Страница 1 из 3

Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Вт, 08 мар 2005 11:10:30
Oleg
Один из знаков, посвящённых подлодке С-56.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Ср, 07 мар 2007 19:49:33
Oleg
кто может рассказать о истории этой гвардейской подлодки?

Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Вс, 11 мар 2007 18:45:18
Капраз
Подводные лодки 1941-1945

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Вс, 18 мар 2007 12:22:23
Капраз
Ещё три значка с сайта http://www.oldvladivostok.ru

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Вс, 18 мар 2007 12:25:20
Капраз
Немногие города бывшего Советского Союза могут похвастаться собственным мемориальным кораблем. Во Владивостоке же их ? целых четыре. Почти 28 лет назад заняла свое место на Корабельной набережной прославленная Краснознаменная Гвардейская подводная лодка «С-56». Напротив нее на волнах Золотого Рога покачивается «Дальневосточная Аврора» ? первый корабль Советской республики на Тихом океане ? «Красный вымпел». На одной из сопок полуострова Голдобина установлен на постамент малый рыболовный траулер. А на территории одной из воинских частей, расположенной на Малом Улиссе, стоит один из трех уцелевших на всей территории бывшего СССР торпедных катеров проекта «Комсомолец», на которых воевали во вторую мировую войну.
Гвардейской Краснознаменной подводной лодке «С-56» в октябре 2001 года исполнилось 65 лет. Ровно столько времени прошло с того момента, как прибывшая на Дальний Восток лодка была окончательно достроена у одной из причальных стенок Дальзавода. 65 лет ? рубеж, перевалить за который дано далеко не каждому кораблю. «С-56» повезло ? верой и правдой прослужив Родине на морях-океанах большую половину из этих 60, ставший мемориальным подводный корабль вот уже около четверти века остается одним из самых ярких символов нашего города.
Представить Владивосток без «С-5б» невозможно. Сегодня её обслуживает специальная команда, на «попечении» которой помимо ?эски? находится еще и «Красный вымпел?. Только благодаря им мемориал, содержание которого с каждым годом становится все дороже, продолжает работать. За последние два десятка лет на «С-56» перебывало несколько миллионов посетителей...
Субмарина была заложена в 1936 году. Корабли типа «С» ? «Сталинец», которых построили только 17, впоследствии были признаны самыми эффективными подводными лодками Великой Отечественной. Пять из них ? «С-13», С-31», «С-51», «С-101» и «С-104? за годы войны стали Краснознаменными. «С-33» стала Гвардейской. А «С-56» ? Краснознаменной и Гвардейской одновременно. В красной звезде на рубке «С-56» выведена цифра ?14? ? именно столько фашистских кораблей испытали на себе силу её торпед. Десять вражеских транспортов были пущены на дно. Еще четыре ? серьезно повреждены.
Осенью 1942 года было принято решение усилить боевой состав подводных лодок Северного флота, и шесть субмарин, в том числе и «С-56», были отправлены с Дальнего Востока в Полярный. Лодки прибыли на главную базу Северного флота в марте 1943-го, покрыв 17,5 тысяч морских миль через три океана и десять морей. Пополнение сразу же включилось в активную боевую деятельность на вражеских коммуникациях, чем, совместно с другими подводными лодками Северного флота, серьезно осложнило жизнь вермахту и крингсмарине, в планах которых морским путям сообщения в Заполярье придавалось исключительно важное значение. Через порты Северной Норвегии в Германию морем доставлялось стратегическое сырье, шло снабжение немецкой горной армии. Кроме того, в норвежских портах базировались соединения военно-морского флота, действовавшие против арктических полярных конвоев союзников.
29 марта 1943 года подводная лодка «С-56» вышла в первый боевой поход, а 19 апреля над Екатерининской гаванью прогремели два выстрела из корабельной «сотки», извещавшие об открытии боевого счета. Кроме двух потопленных транспортов противника, экипажем субмарины было выполнено специальное задание по высадке на вражеское побережье разведчиков и снятию группы, закончившей «работу» в тылу немецко-фашистских войск.
Первый потопленный транспорт достался сравнительно легко. После атаки противолодочные корабли «С-56» не нашли, и их бомбежка была неэффективной. Зато на втором транспорте противник отыгрался на краснофлотцах... Прижимаясь к берегу, шел конвой из трех транспортов в охранении шести сторожевых кораблей. Советским морякам удалось проникнуть внутрь конвоя и занять выгодную позицию для атаки носовыми торпедными аппаратами транспортов, а кормовыми ? сторожевика. Сначала все шло точно по расчету. Но то ли сверкнул на солнце глазок перископа, то ли гидроакустики вражеских кораблей запеленговали шум винтов. Два сторожевика устремились к субмарине. Слышен был только шум бешено вращающихся винтов, а затем тяжелые шлепки в воду. Корабли сбросили глубинные бомбы. От их взрывов по всей подлодке погас свет, но прочный корпус выдержал, течи не было. Значит, все в порядке... Следующая атака. Восемь глубинных бомб ? рядом. Что же делать? Отказаться от атаки? Нет! Быстро созрело решение: нырнуть под транспорт, укрыться под ним от бомбежки, вынырнуть с другого борта ? атаковать «хвост» конвоя кормовыми торпедными аппаратами. Противник не ожидал, что «С-56» продолжит атаку. Немцы неистово бомбили с левого борта транспортов, где ранее обнаружили подводную лодку, а она осторожно подошла с противоположного борта и выпустила торпеды по концевому транспорту конвоя. Дистанция до него минимальная. Зашипел и ударил в уши воздух, запели винты уходящих торпед. Взрыв торпеды слышали все. Но смотреть на дело рук своих некогда. К подлодке полным ходом помчались сторожевики, но субмарина ушла на глубину и скрылась от преследования.
