Сообщение Куинка » Пн, 01 фев 2016 20:11:21
БОЕВАЯ ИСТОРИЯ ГВАРДЕЙСКОГО ЭСМИНЦА «СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ»
Мне в жизни удивительно повезло — я живу, увидев все три корабля с одним названием: эскадренный миноносец, большой противолодочный и, наконец, корвет. Все корабли гвардейского звания, все под одним именем — «Сообразительный». В апреле 1970г. вспоминая на страницах «Красной звезды» о подвиге эсминца «Сообразительный» первый заместитель Главкома ВМФ Герой Советского Союза адмирал флота Владимир Касатонов писал: «На нашем советском Военно-Морском флоте существует замечательная традиция: передавать имена героических кораблей по наследству. От старых — новым, от кораблей, которые уже завоевали себе бессмертие, кораблям, которые только начинают свой боевой путь. Более полувека под овеянным славой гвардейским флагом «Сообразительного» экипажи несли боевую вахту на море, овладевали искусством побеждать врага в годы Великой Отечественной войны, а в мирное время образцово выполняли задачи защиты интересов Родины на морских и океанских просторах, достойно представляя Флот Советского Союза в различных точках Мирового океана, демонстрируя при этом высокую морскую выучку, мужество, стойкость. А все началось с эскадренного миноносца проекта 7-у, новейшего корабля того времени, оснащённого самым современным вооружением, самой новой техникой.
Корабль был заложен на стапеле завода им. 61-го Коммунара в г. Николаеве 15-го октября 1936 года и спущен на воду 26 августа 1939 года. В заснеженный и холодный декабрь 1940 года льдом сковало реку Буг. На акваторию Николаевского порта под проводкой ледокола с территории судостроительного завода эсминец был выведен на чистую воду. Начались ходовые испытания. В это время на корабль прибыл вновь назначенный командир — старший лейтенант Ворков Сергей Степанович, ранее командовавший БТЩ «Щит». На борту жили два экипажа — заводской и основной. Начались ежедневные и бесконечные выходы в море. Молодой экипаж при помощи рабочих завода учился обслуживать новую технику, овладевал боевым мастерством, отрабатывалась борьба за живучесть.
Обстановка в Европе в это время была тревожной. Германский фашизм захватывал Европу, приближаясь к границам Советского Союза. Командир и молодой экипаж понимали серьёзность международной обстановки и делали выводы, осваивая технику нового корабля. 10 мая 1941 года закончились государственные испытания, эсминец отлично проводит контрольные торпедные и артиллерийские стрельбы, командующий Черноморским флотом награждает экипаж денежной премией и принимает решение поднять на корабле военно-морской флаг 7 июня 1941 года.
Ярко светит южное солнце на Севастопольском рейде, сверкает надраенная медь, блестит воронёная сталь палубы. Последние минуты приготовления. Сигнальщики готовят флаги расцвечивания. И вот сигнал «Большой сбор». На ют выходит командир Ворков С. С. и комиссар Квашнин И. Г., в прошлом рабочий-металлург из уральского города Нижний Тагил. Помощник командира капитан-лейтенант Беспалов В. Г. подаёт команду «Смирно» и торжественно докладывает командиру и комиссару: «Личный состав эскадренного миноносца «Сообразительный» по большому сбору для подъёма Военно-морского флага построен!». Командир здоровается с экипажем, поздравляет с торжественным днём. На борт прибывает Командующий Черноморским флотом. Зачитывается приказ адмирала Октябрьского Ф. С. о подъёме Военно-морского флага и зачислении корабля в боевое ядро флота. На ют выносится флаг — святыня корабля. Честь подъёма флага предоставлена лучшим специалистам корабля, старшине команды машинистов мичману Ковалёву Якову Даниловичу и старшему краснофлотцу Куликову Михаилу Петровичу. Минутная стрелка подходит к 9-00. С разрешения командира корабля дежурный по кораблю подаёт команду: «Заводской флаг спустить! Военно-Морской флаг, Гюйс, Стеньговые флаги и флаги расцвечивания поднять!». Оркестр играет гимн Советского Союза. Взоры всего экипажа направлены к флагштоку, где реет флаг Морской державы Страны Советов. Никто из стоящих в строю 267 членов экипажа не представлял, что будет через две недели. А сейчас в 10 часов корабль выйдет в море на очередное общефлотское учение для отработки совместных действий.
