Сообщение Anatoliy » Вс, 02 янв 2011 13:26:49
И еще по поводу тракторов в сельском хозяйстве.
В советские времена, например, "Алтайская правда" не раз рассказывала об Ильичевом поле. Спору нет: в идеологический контекст строительства социализма и коммунизма история с трактором, подаренным Лениным алтайским коммунарам, вписывалась как нельзя лучше.
Этот трактор и сегодня стоит на краю Ильичева поля, что в Родинском районе. Прошедшие снегопады заботливо укрыли его снежным покрывалом, как бы сберегая свидетеля эпохи, что уже ушла в историю. И люди не забывают о технике начала прошлого века. Свежевыкрашенное железо "стальной лошадки" и достаточно ухоженный монумент явственно говорят об этом...
В начале двадцатых годов на родинской земле начали образовываться коммуны. Одной из первых 14 февраля 1921 года в коммуну преобразовалась сельхозартель "Свобода", куда вошло более сорока хозяйств из сел Вячеславка, Камышенка, Верх-Незамай и другие. Первым её председателем стал Яков Жестовский. В гражданскую войну он был начальником штаба крупного партизанского отряда, в котором воевали многие мужики окрестных сел. К тому же Яков Васильевич был первоклассным кузнецом, а эта профессия на селе ценилась особо.
"Все имущество коммунаров, - повествует книга "Меж высоких хлебов", посвященная истории Родинского района, - как движимое, так и недвижимое, вплоть до личных вещей было обобществлено. Личной оставалась только одежда. Все остальное передали в склад коммуны и в случае потребности выдавали каждому по решению комиссии, которая была создана при Совете коммуны. Питание организовывалось общее - каждый коммунар, его семья получали по потребности, а каждый член коммуны работал по специальности и по возможности. Никакой оплаты не производилось, основное, что получали коммунары, - это пищу на себя и на семью, обувь, одежду, жилье, отопление, лечение, обучение детей.
Участок земли, отведенный коммуне, представлял в основном непаханую землю, поднять и освоить которую имеющимися средствами было очень трудно. В помощь коммунарам уездный комитет партии прислал старого большевика, агронома Николая Игнатьевича Полошкова. Однажды он вспомнил про трактор, виденный им в Москве".
Осенью 1921 года ходоки - Жестовский и Полошков - с письмом коммунаров к Ленину отправились в путь. Время было крайне тяжелое. Жестовский, переболев тифом в дороге, добрался до Москвы. Полошков же не справился с болезнью и умер в пути. В феврале 1922 года Жестовский получил пропуск в приемную Ленина и был принят вождем. Коммуне "Свобода" выделили со склада, располагавшегося в районе московской Ходынки, трофейный трактор английского производства в семьдесят пять лошадиных сил. Железной дорогой за государственный счет его доставили в Славгород и самоходом отправили в коммуну. Рассказывают, что по пути движения невиданной тогда на Алтае техники выстраивались целые толпы любопытных. Весенний сев коммунары провели уже трактором.