Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг
Добавлено: Вс, 15 апр 2012 15:55:01
Учебные баркентины 1940–1960-х гг
В ходе WW2, после заключения 9 сентября 1944 г. Московского перемирия между СССР и Финляндией и выхода последней из войны, в рамках военных компенсаций за причиненный ущерб (300 млн. долларов, огромная по тем временам сумма) было предусмотрено строительство на финских верфях для советского флота изрядного количества новых судов нескольких проектов, всего на сумму 66.2 миллиона долларов. В их числе предусматривалось строительство деревянных парусных судов, а именно: девяносто трехмачтовых океанских 45-метровых деревянных парусных судов дедвейтом 300 тонн с двигателями 225 л.с. (шхун и баркентин). Суда строились под эгидой организации SOTEVA - координатора послевоенных компенсаций. Строительство шхун развернулось на четырех верфях: Laivateollisuus Ab в Турку строила 45 судов плюс немагнитную научно-исследовательскую шхуну "Заря". F.W. Hollming в Раума строила 34 шхуны. семь судов построила Aug. Eklof Ab в Порво, и четыре - Valkon Laiva в Lovisa.
Семнадцать из судов были учебными, с парусным вооружением баркентины,; остальные были грузовыми шхунами, 27 с гафельным вооружением, и 46 оснащенных бермудскими парусами. "Заря" была первоначально оснащена гафелями, и позже переоснащена бермудскими парусами (информация с сайта журнала КАТЕРА и ЯХТЫ).
И весь этот большой флот нашел, увы, очень слабое отражение в фалеристике. Из всех деревянных судов финской постройки персональных, именных значков удостоились только НИС «Заря», да шхуны УПС «Кодор» и УПС «Запад».
Но здесь речь только об учебных баркентинах. В детстве я сам много раз видел некоторых из них и не только издалека – нет, я мог разглядывать их, причаленных у пирса, это были, как я помню, «Вега», «Капелла», однажды - «Сириус». По данным из ВИКИПЕДИИ всего на всех морских театрах СССР ходили 12 баркентин. По более полным данным, из сайта кают-компании «Катеров и Яхт» указываются имена 14.
Вот они в том виде, как перечислены на сайте:
1. Альфа – баркентина – Таллин / Ростов, списана-68
2. Вега – Таллин, списана-79, музей в Pietarsaari, Финляндия .
3. Георгий Ратманов – Туапсе? / Мурманск, МРХ
4. Горизонт – Ленинград/ Рига/ Дальний Восток, МРХ, списан-65.
5. Зенит – ВМФ, списан?
6. Иван Месяцев – Мурманск/ Архангельск, МРХ
7. Капелла – Мурманск/ Керчь/ Рига, списана-69
8. Кропоткин – Ленинград, ВМА, списан-73, ресторан в Севастополе, сгорел в 1978
9. Менделеев – Рига, МРХ, списан-1971
10. Меридиан (Meridianas) – Калининград/ Рига, МРХ, списан-68, рест. в Клайпеде
11. Секстан – Владивосток, МинРыбХоз, списан-66
12. Сириус – Ленинград, ЛВИМУ, списан-71, рест. Кронверк, разобран
13. Тропик – Ленинград/ Рига, МРХ, списан-66
14. Чайка - Ломоносов, ВМУ
Из всех учебных баркентин «именной» значок заслужила лишь «Вега”, и то не «Вега II» из финского списка, а просто «Вега» (Вега I), бывшая в СССР единственной баркентиной в предвоенные годы. Она, как известно, в свое время совершила переход из Ленинграда в Ростов вокруг Европы, затем служила учебным судном Ростовского морского техникума и погибла в первый год войны. Она и прописались в серии почтовых марок, посвященной учебным парусникам. Там же отметилась и шхуна «Кодор», единственная из «финнов», попавшая в серию УПС. А уже оттуда оба парусника воплотились в металле и ситале в виде копии почтовой марки.
Из всех судов, и не только среди учебных баркентин, но и вообще среди всех деревянных парусников финской постройки 1940-х – 1950-х годов самой везучей стала «Вега-2»,. Оставшаяся после развала страны в Таллинне, «Вега II» некоторое время пребывала здесь в качестве филиала Таллинского морского музея, а в конце 1990-х эстонское правительство подарило её Финскому фонду, специально созданному для её восстановления. В 1997 г. «Вегу» отбуксировали в Якобстад (Пиетерсаари) – небольшой финский городок на берегу Ботнического залива, известный своим морским музеем и музеем мореплавания в Арктике. Где и привели в полный порядок.