31 марта 1943 года «С-56» за проявленное экипажем в боях мужество и стойкость была награждена орденом Красного Знамени.
Второй боевой поход «С-56» совершила в мае, встретив всего один конвой, состоявший из транспорта и танкера, охраняемых восемью сторожевиками и тремя самолетами «Арадо». Советским морякам удалось прорвать охранение и одним залпом пустить на дно Баренцева моря обе фашистские посудины. В отместку незадачливое охранение забросало подводную лодку глубинными бомбами. Вода буквально кипела от взрывов. Подводникам пришлось бы, вероятно, еще туже, если бы они не прятались под разлившимся по поверхности моря загоревшимся бензином. А чуть позже их выручили друзья-летчики, отвлекшие на себя конвой. Не будь этого, едва ли бы подлодке удалось возвратиться на базу...
Третий поход был самым коротким, длился всего десять суток, и самым «урожайным» ? «С-56» удалось потопить два сторожевых корабля и повредить, а возможно, потопить два транспорта противника. Бомбили, как всегда, помногу и подолгу. Кроме того, отклоняясь от очередной бомбежки, подводная лодка запутались в снастях ей же накануне потопленного транспорта. С трудом, но все же вырвались и из этой ловушки...
От похода к походу росло мастерство экипажа. В пятом походе счет потопленных кораблей был доведен до семи и поврежденных ? до трех. Личный состав до этого дважды награждался высокими правительственными наградами, а теперь был представлен к третьей награде. Но самым радостным для советских моряков событием был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1944 года о награждении подводной лодки «С-56» орденом Красного Знамени. Ратный труд экипажа был отмечен Родиной...
Война продолжалась, и противник совершенствовал свою противолодочную оборону: ставил новые минные заграждения, привлекал больше кораблей, вооружал их радиоэлектронной техникой. Подбираться к конвоям и топить транспорты становилось все труднее. Но экипажу «С-56» удалось потопить и повредить еще четыре корабля и транспорта, доведя счет до четырнадцати, за что к дню Советской Армии и Военно-Морского флота, 23 февраля 1945 года Краснознаменная подводная лодка «С-56» приказом народного комиссара ВМФ была удостоена звания Гвардейской...
5 октября 1954 года ? через 12 лет, прошедших с того момента, как «С-56» отправилась на Север, Краснознаменный Гвардейский подводный корабль вернулся домой, во Владивосток, совершив, таким образом, первое в мире подводное кругосветное путешествие.
Вскоре после прихода на Дальний Восток изрядно потрепанную и постаревшую подлодку «понизили в должности» ? из боевого корабля она превратилась во вспомогательный. «С-56» стала плавучей зарядовой станцией.
К началу 70-х подлодка находилась в одной из бухт, выполняла функции УТС ? учебно-тренировочной станции, на которой моряки тренировались в заделке пробоин, тушении пожаров и ликвидации всяких других неприятностей, могущих встать в море перед боевым кораблем. Как вспоминал бывший командир «С-56» Григорий Иванович Щедрин, механизмы и оборудование с нее к тому времени уже демонтировали, краска ободралась, а гордость подлодки ? уникальную тиковую палубу, подобной которой не было ни на одном другом подводном корабле СССР, ? наполовину разобрали.
Вскоре принято решение использовать подводную лодку «С-56» в мемориальном комплексе на Корабельной набережной. Для этого субмарину нужно было разобрать, перевезти и снова собрать. Доставка почти 900-тонного корабля на Корабельную набережную потребовала применения дотоле невиданных инженерно-технических решений. Вначале лодку перевели на Дальзавод, у одной из причальных стенок которого она была разрезана на шесть секций. Чтобы доставить их к месту сборки, пришлось построить специальную железнодорожную ветку и спроектировать особые железнодорожные платформы ? обычные для перевозки многотонных конструкций таких габаритов не подходили. После того, как все части «С-56» были установлены и сварены вновь воедино, пришла пора внутренней отделки. К этому времени оригинальный «интерьер» лодки был практически полностью утрачен, поэтому решено было восстановить в первозданном виде только первые три отсека. В остальных разместились обычные музейные витрины.
Работы по устройству мемориала, которые во многом велись методом «народной стройки», были завершены к празднику 30-летия Победы. 9 мая 1975 года над сверкающей свежей краской красавицей «С-56» вновь взвился гвардейский флаг. Филиал музея Тихоокеанского флота вступил в строй.
Источник http://www.shamora.info/pearl_article.php?id=185

