Первый русский
полноценный боевой корабль с паровой машиной и боковыми колесами — пароходофрегат «Богатырь»
Пароходофрегат "Богатырь" - проектировался в России и стал первым паровым военным фрегатом с гребными колёсами и полным парусным вооружением. Техническое задание предусматривало водоизмещение в 1200 тонн, скорость 8 узлов при индикаторной мощности паровой машины в 240 л.с., вооружение из 28 пушек и деревянный корпус с парусным вооружением фрегата. Судно предназначалось для крейсерских операций в составе Балтийского флота.
Корпус фрегата деревянный со стальным диагональным креплением и стальными кницами. Судно имело верхнюю, батарейную и жилую палубы с балконом на корме, а так же трюм. Подводная часть до ватерлинии обивалась медными листами, для снижения обрастания и гниения корпуса. Колёса, вал, мотыли, верхняя часть котла располагались выше ватерлинии, что было чревато поражением во время боя вражескими снарядами. На верхней палубе за фок-мачтой находились вал гребных колёс с переходным мостиком, дымовая труба, световые люки машинно-котельного отделения (МКО) и располагались четыре пушки. За грот-мачтой были расположены люк с трапом для схода в кормовую батарейную палубу, шпиль, четыре пушки и световой люк из кают-компании. Характерными чертами пароходофрегата стали носовой бушприт и перпендикулярный переходной мостик, который использовался как ходовой. Комингсы сходных люков на верхней палубе имели высоту 300-мм, что обеспечивало хорошую защиту от заливаемости батарейной палубы во время штормов и бурь. Рангоут был представлен тремя деревянными мачтами, которые несли полное парусное вооружение фрегата. Силуэт корабля имел одну прямую невысокую дымовую трубу.
Средства спасения включали 4 больших баркаса.
Силовая установка комбинированная парусно-механическая с одной горизонтальной, вспомогательной паровой машиной индикаторной мощностью 240 л. с. и 1 котлом, размещенными в одном машинно-котельном отделении (МКО). Паровая машина прямого действия работала на два плицивых водяных колеса, которые размещались побортно и соединялись общим валом. Котёл коробчатого типа вырабатывал пар для приведения в действие паровой машины. Полная скорость пароходафрегата достигала 8 узлов.
Вооружение пароходофрегата состояло:
1.Из 2 одноствольных 1 пудовых (196-мм) единорогов с длиной ствола 11 калибров, которые располагались на верхней палубе в носовой части. Орудие бронзовое, гладкоствольное размещалось на поворотном деревянном станке. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Масса единорога доходила до 180,6 пудов.
2.Из 1 одноствольного 2 пудового (245-мм) бомбического орудия с длиной ствола 10 калибров, расположенного на верхней палубе в кормовой части. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на поворотной деревянной платформе. Расчёт орудия включал 12 человек. Заряжание ручное бомбами. Угол возвышения орудия доходил до 45°. Дальность стрельбы составляла около 5 км. Масса орудия доходила до 700 кг.
3.Из 28 одноствольных 24-х фунтовых (150-мм) пушек с длиной ствола 21 калибр, которые располагались побортно на верхней палубе и батарейной палубе (опер-деке). Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на колесном деревянном станке. Расчёт орудия включал 11 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10°. Дальность стрельбы составляла около 2,4 км. Масса пушки доходила до 2,6 тонны.
Строился пароходофрегат на верфи Главного Адмиралтейства в г. Санкт-Петербурге.
Строитель - М.Н. Гринвальд.
Головной "Богатырь" вступил в строй Балтийского флота в 1836 году.
Тактико-технические данные пароходофрегата "Богатырь"
Водоизмещение: стандартное 1200 тонн, полное 1342 тонн
Длина наибольшая: 63,8 метра
Длина по КВЛ: 56,7 метра
Ширина наибольшая: 9,75 метра
Осадка по корпусу: 4,3 метра
Силовая установка: 1 паровая машина на 240 л. с., 1 котёл,
2 водяных колеса, 1 руль
Скорость хода: полная 8 узлов
Дальность плавания: нет данных
Автономность: нет данных
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 195-мм единорога, 1х1 248-мм мортира,
28х1 142-мм пушек
Экипаж: нет данных
Всего построено судов в 1836 г. - 1 единица.
Крупнокалиберная артиллерия устанавливалась на пароходофрегатах в оконечностях, для чего корпуса этих кораблей делались более прочными и тяжёлыми, чем у обычных пароходов, а обводы корабельного корпуса — полнее (от этого ухудшались ходовые качества). Сделать пароходофрегаты одновременно и паровыми, и парусными кораблями не удалось. Они имели недостаточную парусность, а из-за громоздкости паровых машин на них очень часто нельзя было установить третью мачту таким образом, чтобы центр тяжести занимал надлежащее положение. Колёса, вал, мотыли, верхние части котлов были расположены выше ватерлинии и поэтому подвергались во время боя действию вражеских снарядов. При плавании в штормовую погоду и при сильной бортовой качке колёса попеременно меняли своё углубление, из-за чего уменьшалось их полезное действие как движителей.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.