Остальные баркентины оказались обречены на более печальную участь: можно сказать, что «повезло», если это можно назвать везением, тем из них, кто удостоился стать портовым рестораном в той или иной гавани. Скажем, «Кропоткин», – популярный ресторан «Баркентина» в Севастополе, открытый в начале 1980-х годов, закрытый с началом антиалкогольных репрессий, и сгоревший в 1987 г. в результате пожара. Выгоревший корпус был демонтирован в 1990 г.
Уцелел доныне «Меридиан», побывавщий учебным судном Калининградского, а потом Клайпедского мореходных училищ.. Сейчас это тоже ресторан – “Meredians” – достопримечательность города Клайпеда, тиражируемая на сувенирных открытках. Спасибо литовцам, сберегли.
Прочие же сгнили, или были сожжены, или затоплены, а следы их исчезают с течением времени, как с каждым годом все меньше и меньше виден борт затонувшей парусной шхуны («Коралл»?) в трех-пяти метрах от берега в самом центре Петропавловска-Камчатского.
И все же некоторые учебные баркентины на значках можно обнаружить, хотя и по косвенным приметам. Известно, например, что баркентина под полными парусами на знаке «За дальнее морское плавание» - это «Меридиан», приписанный к Калининградскому мореходному училищу рыбной промышленности. Тот самый, который ныне ресторан в «Клайпеде».
«Меридиан» же, судя по всему, представлен и на другом знаке морского парусного перехода: коль начальным и конечным пунктом перехода является Калининград, то соответственно, и судно не может быть ничем иным, кроме как «Меридианом» КМУ.
Изображена баркентина и на ромбе Рижского мореходного училища. У меня, увы, такого ромба нет, а взглянуть на его можно вот здесь http://forum.faleristika.info/viewtopic ... 7&start=20. Если посмотреть на приведенный выше список, то можно найти, что в разные годы к порту Рига были приписаны 4 баркентины: тот же «Мередиан», «Тропик», «Менделеев» и «Капелла». Но поскольку 3 первых из них причислены к МРХ, а Рижская мореходка являлась учебным заведением ММФ, то, скорее всего на ромбе изображена «Капелла», та самая, которую мне довелось видеть, как говорится, воочию. Но это, как говорится, ИМХО.
В ходе WW2, после заключения 9 сентября 1944 г. Московского перемирия между СССР и Финляндией и выхода последней из войны, в рамках военных компенсаций за причиненный ущерб (300 млн. долларов, огромная по тем временам сумма) было предусмотрено строительство на финских верфях для советского флота изрядного количества новых судов нескольких проектов, всего на сумму 66.2 миллиона долларов. В их числе предусматривалось строительство деревянных парусных судов, а именно: девяносто трехмачтовых океанских 45-метровых деревянных парусных судов дедвейтом 300 тонн с двигателями 225 л.с. (шхун и баркентин). Суда строились под эгидой организации SOTEVA - координатора послевоенных компенсаций. Строительство шхун развернулось на четырех верфях: Laivateollisuus Ab в Турку строила 45 судов плюс немагнитную научно-исследовательскую шхуну "Заря". F.W. Hollming в Раума строила 34 шхуны. семь судов построила Aug. Eklof Ab в Порво, и четыре - Valkon Laiva в Lovisa.
Семнадцать из судов были учебными, с парусным вооружением баркентины,; остальные были грузовыми шхунами, 27 с гафельным вооружением, и 46 оснащенных бермудскими парусами. "Заря" была первоначально оснащена гафелями, и позже переоснащена бермудскими парусами (информация с сайта журнала КАТЕРА и ЯХТЫ).
И весь этот большой флот нашел, увы, очень слабое отражение в фалеристике. Из всех деревянных судов финской постройки персональных, именных значков удостоились только НИС «Заря», да шхуны УПС «Кодор» и УПС «Запад».
Но здесь речь только об учебных баркентинах. В детстве я сам много раз видел некоторых из них и не только издалека – нет, я мог разглядывать их, причаленных у пирса, это были, как я помню, «Вега», «Капелла», однажды - «Сириус». По данным из ВИКИПЕДИИ всего на всех морских театрах СССР ходили 12 баркентин. По более полным данным, из сайта кают-компании «Катеров и Яхт» указываются имена 14.
Вот они в том виде, как перечислены на сайте:
1. Альфа – баркентина – Таллин / Ростов, списана-68
2. Вега – Таллин, списана-79, музей в Pietarsaari, Финляндия .
