Страница 1 из 1

Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Вс, 15 апр 2012 15:55:01
Hippopo
Учебные баркентины 1940–1960-х гг

В ходе WW2, после заключения 9 сентября 1944 г. Московского перемирия между СССР и Финляндией и выхода последней из войны, в рамках военных компенсаций за причиненный ущерб (300 млн. долларов, огромная по тем временам сумма) было предусмотрено строительство на финских верфях для советского флота изрядного количества новых судов нескольких проектов, всего на сумму 66.2 миллиона долларов. В их числе предусматривалось строительство деревянных парусных судов, а именно: девяносто трехмачтовых океанских 45-метровых деревянных парусных судов дедвейтом 300 тонн с двигателями 225 л.с. (шхун и баркентин). Суда строились под эгидой организации SOTEVA - координатора послевоенных компенсаций. Строительство шхун развернулось на четырех верфях: Laivateollisuus Ab в Турку строила 45 судов плюс немагнитную научно-исследовательскую шхуну "Заря". F.W. Hollming в Раума строила 34 шхуны. семь судов построила Aug. Eklof Ab в Порво, и четыре - Valkon Laiva в Lovisa.
Семнадцать из судов были учебными, с парусным вооружением баркентины,; остальные были грузовыми шхунами, 27 с гафельным вооружением, и 46 оснащенных бермудскими парусами. "Заря" была первоначально оснащена гафелями, и позже переоснащена бермудскими парусами (информация с сайта журнала КАТЕРА и ЯХТЫ).
И весь этот большой флот нашел, увы, очень слабое отражение в фалеристике. Из всех деревянных судов финской постройки персональных, именных значков удостоились только НИС «Заря», да шхуны УПС «Кодор» и УПС «Запад».

Но здесь речь только об учебных баркентинах. В детстве я сам много раз видел некоторых из них и не только издалека – нет, я мог разглядывать их, причаленных у пирса, это были, как я помню, «Вега», «Капелла», однажды - «Сириус». По данным из ВИКИПЕДИИ всего на всех морских театрах СССР ходили 12 баркентин. По более полным данным, из сайта кают-компании «Катеров и Яхт» указываются имена 14.
Вот они в том виде, как перечислены на сайте:
1. Альфа – баркентина – Таллин / Ростов, списана-68
2. Вега – Таллин, списана-79, музей в Pietarsaari, Финляндия .
3. Георгий Ратманов – Туапсе? / Мурманск, МРХ
4. Горизонт – Ленинград/ Рига/ Дальний Восток, МРХ, списан-65.
5. Зенит – ВМФ, списан?
6. Иван Месяцев – Мурманск/ Архангельск, МРХ
7. Капелла – Мурманск/ Керчь/ Рига, списана-69
8. Кропоткин – Ленинград, ВМА, списан-73, ресторан в Севастополе, сгорел в 1978
9. Менделеев – Рига, МРХ, списан-1971
10. Меридиан (Meridianas) – Калининград/ Рига, МРХ, списан-68, рест. в Клайпеде
11. Секстан – Владивосток, МинРыбХоз, списан-66
12. Сириус – Ленинград, ЛВИМУ, списан-71, рест. Кронверк, разобран
13. Тропик – Ленинград/ Рига, МРХ, списан-66
14. Чайка - Ломоносов, ВМУ

