В 1977 году было принято постановление ЦК и Совмина о создании многоцелевого информационно-разведывательного комплекса морского базирования "Коралл" для регистрации стартов МБР США , на базе большого разведывательного корабля проекта 1941 . При строительстве корабль получил название "Урал" ССВ-33 . Его проектантом стало Ленинградское ЦКБ "Айсберг" Минсудпрома , строителем - Балтийский завод имени С.Орджоникидзе .
Головным разработчиком системы "Коралл" было назначено ЦНПО "Вымпел" Минрадиопрома. К созданию системы было привлечено более 200 НИИ, КБ, заводов-изготовителей и монтажно-настроечных организаций. Головной организацией по проведению монтажно-настроечных работ на комплексах и системе в целом, проведению заводских испытаний, обеспечению государственных испытаний и по сдаче системы Военно-морскому флоту было назначено ГПТП "Гранит" .
"Начало историй системы "Коралл" восходит к 26 мая 1972 года, когда СССР и США подписали "Договор об ограничении систем ПРО" и "Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений". Согласно первому из них, стороны обязались не создавать, не испытывать и не развертывать систем ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Согласно второму, ограничивались количество и типы стратегических ракет. Оба договора требовали жесткого контроля, в том числе, национальными техническими средствами.
США испытывали свое стратегическое вооружение и элементы ПРО на Западном полигоне и Восточном полигоне , а также на атолле Кваджалейн .
В тот период СССР контролировал испытания США малыми кораблями, оснащенными оптикой и не слишком мощными средствами радио- и радиотехнического наблюдения и имевших значительное отставание от американского технического арсенала наземного и морского базирования. Наличие отставания в создании средств контроля, а также удаленность полигонов США от территории СССР, привели к выводу о необходимости создания хорошо развитых современных многофункциональных измерительных систем морского базирования.
Весной 1974 года в Минрадиопроме и Минпромсвязи, при участии офицеров управлений Генерального штаба и ВМФ, прошли первые совещания по вопросам создания измерительной системы морского базирования.
В июле 1974 года, по поручению ВПК, в ЦНПО "Вымпел" была разработана инженерная записка с предложениями об оснащении корабля необходимым составом оборудования, и уже в сентябре вышло решение ВПК о разработке технического предложения по созданию многофункциональной измерительной системы "Коралл" на корабле "Титан". В ЦНПО "Вымпел" была создана лаборатория, которая начала завязывать кооперацию, формировать и выдавать необходимые исходные данные, контролировать выполнение этапов, заданных решением ВПК. Главным конструктором корабля был назначен А.Н.Василевский (ЦКБ "Айсберг"). В дальнейшем, после смерти Александра Николаевича в 1978 году, его сменил опытный инженер В.К. Тарасов.
В декабре 1975 года разработку системы "Коралл" возглавил Михаил Алексеевич Архаров, он был одним из создателей РЛС "Дунай" , участником строительства ряда объектов Балхашского полигона , позднее - заместителем главного инженера ЦНПО "Вымпел" . Задачи системы "Коралл" вытекали из требований статей договоров по ПРО и СНВ, и заключались в обеспечении контроля и анализа параметров разрабатываемого и испытываемого стратегического вооружения. К таким параметрам относятся тип МБР и БРПЛ, координаты старта баллистической ракеты, дальность стрельбы, стартовый и забрасываемый вес, количество боеголовок, тип ракеты-носителя, тип космического объекта, время старта, координаты старта противоракеты, факт перехвата боеголовки противоракетой, типы РЛС, участвующих в работах по сложной баллистической цели и их координаты, координатьг падения боеголовок, наличие маневра боеголовок.
Для решения поставленных задач корабельная система должна была объединить информационные средства различных назначений и диапазонов (радиолокационных, оптикоэлектронных, телеметрических, средств радионаблюдения, радиотехнических и других) в единую автоматизированную систему. Такое построение позволило бы вести обработку получаемой информации в реальном и нереальном масштабе времени путём её сопоставления, что обеспечило бы требуемую информативность и достоверность результатов. В состав системы "Коралл" вошли три группы средств: измерения и наблюдения, управления и обработки информации, обеспечения работоспособности. В первую группу средств вошли: - многоканальный корабельный радиолокатор сантиметрового диапазона "Атолл" с характеристиками, обеспечивающими получение информации на внеатмосферном и атмосферном участках полета целей (главный конструктор В.В.Груздев ); - оптикоэлектронный комплекс "Лебедь" , обеспечивающий получение информации в видимом и инфракрасном диапазонах длин волн (главный конструктор В.И.Дьяков ); - комплекс телеметрических средств "Стрелец" , обеспечивающий дальнее обнаружение и сопровождение целей по излучениям их бортовых передатчиков и выработку предварительного целеуказания для МКР "Атолл" и ОЭК "Лебедь" (главный конструктор А.Л.Косогор ); - комплекс средств радиотехнического наблюдения "Рак" , обеспечивающий измерение параметров работающих РЛС и вскрытие режимов их работы (главный конструктор Г.Н.Орлов ); - комплекс средств радионаблюдения "Телец" , обеспечивающий получение информации в различных каналах связи органов управления, включая спутниковые каналы связи (главный конструктор А.Н.Новиков ). Во вторую группу средств вошел центральный командно-вычислительный пункт системы. Совместно с командно- вычислительными пунктами комплексов он предназначался для обеспечения централизованного управления измерительными средствами, сбора, обработки, регистрации и отображения информации.
В третью группу средств вошли: - комплекс "Альфа-1941" , предназначенный для выработки сигналов об углах качки корабля и составляющих линейной скорости; - комплекс "Радиан-3" , предназначенный для автоматического измерения деформаций корпуса корабля в местах размещения антенных и наружных устройств системы "Коралл"; - корабельная ремонтная база. Все это оборудование предстояло разместить не на наземном полигоне, а, всего лишь, на большом корабле. Исходя из этих требований, а также требований дальности и автономности плавания, корабль должен был иметь следующие характеристики: водоизмещение - 34000 тонн, длина - 265 метров, ширина - 30 метров, максимальная скорость - 21,5 узла, автономность - 180 суток, экипаж - 800 человек. Такие характеристики корабля могла обеспечить только атомная энергетическая установка".
6 апреля 1979 года вышло постановление ЦК и Совмина о создании головного корабля "Титан" с системой "Коралл" , в соответствии с которым Балтийскому заводу ( В.Н.Шершнев ) поручалось строительство корабля, Ленинградскому производственно-техническому предприятию ( А.И.Поддубный ) - монтаж и настройка аппаратуры на корабле.
В мае 1984 года корабль "Титан" был спущен на воду, и началась его достройка на плаву. В 1985 году корабль был достроен, годом позже завершились монтажно-настроечные работы, которые велись параллельно, и в мае 1987 года он вышел на Кронштадтский рейд для заводских испытаний. К этому моменту был сформирован экипаж, а кораблю присвоено новое название "Урал".
Интерес к "Уралу" был колоссальный. Когда он шел по Неве, на берегу собралось несметное количество народа. В нейтральных водах его облетали и, скорее всего, фотографировали немецкие и шведские самолеты. Два шведских "Виггена" шныряли так низко, что, казалось, они вот-вот заденут палубные надстройки. При этом некоторые летчики, часто пересекая курс корабля, откровенно нарушали международные правила.
Обладая высоким потенциалом, радиолокационный комплекс "Атолл" мог обнаруживать цели на дальностях до 2000 километров, и вести их сопровождение с высокой угловой точностью. Антенный луч можно было направлять в заданный сектор и далее осуществлять электронное сканирование пространства, независимо от положения корабля в море. Данные о координатах корабля учитывались программой радиолокатора.
В декабре 1987 года заводские испытания завершились. Через год были закончены государственные испытания и члены комиссии подписали акт. После подготовки "Урал" с небольшой группой инженеров-разработчиков отправился к месту приписки во Владивосток".
С 1 августа по 22 сентября 1989 года, система "Коралл" подтвердила требования по высокоточному измерению координатных и сигнальных характеристик широкого класса объектов (баллистические ракеты, космические объекты, ракеты-носители, в том числе, многоразовый корабль "Шаттл"), запуски которых проводились в этот период. В 1990 году должен был состояться первый поход к атоллу Кваджалейн ". Далее, в связи с известными событиями, происшедшими в стране, корабль был поставлен "на прикол", и, не выполняя боевых заданий, начал стареть. Корабельный комплекс "Коралл" стал своеобразным памятником талантливому создателю - контр-адмиралу Михаилу Алексеевичу Архарову , так и не увидевшему своего детища в деле".
Использованы материалы ресурса "Семейные истории" (ссылка:
http://www.famhist.ru/famhist/sprn/000f6fd8.htm)