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Чт, 22 мар 2007 10:36:59
mamont
Подводная лодка Д-2 Народоволец

Большая дизель-электрическая торпедная подводная лодка I серии «Декабрист» была заложена 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 19 мая 1929 года. Вступила в строй 11 октября 1931 года. Главный конструктор серии Б. Д. Малинин.

Подводные лодки I серии были двухкорпусными, клёпаной конструкции. В отличие от всех предыдущих типов русских лодок, прочный корпус «Декабристов» разделялся прочными водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, сообщающимися между собой лазами и быстрозадраивающимися дверьми.

фотки изнутри и снаружи дальше

Изображение


остальное тут

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Пт, 23 мар 2007 11:26:54
Oleg
A gde stoit eta lodka?

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Пт, 23 мар 2007 11:52:45
Капраз
Мемориальный комплекс подводной лодки "Народоволец Д-2" (филиал Центрального военно-морского музея) - г. Санкт-Петербург, ВО, Шкиперский проток, 10, ст. метро "Приморская".
В подводной лодке "Народоволец" расположен музей, посвящённый героям-подводникам Второй мировой войны, учёным, конструкторам и строителям подводного флота. Подводная лодка «Народоволец», позже переименованная в Д-2, была сконструирована и построена в Ленинграде. Это "позиционная" лодка, предназначалась для действий против надводных кораблей. В годы ВОВ "Народоволец" активно участвовал в боевых действиях и совершил четыре боевых похода. После окончания войны лодка использовалась в учебных целях.
Мемориальный комплекс подводной лодки Д-2 ("Народоволец") был торжественно открыт 2 сентября 1994 года. Все отсеки подводной лодки, её внешний облик воссозданы такими, какими они были в годы второй мировой войны. Экспозиция, посвящённая истории Д-2 и действиям советских моряков-подводников в годы войны, размещена в помещениях аккумуляторных ям.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Сб, 05 апр 2008 18:22:26
Пельше
Народоволец Д-2 1931