Из всех учебных баркентин «именной» значок заслужила лишь «Вега”, и то не «Вега II» из финского списка, а просто «Вега» (Вега I), бывшая в СССР единственной баркентиной в предвоенные годы. Она, как известно, в свое время совершила переход из Ленинграда в Ростов вокруг Европы, затем служила учебным судном Ростовского морского техникума и погибла в первый год войны. Она и прописались в серии почтовых марок, посвященной учебным парусникам. Там же отметилась и шхуна «Кодор», единственная из «финнов», попавшая в серию УПС. А уже оттуда оба парусника воплотились в металле и ситале в виде копии почтовой марки.
Из всех судов, и не только среди учебных баркентин, но и вообще среди всех деревянных парусников финской постройки 1940-х – 1950-х годов самой везучей стала «Вега-2»,. Оставшаяся после развала страны в Таллинне, «Вега II» некоторое время пребывала здесь в качестве филиала Таллинского морского музея, а в конце 1990-х эстонское правительство подарило её Финскому фонду, специально созданному для её восстановления. В 1997 г. «Вегу» отбуксировали в Якобстад (Пиетерсаари) – небольшой финский городок на берегу Ботнического залива, известный своим морским музеем и музеем мореплавания в Арктике. Где и привели в полный порядок.
Остальные баркентины оказались обречены на более печальную участь: можно сказать, что «повезло», если это можно назвать везением, тем из них, кто удостоился стать портовым рестораном в той или иной гавани. Скажем, «Кропоткин», – популярный ресторан «Баркентина» в Севастополе, открытый в начале 1980-х годов, закрытый с началом антиалкогольных репрессий, и сгоревший в 1987 г. в результате пожара. Выгоревший корпус был демонтирован в 1990 г.
Уцелел доныне «Меридиан», побывавщий учебным судном Калининградского, а потом Клайпедского мореходных училищ.. Сейчас это тоже ресторан – “Meredians” – достопримечательность города Клайпеда, тиражируемая на сувенирных открытках. Спасибо литовцам, сберегли.
Прочие же сгнили, или были сожжены, или затоплены, а следы их исчезают с течением времени, как с каждым годом все меньше и меньше виден борт затонувшей парусной шхуны («Коралл»?) в трех-пяти метрах от берега в самом центре Петропавловска-Камчатского.
И все же некоторые учебные баркентины на значках можно обнаружить, хотя и по косвенным приметам. Известно, например, что баркентина под полными парусами на знаке «За дальнее морское плавание» - это «Меридиан», приписанный к Калининградскому мореходному училищу рыбной промышленности. Тот самый, который ныне ресторан в «Клайпеде».
«Меридиан» же, судя по всему, представлен и на другом знаке морского парусного перехода: коль начальным и конечным пунктом перехода является Калининград, то соответственно, и судно не может быть ничем иным, кроме как «Меридианом» КМУ.

Изображена баркентина и на ромбе Рижского мореходного училища. У меня, увы, такого ромба нет, а взглянуть на его можно вот здесь http://forum.faleristika.info/viewtopic ... 7&start=20. Если посмотреть на приведенный выше список, то можно найти, что в разные годы к порту Рига были приписаны 4 баркентины: тот же «Мередиан», «Тропик», «Менделеев» и «Капелла». Но поскольку 3 первых из них причислены к МРХ, а Рижская мореходка являлась учебным заведением ММФ, то, скорее всего на ромбе изображена «Капелла», та самая, которую мне довелось видеть, как говорится, воочию. Но это, как говорится, ИМХО.

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Сб, 21 апр 2012 11:33:18
Hippopo
Прекрасный ромб с изображением учебной парусной баркентины (из коллекции коллеги Khamichev - Олег, спасибо). И вдобаков открытки с бывшим УПС "Мередиан", сейчас ресторан "Meredianas".

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 07 ноя 2013 16:13:24
швед2
"Вега"

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 07 ноя 2013 16:16:33
швед2
И две шхуны этой серии.
"Заря"
P1060680.JPG
"Кодор"
P1060679.JPG

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 30 янв 2014 04:18:21
Hippopo
швед2 писал(а) :"Вега"
Легенда к открытке (на обратной стороне)

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 30 янв 2014 04:28:33
Куинка
Хорошая информация и отличное начало для Новой темы. :good2: :appl:
С уваж..Леонид. :drinks:

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 30 янв 2014 06:27:05
WK
?

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 30 янв 2014 08:50:18
Hippopo
Ох, хоро-ош! В самую точку. Спасибо за показ. Мне такой приходилось видеть, но без отвалившейся птички.