3. Георгий Ратманов – Туапсе? / Мурманск, МРХ
4. Горизонт – Ленинград/ Рига/ Дальний Восток, МРХ, списан-65.
5. Зенит – ВМФ, списан?
6. Иван Месяцев – Мурманск/ Архангельск, МРХ
7. Капелла – Мурманск/ Керчь/ Рига, списана-69
8. Кропоткин – Ленинград, ВМА, списан-73, ресторан в Севастополе, сгорел в 1978
9. Менделеев – Рига, МРХ, списан-1971
10. Меридиан (Meridianas) – Калининград/ Рига, МРХ, списан-68, рест. в Клайпеде
11. Секстан – Владивосток, МинРыбХоз, списан-66
12. Сириус – Ленинград, ЛВИМУ, списан-71, рест. Кронверк, разобран
13. Тропик – Ленинград/ Рига, МРХ, списан-66
14. Чайка - Ломоносов, ВМУ
Из всех учебных баркентин «именной» значок заслужила лишь «Вега”, и то не «Вега II» из финского списка, а просто «Вега» (Вега I), бывшая в СССР единственной баркентиной в предвоенные годы. Она, как известно, в свое время совершила переход из Ленинграда в Ростов вокруг Европы, затем служила учебным судном Ростовского морского техникума и погибла в первый год войны. Она и прописались в серии почтовых марок, посвященной учебным парусникам. Там же отметилась и шхуна «Кодор», единственная из «финнов», попавшая в серию УПС. А уже оттуда оба парусника воплотились в металле и ситале в виде копии почтовой марки.
Из всех судов, и не только среди учебных баркентин, но и вообще среди всех деревянных парусников финской постройки 1940-х – 1950-х годов самой везучей стала «Вега-2»,. Оставшаяся после развала страны в Таллинне, «Вега II» некоторое время пребывала здесь в качестве филиала Таллинского морского музея, а в конце 1990-х эстонское правительство подарило её Финскому фонду, специально созданному для её восстановления. В 1997 г. «Вегу» отбуксировали в Якобстад (Пиетерсаари) – небольшой финский городок на берегу Ботнического залива, известный своим морским музеем и музеем мореплавания в Арктике. Где и привели в полный порядок.
Остальные баркентины оказались обречены на более печальную участь: можно сказать, что «повезло», если это можно назвать везением, тем из них, кто удостоился стать портовым рестораном в той или иной гавани. Скажем, «Кропоткин», – популярный ресторан «Баркентина» в Севастополе, открытый в начале 1980-х годов, закрытый с началом антиалкогольных репрессий, и сгоревший в 1987 г. в результате пожара. Выгоревший корпус был демонтирован в 1990 г.
Уцелел доныне «Меридиан», побывавщий учебным судном Калининградского, а потом Клайпедского мореходных училищ.. Сейчас это тоже ресторан – “Meredians” – достопримечательность города Клайпеда, тиражируемая на сувенирных открытках. Спасибо литовцам, сберегли.
Прочие же сгнили, или были сожжены, или затоплены, а следы их исчезают с течением времени, как с каждым годом все меньше и меньше виден борт затонувшей парусной шхуны («Коралл»?) в трех-пяти метрах от берега в самом центре Петропавловска-Камчатского.
И все же некоторые учебные баркентины на значках можно обнаружить, хотя и по косвенным приметам. Известно, например, что баркентина под полными парусами на знаке «За дальнее морское плавание» - это «Меридиан», приписанный к Калининградскому мореходному училищу рыбной промышленности. Тот самый, который ныне ресторан в «Клайпеде».
«Меридиан» же, судя по всему, представлен и на другом знаке морского парусного перехода: коль начальным и конечным пунктом перехода является Калининград, то соответственно, и судно не может быть ничем иным, кроме как «Меридианом» КМУ.
Изображена баркентина и на ромбе Рижского мореходного училища. У меня, увы, такого ромба нет, а взглянуть на его можно вот здесь http://forum.faleristika.info/viewtopic ... 7&start=20. Если посмотреть на приведенный выше список, то можно найти, что в разные годы к порту Рига были приписаны 4 баркентины: тот же «Мередиан», «Тропик», «Менделеев» и «Капелла». Но поскольку 3 первых из них причислены к МРХ, а Рижская мореходка являлась учебным заведением ММФ, то, скорее всего на ромбе изображена «Капелла», та самая, которую мне довелось видеть, как говорится, воочию. Но это, как говорится, ИМХО.