Сообщение Пельше » Чт, 11 окт 2007 16:38:09
Кому достанется "Адмирал Горшков" - ситуация
11 октября 2007
Российская Газета
Министр обороны Анатолий Сердюков выводит авианосец на чистую воду
Вчерашний приезд главы военного ведомства России в Северодвинск не только заставил поволноваться руководителей двух крупнейших оборонных верфей - Севмаша и "Звездочки", но и привлек к себе острое внимание руководства ВМС Индии и, конечно, индийского военного атташе в Москве.
Уже один тот факт, что вместе с министром обороны в Северодвинск прибыли директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев, первый заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Владимир Пахомов, главком ВМФ Владимир Высоцкий, только что назначенный руководителем Роспрома Андрей Дутов и первый заместитель начальника Генштаба Александр Бурутин, подтверждает нерядовой характер визита. На Севмаше министр обороны провел закрытое совещание с участием командования ВМФ, руководителей проектных организаций и предприятий оборонной промышленности.
Время и место для такого разговора выбраны не случайно: ФГУП "ПО Севмаш" по сути должен стать точкой консолидации для Северного центра судостроения и судоремонта, который планируется создать в рамках Объединенной судостроительной корпорации. Но это одна причина, другая - положение дел на самом Севмаше, где сейчас ведется серийное строительство атомных подводных лодок четвертого поколения - в частности, стратегических ракетных крейсеров по проекту 955 "Борей".
О том, что еще обсуждали министр обороны и его спутники на Севмаше, можно догадаться по скупым сообщениям пресс-службы. На заводе завершен восстановительный ремонт многоцелевой АПЛ проекта 971 "Пантера", предстоят её испытания в море. Здесь же проходит ремонт крупный надводный корабль - атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов". Но самая острая тема - это, без сомнения, ситуация с крейсером "Адмирал Горшков".
По контракту, подписанному в Дели три года назад, на Севмаше его должны отремонтировать и переоборудовать в современный авианосец для ВМС Индии. И срок уже не за горами - 2008 год. Однако в мае нынешнего года экспертная группа Роспрома выдала официальное заключение, что для "окончания среднего ремонта ТАВРК "Адмирал Горшков" и его переоборудования в авианосец по проекту 11430" не хватает 333,3 млн долларов. А по оценкам заводских экономистов, фактические затраты могут оказаться в 2,5 раза выше того, что заложено в контракте (по неофициальным сведениям, более 600 млн долларов).
Индийская сторона к такому повороту событий оказалась не готова и не спешит соглашаться на увеличение цены. Однако новый гендиректор Севмаша Николай Калистратов в своих аргументах тверд.
- В Северодвинске не первый год ремонтируют для Индии дизельные подводные лодки. Этой осенью сдаем четвертую. Водоизмещение их известно - 2300 тонн. Не открою большой тайны, если скажу, что за одну индийскую лодку "Звездочка" получает около 100 миллионов долларов, - подводит "базу" мой собеседник. - Теперь посмотрим на "Горшкова". Водоизмещение - 45 тысяч тонн, то есть почти в двадцать раз больше. А работы на нем ничуть не проще, скорее наоборот.
Вывод, который напрашивался из этой аналогии, очевиден: объем трудозатрат, а значит, и цена контракта на переоборудование "Адмирала Горшкова" изначально и неоправданно были занижены. И если наши индийские визави наотрез откажутся пересматривать условия контракта, им вполне могут предложить неустойку. А переоборудованный корабль вернут в боевой состав российского флота. Благо, что сейчас это уже по силам российскому бюджету.