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 30 янв 2014 09:16:48
WK
Подскажите, пожалуйста, кто же это в Африку ходил?

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 30 янв 2014 10:14:40
Hippopo
Точно ходил "Меридиан", об этом вроде написана брошюрка. Во, кстати, на одном из знаков показанных выше, который я идентифицирую как "Меридиан", и который выходил из Калининграда, в качестве конечной точки маршрута обозначена столица Гвинеи КОНАКРИ, самая что ни на есть Африка. Ваш ромб тоже вроде калининградский, возможно кто-то из них откликнется.
На Дальний Восток, как можно судить по известным источникам,из баркентин попал только "Горизонт", но грузовых шхун через Панамский канал было перегнано немало. О первом таком плавании в 1947 г. - в книге капитана шхуны "Коралл" Б.Д.Шанько "Под парусами через два океана", Географгиз, 1954 (остов одной из шхун - спорят "Мидия" или "Актиния" - до сих пор догнивает в Петропавловске-Камчатском). Две шхуны из числа прегнанных, "Штурман" и "Юнга", были не грузовыми, а переоборудованы в учебные. Первая - для курсантов Петропавловск-Камчатского рыбопромышленного техникума (В последующем - ПКМУ).

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 30 янв 2014 11:53:02
WK
Спасибо за помощь.
С уважением,
Владимир

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 30 янв 2014 11:59:18
Куинка
WK писал(а) :Подскажите, пожалуйста, кто же это в Африку ходил?
Красивый и отличный знак :good: Коллега WK- Спасибо за показ. :good2:
Hippopo писал(а) :Точно ходил "Меридиан", об этом вроде написана брошюрка. Во, кстати, на одном из знаков показанных выше, который я идентифицирую как "Меридиан", и который выходил из Калининграда, в качестве конечной точки маршрута обозначена столица Гвинеи КОНАКРИ, самая что ни на есть Африка. Ваш ромб тоже вроде калининградский, возможно кто-то из них откликнется.
На Дальний Восток, как можно судить по известным источникам,из баркентин попал только "Горизонт", но грузовых шхун через Панамский канал было перегнано немало. О первом таком плавании в 1947 г. - в книге капитана шхуны "Коралл" Б.Д.Шанько "Под парусами через два океана", Географгиз, 1954 (остов одной из шхун - спорят "Мидия" или "Актиния" - до сих пор догнивает в Петропавловске-Камчатском). Две шхуны из числа прегнанных, "Штурман" и "Юнга", были не грузовыми, а переоборудованы в учебные. Первая - для курсантов Петропавловск-Камчатского рыбопромышленного техникума (В последующем - ПКМУ).
Коллеге Hippopo-спасибо за информацию :appl:
С уважением Леонид. :drinks:

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Вт, 22 июл 2014 17:04:04
Туманов Вадим
Думаю, что мне удастся обрадовать коллег по увлечению ещё одним знаком шхуны финской постройки. В период подготовки к празднованию 400-летия города Архангельска был выпущен значок с изображением учебной шхуны "Запад". :hi:

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 24 июл 2014 11:06:34
Hippopo
Вы, безусловно, правы. Просто этот значок уже был показан коллегой Valery в теме "Корабли-музеи". Но и здесь он к месту.

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Чт, 06 ноя 2014 13:18:51
bigshatun
Я так понимаю УПС Меридиан - L/R Meridianas. В настоящее время ресторан и символ Клайпеды. разм. 59 мм, литьё.

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Сб, 23 май 2015 10:41:50
Туманов Вадим
Не уверен, но не исключена вероятность, что обнаружился значок с изображением ещё одного финского парусника. И, вероятно, это Вега-2. На странице http://ok.ru/parusnikiv/album/52136313094343 размещена представляемая фотография под названием Вега-2


Изображение
Изображение

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Сб, 23 май 2015 11:58:29
Hippopo
Слишком много мачт для ВЕГИ-2

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Сб, 23 май 2015 12:51:24
Туманов Вадим
Hippopo писал(а) :Слишком много мачт для ВЕГИ-2
Это и меня смущает. Но не знаю, были ли у Таллинской мореходки УПС-ы, а если были, то какие. А Вега-2 в Таллине была. Кроме того, фотография подписана как Вега-2. Может в Финляндии ей мачту добавили?

