Nemo писал(а) Сб, 24 фев 2024 09:34:08: ↑
Михаил_Тренихин писал(а) Пт, 23 фев 2024 10:45:34: ↑
Кстати, а кто-нибудь знает, почему у знака 2-го Лейб-гвардии драгунского Псковского Её императорского величества государыни императрицы Марии Фёдоровны полка — форма ордена Почётного легиона?
Как напоминание о подвигах Псковского кирасирского полка в Отечественную войну. Есть и другие полковые знаки РИА с этим французским орденом в основе. Раньше в России не существовало понятие "вражеской символики". Война с немцами сама по себе, а знак отличия Железного креста сам по себе. При Советской власти пропаганда свела психологию масс к примитиву.
Приветствую, коллега Александр!
Имею удовольствие собирать различные полковые знаки (правда в основном немецкие) и истории с ними связанные. С псковскими драгунами также есть пара любопытных, нравоучительных историй. Как то он них писал, известный некоторым форумчанам, Александр Кибовский.
Отмечу пару тройку тезисов статьи А.Кибовского.
К началу войны 1812 г. Псковский драгунский полк насчитывал (по спискам на 1 июня) в строю 3 штаб- и 23 обер-офицера, 52 унтер-офицера, 9 трубачей, 485 рядовых и 57 нестроевых1. Командовал полком полковник А.А.Засс. Полк (4 действующих эскадрона) входил в 1-ю бригаду 2-го резервного кавалерийского корпуса, командир которого генерал-майор и генерал-адъютант барон Ф.К.Корф являлся шефом Псковского полка. При общей драгунской форме полк имел огневый (ярко-оранжевый) приборный цвет сукна и желтый металлический прибор.
В истории полка существует легенда о захваченных полком французских кирас. Ну как сказать легенда... Просто приводится история, что полком были уничтожены французские кирасиры, чьи кирасы и надели драгуны. В статье приводится разбор этого события и вывод о том, что кирасы были захвачены во французском обозе и совсем другим полком. Надели их драгуны с помощью шефа полка - барона Корфа.
Когда Александр I прибыл к армии в Вильно, Корфу с помощью придворных связей не составило большого труда включить своих драгун в высочайший указ 17 декабря 1812 г.: «По опыту нынешней кампании, находя нужным сделать некоторые перемены в кавалерии.., повелеваю: 1. Псковский и Стародубовский полки переименовать кирасирскими».
Подводя итоги, мы можем признать, что французские кирасы не являлись каким-то боевым отличием Псковского полка, пожалованным или оставленным ему за конкретный подвиг. Они появились в полку по прихоти и расчету шефа и имели собирательный характер поступления.
14 мая 1860 г. из Лейб-Кирасирского Псковского Ея Величества кадрового полка и Елисаветградского драгунского Его Королевского Высочества Принца Карла Баварского полка был создан новый Лейб-Драгунский Псковский Ея Величества полк, оставшийся под покровительством императрицы Марии Александровны. При получении драгунского статуса кирасы в 1861 г. сдали за ненадобностью в Киевский арсенал, откуда их передали на Киевский артиллерийский склад. Во время сортировки оружия в 1875 г. почти все «французские» латы продали в лом, и более 35 лет о них не вспоминали. Но глобальное реформирование российской армии на рубеже XIX и XX вв., возрождение славных традиций снова вернуло интерес к забытым трофеям.
При Николае II начался процесс возрождения исторических традиций (что к сожалению не привело страну к какому то положительному результату). В 1898 г. последовало высочайшее разрешение вернуть полкам их старые знамена и штандарты как свидетельство прежних боевых подвигов. Это послужило сигналом к началу активных розысков старинных отличий. Не остались в стороне и Псковские драгуны. Но что они могли себе вернуть? Ни георгиевских штандартов, ни петлиц, ни знаков на каски — ничего этого полк не получал. Даже имевшиеся трубы и юбилейный штандарт относились к заслугам Северского, а не Псковского полка.
В августе 1910 г. командир полка Арапов направил ходатайство о переименовании 2-го Лейб Драгунского Псковского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка в кирасирский «в видах сохранения памяти о доблестном участии псковичей в Отечественной войне 1812 года». Видимо, не обошлось без помощи шефа — вдовствующей императрицы, т.к. рапорт сразу же попал к военному министру В.А.Сухомлинову, который 10 августа доложил его царю. На докладе Николай II собственноручно начертал: «Я против переименования в кирасирские полки».
Обычно рассмотрение подобных просьб этим и заканчивалось. Но тут сказалось участие августейшего шефа. Николай II находился под большим влиянием матери, и совсем отказать Марии Федоровне было императору неудобно. Поэтому нашлось компромиссное решение. Полк оставался драгунским, но на касках вместо орла предлагалось поместить изображение трофейных кирас.
Ну и самая малость полковом знаке.
Знак тоже заслуга командира полка Арапова. Поскольку высочайшим соизволением 17 апреля 1907 г. такие знаки разрешалось учреждать лишь по случаю 100 и 200-летних юбилеев, Арапов принял меры к созданию знака в память годовщины, миновавшей еще 22 августа 1868 г. Видимо, опять не обошлось без помощи императрицы Марии Федоровны. 4 июня 1911 г. знак был утвержден. Он представлял собой покрытый белой эмалью пятиконечный крест с раздвоенными лучами. Форма креста, близкая ордену Почетного легиона, напоминала о пресловутых подвигах Псковского драгунского полка в 1812 г. Между лучами на черной розетке помещались вензеля царя Алексея Михайловича под шапкой Мономаха, императора Александра II под императорской короной и юбилейные даты: «1668 - 1868». В центре креста находился розовый эмалевый круг, окаймленный зеленым венком, перевитым серебряной лентой. Внутри круга располагался накладной вензель императрицы Марии Александровны, являвшейся шефом полка в 1842-80 гг. Обычный диаметр знака составлял 46 мм.