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Сб, 05 апр 2008 21:53:00
Военмор
Фото есть, памятник есть, знак есть. Ура! Дополню картину.
Настольная медаль «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» – медь (сплав?), реверс - якорь, цепь, надпись «Санкт-Петербург, 1994», диаметр 7,5 см.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Сб, 05 апр 2008 22:05:10
Военмор
"Знакомые все лица!"
Слева направо: бывший командир ЛенВМБ адмирал В.А Самойлов, начальник Центрального военно-морского музея - капитан 1 ранга, первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал И.В. Касатонов, командир ЛенВМБ вице-адмирал В.В. Гришанов, командующий ЛенВО генерал-полковник С.П. Селезнев, первый вице-мэр Санкт-Петербурга Владимир Владимирович Путин, герой-подводник контр-адмирал (Лев Чернавин?) и неустановленное лицо.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Вс, 06 апр 2008 18:49:29
Пельше
Есть и такой вариант. Это серия, в ней еще была С-13.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Вс, 06 апр 2008 22:06:33
vinmaikl
значок. Латунь. травление.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Чт, 22 май 2008 18:13:21
Papa-vodolaz
Пельше писал(а) :Есть и такой вариант. Это серия, в ней еще была С-13.
Красавец. С-13 у меня есть,а вот такого, увы ...
Честь имею. :(

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Пт, 23 май 2008 11:45:36
Валю-Хан
эх-х-х... какие воспомининая у меня об этой лодочке! :roll:
еще в студенчестве работал в ЦВММ филиалом которого лодка, как и крейсер Аврора является. ночью квасили в каюте с дежурным мичманом :alk: . он наливал, ревел: "ПОГРУЖАЕМСЯ!!!" и включал фонограмму-гвоздь экскурсионной программы: топот ног, вой сирен, перекличка команд...
есть что вспомнить... :oops: :roll: :wink: :D

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Чт, 24 июл 2008 21:37:06
Papa-vodolaz
Капраз писал(а) :Подводные лодки 1941-1945
Весьма симпатичные и. видимо, многим известные эти 2 серии. Есть
ещё з серия ПЛ ВОВ. Всем знакомы имена "Щуки" и "Малютки", их
подвиги и героизм в составе всех флотов, особенно ДКБФ. Но меня
давно мучает вопрос , а чем же "Ленинец" завоевал себе славу ? Хотя
в третьей серии на знаке надпиь - подводная лодка типа " Л ", и всё
же... было построено всего 6 лодок ( 3 - Балт.флот и 3 - Сев.флот ).
Л-1 " ЛЕНИНЕЦ " в октябре 1933 г.вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Начало войны встретила в ремонте в Питере.
8 ноября 1941 г. от прямых попаданий снарядов затонула на Неве.
В 1944 г. поднята ,но в строй не вводилась.
Л-2 " Сталинец "в октябре 1933 г.вошла в состав Морских сил
балтийского моря.Начало войны также встртетила в ремонте в Питере.
13 ноября 1941 г. вышла из Кронштадта для постановки минных
заграждений в Данцигской бухте. 14 ноября в районе о.Кери погибла
от подрыва мин.Находившиеся рядом корабли конвоя, по непонятной
причине не приняли участие в спасении экипажа. Спаслись только три
человека.
Л-3 " Фрунзенец ", наиболее знаменитая лодка этой серии.
С ноября 1933 г. в составе Морских сил Балтийского моря. 7 боевых
походов и неоднократные постановки миннных заграждений.
Под командованием капитан-лейтенанта ( позже кап.3 ранга )
Коновалова В.К. несколько успешных торпедных атак и среди них
17.04.45 г.в Данцигской бухте находясь в надводном положении 3-х
торпедным залпом отправила на дно плавбазу "Гойя" на борту которой
( по разным данным ) большое количество фашистов. Лодка "Гвардей-
ская " с марта 1943 г
Л-4 " Гарибальдиец " с октября 1933 г. в составе Морских сил Чёрного моря. Начало войны встретила в Севастополе в ремонте.
Летом 1942 г доставляла в осаждённый Севастополь боеприпасы,про-
довольствие, способствовала эвакуации нескольких сотен человек
на Кавказ, участвовала в минных постановках,повредила несколько
единиц флота Турции.Награждена орденом БКЗ.
Л-5 " Чартист " с ноября 1933 г в составе Морских сил Черного
моря. Участвовала в доставке в осаждённый Севастополь продоволь-ствия и боеприпасов, участвовала в эвакуации на Кавказ. После
1943 г. ПЛ в ремонте и больше в боевых действиях участия не прини-
мала.
Л-6 " Карбонарий " с мая 1935 г. в составе Морских сил Чёрного
моря. Начало войны лодка встретила в Севастополе, разумеется в
ремонте. 12 боевых походов, участие в минных постановках, дважды
успешные торпедные атаки. В конце апреля 1943 г. лодка погибла в
результате атаки глубинными бомбами немецкого противолодочного
корабля.
Так всё же, почему в 3-х сериях значков фиксирован "Ленинец",
а не " Фрунзенец " или "Карбонарий" например ?