В начале второго ночи 22 июня на корабль поступило приказание оперативного офицера флота: «По флоту объявлена боевая готовность номер один». На корабле была объявлена боевая тревога. В последнее время очень часто проходили корабельные учения с объявлением боевых тревог. Сегодня, в воскресенье, матросы не очень довольны были очередными учениями. Многие совсем недавно вернулись на корабль с увольнения на берег, и в кубриках шел приглушенный разговор о встречах на берегу с любимыми, знакомыми, друзьями. С объявлением тревоги слышались недовольные голоса: «Опять тревога... Что это им не спится, даже в воскресенье?». Однако, схватив в охапку робу, матросы разбегались по боевым постам, одевались, как принято, уже там, приводили в готовность к бою свое заведование. В половине третьего личному составу выдали противогазы. Корабль готовится к выходу в море. В три часа пятнадцать минут лучи прожекторов вырвали из темноты самолет, ещё один, и ещё... Загремели залпы береговых батарей, вокруг самолетов замигали вспышки разрывов.
- Зенитная батарея! По — самолетам... Огонь! — командует лейтенант В. П. Мазуркевич. Резко затрещал пулемет Ивана Курбыко, на зенитном мостике ухает 76-мм орудие Валентина Старикова, Александра Данильченко, внизу бьёт сорокапятимиллиметровка старшины 2-й статьи Виктора Тарасова. Приказ командира вахтенному офицеру: «Запишите в вахтенный журнал все события этой ночи».
В полдень по корабельной трансляции передавалось правительственное сообщение. «Говорит Москва! — послышалось в микрофоне. — Сегодня, в четыре часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке со своих самолетов города Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие...». На эсминце сразу возник митинг. У матросов сосредоточенные лица. Говорит политрук И. Г. Квашнин: «Товарищи! Трудно представить, какие испытания ждут нас впереди. Самое главное — это внутренне подготовить себя к тому, что произошло. Наша Родина дала нам новый корабль, хорошо оснащённый современной техникой. Мы его на сегодня ещё по-настоящему не освоили. Да и время на боевую подготовку у нас с вами не хватило. Всё недоделанное придется решать в предстоящих боях и походах!». Митинг был коротким. Перебивая друг друга, матросы выкрикивали слова ненависти к фашистам, клялись сражаться с врагом до полной победы... Так пришла война. Начался боевой путь эскадренного миноносца «Сообразительный».
26 июня 1941 года, в 5.00, после предварительного нанесения бомбовых ударов авиации по порту Констанца, ударная группа кораблей артиллерийским огнем должна уничтожить нефтебаки в порту и разведать систему обороны базы противника с моря. В отряд поддержки входили крейсер «Ворошилов», эсминцы «Смышлёный» и «Сообразительный», которые следовали за ударной группой кораблей — лидерами «Москва» и «Харьков». Молодой экипаж, молодой командир, совсем новый корабль и первый боевой поход. На переходе к месту назначения командир проверяет боевые посты. Это было самым обычным делом для командира, он знал матросов и старшин по фамилиям и именам, знал, на что способен каждый командир боевого поста.
Тем временем командиры ударной группы кораблей приступили к выполнению главной задачи операции: обстрелу порта Констанца. Приблизившись к берегу, корабли легли на боевой курс и открыли огонь. Через несколько минут на берегу, в районе нефтяных баков, вспыхивает яркое пламя пожара.
Некоторое время спустя враг очнулся от внезапного удара, и на берегу заговорили артиллерийские батареи. Вскоре ударную группу кораблей обнаружила вражеская авиация. Два самолета-разведчика летели в стороне от кораблей. На наши корабли обрушились бомбовые удары с самолетов и с берега. Огонь крупнокалиберной береговой артиллерии третьим залпом накрыл лидер «Москва». Вспыхивает желто-красное пламя, раздается сильный взрыв — и «Москва» кренится. Из сводки об этом бое: «Лидер «Москва» по окончании выполнения боевой задачи при отходе подорвался на минах и затонул. Спасти людей не было возможности»
У самого борта лидера «Харьков» рвутся снаряды и бомбы. В коллекторах котлов корабля лопаются водогрейные трубки, в котлах садится пар, первый и второй котлы выведены из действия и «Харьков» теряет ход. Авиация противника может потопить и «Харьков».
