Страница 1 из 4
Кокарды и фуражки ВВС СССР
Добавлено: Вс, 13 мар 2011 13:35:56
SAMURAI

Есть у меня презанятное фото.
Занятно оно тем, что согласно имеющимся данным этот человек, 1902 г.р. в г.Твери, окончил Фотограмметрическую школу ВКФ 28.07.1921 года (точные данные). Далее, предположительно, в ней доучивался. Весной 1921 года она была преобразована в двухгодичную.
Далее 9 марта 1922 года уволен в запас (бессрочный отпуск).
Далее с 1 октября 1922 года Слушатель Теоретической школы Авиации (предположительно, Егорьевск).
С 28 марта 1923 года поступил в Севастопольскую школу морских лётчиков (будущее Ейское авиационное училище).
С 23 мая 1925 года назначен лётчиком-наблюдателем в 64 гидроавиационный разведывательный отряд Чёрного моря.
Далее через год становится инструктором Севастопольской Школы и делает в ней весьма успешную карьеру вплоть до Зам. Нач. Училища, комбриг, потом полковник. Далее в декабре 1937 года- арест, осуждён по всем возможным частям 58-й статьи, и расстрелян через полгода. Разумеется, по бредовым обвинениям (но служба в Царской Армии или Белых частях не вменялась). Естественно, в 50-е годы пересмотр дела и полная реабилитация.
Пилоточка бархатная, а кокарда- двухглавый орёл без корон, нигде такой не нашла пока.
Фото сделано в июле 1922 года.
Дубликат фото использовался для удостоверения личности и содержит на обороте подтверждающую личность запись с печатью одного из заводов города Твери.
Ну не для попижонить же ему понадобилась такая кокарда?!
Или как?!
Помогите, пожалуйста, разобраться.
Это дед моего товарища.

Re: Чьи кокарды ?
Добавлено: Вс, 13 мар 2011 14:18:14
bakhus
SAMURAI писал(а) :Пилоточка бархатная, а кокарда- двухглавый орёл без корон, нигде такой не нашла пока.
Фото сделано в июле 1922 года.
Ну не для попижонить же ему понадобилась такая кокарда?!
Или как?!
Нет, не для "попижонить". В недавно вышедшей книге А.Б. Степанова (
http://sammler.ru/index.php?showtopic=84548&st=0) есть несколько фотографий с подобными знаками на головных уборах и двуглавыми орлами на рукавах у красвоенлетов. Кстати, в этой же книге есть фотографии курсантов Аэрофотограмметрической школы и Егорьевской школы военных летчиков.
Re: Чьи кокарды ?
Добавлено: Вс, 13 мар 2011 14:40:26
SAMURAI
Здорово!
Спасибо!
Видимо, это до окончательного утверждения крыльев с винтом.
Вообще-то предмет моих интересов- ранняя История Ейского (Севастопольского) авиационного училища, до того Школы Морской Авиации (Петроград, Баку, Самара). И раздел, посвящённый Морской Авиации у нас на форуме ЕВВАУЛ тут
http://forum1.evvaul.com/index.php?board=16.0
Поэтому приходится иногда сталкиваться с интересными знаками различия на старых фото.
Иногда по таким знакам и по наградам можно опознать человека, не зная его в лицо (но зная возможный состав участников на групповых фото).
Тогда уж ещё один вопрос по той же школе. Не принципиальный, но меня заинтересовавший.
Фотографии выпускников Фотограмметрической школы 1930-го года тут
http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=298.90
Там рассматривала нашивки на воротниках, у курсантов они иногда немного отличаются.

Крылышки с винтом и надпись "ВШСС".

Треугольники до 3-х штук.
А вот эта пуговичка на кармане меня тоже не мало удивила.
К сожалению, лучшего качества и размера предоставить не могу.

Re: Чьи кокарды ?
Добавлено: Вс, 10 апр 2011 19:33:49
NAV
SAMURAI писал(а) :
Пилоточка бархатная, а кокарда- двухглавый орёл без корон, нигде такой не нашла пока.
Фото сделано в июле 1922 года.
Дубликат фото использовался для удостоверения личности и содержит на обороте подтверждающую личность запись с печатью одного из заводов города Твери.
Ну не для попижонить же ему понадобилась такая кокарда?!
Или как?!
Помогите, пожалуйста, разобраться.
Это дед моего товарища.

