Сообщение Aleksandr » Чт, 07 дек 2006 02:14:37
А эта статья подтверждает моё первое предположение по поводу села Богослов в Ярославской области. И в этой статье село Богослов так и называется БОГОСЛОВСКОЕ. (но я почти уверен что новое, современное, название этого села именно Богослов)
Жду Ваших исследований по этому вопросу....
И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ РУССКОГО СЕВЕРА
Заключение
Зодчество русского Севера ? не изолированное явление в истории русской архитектуры. Условна в какой-то мере сама южная граница русского Севера. В самом деле, в каких-нибудь ста восьмидесяти ? двухстах километрах к югу от Вологды лежат Ярославль и Кострома ? города, во многом тяготеющие к Москве, во всяком случае территориально близкие к ней. Ярославское и Костромское зодчество обычно не относят к северной архитектуре, но наличие ряда общих признаков, общих стилистических моментов во многих сооружениях, скажем, Вологды и Устюга ? с одной стороны, и Ростова Великого ? с другой, несомненно. Известны и факты, когда в названных северных городах работали мастера-строители из Ростова и Москвы (строительство Успенского собора в Устюге и др.).
Условен и другой «участок» границы русского Севера. Деревянное зодчество Ленинградской области часто присоединяют к северной архитектуре, но ведь рядом ? Новгородская и Калининская области. В их пределах находятся деревянные постройки ? жилые дома, церкви, ? чрезвычайно сходные с теми, которые можно обнаружить в местностях к югу от Ладожского и Онежского озер. Общие с северным строительством черты наблюдаются даже у деревянных сооружений и в более близких к центру областях.
Причины этого лежат как в наличии единого строительного материала, диктующего в условиях сходного климата применение одних и тех же конструктивных приемов, так и в единстве этнической и культурной среды в пределах одного национального государства.
Определяющее значение для установления культурной и художественной, а также и архитектурно-строительной общности между Севером страны и её основными районами, а также взаимовлияния между ними, имели: в более ранний период колонизация новгородцами северных и северо-восточных земель, и в более позднее время ? распространение на них влияния Москвы и последующее включение их в состав Московского государства.
Несомненно, в каждой из областей, в каждом из районов существовали свои особые строительные традиции и приемы. Однако черты сходства в архитектурных формах различных территориальных районов все же явно преобладали над чертами различия. Большое значение в этом отношении имело приглашение в тот или иной город, в тот или иной монастырь мастеров не только из соседних, но и дальних мест.
Обратимся к деревянному зодчеству и сопоставим несколько композиционных типов сооружений, встречающихся в пределах северных и основных районов России.
Наиболее простой в плановом и конструктивном отношениях тип клетских церквей, неоднократно встречающийся нам на Севере, представлен памятниками к югу от Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей. Достаточно вспомнить уникальную Преображенскую церковь, стоявшую в селе Спас Вежи Костромской области (1628 г.) и ныне перевезенную в бывший Ипатьевский монастырь.
Другой, не менее распространенный тип ? ярусных церквей, представленный храмами сел: Верхняя Кокшеньга, Пермогорье Архангельской области и другими, имеет в центральной части России замечательные образцы. Среди них церковь села Богословского на реке Ишне Ростовского района Ярославской области с её двумя ярусами восьмериков на основном квадратном объеме, церковь села Холм Ярославской области, состоящая в основной своей части из двух восьмериков ? большого и маленького, завершенного крещатой бочкой, и, наконец, вся устремленная ввысь четырехъярусная церковь в Торжке. Нельзя не упомянуть об уникальной по-своему Предтеченской церкви Широковского погоста в районе Осташкова, состоящей из трех ярусов постепенно уменьшающихся кверху четвериков, каждый из которых перекрыт восьмискатной крышей.
Идея сочетания восьмериков с прямоугольным срубом ? четвериком, столь распространенная в северном зодчестве, может быть обнаружена во многих ? сохранившихся или существовавших ранее ? памятниках деревянного зодчества центральной европейской части России. По этому принципу построены, в частности, церкви села Коровное в районе города Солигалича, села Заварино близ Бронниц Московской области, села Кременское Калужской области и другие.