Командир «Сообразительного» получает приказ с крейсера «Ворошилов»: «Идите в квадрат Н... для оказания помощи лидеру «Харьков». Эсминец развивает максимальную скорость 36 узлов, идёт на сближение с лидером и в 7 часов утра вступает в его охранение. Группа самолётов врага преследует корабельную группу. Бесперебойно работает артиллерия. На большом ходу корабль резко накренился, отражая воздушные атаки. Повороты следуют один за другим... Поздно вечером корабли вошли в Северную бухту Севастополя. Несмотря на яростные атаки вражеской авиации и огонь с берега, ударная группа кораблей и отряд поддержки задание выполнили. Это была дерзкая операция. Благодаря мужеству экипажа лидера «Харьков» и умелым действиям экипажа «Сообразительного» лидер «Харьков» был спасен.
Народный комиссар ВМФ, флагман флота 1-го ранга Н. Г. Кузнецов дал высокую оценку действиям кораблей. Высоко оценили первый боевой поход наших кораблей и враги. «Следует признать, — писал в своем дневнике 26 июня 1941 года руководитель учебного центра германского флота в Румынии, — что обстрел побережья русскими эскадренными миноносцами был очень смелым. Тот факт, что в результате этого обстрела возник пожар нефтехранилища и был подожжён состав с боеприпасами, является бесспорным доказательством успешности обстрела. Кроме того, в результате повреждения железнодорожного пути было прервано сообщение Бухарест — Констанца; в связи с большими повреждениями вокзала, причиненными обстрелом, возникли затруднения с доставкой горючего».
Экипаж экзамен выдержал. Уже после войны командир одного из орудий старшина 1-й статьи Виктор Тарасов говорил: «Мы в этом бою были молодые, безусые. С дрожью в руках держали оружие, стреляя по вражеским самолетам... Дрожь была не от страха, нет. От необычной обстановки, от огромного напряжения, которое сковывало руки так, что не сразу разогнёшь пальцы».
Начались военные, напряжённые будни. Второй боевой поход был совершен 4 июля 1941 года. Цель — перебазирование крейсеров «Красный Крым» и «Червона Украина» из Севастополя в Новороссийск. В охранении — эсминцы «Смышлёный», «Способный», «Сообразительный».
Наступил конец августа 1941 года. До этого эсминец совершил три боевых похода: 7 июля конвоировали транспорт в Феодосию и Севастополь, принимали участие в поиске подводной лодки ПЛ «М-51», с которой была потеряна связь. Связь с ПЛ установлена через 7-8 часов, но лодка не всплыла. 29 июля — конвоирование транспорта «Днепр» из Феодосии в Севастополь и из Севастополя в Одессу. Уже три месяца продолжалась тяжелая борьба на фронтах. Оголтелому натиску врага героически сопротивлялась Одесса. Круглые сутки вражеские самолеты бомбили позиции наших войск и корабли. Приказ был — удержать Одессу во что бы то ни стало. На одесском рейде постоянно находились боевые корабли, которые вели огонь по противнику. Одна группа кораблей сменяла другую все время обороны. Накануне прихода в Одессу было доставлено 5000 солдат, но этого было слишком мало по сравнению с потерями. Пополнение шло с боевых кораблей. Из экипажа «Сообразительного» сошли первые фронтовики, десять добровольцев. Эсминец вошёл в порт в ночь с 30-го на 31-е августа с транспортом «Днепр», на борту которого находились войска и техника. Выгрузку войск и боеприпасов проводили при постоянном обстреле, ведя при этом ответный огонь. В ближайшее время эсминцу поставили задачу: связать боем вражеские батареи, отвлечь на себя их огонь и по заявкам командования Одесского оборонительного района наносить артиллерийские удары по скоплению войск и техники противника.
Впервые с начала войны эскадренному миноносцу «Сообразительный» была поставлена задача — высадить на берег корректировочный пост для полноценного использования снарядов главного калибра. Корректировочный пост возглавил лейтенант Эдуард Толейкис с матросами Куликовым, Норенко, Свистуновым и Громовым. Батарея противника у села Дофиновка открыла огонь по эсминцу. Вначале — недолёт. Затем снаряды ложатся все ближе и ближе к кораблю — перелёт полкабельтова, недолёт. Теперь должно быть накрытие. Корабль резко меняет курс, увеличивает скорость и выходит из опасного района. В кильватерном следе один за другим поднимаются водяные столбы от взрывов вражеских снарядов. Едва забрезжил рассвет, запросил огня корректировочный пост. Корабль постоянно маневрирует под носом вражеской батареи, делая короткие галсы и меняя скорость. Наконец эсминец развивает скорость до 24-28 узлов, ложится на боевой курс и открывает огонь по батарее врага. Стрельбы прошли успешно. Рядом ведут огонь крейсер «Червона Украина», эсминцы «Беспощадный» и «Незаможник», канонерские лодки. Корректировочный пост молчал всю ночь, чем вызвал тревогу у экипажа. И вот с берега летит сообщение (на мостике подключён репродуктор): «Поражение... хорошо... очень хорошо. Слава артиллеристам! Минометная батарея разбита. Слышите? Больше огня! Фашисты взлетают на воздух!».
