. Может быть дополнена в отношении Общины св. Евгении и, несомненно, полезная библиография филокартии, опубликованная в виде ряда статей в журнале «Советский коллекционер».
Нередко повествование о издательстве начинают с трогательного рассказа о художнике Г.П. Кондратенко, встретившем в Крыму нищую ? бывшую сестру милосердия, оставшуюся без работы после окончания Русско ? турецкой войны 1877 ? 1878 гг. и о том как художник «сумел добиться организации Комитета попечения о сёстрах милосердия Красного Креста, названного впоследствии Евгенинской общиной».
Эта история, которую весьма вольно перелагают некоторые из авторов, освещена у И.М. Степанова и выглядит там иначе. Степанов указывает только, что «вернувшись в Петербург, художник (то есть, Кондратенко) сообщил об этом (то есть о встрече с нищенкой) Ивану Петровичу Балашову» и что «этот эпизод не вошёл в своё время по скромности Гавриила Петровича (Кондратенко), в официальные отчёты Красного Креста.
П.Г. Кондратенко поднял вопрос, а далее всё пошло по линии Красного Креста, причём важную роль сыграл И.П. Балашов (? ? 1919), богатый человек, коллекционер, вице ? президент Общества Поощрения Художеств (ОПХ), действительный статский советник, сделавший крупные пожертвования и принявший активное участие в этом деле.
Российское Общество Красного Креста (РОКК) было благотворительной организацией, главной целью которой являлось оказание помощи раненным и больным на войне. РОКК ставил также своей целью помощь увечным и помощь пострадавшим при различных бедствиях.
В системе РОКК в 1882 г. по мысли, высказанной Г.П. Кондратенко, был создан «Санкт ? Петербургский попечительный комитет о сёстрах Красного Креста». СПб. Комитет ставил перед собой такие цели: подготовку кадров сестёр на случай военных действий, предоставление нуждающимся сёстрам занятий по специальности, а престарелым ? убежище, повышение квалификации сестёр и сохранение её на должном уровне путём практики среди населения.
В 1983 г. общежитию сестёр СПб. Комитета было присвоено более краткое наименование Общины св. Евгении, причём имя святой было выбрано в честь попечительницы СПб. Комитета принцессы Евгении Максимиллиановны Ольденбургской. СПб. Комитету требовалось финансирование построек для больниц, амбулатории, подготовительных курсов, убежища для престарелых сестёр. Средств от пожертвований, членских взносов, лотерей, выставок, концертов, спектаклей было недостаточно.
15 марта 1896 г. Главное управление РОКК обратило внимание местных организаций на возможность привлечения дополнительных средств путём издания, по примеру Одесского и Киевского управлений, благотворительных (то есть более дорогих, чем обычные) конвертов со знаком Красного Креста, в которых можно было бы в праздники посылать поздравительные карточки.
Председательница СПб. Комитета Е.Ф. Джунковская решила начать выпуск таких конвертов и поручила это новому делопроизводителю И.М. Степанову. С этого, собственно, и начинается история издательства.
Иван Михайлович Степанов (1857 ? 1941) был чиновником, основным местом службы которого была Римско ? католическая духовная коллегия ? состоявшее при епископе центральное учреждение католической церкви в России. Степанов служил в Коллегии сначало бухгалтером, а потом секретарём.
В СПб. Комитете Степанов работал по совместительству. Эта работа была ему не нова, так как в деятельности организации РОКК он принимал участие, начиная с войны 1877 - 1878 гг.
И.П. Степанов организовал издание и распространение конвертов как обычного почтового размера ? для писем, так и малого формата, в которых можно было бы в праздники, вместо личного визита, посылать визитные карточки. Первый выпуск конвертов, приуроченных к Пасхе 1896 г., оправдал себя и был продолжен далее.
Самые первые конверты были оформлены скромно. Они имели знак Красного Креста и надпись: «Для поздравительных карточек. В пользу Общины св. Евгении». В последующие годы выпускались только конверты малого формата ? для визитов. Конверты получили художественное оформление, выполнявшееся в первые годы Е.П. Самокиш ? Судковской, В.В. Сусловым, Н.В. Султановым, В.П. Шнейдер, а после 1902 г.: Л.С. Бакстом, М.В. Добужинским, Е.Е. Лансере, Г.И. Нарбутом, В.А. Щуко, С.П. Яремичем и др.