Нам хорошо известны выдающиеся памятники, построенные в бассейне Северной Двины, в Заонежье по системе восьмерика, увенчанного шатром с двумя ? восточным и западным ? прирубами. Подобного рода церкви известны не только на Севере. Древнейший тип русского храма «о двадцати стенах» представлен в пределах Костромской области великолепной церковью в селе Березовце на реке Ноле.
Общностью форм характеризуются также и крепостные деревянные сооружения, строившиеся в различных частях страны, ? Кемский острог, Николо-Карельский монастырь, Якутский острог и другие. О единстве архитектурных форм Севера и центральной полосы России свидетельствует и дворец в Коломенском.
Деревянное зодчество не только было широко распространено по всей территории Древней Руси, но на протяжении веков являлось, по существу, единственным видом строительства.
Однако на Севере сохранилось несравненно большее число памятников деревянного зодчества, чем в центральной части Союза. Недостаток материала для исследования старинных сооружений в различных областях Древней Руси пополняется за счет изображений русских городов иностранцами-путешественниками ? Олеарием, Пальмквистом, Мейербергом. Кроме того, значительную помощь в этом деле оказывают архитектурные фоны ? стаффажи икон и фресковых росписей.
Общеизвестно, что формы деревянного зодчества оказали огромное влияние на архитектуру каменных сооружений. Во многих каменных постройках центральной части России совершенно явно проступает деревянная первооснова, прототипы, определившие само появление данного композиционного типа ? сочетание поставленных друг на друга восьмериков и четвериков. Таковы ? надвратная церковь Ново-Иерусалимского монастыря, церковь в Уборах и другие. Более ранние, не дошедшие до нас деревянные ярусные и шатровые храмы передали свою форму каменным сооружениям последующего времени. Последние также подтверждают вывод о чрезвычайной близости форм деревянного зодчества северных и центральных районов страны.
Однако северная деревянная архитектура, несомненно, имела и свои особые, только ей одной свойственные черты. Памятники монументальной архитектуры Севера отличаются большим лаконизмом, строгостью форм. Им присуща какая-то особая суровость, соответствующая общему характеру, общему настроению северной природы. Храмы Севера не богаты декоративными деталями, внешний их облик почти лишен украшений. Если последние и применялись, то почти исключительно на крыльцах и обходных галереях. Остальные детали ? повалы, кровельное покрытие крыш и глав, обрамление окон, врубки ? связаны с конструкцией и являются фактически частями её. Основное в северной архитектуре ? это общее сопряжение объемов, сочетание общих масс, их пропорции и силуэт. Силуэту зданий зодчие уделяли особое внимание. Преобладающая в деревянной архитектуре форма шатра была особенно любима русскими мастерами. Стреловидные шатры своим смелым взлетом еще более подчеркивали равнинность русского северного пейзажа.
Высотность всегда была в глазах русских людей едва ли не самым важным признаком красоты. В жертву ей приносили и соображения экономического порядка, ибо в подавляющем большинстве почти вся высотная часть закрывалась потолком и внутренний объем храма был значительно меньше внешнего объема здания.
В условиях Севера шатровые и ярусные сооружения имели особое значение. При чрезвычайной разреженности населения, когда села отделялись друг от друга десятками, а иногда даже и сотнями верст, постройки шатрового или ярусного типа служили своеобразными высотными доминантами, обозначавшими местонахождение данного населенного пункта, своеобразными символами его, будь то село, посад или монастырь. Характерно, что одна из версий о происхождении шатровой формы храма утверждает, что последняя впервые возникла в северной деревянной архитектуре.
Необходимо отметить еще одну черту, присущую монументальным памятникам русского Севера, ? особую живописность объемной структуры, общего композиционного! строя. Достаточно вспомнить церковь Неноксы, Кемский собор и другие сооружения.
