Уважаемые коллеги!
В адрес нашего форума пришло замечательное письмо от Евгения Николаевича Хорошилова, жителя г. Комсомольска-на-Амуре, с рассказом о работе участка по производству значков на Авиационном заводе им. Ю.А.Гагарина и его вдохновителе, гравере - Левичеве Виталии Федоровиче.
С любезного согласия Евгения Николаевича, привожу текст письма здесь:
"Нечаянно попал на этот форум, посмотрел значки о г. Комсомольске-на-Амуре и значки, выпущенные на авиационном заводе им. Ю.А.Гагарине. Вспомнились молодые годы...
В апреле 1972 года меня назначили начальником цеха №5 Дальневосточного машиностроительного завода. Так он назывался в те годы по условиям режима секретности. В 1977г. завод получил открытое наименование - авиационный завод им.Ю.А.Гагарина.
Наш цех выпускал ТНП - товары народного потребления. Мы производили очень хорошие детские велосипеды, по полторы тысячи единиц в сутки, в т.ч. и на экспорт, а также игрушки металлические и пластмассовые. Цех довольно крупный - около 700 человек, работали мы в три смены. Цех был укомплектован всем необходимым оборудованием, чтобы мы не путались под ногами у основного производства, занятого выпуском боевых самолетов Су-17, а позже и Су-27.
Был у нас и участок изготовления значков, на котором работали 6-8 человек. Главной опорой этого небольшого коллектива был слесарь-инструментальщик, гравер Левичев Виталий Федорович.
Я его давно знал. Был ранее секретарем комитета комсомола завода и всегда к своим комсомольским мероприятиям мы заказывали у него памятные значки, которые пользовались большой популярностью в молодежной среде. Первые значки мы изготавливали методом точного литья в громадном литейном цехе. Но качество заготовок было низким. А спрос на значки резко возрастал. Потребовалось коренное изменение технологии. Благо, что опыт производства знаков в стране имелся. И вот в нашем цехе сложилась следующая технология их производства.
Заказчик приносил доморощенный эскиз будущего значка или на пальцах объяснял, что ему хочется получить. Мы с Виталием подробно обговаривали, какие детали значка уместны, какие не будут смотреться, решительно сокращали надписи на значках. Главное для нас - найти выразительное решение, но с учетом реальной технологии. Виталий сам, обычно дома, рисовал картинку значка размером А4 или больше. Получив окончательное добро, он гравировал картинку на 2-х мм листе из алюминиевого сплава, который шел на обшивку самолета. Затем на гравировальном станке с пантографом, используя копир, установив соответствующий масштаб, фрезеровал первичный пуансон. Обычно это был усеченный конус высотой 100мм и верхний диаметр равный диаметру значка. После термозакалки пуансон приобретал высокую прочность. На гидравлическом 100 тонном прессе медленно продавливали на другом ответном пуансоне обратное зеркальное изображение значка. Иногда пуансон разлетался на части и вся работа начиналась сначала. Выполнялись последующие операции: шлифовка, полировка, термообработка, вновь шлифовка-полировка и, наконец, рабочий пуансон был готов. На основе опытного отштампованного значка изготавливались обсечные штампы для удаления облоя по контуру. На заготовительном участке цеха на раскройной гильотине рубили заготовку из алюминиевых листов шириной примерно 50 мм и длиной метр. Штамповщица выбивала на этих полосах будущие значки с темпом стрельбы крупнокалиберного пулемета. Затем смена штампа на обсечной и снова грохот теперь ударного пресса на весь цех. Вновь переналадка оборудования для зажима булавки значка. Заготовки значков поступали на химобработку - протравливание от грязи, анодирование в заказанный цвет.
Теперь значки поступали в руки женщин-мастериц. Работа у них была полностью ручная, даже точнее - губная. У каждой - свой набор стеклянных чертежных рейсфедеров диаметром 1-2мм. Работница предварительно промывала растворителем заготовку, всасывала в рейсфедер нужного цвета краску, подносила рейсфедер губами к участку значка и точным выдохом выдавливала нужный объем краски на конкретное место на значке. И так с каждым цветом. Естественно рейсфедеры застывали, всегда использовались растворители (уайт, ацетон т.п.). Работа чрезвычайно вредная. Наконец значок был заполнен без брака и подтеков и помещался в печь-термостат. Через несколько часов сушка завершалась. Вновь покрытие лаком и повторная сушка. Последующая отбраковка и готовый, яркий, еще горячий значок начинал свою самостоятельную жизнь.
В общей сложности гравер, художник, творческий человек Виталий изготовил более тысячи значков, отображающих запросы того времени. Значки для комсомолят, пионеров и дошколят. Значки воинских подразделений, строителей БАМ, ЛЭП. Передовиков машиностроительных, железнодорожных, авиационных, лесных, строительных и других предприятий. Учебных заведений и различных клубов. Юбилейных дат страны, края, города.
Года через полтора меня перевели начальником другого цеха, а затем и вообще забрали на партийную работу. Но с Левичевым В.Ф. я дружбу поддерживал и заезжал к нему на работу, чтобы узнать о новинках технологии.
Однажды в такую встречу, он рассказал, как попал впросак при выполнении одного ответственного задания.
Был такой казус. По случаю юбилея крупного руководителя края представители одного из банков решили подарить юбиляру памятный знак - герб края, выполненный из золота. Не говорю о моральной стороне этого презента, а только о технической. Дали Виталию в последний день золотую пластинку весом несколько десятков грамм. Он подготовил матрицу, удар штампа и - ничего не получилось. Золото из-за своей текучести не могло медленно и равномерно заполнить форму герба, вытекало раньше, чем пуансон и матрица встречались в ударе. А времени на эксперименты уже не оставалось. Пришлось это золото переформировать и сделать знак уже в ручную, гравировкой в нескольких уровнях по глубине, полировкой в труднодоступных местах.
Кроме значков и памятных медалей наш участок выполнял и уникальные заказы на изготовление памятных сувениров, переходящих вымпелов, кубков. Мы изготовили немало оригинальных сувениров, в т.ч. и для вручения на съездах КПСС и ВЛКСМ, на международных спортивных соревнованиях. К сожалению, каких либо фотографий этих произведений не существует, т.к. условия закрытости предприятия исключали фотографирование, связанное с производством. Для изготовления таких сувениров применялись самые современные на тот период материалы. К примеру, было освоено анодирование под золото, блестящее анодирование с наполнением под все цвета радуги, на смену простым краскам пришли лессирующие эмали и ряд других оригинальных решений.
Виталий Федорович Левичев - творческая натура. Он прекрасно рисовал, чувствовал цвет и его гармонии, писал стихи. Закончил без отрыва от производства политехнический институт. В 2004 году производство значков на заводе было прекращено, а в 2009 году, к глубокому сожалению, Левичев В.Ф. ушел из жизни.
Он оставил после себя практически полную коллекцию своих значков и журнал регистрации: кому, когда и в каком количестве были изготовлены значки и памятные медали. Если бы ценители помогли вдове организовать выставку знаков, может быть выпустить каталог для фалеристики - это была бы достойная память Левичеву В.Ф. В будущем ценность знаков Левичева будет только возрастать, т.к. ни новых, ни старых знаков на заводе больше не производится. Это осталось в 20 веке."
Коллеги, если кто-то может помочь сохранить ценнейшую информацию о фалеристике г. Комсомольска-на-Амуре и память о Виталии Федоровиче Левичеве, пишите на электронный адрес его сына Левичева Сергея
[email protected]