Во время Гражданской войны, как белые авиаторы, так и красвоенлеты, желая подчеркнуть принадлежность к авиации, использовали вместо кокард погонные "птицы" авиаторов РИА, у красвоенлетов встречаются главным образом орлы с вручную спиленными коронами и вензелем Николая II (на груди орла), реже - погонные крылатые пропеллеры и инженерные кокарды, в которых орел в венке заменяли погонным крылатым пропеллером малого размера, на тулью добавляли красную звездочку с плугом и молотом разной конструкции и размера. Фотографий с использованием на околыше "республиканского орла" (1917 г., Временного правительства), т.е. уже изготовленного без корон и вензеля, я, например, не видел!
Re: Чьи кокарды ?
Добавлено: Вс, 10 апр 2011 20:55:09
SAMURAI
Спасибо огромное!
Дело в том, что факты из жизни этого человека были как бы россыпью. Отсутствовали несколько периодов, и смущали подобные вот нюансы.
Но нам помогли в Архиве ГИА ВМФ восстановить пробел в данных о службе за середину 20-х годов. А вы помогли понять, что за "орёл", я этого не знала, а у родственников были домыслы. Смущали и другие снимки, но когда мы получили свежие данные, всё вдруг устроилось самым складным образом!
В результате я смогла составить его послужной!
Хотя некоторые детали ещё требуют уточнения, но в основном всё уже понятно.

Re: Чьи кокарды ?
Добавлено: Вс, 10 апр 2011 23:02:35
NAV
Был рад помочь, если что еще интересует по атрибутике - спрашивайте!
Такие смеси царского и уже советского приклада продержались примерно до 22 г., дальше были уже советские кокарды (звезда 22 г.) и соотв. знаки.
Re: Чьи кокарды ?
Добавлено: Вт, 12 апр 2011 21:03:30
SAMURAI
Спасибо!
В поисках часто нужна помощь профессионалов.
Я, конечно, не совсем "нормальная" тётенька со своими увлечениями не женскими. Но благодаря атрибутике, мне иногда удавалось идентифицировать на старых фотографиях людей, не известных в лицо, но с известными послужными (род войск, соответственно, форма и звание, и награды).
Так что я думаю, что обязательно ещё буду обращаться!

Кокарды ВВС СССР
Добавлено: Вт, 13 ноя 2012 20:35:28
NAV
Специально для kotjra888!
1947 г. - вводится малая круглая кокарда, вставляемая в шитый золоченой канителью венок, на тулье - шитая золоченой канителью эмблема ВВС - крылья и звезда.
Основная линия - офицеры ВВС, полковников и генералов ВВС - НЕ рассматриваем!
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Вт, 13 ноя 2012 20:45:40
NAV
1949 г.
К круглой, металлической кокарде ВВС вводится металлический (латунь) венок (латунные кламеры припаиваются к реверсу венка), эмблема на тулью - латунная, сборная: звезда припаивается к крыльям, кламеры припаиваются к эмблеме.
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Вт, 13 ноя 2012 20:51:09
NAV
1952 г.
Вводится модифицированная эмблема под кокарду: кламеры не припаиваются, а вставляются в два прямоугольных отверстия, на фото: слева эмблема 49 г. обр., справа - 52 г. обр., птица на тулью остаются прежней.
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Вт, 13 ноя 2012 21:00:36
NAV
1955 г.
Вводится новая кокарда - овальная ("орех"), латунная эмблема под нее остается прежней, т.е. 49 г. обр. (на фото - снизу, слева), тулейная птица - прежняя!
Вводится парадная кокарда (верхняя на фото)
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Вт, 13 ноя 2012 21:04:40
NAV
1956 г.
Вводится латунная эмблема новой внешности (кокарда прежняя), птица становится цельноштампованной (на фото в предыдущем посте - справа).
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Вт, 13 ноя 2012 21:07:33
NAV
1958 г.
Эмблема, кокарда и тулейная эмблема ("птица"), той же конструкции становятся алюминиевыми (алюминиевой становится парадная кокарда обр. 55 г.)
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Вт, 13 ноя 2012 21:09:54
NAV
1968 г.
Кокарда (с эмблемой) становится цельноштампованной, с некими изменениями в рисунке в дальнейшем, в 1973 году (тулейная птица остается без изменений, т.е. образца 58 года).
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Вт, 13 ноя 2012 22:03:53
ASC
Спасибо! Тема не моя, но прочитал с большим интересом.
Всё чётко и понятно!

Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Вт, 13 ноя 2012 22:11:56
ASC
И на практике сгодилось. Порылся у себя, моя получается - 58г.
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Ср, 14 ноя 2012 12:39:40
kotjra888
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Ср, 14 ноя 2012 17:01:54
NAV
Я ПЫТАЛСЯ рассмотреть основную линию изменений по времени, разновидностей - миллион, очень глубокая тема - разновидностей!
Вот у меня два приклада, оба 49 г. образца, но очень разные на взгляд (и не ГДР)

Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Ср, 14 ноя 2012 17:22:11
NAV
Кстати, у Вас - не заводской сборки комплект, т.е. "самосбор", если можно так выразиться, кто-то взял отдельную кокарду и воткнул в отдельно взятую эмблему, поэтому и цвета - разные. Вот производственный сбор, с загибанием кламеров кокарды на эмблеме с реверса, можно и самому аккуратно сделать, но продавцы - не парятся, всунул и готово!

Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Ср, 14 ноя 2012 17:25:19
NAV
ASC писал(а) :И на практике сгодилось. Порылся у себя, моя получается - 58г.
Еще, если кокарда с реверса - гладкая, сбор с эмблемой - заводской (99%), если кокарда с контррельефом на реверсе, значит - "самосбор", на эмблему поставлена кокарда, произведенная для "одиночного" (т.е. без эмблемы) ношения!

Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Ср, 14 ноя 2012 18:07:24
kotjra888
NAV писал(а) :Кстати, у Вас - не заводской сборки комплект, т.е. "самосбор", если можно так выразиться, кто-то взял отдельную кокарду и воткнул в отдельно взятую эмблему, поэтому и цвета - разные. Вот производственный сбор, с загибанием кламеров кокарды на эмблеме с реверса, можно и самому аккуратно сделать, но продавцы - не парятся, всунул и готово!

О - это да!

Шитые кокарды обр. 1947 г. может кто - то покзать, да и ВОВ так же было бы интересно взглянуть.

Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Сб, 16 мар 2013 00:02:08
aleks950
kotjra888 писал(а) :
Шитые кокарды обр. 1947 г. может кто - то покзать
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Сб, 16 мар 2013 06:06:34
kotjra888
С 47 по 49 г. если они были, то получаються самые малые по периоду ношения и изготовлению?
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Сб, 16 мар 2013 08:41:13
Captain TK
ASC писал(а) :Спасибо! Тема не моя, но прочитал с большим интересом.
Всё чётко и понятно!

Полностью присоединяюсь.
Тема отлично изложена и может иметь интересное развитие:
О крыльях на тулью ВВС можно упомянуть , что
- с 1969 г. (может раньше ?) введены для ВДВ
- аналогичные по рисунку птицы носились в ВС ЧССР, Болгарии (и где еще?)
- по сегодняшний день сохранились (носились) в ВС Казахстана, Киргизии.
- в РФ отменены (когда?)
К г-ну kotjara убедительная просьба - не постить по принципу "лыко в строку"
С уважением
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Сб, 16 мар 2013 09:09:41
bakhus
Captain TK писал(а) :- в РФ отменены (когда?)
При российской оливковой (синей для ВВС) форме обр. 93-94 года уже не предусматривались.
Вновь введены с "юдашкинской" формой. Если не ошибаюсь, только для ВВС.
Уже продаются шитые канителью крылья:
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Сб, 16 мар 2013 09:46:21
bakhus
Крылья на тулью фуражки
bakhus писал(а) :Вновь введены с "юдашкинской" формой. Если не ошибаюсь, только для ВВС.
Хотя и десантники тоже носят
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Сб, 16 мар 2013 10:02:01
kotjra888
" не постить по принципу"
Тема ВВС кокарды - была создана по обоюдному желанию с NAV...Вообще то говоря.
В ней могут присоединяться все желающии...
Продолжим.

Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Вс, 17 мар 2013 16:24:33
NAV
Хотелось бы пару слов сказать про приклад фуражек ИАС ВВС. Если перед войной, после введения шитой эмблемы (венок или "краб") под звезду с бухтой (или без бухты) на околыш и шитой эмблемы (крылья со звездой) на тулью в 1936 г. для летного состава ВВС РККА, фуражки с таким же прикладом стали носить и служащие ИАС.
Парад 1938 г. в Ленинграде
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Вс, 17 мар 2013 16:34:09
NAV
После 47 г. служащим ИАС ВВС на фуражку была положена только звезда + орнамент на козырек для парадно-выходных фуражек.
Re: кокарды ВВС после ВОВ
Добавлено: Вс, 17 мар 2013 16:41:36
NAV
После 55 г. - только кокарда ("орех") общевойскового образца + орнамент на козырек и парадная эмблема под кокарду на парадно-выходную фуражку.
К 58 году на фуражку ИАС ВВС возвращен полный приклад (кокарда в венке (на тот момент сборная) на околыш и эмблема (крылья со звездой) на тулью), аналогичный прикладу летного состава ВВС.