SAM62 писал(а) Пн, 09 дек 2019 09:06:01: ↑
И так, начнем.
Знаки № 1,2,3 - имеют шильд с плавным, седловидным верхом. Такое встречал только на знаках данного производителя.
На знаках № 2 - так как насечка на знамени пунктирная и довольно частая, то я бы охарактеризовал её как чешуйчатая.
Доброго времени суток, Андрей! Благодарю за Ваш ответ.
По щитам с изогнутым, седловидным верхом для знаков 1,2,3 согласен, добавим в описание.
По знакам 2 - я назвал как нечеткая горизонтальная насечка - можно принять и чешуйчатую. Можно выработать общие термины (штрихи, чешуи и тд) для точного определения большего понимания друг-друга.
SAM62 писал(а) Пн, 09 дек 2019 09:06:01: ↑
1. - Знамя имеет чешуйчатую насечку;
- В левой верхней части венка, под знамя скрывается один лист;
- Так же в левой части венка, из под шильда выставляется половина листа,
- Звезда граненая.
У меня это последний знак, опять же чешуя....Я назвал горизонтальная штриховая.... Одним словом, тот же вопрос о терминах. Про листики в левом верхнем углу в этот раз забыл, но когда-то ранее в этой ветке писал про них. Кажется, в диалоге с Вами как раз по типу 4 Айрапетяна.
SAM62 писал(а) Пн, 09 дек 2019 09:06:01: ↑
2. - Знамя имеет точечную насечку,
- В левой верхней части венка скрываются несколько листьев,
- Из под шильда, по прежнему, выставляется половина листа,
- Звезда граненая.
А это получается мой предпоследний знак. По листикам - та же история. среди них еще часто бывают знаки с темно-вишневой эмалью.
SAM62 писал(а) Пн, 09 дек 2019 09:06:01: ↑
3. - Знамя имеет крупную точечную насечку,
- В верхней левой части венка, к знамени прикасаются два листа,
- Из под шильда с лева, уже выставляется цельный лист а не половинка.
- Звезда гладкая, что так же хорошо просматривается на реверсе знака.
4. Знак аналогичный предыдущему, но знамя с мелкой точечной насечкой.
А вот по эти знакам не соглашусь!

Точнее как... По выделению крупной и мелкой насечки - да, но по отнесению к ЖДТМП - нет. Он похож, но это ЖРПТ, скорее всего знак, шедший сразу после вертикальной насечки.
Обосную:
- Плоские звезды без граней - для ЖРПТ это характерно
- Насечка на верхнем и нижнем крае знамени - наклонные штрихи справа налево (у ЖДТМП, о которых речь шла выше - наоборот слева направо). Ну да ладно, внутри ЖДТМП тоже бывали разные наклоны.
- Насечка краев знамени на реверсе присутствует на трех (!!!) сторонах знамени. У ЖДТМП такого нет, а вот к ЖРПТ (особенно наглядно на знаках с вертикальной насечкой) - есть.
- У этой разновидности практически всегда встречаются знаки с тонкими и очень длинными винтами. На моем знаке, например, от толщиной 3 мм, длиной аж 15 мм.
- Не встречал ни одного знака с пайкой винта на шайбу, что характерно для всех разновидностей ЖДТМП.
- На знаках этой разновидности на реверсе часто можно наблюдать черную субстанцию (я уже ранее упоминал про нее, не знаю как правильно назвать), что характерно для ЖРПТ и Победы, но никак не для ЖДТМП.
- Отличия штампа, которые и Вы указали (листочки, шнуры, щиты). Эти знаки тоньше и менее выпуклые, чем ЖДТМП.
- Ну и последний момент - частота встречаемости с гайками ЖРПТ. Признак, конечно, относительный.
SAM62 писал(а) Пн, 09 дек 2019 09:06:01: ↑
Но к Илье возник вопрос! Если я правильно воспринял текст, то знаки в описании Ильей были представлены в хронологической последовательности по мере их выпуска. Если это так, то многим будет интересно знать, чем аргументирована такая очередность знаков? Ведь у Айрапетяна знаки представлены совершенно в другой последовательности.
С уважением, Андрей.
По этому вопросу для начала процитирую сам себя из поста на странице 80: "Возможно, мой хронологический порядок неверен и некоторые знаки нужно переставить, возможно некоторые выпускались вообще параллельно в одно время – кто ж теперь точно скажет?"
Теперь более подробно.
Знаки 1,2,3, на мой взгляд, явно являются ранними. Необычные винты на знаках 1, самые ранние редкие большие гайки, непонятная насечка. Завод учился производить новый для себя продукт.
На знаках 2 уже начали использовать прием с пайкой на шайбу, попытки изобразить насечку, эмаль на знамени волнами.
Знаки 3 уже имели более оформленную четкую штриховую насечку.
Знаки 4 её закрепили, пайка была только на шайбу, форма венка немного изменилась, гайки еще были большие.
Далее знаки 5 (тип 6 по Айрапетяну) - я уже писал, такие знаки массово находили на местах боев лета 43 года (мелочь, но все-же зацепка). Насечка хорошо оформлена, винты все на шайбе, венок еще больше изменился в сторону заострения. А вот гайки уже поздние, меньшего диаметра.
Далее идут знаки типа 10 и типа 4 по Айрапетяну. Вот в них я не уверен, какие шли раньше, а какие позже. Может и одновременно. Это все чисто интуитивно, на основании личных наблюдений и статистики встречаемости способа пайки. Далее объясню. Что их объединяет: гайки позднего типа, нарастающая встречаемость винтов на шайбе параллельно с обычной пайкой (очевидно, стали уходить от шайбы и оловянно-свинцового припоя как ненадежного способа: на знаках типа 10.2 и "промежуточного" шайба еще частая, но на 10.1 уже редка; знаки типа 4 тоже чаще идут на обычном припое), отказ от наложения эмали на знамени "волнами" (вплоть до типа 6 по Айрапетяну этот прием есть).
Примерно как-то так, пока что такие доводы. Если у кого-то есть более точные, обоснованные данные - с удовольствием выслушаю.
По отличию от хронологии Айрапетяна - а что собственно можно оставить от его классификации при (например) издании нового каталога хотя бы на основании данной ветки на этом форуме? Отдельные моменты + совпадения. Книга Айрапетяна замечательная, первая и самая удачная на данный момент, его труд очень полезен и важен, как и его вклад в фалеристику. НО в то же время у него есть неточности, ошибки, пробелы. Это нормально. То, чем мы занимаемся в этой ветке - глубочайшей классификацией Гвардий - я думаю ранее не занимался никто. И в результате этой работы постоянно находим много нового (и еще найдем).