Отличная прогулка по выставке! Всегда интересно, когда выставка несет такую идею. Идею собрать вместе картины одного художника, разбросанных по различным музеям, или в нашем случае, идею собрать картины одного коллекционера, давно не собиравшихся в одном зале.
По поводу своеобразности коллекции... Дело вкуса это и дело случая. Никогда не стоит зарекаться, что дескать это никак ни мое и никогда моим не станет. Неисповедимы пути собирательские. Неизвестно, что попадется нам в руки и окажется абсолютно необходимым на нашем жизненном пути.
В Солониках, кстати, есть музей, в котором размещена вторая часть коллекции Костаки. Упоминал я о ней в своем эссе по Грециям с Пустоваровым.
Вспомним самого Костаки, интереснейшего коллекционера. Вот как он писал о том, как он стал коллекционировать авангард:
«Я собирал и старых голландцев, и фарфор, и русское серебро, и ковры, и ткани. Но я всё время думал о том, что если буду продолжать всё в том же духе, то ничего нового в искусство не принесу. Всё то, что я собирал, уже было и в Лувре, и в Эрмитаже, да, пожалуй, и в каждом большом музее любой страны, и даже в частных собраниях. Продолжая в том же духе, я мог бы разбогатеть, но… не больше. А мне хотелось сделать что-то необыкновенное.
Как-то совершенно случайно попал я в одну московскую квартиру… Там я впервые увидел два или три холста авангардистов, один из них — Ольги Розановой… Работы произвели на меня сильнейшее впечатление. И вот я купил картины авангардистов, принёс их домой и повесил рядом с голландцами. И было такое ощущение, что я жил в комнате с зашторенными окнами, а теперь они распахнулись и в них ворвалось солнце. С этого времени я решился расстаться со всем, что успел собрать, и приобретать только авангард. Произошло это в 1946 году.»