Крестьянские дома Севера, пожалуй, в наибольшей степени отличались от крестьянских изб центральной полосы России. Они были более крупными по размерам, часто двухэтажными и, в противоположность культовой архитектуре, обладали богатым резным убранством фасадов. Все это в значительной мере объяснялось иными социальными условиями жизни крестьянства, фактическим отсутствием здесь, на севере, крепостного права. Появление двухэтажных изб обусловлено привычкой строить, в связи с суровым климатом, дома на высоких подклетах. Большие размеры построек определялись необходимостью держать при доме домашний скот, хозяйственный инвентарь и продовольственные запасы.
Каменное строительство на Севере в большей степени, чем деревянное, зависело от воздействия архитектуры Москвы и центральных районов России. Традиции деревянного строительства сложились в значительной мере здесь, на Севере. Своих собственных традиций каменной архитектуры Север не имел, все то самостоятельное и оригинальное, что здесь было, взошло на почве, вздобренной Москвой и отчасти Ростовом и Ярославлем.
Достаточно вспомнить хотя бы строительство в Вологде Софийского собора по образцу московского Успенского, возведение Старцевым Гостиного двора в Архангельске. Много общего в архитектуре ряда устюжских и вологодских церквей ? в композиции и особенно в фасадной проработке, исполненной в стиле узорочья, ? с сооружениями Ростова Великого, Ярославля, Костромы, других городов и, наконец, самой Москвы. В некоторых случаях можно обнаружить полную идентичность в обрамлениях окон и входных порталов, в декорировке завершающих частей фасадов.
Все это вполне объяснимо. В XVII в. торговые и как следствие их ? культурные связи между городами укрепляются и влияние Москвы во всех отношениях становится определяющим.
Воздействие московского зодчества (в широком смысле этого слова) на архитектуру Севера ни в какой мере не исключает обратного влияния. Вполне естественно, что такой первоклассный памятник, как собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, мог оказать и оказал влияние на московские сооружения 90-х гг. XVII в. Вполне понятно, что Рождественская церковь в Нижнем Новгороде, построенная на средства Строгановых, получила архитектурную декоративную отделку, сходную с основным строгановским сооружением ? только что названным Сольвычегодским собором.
Детальное сопоставление памятников с целью установления связей между русской архитектурой в целом и зодчеством русского Севера не может быть осуществлено в пределах настоящей работы. Это задача специального научного исследования. Но даже общий обзор материала подтверждает наличие их. Эти связи и влияния были очень многообразными и, несомненно, двухсторонними. Но какую бы форму они ни принимали, очевидно высокое художественное качество памятников каменной архитектуры русского Севера. Они представляют для нас не меньшее значение, чем их собратья ? уникальные произведения северного народного деревянного зодчества. Эти сооружения в совокупности ? одна из важнейших составных частей русского национального художественного наследия.
Совершив путешествие по Заонежью и островам Белого моря, по многим северным рекам и озерам, мы познакомились лишь с частью замечательных деревянных и каменных памятников северной архитектуры. Можно было бы продолжить это путешествие. Съездить в село Кони или Турья, расположенные на реке Вымь, притоке Вычегды, где сохранилось множество старинных изб с разнообразными типами крылец, побывать в Подпорожском районе Ленинградской области, где в Согинцах стоит Никольская церковь (1696 г.), а в деревне Заозерье ? маленькая очаровательная часовенка XVIII в. Можно отправиться за Полярный круг, в одну из бухт Кандалакшского залива, в древнее село Ковда и познакомиться с деревянной церковью Николы (1705 г.).
Русский Север велик, и путешествовать по нему можно без конца, открывая все новые и новые чудесные страницы его истории и культуры. Одной из удивительнейших страниц Севера является народное зодчество, которое до сих пор еще недостаточно изучено, во всяком случае в меньшей степени, чем архитектура Новгорода и Пскова, Владимира и Ярославля.
Настоящая книга, как уже отмечалось, не ставит перед собой непосредственно научно-исследовательских целей. Но она ? мы надеемся ? будет способствовать повышению интереса широких читательских кругов к северной архитектуре.
Авторы будут считать свою задачу выполненной, если, познакомившись с произведениями архитектуры, упомянутыми в книге, читатель не останется равнодушным к художественным сокровищам русского Севера.
Ищу значки с названиями населённых пунктов в границах бывшего СССР.
И приглашаю зайти на мой сайт: www.ussrtownpins.com