В начале 1898 г. И.М. Степанову пришла счастливая мысль об издании художественных открытых писем и он обратился к популярному в те годы художнику и известному писателю Н.Н. Каразину, который и выполнил для СПб. Комитета четыре акварели. Открытки с этих акварелей были отпечатаны способом цветной литографии в петербургском « Заведении графических искусств Э.И. Маркуса и в апреле 1898 г. поступили в продажу. Издательская марка на адресной стороне открыток (с красным крестом в круге и двумя расходящимися лавровыми ветвями) предположительно выполнена молодой художницей В.П. Шнейдер, активно сотрудничавшей с издательством в эти годы. По кругу в издательской марке было указано: «В пользу СПб. Комитета попеч. О сёстрах Красного Креста».
К моменту издания первых открыток СПб. Комитета в России «издавались при скудном выборе лишь виды столиц и некоторых городов и печатались за границей; о художественных открытых письмах не было и речи». Эти слова содержались в записке СПб. Комитета, поданной на «Высочайшее имя» летом 1902 г., в связи с попыткой Комитета получить привилегию на преимущественное право издания художественных открытых писем.
Можно считать несомненным, что открытки СПб. Комитета изданные в 1898 г., явились первыми художественными открытыми письмами в России и заслуга в этом принадлежит всецело И.М. Степанову.
Преданным «Миру Искусства» другом, который «изобрёл» художественную открытку, назвал Степанова в своих воспоминаниях М.В. Добужинский.
В связи с успехом дела в том же 1898 г. была отпечатана первая серия из десяти открыток, где приняли участие художники: И.Е. Репин, К.Е. Маковский, Н.С. Самокиш, Е.П. Самокиш ? Судковская, Е.М. Бем, Э.О. Визель, М.Я. Вилие, С.С. Соломко и В.П. Овсянников, пожертвовашие свои работы в пользу красного Креста. Открытки серии продавались как в розницу, так и комплектом в особом конверте, оформленном Е.М. Беем, что было несомненным новшеством. Издательская марка была такой же, как на открытках Каразина. В целях рекламы для этой серии В.П. Шнейдер выполнила специальный плакат. Всем художникам, включая В.П. Шнейдер, была выражена благодарность патронессы РОКК вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Открытки имели успех и их тираж (по 10000 экз.) был повторен.
В 1898 г., в связи Пушкинским юбилеем, СПб. Комитетом был объявлен конкурс на рисунки для открытых писем по пушкинской теме. Была издана серия достаточно хорошо известных филокартистам пушкинских открыток. Адресная сторона с жертвенником и лирой на нём, в манере начала ХIX века, была оформлена В.П. Шнейдер, а марка с портретом А.С. Пушкина награвирована В.В. Матэ.
Часть тиража открыток продавалась в виде наборов в художественных конвертов. Лицевая часть конверта имела оформление аналогичное адресной стороне открыток, а на клапане конверта была изображена печать с красным крестом и надписью: « В пользу Комитета попечения о сёстрах Красного креста».
Тогда же в 1898 г. СПб. Комитет сделал попытку издать книгу («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина с рисунками А.Ф. Афанасьева), но попытка эта оказалась мало удачно, и издательство все свои усилия направило на издание открыток, которые расходились успешно.
В эти годы СПб. Комитет пытался устраивать конкурсы как на открытые письма, так и на конверты. Но конверты не давали желаемого результата и издательство перешло к практике заказов художникам.
В этот период (1896 ? 1901 гг.) деятельность СПб. Комитета, как издательства, по признанию самого И.М. Степанова, носила любительский характер. Издательство было вспомогательным источником средств благотворительной организации.
Этим объясняется и тот факт, что издательство часто меняло оформление адресной стороны открыток и свои издательские марки. Более ранние из них имели надпись: « В пользу СПб. попечительного комитета о сёстрах Красного Креста». К ним следует отнести:
- адресную сторону с пышным орнаментальным рисунком работы В.П. Шнейдер, поставившей свою монограмму «В.Ш.» внизу справа;
- адресную сторону неустановленного автора с завитками и шрифтом в стиле модерн с красным крестом, опоясанным лентой с оборванными концами и надписью: « В пользу СПб. Комит. попеч. о сёстрах Красного креста».
Продолжение следует.