Знак хоть и очень массовый, но показанный ув. Эдуард - с редкой разновидностью колодки.
А вот вариант знака (в Болгарии его хоть и не официально, но считают памятной пионерской медалью) со стандартной колодкой.
На знаке изображен пароход "Радецки", на котором болгарский революционер и поэт Христо Ботев начал свой марш за освобождения Болгарии от турецкого ига. В 1966 году судно было практически воссоздано заново - построена его реплика (в основном на средства болгарской пионерии - см. историю ниже) и, тогда же болгарским монетным двором и был выпущен сей знак.
Общая длина 40 мм. Размер колодки 28 х 8 мм. Диаметр подвески 25 мм.
Знаки из национального музея на пароходе "Радецки", г. Козлодуй
Собственно, сам знак национального музея на пароходе "Радецки" + знак, посвященный Христо Ботеву.
Для Болгарии пароход "Радецки" ассоциируется с жизнью и деятельностью болгарского революционера Христо Ботева и трагической гибели его отряда, участвовавшего в национально-освободительном движении против турецких завоевателей (1876-1878 гг.). Отряд Ботева был сформирован решением революционного комитета в городе Гюргево (Джурджу) в Румынии - инициатора и организатора Апрельского восстания в 1876 года. Во главе отряда стоял гениальный болгарский поэт и революционер Христо Ботев (1848–1876 гг.). Великой идеей освобождения отечества были объединены все 205 повстанцев, рожденных в разных концах страны. Переодетые как крестьяне, они поднялись на борт австрийского парохода "Радецки" в разных дунайских портах Румынии. 17 мая 1876 года между городами Бекет и Козлодуй был осуществлен дерзкий план захвата судна, а его капитана заставили причалить к козлодуйскому берегу. Как только отряд Христо Ботева высадился на берег, началась перестрелка. Отряд с боем прорвался сквозь засаду. А через несколько дней, в бою у Веслеца пуля сразила Христо Ботева.
Героические действия участников Апрельского восстания и отряда Ботева привели к последующему объявлению Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), ставшей для Болгарии освободительной.
Судно "Радецки" было построено в 1851 году на заводе "Обуда" в Будапеште и принадлежало Австро-Венгерской империи. Ему было дано имя фельдмаршала Йозефа Венцеслава Радецкого (1766-1858 гг.), словака по происхождению, бюст которого и поныне стоит на носу судна. В 1906 году по случаю 30-летия Апрельского восстания было решено построить военно-исторический памятник у города Свиштова. Идея состояла в превращении реки Текир-Дере в водяной рукав Дуная, где на якоре бы был пришвартован пароход "Радецки". Для этой цели судно нужно было купить у Первого императорского дунайского пароходства в Вене. Неспокойная политическая обстановка в стране в это время не позволила воплотить эту идею и она была забыта. В 1918 году судно было забраковано, а в 1924 году разрушено австрийским пароходством. В 1925 году капитан судна Дагоберт Энглендер послал в Болгарию сохраненные им реликвии с парохода. Это были флаг, печать, оригинальное разрешение, копия доклада, подробное изложение обо всем увиденном, копия письма Ботева на французском языке в адрес капитана и пассажиров, две доски с борта "Радецки" (одна с того места, где Ботев объявил о захвате судна и заставил капитана пристать к болгарскому берегу). Намного позже эти реликвии и финансовые средства, заработанные в течение трех лет 1200000 болгарских пионеров на постройку судна, помогли восстановить пароход "Радецки", который был спущен на воду 28 мая 1966 года по случаю 90-летия гибели Христо Ботева, а 30 мая он пришвартовался к берегу у города Козлодуй. Инициатором движения по восстановлению (постройки реплики) судна являлась журналист Лиляна Лозанова, чью инициативу поддержала редакция главного печатного органа Димитровской пионерской организации - газеты "Септемврийче". 6 ноября 1964 года Лиляной Лозановой был открыт банковский счет с начальной суммой в 2,5 лева, на который в последующие годы пионеры каждой из школ переводили взносы на постройку "Радецки". Специалисты судостроительного завода в Русе (называвшегося в то время судостроительный завод "Иван Димитров") подсчитали, что для постройки реплики "Радецки" потребуется сумма в 500000 левов (если разделить эту сумму на количество пионеров в стране на тот момент, то получалось что каждый пионер должен был бы внести сумму в 65 стотинок ). Для координации всех работ был создан национальный штаб, в состав которого входили ведущие судостроители, инженеры и архитекторы и, первым решением которого было построить максимально возможную точную копию судна по образу и подобию австрийского "Радецки" с паросиловой двигательной установкой, колесами, трубой, рубкой и предметами интерьера, изготовленными в соответствии с существовавшими столетие назад австрийскими прототипами. Однако, даже у национального штаба на тот момент времени уже не имелось каких-либо данных об австрийском "Радецки", включая фотографии, чертежи, описания экстерьера судна и его интерьеров. Через главный печатный орган Димитровской пионерской организации - газету "Септемврийче" было распространено обращение к жителям страны с просьбой оказать любую возможную помощь в данном вопросе. Одновременно с этим, члены национального штаба были командированы для сбора сведений в Будапешт и Вену. На заводе "Обуда" в Будапеште (где был построен в 1851 году австрийский "Радецки") удалось обнаружить инвентарную книгу с основными техническими данными парохода. Можно смело утверждать, что процессу постройки содействовала вся страна (к инициативе пионеров присоединились комсомольцы и взрослые), и не только. Известнейший болгарский судомоделист Илия Тодоров подарил чертежи и снимки оригинального "Радецки", будапештский