Сообщение Дед1954 » Пн, 28 май 2018 08:29:59
Немного о том как немецкое изобритение до сих пор верой и правдой служит нашей стране . Если ехать из Нижнего Новгорода по Арзамасской трассе, то вблизи посёлка Дружный Кстовского района можно увидеть два десятка очень высоких ажурных мачт, между которыми натянуты провода. Издалека может создаться впечатление, что это какой-то объект электроэнергетики или даже военное сооружение. Последняя версия соответствует действительности – это войсковая часть №36026, куда более известная под своим немецким названием – сверхдлинноволновая радиостанция «Голиаф». История её началась 75 лет назад, и тогда «Голиаф» служил подводникам кригсмарине. Радиосвязь в Императорских военно-морских силах Германии использовалась с самого начала Первой мировой войны. Была она и на немецких подводных лодках. В своей книге «Десять лет и двадцать дней» гросс-адмирал Карл Дёниц, бывший в Первую мировую командиром субмарины, даёт следующее описание ситуации с радиосвязью на подлодках, сложившейся к 1918 году: «Подводные лодки воевали только в одиночку. Они выходили в море, бороздили тёмные глубины, прорывались сквозь противолодочные заграждения, разыскивали противника, вступали в бой – каждая сама по себе, не поддерживая друг друга. Радиотелеграфия – единственное доступное в то время средство связи между подлодками – не позволяла наладить совместные действия. Став в межвоенный период командующим подводными силами кригсмарине, Карл Дёниц приложил максимум усилий для их развития. Одной из своих основных задач он считал организацию управления действиями подлодок, которая была бы невозможна без наличия высококачественной радиосвязи, позволяющей командирам лодок принимать радиограммы из штаба подводной войны и следовать его указаниям. По мнению Дёница, ему удалось достичь в этой области значительных успехов. В упомянутой книге он приводит цитату из своего доклада гросс-адмиралу Эриху Редеру от 28 октября 1939 года:«На подводном флоте значительный прогресс достигнут в организации связи. Теперь стало возможным координировать перемещения подводных лодок на огромных морских пространствах и собирать их в одном месте, если этого требует план совместной операции».К началу войны в распоряжении кригсмарине уже имелись СДВ-радиостанции, самой мощной из которых была «Науэн» (Nauen), находившаяся в одноименном районе в Бранденбурге. Однако она уже тогда считалась устаревшей и по своим показателям не устраивала немецкий флот, а модернизировать её не представлялось возможным: для постройки нового сверхдлинноволнового передатчика требовалась бы дополнительная территория площадью минимум три квадратных километра. На этом месте, кроме СДВ-станции, уже находились и коротковолновые передатчики со своими антеннами, и возможности для монтирования новых крупных конструкций попросту не было.По мере того, как немцы захватывали другие европейские государства, в оккупированных странах также начинали свою работу местные СДВ-станции, «мобилизованные» на службу вермахта – в Польше, Голландии, Франции. Однако данная ситуация всё же полностью не удовлетворяла немецкое командование, и в 1941 году неподалёку от городка Кальбе (Kalbe) в Саксонии было начато строительство нового сверхдлинноволнового передатчика, который по своей мощности и производительности должен был наголову превзойти всех своих предшественников и потому получил название «Голиаф»..Строительство «Голиафа» велось более двух лет.Весной 1943 года, после 27 месяцев строительства, «Голиаф» был введён в эксплуатацию.Радиостанция «Голиаф» оказалась самым мощным из всех длинноволновых передатчиков, использовавшихся для связи с немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны. Американские войска заняли район «Голиафа» 11 апреля 1945 года и сразу превратили его в лагерь для военнопленных.в июне 1945 года согласно договорённостям между союзниками о разделе Германии на оккупационные зоны район Кальбе не перешёл под контроль советских войск. Немецкие военнопленные были вывезены в лагеря на восток.После ликвидации лагеря для военнопленных советские специалисты приступили к восстановлению передатчика. К этой работе были привлечены немецкие инженеры, в том числе и главный конструктор передатчика доктор Гутцман. В мае 1946 года состоялся пробный пуск станции, а в июне того же года начался её демонтаж. Полковник в отставке Валериан Константинович Кузьмин писал в своих воспоминаниях:
«Демонтаж оборудования проводился нашими специалистами с привлечением группы сотрудников НИИ связи ВМС из Ленинграда. Работами руководило Управление связи ВМС, районный инженер инженер-майор Гольдфельд Матвей Маркович. Для демонтажа и упаковки оборудования привлекались немцы. Они практически демонтировали всё и упаковали в ящики. В разговоре со мной Матвей Маркович говорил, что главный конструктор германского «Голиафа» Гутцман даже просился к нам, в СССР, для участия в монтаже «Голиафа» на новом месте, так как, по его словам, без него не смогут восстановить радиостанцию. Была составлена исполнительная документация на русском языке, комплектующая документация. Заземление демонтажу не подвергалось».К маю 1947 года всё оборудование «Голиафа», включая и антенно-мачтовую систему, было демонтировано и упаковано в ящики, после чего его на нескольких эшелонах перевезли в СССР, в город Выборг, и выгрузили на склад Управления связи Военно-морских сил СССР.Вторая жизнь «Голиафа»
Для всех, кому была небезразлична история «Голиафа», его судьба, казалось, так и останется загадкой. Возможно, так было бы и до настоящего времени, если бы не Б.Г. Чурочкин, который 20 лет прослужил мичманом на разных должностях в войсковой части №36026. Ставший после выхода на пенсию краеведом посёлка Дружный, где располагалась эта часть, Борис Григорьевич организовал работу по созданию летописи посёлка. Зная, что основное оборудование СДВ-радиостанции сделано в Германии, он в 2007 году в поисках информации обратился на интернет-форумах к немецким любителям истории, для которых известие о том, что «Голиаф» уцелел и даже функционирует, стало сенсацией. Так широким кругам стала известна дальнейшая история «Голиафа».После того, как он в 1947 году был выгружен на склад в Выборге, в 1949 году было принято решение о восстановлении радиостанции. Местом новой дислокации «Голиафа» была выбрана пойма реки Кудьмы в Кстовском районе тогдашней Горьковской области. Местная почва наиболее походила по своим свойствам на немецкую, на которой изначально стояла станция. За три года на новом месте всю систему радиостанции полностью восстановили, обойдясь без участия доктора Гутцмана и других немцев.
27 декабря 1952 года радиостанция впервые вышла в эфир, и этот день стал днём рождения первой советской сверхмощной СДВ-радиостанции «Голиаф». Войсковая часть №36026 была переподчинена от отдела строительства управления связи ВМС узлу связи генштаба ВМС СССР и получила наименование «Передающий радиоцентр №1 узла связи ГШ ВМС СССР». Да и сам посёлок Дружный возник благодаря войсковой части №36026, рядом с которой сначала построили несколько домов офицерского состава, а со временем вырос и целый населённый пункт. За всё время с момента возобновления своей работы радиостанция практически не простаивала, за исключением нескольких остановок для модернизации устаревшего оборудования. В 60-х годах радиостанция в Дружном была включена и в систему наблюдения за космическими аппаратами.
Станция «Голиаф» была передовой для своего времени конструкцией. Перед главным конструктором Фрицем Гутцманом стояла задача создать передатчик, который во всём диапазоне излучаемых частот имел бы стабильно высокий КПД. Существовавшие тогда традиционные конструкции антенн с их частотой излучения в относительно узких пределах не годились, нужно было создать нечто принципиально новое. Специалисты компании «Карл Лоренц АГ» смогли решить эту проблему, остановившись на концепции множественно настраиваемой антенны, которую описал шведско-американский изобретатель Эрнст-Фредерик-Вернер Александерсон ещё на заре развития радиотехники. Впервые на практике эта концепция была реализована именно при создании «Голиафа». Вместе с крахом Третьего рейха закончилась и первая, германская, часть жизни «Голиафа». На том месте, где он когда-то располагался, сейчас находятся разрушенные взрывом обломки центрального павильона, поросшие деревьями. От высоких антенных мачт не осталось ничего, кроме фундамента мачты №8 – видимо, его просто пропустили советские подрывники. Культурный центр Кальбе взял этот кусок бетона под охрану и объявил его памятником радиостанции «Голиаф», являвшейся «новой вехой в области развития радиотехники». Сам же передатчик вот уже почти 70 лет находится на новом месте, неподалёку от посёлка Дружный Кстовского района, в 30 километрах от Нижнего Новгорода. Он по-прежнему является военным объектом, обеспечивая связь с российскими подлодками, так что никаких экскурсий в ближайшее время сюда водить не будут. Вторая жизнь «Голиафа» продолжается и сегодня, станция по-прежнему находится в строю и несёт ежедневное боевое дежурство, работая в интересах армии, флота и всего государства.
-
Вложения
-
![DSCN0769[1].JPG](./download/file.php?id=2579230)
- DSCN0769[1].JPG (129.4 КБ) 2379 просмотров
-

- Голиа-1.jpg (50.95 КБ) 2379 просмотров
-

- Голиаф-2.jpg (69.13 КБ) 2379 просмотров
-

- Голиаф-3.jpg (135.05 КБ) 2379 просмотров
-

- Голиаф-4.jpg (48.05 КБ) 2379 просмотров
Всех коллекционеров объединяет то, что они съели уже не один пуд соли, только одни с черным хлебом, а другие с черной икрой.