Вторые сутки в море при постоянных стрельбах. В небе появляется группа самолётов. В море два советских корабля — «Сообразительный» и «Беспощадный». Самолёты заходят с носа, разделившись на две группы: два на «Сообразительный», один на «Беспощадный». Поворот на большом ходу, корабль кренится, свистят бомбы, гремят корабельные орудия. От сильных и резких залпов у краснофлотца Евгения Валышева из ушей пошла кровь. На третьи сутки получили разрешение зайти в базу. Благодаря стрельбам «Сообразительного» и других кораблей по Августовке, Терновой Балке и Ильинке, в эти дни все атаки противника были отражены нашими сухопутными частями. Корабли подавили немало огневых точек врага, уничтожили много живой силы противника. За хорошую огневую поддержку фронта эсминец получил благодарность Военного совета Одесского оборонительного района.
В конце августа начался второй этап борьбы за Одессу. Противник ввёл 12 дивизий. Приморская армия ещё прочно держала фронт в районе поселка Ильичёвка. 23 сентября эсминец вышел к Одессе для сопровождения конвоя. Приняв в районе Меганом транспорты «Днепр» и «Абхазия», следует до Ак-Мечети. Подойдя к мысу Тарханкут, эсминец получает приказание следовать в район Тендровской косы для буксировки эсминца «Беспощадный» в Севастополь. Буксировка проходила в штормовых условиях, рвались буксирные тросы, эсминец находится под прицелом вражеской авиации. Войдя в Северную бухту, экипаж «Сообразительного» получает семафор от командира «Беспощадного» с благодарностью за буксировку.
За октябрь миноносец совершил 21 выход в море. Отконвоировано 25 транспортов. В одиннадцатом боевом походе 17 октября перевезено оружие и боезапас из Туапсе в Севастополь. При каждом сопровождении корабль подвергался атакам вражеской авиации, а 15-го октября был атакован дважды.
После того, как немецкие войска ворвались в Крым, Командование флота принимает решение уводить большие корабли из Севастополя. 3-го ноября в Поти, в сопровождении эсминцев «Бодрый» и «Сообразительный» переводятся линкор «Парижская коммуна», крейсер «Молотов», лидер «Ташкент». 6-го ноября 1941 года «Сообразительный» совершает переход из Камышевой Бухты в Керчь (Камыш-бурун), имея на борту штаб Приморской армии и военное имущество. Из Керчи обратным рейсом корабль перевозит в Туапсе ценное заводское оборудование. 2-го ноября, в канун 24-ой годовщины Великого Октября, на корабле прошёл митинг. Люди уже многое познали: бессонные ночи, напряжённые боевые дни во время осенних штормов. Митинг открыл политрук Игнатий Галактионович Квашнин. Как всегда, он говорил страстно и убежденно:
- Священное чувство любви к Родине и ненависть к её врагам подняли нас на смертный бой... Мы поклялись бороться яростно, до последней капли крови. Сегодня судьба нашей страны, нашего народа решается под Москвой, Севастополем. Сегодня каждый метр советской земли нам дороже сотни километров, и мы не должны отступать ни на шаг!
Митинг был коротким, такой же краткой была и резолюция: «В подарок к 24-ой годовщине Октябрьской революции будем бить фашистов, пока не останется на нашей земле ни одного, пока не будет чист воздух от фашистской чумы. Будем беречь свою флотскую честь, будем беречь Родину, как святыню».
С потерей Одессы началась битва за Севастополь. Попытка немцев с ходу захватить Севастополь провалилась. В этот опасный для города период Государственный Комитет Обороны принимает решение о переводе с Чёрного моря на Дальний Восток нескольких танкеров и ледокола «Микоян». Необходимо было сохранить часть крупнотоннажного танкерного флота и ледокол. Сопровождали ледокол и три танкера лидер «Ташкент», эсминцы «Способный» и «Сообразительный». Операция прошла успешно.