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Вс, 24 май 2015 20:39:54
Туманов Вадим
Hippopo писал(а) :Слишком много мачт для ВЕГИ-2
Вы были и остаётесь правым. Это шхуна не финской постройки, не Вега-2 и как сегодня удалось установить, Имеет два названия: "Эсмеральда" и "Белая дама" (La Dama Blanca). "Шхуна была заложена на Кадисской верфи еще в 1946 году, однако строительство застопорилось, и шесть лет спустя корабль был продан Чили в рамках погашения долга Испании перед этой страной. 12 мая 1953 года судно, получившее имя "Эсмеральда", было спущено на воду. У парусника есть второе название "La Dama Blanca" (http://azerbouf.livejournal.com/98518.html). Но тогда невольно возникает вопрос, а что эта шхуна делала в Таллине и как она попала на значок Таллинской мореходки. При этом она является двойником шхуны "Juan Sebastián Elcano". Хотя значок и корабль не имеют отношения к теме, прошу администраторов, пока, не переносить мою заметку в раздел "Современные действующие парусники" - постараюсь выяснить, каким образом эта шхуна попала на знчок и тогда буду просить о переносе заметки или о её удалении вообще. С уважением, Вадим. :hi:
На первой фотографии Juan Sebastián Elcano;
На второй - Эсмеральда (сравните с фотографие выставленной ранее)
На третьей - носовая фигура Эсмеральды

Изображение

Изображение

Изображение

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Вс, 31 май 2015 16:14:22
Туманов Вадим
Туманов Вадим писал(а) :
Hippopo писал(а) :Слишком много мачт для ВЕГИ-2
Вы были и остаётесь правым. Это шхуна не финской постройки, не Вега-2 и как сегодня удалось установить, Имеет два названия: "Эсмеральда" и "Белая дама" (La Dama Blanca). "Шхуна была заложена на Кадисской верфи еще в 1946 году, однако строительство застопорилось, и шесть лет спустя корабль был продан Чили в рамках погашения долга Испании перед этой страной. 12 мая 1953 года судно, получившее имя "Эсмеральда", было спущено на воду. У парусника есть второе название "La Dama Blanca" (http://azerbouf.livejournal.com/98518.html). Но тогда невольно возникает вопрос, а что эта шхуна делала в Таллине и как она попала на значок Таллинской мореходки. При этом она является двойником шхуны "Juan Sebastián Elcano". Хотя значок и корабль не имеют отношения к теме, прошу администраторов, пока, не переносить мою заметку в раздел "Современные действующие парусники" - постараюсь выяснить, каким образом эта шхуна попала на знчок и тогда буду просить о переносе заметки или о её удалении вообще. С уважением, Вадим. :hi:
На первой фотографии Juan Sebastián Elcano;
На второй - Эсмеральда (сравните с фотографие выставленной ранее)
На третьей - носовая фигура Эсмеральды

Изображение

Изображение

Изображение
Прошу модератора удалить мои сообщения по значку Таллинской мореходки, так как к теме финских парусников она не имеет ни малейшего отношения.

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Пн, 19 сен 2016 16:44:43
Туманов Вадим
Ещё один значок с изображением баркентины "Запад".
Изображение

Изображение

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Вт, 20 сен 2016 01:13:27
Hippopo
:nea: Шхуны "Запад".

Re: Учебные баркентины финской серии 1940–1960-х гг

Добавлено: Ср, 25 авг 2021 07:58:38
Туманов Вадим
Hippopo писал(а) Вт, 20 сен 2016 01:13:27: :nea: Шхуны "Запад".
Виноват, Вы правы. :hi: