Преемственность традиций .
В 1955 году Гвардейский учебный корабль (бывший КРЕЙСЕР)
«Красный Кавказ», был исключён из списков корабельного состава ВМФ СССР.
Название «Красный Кавказ», было передано большому противолодочному кораблю-проекта 61.
Вскоре после вступления в строй БПК
«Красный Кавказ» - стал одним из лучших «отличным» кораблем. Он дважды завоевывал приз Главкома ВМФ по тактической и огневой подготовке, награжден переходящим Знаменем Военного совета Краснознаменного Черноморского флота. Мастерство, стойкость, морскую выучку и физическую закалку моряков
«Красного Кавказа» не раз проверял океан.
Большой противолодочный корабль проекта 61
"Красный Кавказ"
25 ноября 1964 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 18 июля 1964 года заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 1706), спущен 15 июня 1966 года, вступил в строй 25 сентября 1967 года и 13 октября 1967 года включен в состав КЧФ.
в/ч 10701.
В момент зачисления удостоен гвардейского Военно-морского флага, унаследовавшего гордое имя и славные боевые традиции от одноименного крейсера ЧФ.
С 1 по 31 июня 1967 года и с 1 января по 31 декабря 1968 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и с 5 по 24 октября 1973 года - вооруженным силам Сирии. С 2 по 7 июля 1973 года нанес визит в Марсель (Франция), с 20 по 25 ноября 1974 года - в Латакию (Сирия), с 10 по 14 августа 1984 года - в Варну (Болгария), С 12 по 16 августа 1985 года и с 17 по 21 ноября 1987 года - в Тунис, с 20 по 24 октября 1986 года - в Гавану (Куба) и с 24 по 28 июня 1991 года - в Тулон (Франция). В период с 10 марта 1981 года по 19 июля 1984 года прошел в Севастополе капитальный ремонт. Корабль входя в состав 30-й дивизии КЧФ и в 1989 году объявлен лучшим по морской подготовке среди надводных кораблей 2 ранга. 1 мая 1998 года корабль был выведен из боевого состава ЧФ.
Последний командир
"Красного Кавказа" капитан 2 ранга О.А.Котляров 10 мая торжественно спустил гвардейский Андреевский флаг, который на следующий день был поднят на ракетном крейсере "Москва" его новым командиром - капитаном 1 ранга В.Куликовым. 6 сентября 2000 года корабль приведен буксирами на Черную речку и впоследствие раздела на металл.
Командир гвардейского БПК
«Красный Кавказ» капитан 1 ранга в отставке Юрий Леонидович Кручинин.
ИЗ воспоминаний…(ПРОЗА).
Отрывок……
Я благодарен мичманам-старшинам и техникам
«Красного Кавказа», которые прошли со мной мою командирскую службу, кто был всегда верным помощником офицеров, зачастую их наставленниками, на кого я мог опереться, не сомневаясь в их надежности и верности флоту.
Г.П. Афанасьев, И.Ф. Синявский, В.П. Березовский, А.К. Красов, А.С. Сечков, Ф.Ф. Товстенко, А.В. Изотов, Я.Н. Карасев, В.М. Грицаенко, А.М. Романеев, А.М. Бичиков, В.П. Антон – спасибо вам за службу!
Начиная с 1989 года – года моего ухода в запас – мы, сослуживцы гбпк «Красный Кавказ», встречались ежегодно в день корабля 22 октября.
Гвардейский бпк «Красный Кавказ» в 1974 году совершил свою последнюю боевую службу под командой капитана 3 ранга Александра Анисимовича Ермакова. Участвовал в Кипрских событиях 1974 года. Входили в строй новые корабли, и бпк 61-го проекта были оттеснены на второй план. Они несли службу в Черном море, оставаясь в готовности к выходу в дальнюю зону. Несли боевое дежурство, обеспечивали испытания входящих в строй новых кораблей, новой техники. Поддерживали оперативный режим на Черном море.
«Красный Кавказ» прошел текущий ремонт в заводе № 13 г. Севастополя. Плавал, решал задачи. Через 3 года на длительное время стал в средний ремонт в городе Николаев. В годы развала Союза и событий на Кавказе эвакуировал советских людей, технику и вооружение из Поти и Сухуми. Корабль мог бы еще не один год выполнять боевые задачи в составе Черноморского флота. Но он уже был никому не нужен. В разваленной, больной и голодной стране было не до флота.
13 мая 1998 года на гвардейском большом противолодочном корабле «Красный Кавказ» был в последний раз поднят, а затем спущен гвардейский флаг. Пришли ветераны, те, с кем мне пришлось служить почти 4 года. В строю стояли остатки экипажа корабля, человек 40-50. Стояли в изношенной обуви, разношерстном обмундировании, в грязных тельняшках, все какие-то маленькие и невзрачные. Это уже был не гвардейский экипаж, а какая-то расходная команда. У меня защемило сердце. Где же прежние, высокие, здоровые, сильные ребята, открытые, спокойные лица, которые смотрели с коллективных фотографий: «…и в годы те в морях дороги наши были…»?
Спущенный гвардейский флаг передали командиру ракетного крейсера «Москва». Ему приказом Министерства обороны Российской Федерации было присвоено звание «Гвардейский». Он стал правопреемником славных традиций героического крейсера «Красный Кавказ» и славных дел в мирное время гвардейского бпк «Красный Кавказ».
В последний раз мы, ветераны корабля, ступили на борт нашего бпк 22 октября 1999 года. Корабль стоял со снятым вооружением, антенными постами, главными и вспомогательными механизмами.
Какая-то частная фирма разбирала его прямо на Минной стенке, где было штатное место этого славного корабля много лет. Разбирали на глазах экипажей оставшихся кораблей дивизии, на глазах всего города, не удосужившись перетянуть его для разделки на Черную речку.
Мы всей нашей группой подошли к трапу корабля. Мордатый, здоровый парень-охранник процедил сквозь зубы:
– Не положено!
– Позвони своему хозяину, скажи, что пришел бывший командир корабля и ветераны, просят подняться на борт, – сказал я охраннику.
Парень позвонил по мобильному.
– Проходите, только ничего не трогайте.
– Спасибо, друг.
Мы прошли по верхней палубе, заваленной грудой металла, прошли вовнутрь. Я поднялся в командирскую каюту. Красивый ореховый шпон, которым была отделана каюта, был сорван, мебели нет, иллюминатор выбит…
Вышли на ют. Постояли. Спустившись с корабля, прошли в бар «Минная стенка». Там посидели, вспоминая о службе, о корабле, о людях, с которыми «и в годы те в морях дороги наши были». Было грустно и обидно за все, что сделала с нами жизнь.
* * * * *
Уже десять лет, как, выполнив свой долг, ушел гвардейский бпк «Красный Кавказ». Корабли не вечны. Но остаются славные боевые традиции, рожденные в боях и походах моряками старших поколений. Этими традициями гвардейского бпк «Красный Кавказ» были:
• постоянная боевая готовность корабля, его оружия и техники к боевому применению, готовность в кратчайший срок выйти в море, на боевую службу, выполнить боевую задачу;
• отличное знание экипажем своих обязанностей, техники и оружия. Умение применять эти знания в бою;
• крепкая дружба и взаимная выручка среди матросов и старшин всех годов службы и всех национальностей. Во времена Советского Союза около 25% моряков срочной службы были выходцами из республик Закавказья;
• высокая морская культура, отличное содержание корабля, гордость за свой корабль.
Доблестные имена ушедших кораблей как бесценное наследие принимают экипажи новых современных кораблей и с честью продолжают эстафету славных дел предшественников.
Мы, ветераны, продолжаем верить, что Российский Военно-Морской Флот возродится, что вспомнят и о нас.
«Корабли – как и люди, они тоже нуждаются в славе, в уважении и в бессмертии. Вечная им память! Но даже у погибших кораблей тоже есть будущее».
(В. Пикуль)
«Красный Кавказ», твое имя мы помним,
«Красный Кавказ», ты был домом для нас.
Каждый славный поход мы, конечно, запомним,
Ближний Восток, Средиземное море... и снова приказ».
г. Севастополь
Май, 2008 год.
Некоторые Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.
с уваж..Леонид.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.