Честь имею. :matros:

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Чт, 24 июл 2008 21:40:41
Papa-vodolaz
А вот ещё такая " ЩУКА "

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Чт, 24 июл 2008 21:49:58
Papa-vodolaz
ПЛ в Заполярье в годы ВОВ.
Честь имею.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Чт, 24 июл 2008 22:01:56
Papa-vodolaz
ПЛ "Д -3" "Красногвардеец " с сентября 1933 г. в составе Северной
военной флотилии. В январе 1942 г. награждена орденом БКЗ.
3 апреля 1942 г. лодке присвоено звание "Гвардейская". 8 боевых
походов, 11 торпедных атак, из них три успешные. 10 июня 1942 г.
погибла со всем экипажем, подорвавшись на мине.
Вечная память героям.
Честь имею.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Чт, 24 июл 2008 22:04:19
Papa-vodolaz
И в догонку не очень эстетично оформленный знак.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Пт, 25 июл 2008 08:19:55
Papa-vodolaz
ПЛ К-21

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Сб, 26 июл 2008 11:17:50
Papa-vodolaz
Вот такой знак в память подводникам ВОВ и 300-летия флота - это
официальный знак или сборная Солянки ?
Честь имею. :matros:

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Сб, 26 июл 2008 15:33:45
eugen
Вы правы, это - "сборная солянка". Нижний знак - заглавный значок серии из 12 (не считая заглавного) сувенирных значков "Корабли ВОВ". Откуда автор сей химеры позаимствовал верхний элемент не знаю.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Сб, 26 июл 2008 16:33:57
просто_Иванов
Такие бляхи, заглавные в сериях "Оружие Победы", выпускались, по-моему, с 1987 г. Есть и "Бронетанковое оружие СССР 1941-1945", и "Военно-воздушные силы 1941-1945".
Далее в таком же формате и габарите выпускались отдельно как бляхи "Мотострелковые войска СССР", "Воздушно-десантные войска СССР" - пишу о том, что вижу у себя; может, есть и другие.
На показанной сборке, стало быть, должно присутствовать на бляхе крепление горизонтальная булавка.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Чт, 04 мар 2010 14:55:55
Куинка
Такой....

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Пт, 30 июл 2010 12:13:07
Куинка
Поднимем ТЕМУ,,,,,
БОЕВАЯ СЛАВА КТОФ с изображением подлодки "С-56" и надписью на реверсе знака"Подводная лодка "С-56".ВЛАДИВОСТОК.
Знак изготовлен; г.ВЛАДИВОСТОК. "ДАЛЬЗАВОД".
Массовый-СУВЕННИРНЫЙ-(СОЗПЕЧАТЬ)

С уважением ЛЕОНИД, :drinks:

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Вт, 15 фев 2011 08:25:12
vinmaikl
Прошу дополнить.

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Ср, 27 апр 2011 01:00:06
Phil2010
Hi !
This is a mug I bought last year in Sankt Peterburg:

Изображение

Изображение

Изображение

:wink:

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Ср, 27 апр 2011 06:31:11
Valery
Пуговица

Re: Подводные лодки 1941-1945

Добавлено: Вс, 03 июл 2011 08:30:20
Куинка
"К-21"

Материал из Википедии — свободной энциклопедии К-21


Возвращение в Полярный..

История корабля

Государство флага СССР
Порт приписки Полярный
Спуск на воду 16 августа 1939
Выведен из состава флота 11 сентября 1954
Современный статус установлена в Североморске в качестве мемориала
Основные характеристики
Тип корабля Крейсерская ДПЛ
Обозначение проекта серия XIV, тип «К — Крейсерская»
Скорость (надводная) 22,5 узла
Скорость (подводная) 10,2 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 50 суток,
7 500 км при 10,3 узлах,
176 км подводная на 3 узлах
Экипаж 67 человек, в том числе
10 офицеров
Стоимость 18 млн рублей
Размеры
Водоизмещение надводное 1 490 т
Водоизмещение подводное 2 104 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 97,7 м
Ширина корпуса наиб. 7,4 м
Средняя осадка (по КВЛ) 4,04 м
Силовая установка
Дизель-электрическая,
2 дизеля 9ДКР, 2×4 200 л.с.
дизель-генератор 38К8, 800 л.с.
2 электродвигателя ПГ11, 2×1 200 л.с.
Вооружение
Артиллерия 2×100-мм/51 Б-24ПЛ
2×45-мм/46 21-К
2 × 7,62-мм пулемёта
Торпедно-
минное вооружение 6 носовых 533-мм ТА
4 кормовых 533-мм ТА,
24 торпеды
20 мин заграждения