Это был 22-ой боевой поход корабля. Немцы спешили со взятием Севастополя. Им необходимо было скорее освободить свою 11-ю армию для оказания помощи группе армий «Юг». Но Севастополь стоял. Бойцы Приморской армии, части морской пехоты героически обороняли столицу Черноморского флота. Большую помощь оказывали защитникам города боевые корабли. «Сообразительный» буквально метался между портами Новороссийск, Феодосия и Севастополь. До предела груженный оружием, техникой и пополнением, корабль врывался на больших скоростях в главную базу и, быстро загрузившись ранеными, женщинами и детьми, уходил.
Прорываться становилось все труднее. 17-го декабря войска Гитлера начали очередное «большое последнее наступление». Севастополь оказался в критическом положении. 21-го декабря Военный совет Черноморского флота обратился с воззванием ко всем защитникам города: «Ни шагу назад в борьбе за Севастополь!». С целью оказания помощи героически сражающемуся городу по указанию Ставки Верховного Главнокомандующего 25-го декабря началась Керченско-Феодосийская десантная операция. Руководил высадкой десанта с кораблей капитан 1 ранга Н. Е. Басистый, штаб которого находился на борту «Сообразительного». Десант высадился успешно. С 28 по 31 декабря кораблями и транспортами в Феодосию было перевезено 23000 человек 44-ой армии, доставлено много танков, орудий, минометов, автомашин, много тонн боеприпасов. Тревожным и совсем не праздничным оказался последний день 1941-го года. Полная боевая готовность, беспрерывные стрельбы по вражеским позициям на берегу, по фашистским самолётам в воздухе. В полночь военком Квашнин по трансляции поздравляет экипаж с Новым годом и освобождением Феодосии. Поздравил экипаж командир корабля, пожелав побед в предстоящих боях. Сразу после полуночи корректировочный пост потребовал огня, и в морозном воздухе раздался первый залп 1942 года...
28 боевых выходов совершил эсминец с начала войны, пройдено 13874 мили за 1108 ходовых часов. В течение первого дня 1942 года, отбиваясь от воздушных атак, эсминец «Сообразительный», маневрируя в Феодосийском заливе, ведёт беспрерывный огонь по Киету, Сейт-Ачаку, Кой-Асан. Пушки и палуба обледенели. Экипаж скалывает лед и ведёт огонь по скоплению живой силы и техники врага в районе аэродрома Киет и селения Сейт-Асан.
26 июня 1942 г. эсминец «Сообразительный» участвовал в уникальной спасательной операции. В 6 часов 40 мин. получено приказание оказать немедленную помощь получившему повреждения лидеру «Ташкент». Эсминец направляется в указанное место. На мостик командиру приносят радиограмму: «Идите полным ходом. Лидер погружается». Оказывается, 86 немецких самолётов в течение четырёх с лишним часов преследовали лидер, сбросив на него 336 бомб. Командиру «Ташкента» удалось избежать прямых попаданий, но все же от близких взрывов у лидера заклинило руль и затопило несколько помещений. Подошедший к правому борту лидера экипаж эсминца «Сообразительный» за 22 минуты принял на борт 1975 человек — раненых, детей и женщин, которых лидер «Ташкент» эвакуировал из осаждённого Севастополя. 1200 человек разместили на шкафутах правого и левого бортов, 250 человек разместили на полубаке, 300 — на юте, остальных разместили по кубрикам. Положение осложнялось тем, что накануне в Поти на эсминец были приняты с линкора «Парижская Коммуна» 70 тонн снарядов калибра 305, уложенных на верхней палубе, и 20 тонн ящиков со снарядами к зенитным орудиям, расположенных в кубриках.
Всё принятое резко ухудшило остойчивость корабля, снизило метацентрическую высоту, практически лишив корабль маневренности. Любое перемещение людей было опасным. Командир запретил перемещение по палубе даже матросам. Для тех, кому надо было по нужде, были расставлены вёдра. Избежать неприятностей всё же не удалось. Когда эсминец благополучно вошел в Новороссийск и уже ошвартовался у стенки, спасённые люди хлынули на один борт и через поручни полезли на причал. Благодаря тому, что боцманская команда буквально за минуту успела забросить швартовые концы и закрепить корабль, трагедии удалось избежать — эсминец навалился на причал левым бортом с креном 15 градусов, но не перевернулся.
2-го июля 1942 года экипаж эсминца стал свидетелем одной из самых крупных трагедий на Черноморском флоте. В этот день Новороссийск совершенно неожиданно подвергся массированному авиационному налёту фашистов. 64 самолёта «Юнкерс-88» в сопровождении полутора десятка истребителей, вынырнув из-за туч, сбросили на порт 170 бомб. Всего четверть часа длился этот налёт, но последствия были ужасными: уничтожены лидер «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина», несколько маломерных судов. Многие корабли получили различные повреждения. Повезло «Сообразительному» и на этот раз. Во время налёта на корабле проходили очередные учения зенитчиков. По самолётам противника был своевременно открыт огонь, который дал возможность избежать прямых попаданий. Но от близких разрывов бомб эсминец всё же пострадал. 500-тонная бомба попала в железнодорожный путь, проходивший у самого борта корабля. Палубу полубака засыпало метровым слоем земли и щебня,
а искорёженные рельсы зацепились за нос эсминца, прижав его к пирсу. От сильного сотрясения вышли из строя компасы и все электронавигационные приборы. Опасаясь повторения атаки немецкой авиации, командующий эскадрой адмирал Л. А. Владимирский приказал командиру «Сообразительного» немедленно покинуть базу. Экстренно разведя пары, с трудом отцепив согнутые в виде гигантских крючков железнодорожные рельсы, корабль без компаса вышел в море и, ориентируясь по очертаниям берега, вечером благополучно прибыл в Туапсе.
145-тым боевым походом, в котором «Сообразительный» совместно с эсминцем «Беспощадный» и четырьмя тральщиками совершили поиск и уничтожение плавсредств противника у берегов Румынии под командованием контр-адмирала Фадеева В. Г., закончилась боевая деятельность миноносца в 1942 году. Пройдено 27 тысяч 693 мили за 1530 ходовых часов. Эскадренный миноносец совершил за этот год 117 боевых выходов.
1943-й год начался 150-м боевым походом 22-го января — переходом эсминца из Поти в Туапсе под флагом Командующего флотом вице-адмирала Октябрьского Ф. С. с Военным Советом Черноморского флота на борту.
31-го января 1943 года эсминец «Сообразительный» совместно с эсминцами «Бойкий» и «Беспощадный» вышел в боевой поход для охранения крейсера «Ворошилов» и обстрела позиций противника при высадке десанта в Озерейку. При возвращении в Батуми с рейдового поста на корабль был получен семафор с поздравлением о том, что эсминец «Сообразительный» прошел 50000 миль без среднего и капитального ремонта. Вахтенный командир старший лейтенант Колмыков Г. К. доложил командиру Воркову С.С., который сразу поздравил экипаж с проходом 50000 миль! В это время несли вахту:
- в штурманской рубке — штурман лейтенант Иванов В.И.;
- вахтенный механик — ст. инженер-лейтенант Шилов М. И.;
- старшина машинной команды главстаршина Ковалев Я. Д.;
- старшина вахты 1-ой машины ст. краснофлотец Юркевич В. А.;
- старшина вахты 2-ой машины ст. краснофлотец Усенко П. Я.;
- старшина вахты электриков ст. 1 ст. Евмилов П. Н.;
- старшина вахты трюм. маш. ст. краснофлотец Трофименко П.Т.;
- старшина вахты 2 кот. отд. ст.2 ст. Хотыненко И. Л.;
- старшина вахты 3 кот. отд. ст. краснофлотец Малин В. К.;
- старшина 4 кот. отд. ст 1 ст. Стах П. И.
В районе Новороссийска эсминец провёл две артиллерийских стрельбы по позициям противника. Командующий флотом объявил благодарность личному составу.
23 февраля 1943 года в газете «Правда» была напечатана статья «50000 миль в походах». «Перед нами карта Черного моря, — говорилось в ней, — она вдоль и поперёк изрезана многочисленными разноцветными линиями. Это — путь корабля, пройденного им за время войны. Более пятидесяти тысяч миль прошёл он со времени вступления в строй... 50 тысяч миль! Девяносто две с половиной тысячи километров, значительная часть которых пройдена сквозь минные поля, сквозь штормы и туманы, при бомбёжках с воздуха, интенсивном обстреле вражеских береговых батарей! Краснофлотцы и командиры эсминца тщательно и любовно оберегали его механизмы и вооружение. Каждый день стоянки в базе они используют для тщательного осмотра и текущего ремонта... Это даёт свои плоды: корабль, проделавший огромный боевой путь, находится в хорошем состоянии».
Преданность, любовь к Родине, жгучая ненависть к фашистам, желание биться с врагом до последней возможности краснофлотцы, старшины и командный состав «Сообразительного» выражали в своих клятвах на всех собраниях и митингах. Весь февраль 1943 года эсминец провел в походах, выполняя артиллерийские стрельбы с целью поддержки флангов наших войск под Новороссийском. 24 февраля краснофлотцам, старшинам и офицерам впервые выдали погоны. В тот же день, приняв на борт около тысячи человек, эсминец вышел в Геленджик для высадки десанта.
2 марта 1943 года радио принесло на корабль радостную весть: за проявленную отвагу в боях с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава Народный Комиссариат Военно-Морского Флота удостоил эскадренный миноносец «Сообразительный» гвардейского звания. Эта весть пришла поздно вечером, но мгновенно облетела весь корабль. Краснофлотцы поздравляли друг друга, шли к командиру, шли в каюты своих командиров, шли к комиссару и взволнованно говорили о большом событии в жизни экипажа. 2-го марта на передовой страницы газеты «Красный черноморец» было напечатано поздравление Военного Совета Черноморского флота: «Мы гордимся вами, товарищи командиры и краснофлотцы гвардейского эскадренного миноносца «Сообразительный», и радуемся вашим успехам! Не успокаивайтесь на достигнутом! Высокое звание гвардейцев должно воодушевить вас на новые подвиги... Военный Совет выражает твёрдую уверенность, что экипаж гвардейского эсминца «Сообразительный» будет высоко держать честь гвардейского флага корабля в предстоящих боях с немецко-фашистскими захватчиками!».
Шесть боевых выходов было сделано эсминцем «Сообразительный» с гвардейским именем, но под флагом ВМФ СССР. Отрабатывались задачи боевой подготовки, осуществлялось конвоирование транспортов. Корабль готовился к подъёму гвардейского Военно-морского флага, который был назначен на 6 июня 1943 года.
Вот как описал это событие командир корабля, Ворков С.С., будучи уже адмиралом, в своей книге воспоминаний «Флаг на гафеле»[1]:
«6 июня готовились к подъёму гвардейского флага. Торжественность всюду — в блеске меди и надраенной палубе, в суетливой беготне; даже в том, как вахтенный сигнальщик передаёт семафор на соседние корабли; в сияющем лице часового, с гордостью охраняющего корабль у сходни. Куда ни глянь — всюду особая чистота и порядок. В 10 часов на корабль прибыли новый командующий эскадрой — вице-адмирал Н. Е. Басистый, командиры кораблей, гости из обкома партии и правительства Аджарской автономной республики. Стоит солнечная, тёплая погода. В ожидании торжественной минуты притих рейд со стоящими у причалов кораблями. Вице-адмирал Н. Е. Басистый оглашает приказ Народного комиссара Военно-Морского Флота Н. Г. Кузнецова о присвоении эсминцу «Сообразительный» звания «гвардейский». В руках командующего — гвардейский флаг. Он вручает его командиру корабля Воркову, тот передаёт его мичману Якову Ковалёву, и они обходят строй команды. Гвардейский флаг крепится к фалам лучшим сигнальщиком, старшиной 1 статьи Михаилом Куликовым. Звучит торжественная команда:
- На гвардейский флаг, стеньговые флаги и флаги расцвечивания — смирно!
Всё вокруг замерло. Тишина. Лишь доносится гудение работающих механизмов, да вздрагивает корабль от работы мощных турбовентиляционных установок.
- Гвардейский флаг, стеньговые флаги поднять!
Звучит гимн Советского Союза. Медленно поднимается гвардейский флаг. К нему устремлены взоры экипажа. Гремит громкое матросское «УРА».
Члены правительства Аджарской республики, вице-адмирал Н. Е. Басистый, командиры кораблей осматривают корабль, заходят в кубрики. Зашли и к коку, поинтересовались, что готовится к торжественному обеду. На камбузе вкусно пахло борщом и пирогами. Печь их был великий мастер краснофлотец комендор Василий Верязев.
Шёл третий год войны. Все чаще приходили с фронтов радостные вести. Советская Армия наступала на всех фронтах, уничтожая фашистские войска, освобождая города и села. Корабли простаивали в базах. Командование флотом решило, что использование больших кораблей в сложившейся ситуации невозможно. Интенсивность использования корабля резко снизилась, непосредственно в боевых операциях корабль больше не участвовал. За весь 1943 год эсминцем было пройдено 7804 мили, за 1944 год — 3215, за 1945 год — 3198.
Пожалуй, самой примечательной миссией гвардейского эсминца «Сообразительный» двух последних лет войны стало участие в обеспечении безопасности Ялтинской конференции в феврале 1945 года. Проверенному в боях гвардейскому экипажу доверили самый почетный участок патрулирования — южнее Ливадии.,,,,,,,,,,,
автор статьи; Виктор Алексеевич Федоров-ветеран БПК" Сообразительный"
1- Военные мемуары: Контр-адмирал С С Ворков. «Флаг на гафеле»,
командир ЭМ «Сообразительный».
Военное издательство МО СССР, Москва, 1962.
Материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после соответствующей просьбы в письменном виде от авторов или издателей.С уважением ЛЕОНИД.
-
Вложения
-
![1385045177_veterany[1].jpg (57.62 КБ) 4991 просмотр 1385045177_veterany[1].jpg](./download/file.php?id=2089286&t=1)
-

- Гвардейская лента с бескозырки.
- sM2ku.jpg (9.57 КБ) 5003 просмотра
-
![DSCF6922[1].jpg (169.01 КБ) 5003 просмотра DSCF6922[1].jpg](./download/file.php?id=2089112&t=1)
- Памятный знак воздвигнут в четь 50 летия обороны Севастополя, производственным объединением Севморзавод .
-
![57bhQ8[1].jpg (52.86 КБ) 5003 просмотра 57bhQ8[1].jpg](./download/file.php?id=2089109&t=1)
-
![632115851[1].jpg (20.05 КБ) 5003 просмотра 632115851[1].jpg](./download/file.php?id=2089108&t=1)
-
![620bb2d0594MkzsI[1].jpg (44.84 КБ) 5003 просмотра 620bb2d0594MkzsI[1].jpg](./download/file.php?id=2089107&t=1)
- Значок из серии "Гвардейские корабли ВОВ"
-
![wings1888155ec88757eb7f[1].jpg (55.41 КБ) 5003 просмотра wings1888155ec88757eb7f[1].jpg](./download/file.php?id=2089105&t=1)
- Знак из большой серии "Эсминцы ВОВ".
Серия разработана и выпущена Киевским коллекционером Коротич О.В. (Олег К)
Знаки серии выполнены из тяжелого метала методом хим. травления. Наложена холодная эмаль. Лакирование. Крепление – булавка. Реверс гладкий (поэтому не показан) Размер: 22 х 36 мм.
-
![_DSC5647-26[1].jpg (145.14 КБ) 5003 просмотра _DSC5647-26[1].jpg](./download/file.php?id=2089093&t=1)
- Страна: Россия
Год: 1996
Номинал: 100
Денежная единица: рубль
Обычность: Памятная из драгоценных металлов
Серия: 300-летие Российского флота
Монетный двор: ММД, Московский монетный двор
Оформление аверса:
изображение двуглавого орла (художник И. Билибин),
по кругу надписи: вверху - "100 РУБЛЕЙ 1996 г.", внизу - "БАНК РОССИИ". В нижней части - обозначение металла, проба сплава, содержание драгоценного металла в чистоте и товарный знак монетного двора.
Оформление реверса:
изображения эсминцев "Гремящий" и "Сообразительный", слева - дата в две строки: "1941 · 1945", по окружности - надписи: вверху на ленте - "300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА", внизу - "ЭСМИНЕЦ <ГРЕМЯЩИЙ> <ЭСМИНЕЦ СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ>".
Оформление гурта:
240 рифлений
Геометрия монеты
Материал: золото 900/1000
Форма: Диск
Диаметр, мм: 30
Толщина, мм: 1.7
Масса, г: 17.45
Дополнительно
Общее описание:
Дата выпуска: 18.10.1996
Каталожный номер: 5217-0016
Художник: А.В. Бакланов.
Скульптор: Л.С. Камшилов.
Стоимость: 100
Тираж: 1000
Последний раз редактировалось
Куинка Вт, 02 фев 2016 07:25:14, всего редактировалось 2 раза.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.