инженер Йожеф Варо подарил снимки носовых фигур корабля, художник Карай Йожеф предоставил свой альбом с зарисовками кают и салонов корабля. В Вене удалось найти паросиловую двигательную установку того же типа, что и у оригинального "Радецки". Так собрали все что смогли и в 1965 приступили к строительству копии судна на основе корпуса буксира "Пловдив" (тип "Бакони") построенного тем же заводом "Обуда" в 1954 году и имевшего те же размеры, что и корпус австрийского "Радецки". Интересен тот факт, что буксир "Пловдив" являлся ни чем иным, как переименованным и переоборудованным советским буксиром "Азов" проекта 732, построенным в Будапеште в 1956 году для СССР но, после спуска на воду, был подарен (или продан?) Болгарии, где трудился в качестве буксира на Дунае вплоть до 1965 года. В конечном итоге, к 90-й годовщине гибели Христо Ботева в 1966 году, силами 1200000 болгарских пионеров, вместо принятой в качестве обязательства суммы в 45000 левов было заработано на сборах лекарственных растений и трав, вторичного сырья, по результатам участия в деятельности трудовых бригад и, внесено на строительство судна более 523000 левов. Параллельно, пионеры занимались поисковой работой - им удалось установить имена более чем 27 сыновей и дочерей революционеров, входивших в отряд Христо Ботева, а так же участвовали в конкурсе на лучшую идею проекта почтовой марки, призванной увековечить пионерскую инициативу по постройке легендарного судна (всего было предложено более 600 идей). С учетом того, что постройка "Радецки" объединила столь многих детей во имя общего дела с уникальным энтузиазмом, чувством ответственности и долга, было принято решение - подарить судно Димитровской пионерской организации. Длина судна 57,40 метра, ширина 17,50 метров. Каюты капитана и экипажа были восстановлены по образу и подобию оригинального "Радецки". В 1966 году музейная экспозиция, целиком рассказывающая о жизни и деятельности Христо Ботева и о судьбе повстанцев была существенно обновлена и дополнена. Экспозиция до сих пор хранится в салоне первого класса судна, а её важнейшая часть, представлена за столом, за которым Ботев написал свое великое письмо. Там берегут чернильницу и ручку капитана, управлявшего судном в ночь его захвата повстанцами. После завершения ходовых и прочих испытаний, 1 мая 1966 года "Радецки" совершил свой первый внутренний рейс по Дунаю с пионерами на борту. Во время этого рейса состоялась презентация нового значка (именно того самого, что показан в начале сообщения
), посвященного одновременно двум событиям - собственно первому "пионерскому" рейсу реплики "Радецки" а также в честь 90-летия подвига Христо Ботева и его отряда. Самое интересное, что сей значок распространялся не безвозмездно, а
продавался всем гостям мероприятия на берегу и всем пионерам-пассажирам на борту, вместе с набором открыток с видами нового "Радецки". И его цена была именно 65 стотинок - ровно столько, во сколько в 1964 году был оценен размер вклада каждого болгарского пионера в строительство нового "Радецки". А уже 28 августа 1966 года судно осуществило торжественный международный рейс по Дунаю с пионерским экипажем и пионерами на борту в качестве пассажиров (всего 126 пионеров), с заходом в Будапешт и Вену. Бывало судно и в СССР - привозило пионеров Болгарии, Венгрии, Румынии. В 1973 году на судне был произведен ремонт, т.к. во время зимовки судна в Русенском лимане после сильного снегопада из-за халатности экипажа и неисправности в кингстонном клапане ночью, в отсутствии вахты на борту судно затонуло прямо у причала. Пришедшая с утра команда, думая что пароход просто угнали принялась его искать вдоль берегов, подключив всю болгарскую милицию, пока кому-то не пришло в голову промерять глубину у причала. Таким образом судно и нашли. Власти Болгарии официально обратились в Советское Дунайское пароходство с просьбой поднять это судно, что позднее и было сделано. После проведенного ремонта, "Радецки" по прежнему продолжал использоваться чавдарчатами и пионерами, в качестве места проведения торжественных ритуалов, сборов, фестивалей и празднеств. При нем были так же организованы кружки "Юный моряк" и "Юный экскурсовод". В 1988 году было принято решение о замене устаревшей и изношенной паросиловой двигательной установки на две дизельные, в результате чего очередной ремонт "Радецки" продолжался в течение следующих 5 лет, вплоть до октября 1993 года. С 1982 года (после создания национального музея на пароходе "Радецки") и по настоящее время, судно находится в специально отведенном для него месте на Козлодуйском берегу. Национальный музей на пароходе "Радецки" в городе Козлодуе был создан по решению Совета министров от 16 марта 1982 года и является единственным и уникальным плавающим музеем в Болгарии, осуществляющим круизы в акватории порта Козлодуй. Музей включает корабль "Радецки", превращенный в музей, и картинную галерею, созданную в период 1989-1990 гг.
О "Радецки" сложены стихи и поэмы, написаны песни. Легендарному кораблю посвящены почтовая марка и памятная пионерская медаль.
Книга инициатора движения по восстановлению парохода "Радецки", журналистки Лиляны Лозановой, издательство "Народна младеж", 1973 год, 340 страниц.
Один из чертежей "Радецки", датированный 1908 г.
Гравюра, рисунок, фотографии и почтовая открытка с австрийским "Радецки".
- Гравюра (до 1880 года), Вена.
- Рисунок Хенрика Дембицки
Современный "Радецки", построенный в 1966 году в основном на средства, заработанные и перечисленные болгарскими пионерами.
И его интерьеры...
Почтовый конверт национального музея на пароходе "Радецки", г. Козлодуй.
Прощайте своих врагов. Но помните их имена!
Незванный гость хуже Гагарина.