Сообщение Куинка » Вс, 24 апр 2011 17:17:38
В Российском коммерческом флоте в 1903 г. были введены звания капитана 1-, 2-, 3-й 4-го разряда, хотя у военных моряков термин "капитан" существовал уже несколько веков.
Вначале он относился к должности, затем — к званию.
В 1909 г. введены четыре морских звания: "капитан (штурман) малого плавания" и "капитан (штурман) дальнего плавания".
К капитану дальнего плавания приравнивалось звание "Капитан I разряда".
Закон устанавливал: лица, получившие судоводительские знания, проплавав полных пять лет, могут быть представлены к награждению званием "Капитан I разряда".
Другие претенденты (не моряки) должны были иметь производственный стаж не менее 10 лет. Кроме того, до 1906 г. торговые моряки, занимавшие командные должности, освобождались от призыва.
Знак "Капитан дальнего плавания"- имел свой исторический аналог, который носили офицеры штурманской специальности.
Нагрудный знак офицеров штурманской специальности (утверждён 13 июня 1913 г)
Знак об окончании Штурманского Офицерского класса, 1913
Знак имели право носить: офицеры, успешно окончившие временный штурманский класс и получившие звание штурманского офицера 2-го разряда, начиная с окончивших класс в 1911 году, все офицеры не прошедшие курса Штурманского Офицерского класса, но имеющие звание штурмана 1-го разряда, офицеры окончившие Гидрографический отдел Морской академии и успешно сдавшие экзамен после практического плавания вместе со слушателями Штурманского Офицерского класса, начальник Штурманского Офицерского класса и преподаватели.
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ знаки различия Министерства Морского Флота СССР.(разных периодов.)
Это касаемо старых служебных знаков до 50-60 годов прошлого века...
ПРИКАЗ НКПС СССР.
№ 6619 18.02.1925 г. г. Москва,
«Об установлении нагрудных знаков для лиц, имеющих звание или приравненных в правах: капитана дальнего плавания МТФ, штурмана дальнего плавания МТФ или судового механика первого разряда МТФ».
1. Лицам, имеющим звание или приравненных в правах: капитана дальнего плавания МТФ, штурмана дальнего плавания МТФ или механика первого разряда согласно Постановления СНК СССР от 2.08.1924 г. о судоводителях и судовых механиках морского торгового флота, присваивается к ношению особые нагрудные знаки на правой стороне груди.
Примечание: Звание определяется имеемым на руках дипломом или практическим свидетельством для судовых механиков.
2. Знак имеет овальную форму и состоит: из якоря системы Мореля вокруг которого обведена якорная цепь. Между штоком и лапами на веретене якоря помещается соответственно: 1) золотой секстан или 2) картушка белой эмали с румбами черной эмали, обод картушки золотой или 3) золотой трехлопастной винт, две лопасти которого упираются в лапы якоря. Якорь и цепь оксидированные черные. Высота знака 5 см, наибольшая ширина 3,7 см, выпуклость – 1см.
3. Капитану дальнего плавания морского торгового флота присваивается нагрудный знак с золотым секстаном.
4. Судовому механику 1 разряда морского торгового флота присваивается нагрудный знак с золотым трехлопастным винтом.
5. Штурману дальнего плавания морского торгового флота присваивается нагрудный знак с картушкой компаса.
Зам. наркома ПС Правдин
Зам. начальника ЦАУ Берман.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В 50-е(Послевоенные) годы прошлого века --эти знаки немного видоизменились (так, появился СЕРП и МОЛОТ, изменился вид якоря и т.д.), и знаки стандартизованного образца стали присваивать---
1-"Капитан (Штурману) дальнего плавания"-присваивается нагрудный знак с золотым секстаном.
2- "Механик 1 разряда (Главный Механик)"-присваивается нагрудный знак с золотым трехлопастным винтом.
3-"Штурман - девиатор"-присваивается нагрудный знак с картушкой компаса.-(данный знак является редкостью, нет точной информации сколько человек его получили. В дальнейшем в истории нашей страны он больше не применялся.)
-
Вложения
-
![ris2_znak_sh_554h[1].jpg (31.36 КБ) 25654 просмотра ris2_znak_sh_554h[1].jpg](./download/file.php?id=1791360&t=1)
- Рисунок знака-Нагрудный знак офицеров штурманской специальности
(утверждён 13 июня 1913 г)
Знак об окончании Штурманского Офицерского класса, 1913
-
![c47581140ec1[1].jpg](./download/file.php?id=1791359)
- Нагрудный знак офицеров штурманской специальности
(утверждён 13 июня 1913 г)
Знак об окончании Штурманского Офицерского класса, 1913 - c47581140ec1[1].jpg (36.64 КБ) 25654 просмотра
-
![kv_12[1].jpg](./download/file.php?id=1791358)
- Нагрудный знак офицеров штурманской специальности
(утверждён 13 июня 1913 г)
Знак об окончании Штурманского Офицерского класса, 1913 - kv_12[1].jpg (9.12 КБ) 25654 просмотра
-
![ris3_znak_54jh_j[1].jpg (25.97 КБ) 25654 просмотра ris3_znak_54jh_j[1].jpg](./download/file.php?id=1791357&t=1)
- Знак "Капитан дальнего плавания" 30-годов.
-
![ris4_znak_hg55-h54[1].jpg (20.61 КБ) 25654 просмотра ris4_znak_hg55-h54[1].jpg](./download/file.php?id=1791356&t=1)
- Знак "Механика 1 разряда" 30-х годов
-
![r1_cap_dal_plav_0214[1].jpg (23.24 КБ) 25654 просмотра r1_cap_dal_plav_0214[1].jpg](./download/file.php?id=1791355&t=1)
- Рисунок Знака периода СССР -"Капитан (Штурману) дальнего плавания"-присваивается нагрудный знак с золотым секстаном.
С серпом и молотом. (СИМ)
-
![633781408[1].jpg (26.87 КБ) 25654 просмотра 633781408[1].jpg](./download/file.php?id=1791354&t=1)
- Знак периода СССР -"Капитан (Штурману) дальнего плавания"-присваивается нагрудный знак с золотым секстаном.
С серпом и молотом. (СИМ)
-
![633782105[1].jpg (28.76 КБ) 25654 просмотра 633782105[1].jpg](./download/file.php?id=1791353&t=1)
- Знак периода СССР -"Капитан (Штурману) дальнего плавания"-присваивается нагрудный знак с золотым секстаном.
С серпом и молотом. (СИМ).
реверс знака.
Последний раз редактировалось
Куинка Чт, 05 фев 2015 11:21:18, всего редактировалось 2 раза.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.