К -21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская». Участвовала в войне в составе Северного флота. Совершила 12 боевых походов и 6 минных постановок.

История строительства

Лодка была заложена 10 декабря 1937 года в Ленинграде, на Заводе N°194 (им. А. Марти), спущена на воду 16 августа 1939 года. 3 февраля 1941 года вошла в состав Балтийского флота, затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в город Полярный, 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота.

История службы

В первом же боевом походе «К-21» ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, уже утром 27.11.1941 здесь подорвался и затонул норвежский транспорт «Bessheim» (тоннаж 1774 брт.).



Ярким эпизодом службы ПЛ «К-21» стала атака на немецкий линейный корабль «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей, «Тирпиц» шёл с охраной на перехват конвоя «PQ-17» следовавшего из Исландии в Мурманск.

27 июня 1942 года подводная лодка « К -21» получила приказ выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ-17», позже подводная лодка получила радиограмму, где сообщалось, что на перехват конвоя «PQ-17» движется немецкая эскадра во главе с кораблями «Тирпиц» и «Адмирал Шеер». «К-21» приступила к поиску эскадры противника. 5 июля в 16:33 гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов. Эскадра была обнаружена, она состояла из линкора «Тирпиц», трёх тяжёлых крейсеров, одним из них был «Адмирал Шеер», и 12 эсминцев (линкор «Тирпиц» и крейсер «Адмирал Шеер» к этому времени были гордостью всего германского флота). Эскадра шла противолодочным зигзагом. Первыми шли эсминцы типа «Карл Галстер», они прикрывали собой линкор и крейсера от возможных атак из-под воды. Над эскадрой кружили немецкие гидросамолёты «Арадо».

Командир лодки Н. А. Лунин принял решение атаковать. «К-21» проскочила барьер эсминцев и прошла внутрь ордера. Сблизившись на дистанцию 18 кабельтовых, подводники произвели четырёхторпедный залп из кормовых торпедных аппаратов по флагманскому кораблю — линкору «Тирпиц». Акустик и члены экипажа в отсеках подводной лодки слышали два взрыва. Однако после войны в немецких документах историками не было найдено подтверждений попаданиям торпед в линкор, немцы даже не зафиксировали самого факта атаки. Историк М. Э. Морозов считает, что торпеды в линкор попасть не могли ввиду слишком большого расстояния, а происхождение взрывов объясняет подрывом торпед после удара о дно. Несмотря на это, версия о попадании торпед (или торпеды) К-21 в «Тирпиц» имеет некоторое число сторонников.

Награды и достижения

23 октября 1942 года лодка была награждена орденом Красного Знамени. Боевой путь лодка закончила под командованием З. М. Арванова.

За время войны «К-21» было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, из которых в послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ), а также потопление артиллерией двух норвежских невооруженных рыболовецких мотоботов и повреждение еще трёх мотоботов .

9 мая 1945 года лодка находилась в ремонте.

Послевоенная служба

После вывода из состава, около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть. Весной 1981г. была поставлена в ТПД-12 на заводе города Полярный для преобразование в музей боевой славы. После переделки 3-х кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске. Решение принято в 1981. Музей открыт в 1983.

В конце 1990-х был проведен ремонт лодки ( подводная часть).

В 2008—2009 годах проводится ремонт музея и обновление экспозиции.

Командиры ПЛ К-21
Жуков В. Н.
Лунин Н. А.
Арванов З. М.
Богуш В. Н.

Другие названия
1949 год 9 июня переименована в «Б-4»
1956 год 20 июня переименована в «ПЗС-51»
1956 год 17 августа переименована в «УТС-5», переформирована в учебно-тренировочную станцию......
С уважением Леонид.