Думаю и эта информация связанная с линкором"МАРАТ" -будет уместна в этой теме.
Единственным кораблем который довелось потопить линкору "МАРАТ" --это подводная лодка типа "БАРС"-- "Б-3" (Рысь; Большевик)-Погибла 25 июля 1935 года во время учений Балтийского флота.
Сообщение ТАСС от 25 июля с.г. (1935 г.)
"в Финском заливе во время учений Балтийского флота, при выполнении сложного маневрирования, на подводную лодку «Б-3», находившуюся в подводном положении, наскочил надводный корабль. Лодка затонула. На лодке находилось 55 человек команды и курсантов морских училищ. Люди все погибли.Лодка «Б-3» - старого типа «Барс», постройки конца империалистической войны (вступила в строй в 1917 г.).
Правительство постановило выдать семьям всех погибших командиров и краснофлотцев по 10 тысяч рублей единовременно каждой, и установить персональные пенсии.Приняты меры к подъёму лодки.Похороны погибших будут произведены в Кронштадте с надлежащими воинскими почестями".
В Финском заливе во время маневров МСБМ (25 июля - 4 августа) в присутствии на мостике линкора Марат (военмор Несвитский Н.Н.) Народного Комиссара Обороны СССР Ворошилова К.Е. и начальника штаба КБФ флагмана флота 2-го ранга Исакова И.С. при проведении зачётного учения по подныри-ванию под Марат после проведения учебной торпедной атаки ПЛ Б-3 была таранена линкором и затонула со штатным экипажем в составе 48 человек и семью курсантами военно-морского училища на глубине 52 м. Всего в катастрофе погибло 55 человек.
При проведении упражнения лодке требовалось погрузиться из перископного положения на глубину не менее девяти метров (осадка линкора Марат на тот момент составляла 8,4 м). Однако Б-3 не успела осуществить этот маневр и попала под таранный удар линкора.
В результате удара на Б-3 была разрушена надстройка и передняя часть ограждения рубки, в ПК образовалась пробоина с размерами 2,5 х 3 м. Принимая во внимание отсутствие на этой лодке поперечных переборок ПК можно считать, что гибель экипажа была почти мгновенной. В посвященной этому печальному событию мемуарной литературе стало традицией винить в катастрофе присутствующего на мостике линкора Марат Наркома Обороны Ворошилова. Будто бы он отдал командиру линкора Несвитскому не ту команду, а заробевший в присутствии Наркома бывший офицер царского флота автоматически повторил её рулевому. Достаточно привести два примера. Капитан 1-го ранга Черкашин Н.А.в журнале "Подводный флот" №5 написал: "...из-за некомпетентного вмешательства в управление кораблём наркома Ворошилова". В журнале "Тайфун" № 3 от 1999 г. сообщалось: "...25 июля в Финском заливе в результате столкновения с линкором Марат, происшедшего во время маневров (25 июля - 4 августа) по вине Наркома Обороны Ворошилова К.Е., находящегося на мостике линкора и вмешавшегося в управление кораблём, затонула шедшая в надводном положении Б-3 (военмор Голодное А.П., военком Федосеенков М.С.). Погиб весь экипаж и проходившие практику курсанты - всего 55 человек. Ответственность за трагическое происшествие взял на себя НШ КБФ Исаков И.С...".
Однако, надо учитывать, что линкор водоизмещением в 23 ООО т при скорости хода 12-15 уз в силу своей инерции ни по чьей команде не может в считанные минуты изменить ни курса, ни скорости хода. Он пройдёт ещё несколько сотен метров, прежде чем удастся это сделать. Так что Нарком Обороны Ворошилов здесь ни при чём.
Предпосылка к катастрофе была заложена при планировании показных учений начальником штаба КБФ флагманом флота 2-го ранга Исаковым и командующим КБФ (с 11 января 1935 г.) флагманом флота 2-го ранга Галлером Согласно этому плану к сложному и опасному виду упражнений привлеки устаревшую ПЛ типа Барс, построенную почти 19 лет назад, хотя к этому времени в составе КБФ, кроме L-55 (с 31 июля 1931 г.), имелось ещё восемь лодок новой постройки: JI-1, Л-2, Л-3 (с 5 ноября 1933 г.), Щ-301, Щ-302, Щ-303, Щ-304, Щ-305 (с 3 декабря 1934 г.).
Согласно Зонину С.: "...Несчастье случилось 27 июля, во время учения подлодка Б-3, подныривая под идущий Марат, попала под таранный удар. Одно-корпусная лодка нё имела водонепроницаемых переборок. Команда погибла... На мостике линкора в тот момент находился начштаба флота Исаков. Вёл он себя благородно - при расследовании правительственной комиссии вину взял на себя... Вины, конечно, ни у кого из бывших на мостике Марата не было, но с командира Б-3 не спросишь... Исаков был снят с должности, назначен преподавать в Военно-морскую академию. Тяжело переживал Лев Михайлович (Галлер - с 11 января 1935 г. командующий КБФ). В тот выход на линкоре его не было, но он винил себя: "Не добился вовремя исключения Барсов из числа действующих кораблей". Так он и сказал комиссии.
Через восемь суток после катастрофы, 2 августа 1935 г. Спас..Судно "Коммуна" (бывш. Волхов) ступенчатым способом подняло Б-3 и под эскортом эсминцев привело в Кронштадт. 4 августа в Кронштадте состоялись торжественные похороны погибших подводников, на которых присутствовали: Зам. Наркома Обороны Тухаческий, начальник МС РККА Орлов, секретари Ленинградского обкома ВКП(б) Чудов и Ирклис, секретарь Ленинградского горкома партии Угаров, командующий КБФ Галлер, начальник Пубалта Гришин и др.
В речи на траурном митинге Тухаческий выразил глубокое соболезнование семьям погибших и личному составу КБФ от имени ЦК ВКП(б), Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссара Обороны СССР.
(
http://yuvit.mylivepage.ru/wiki/1278/462)
1951 год - На базе "Главвторчермета" на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл....
Удивительно - но мемориал погибшим морякам ЛК "Марат" в 1941 году находится буквально метрах в 15 от могилы подводников"Б-3".
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.