Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Сказка специально для тебя
Воздержание по-английски
Гарант форума
Музей оружия. Тула

Кошурниково - знак и история

Гражданские знаки, не вошедшие в тематические разделы форума

Модераторы: vvt_, koz

Geo
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 260
Зарегистрирован: Пт, 09 июн 2006 13:24:22
Откуда: Санкт-Петербург

Кошурниково - знак и история

Сообщение Geo » Пт, 06 окт 2006 11:13:43

Недавно обнаружил такой значок. Кошурниково ? станция на ж/д трассе Абакан-Тайшет, рядом находятся еще две станции: Журавлево и Стофато. Вспомнилась история этого названия?
Вложения
Koshurn.JPG
Всего приятнее вещь бесполезная

Geo
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 260
Зарегистрирован: Пт, 09 июн 2006 13:24:22
Откуда: Санкт-Петербург

Александр Михайлович КОШУРНИКОВ

Сообщение Geo » Пт, 06 окт 2006 11:36:41

Александр Михайлович КОШУРНИКОВ (1905-1942) родился 13 марта 1905 года в селе Харабли Астраханской губернии в семье строителя железных дорог. В 1913 году семья переехала в Томск. Здесь он окончил губернскую гимназию, затем инженерно-строительный факультет Томского технологического института. С 1930 года работал в Новосибирском Сибдоржелстрое начальником группы партии технических изысканий железных дорог. В 1939 г. стал проектным изыскателем новосибирского института Сибгипротранса. Вел поисковые работы на линиях Тайшет ? Киренск, Новокузнецк-Абакан, Барнаул-Кулунда, Янаул-Шадринск и др.
Уже с начала функционирования Транссибирской магистрали существовала проблема соединения её железной дорогой с южными регионами Сибири. Особенно возросла эта необходимость в годы Великой Отечественной войны. В 1942 г. новосибирский НИИ «Сибтранспроект» получает задание на изыскание и проектирование новой железной дороги от Абакана на восток, до выхода на Транссибирскую магистраль.
Изыскания трассы предусматривалось вести по пяти вариантам, основными из которых были направления от Абакана на Нижнеудинск и на Тайшет. Будущая железная дорога должна была пройти через равнины и плодородные степи, обширные пастбища, места залегания полезных ископаемых, но ей предстояло преодолеть и многочисленные горные хребты, непроходимую тайгу, стремительные и по-сибирски своенравные реки в малодоступной и малообжитой местности.
И осенью 1942-го начались изыскания новой трассы. Руководство ими было поручено инженеру института "Сибгипротранс" Александру Михайловичу Кошурникову, имевшему за плечами опыт изысканий и проектирования ряда сложных железнодорожных трасс.
5 октября экспедиция в составе Кошурникова, инженера Алексея Диомидовича Журавлева и техника Константина Аристидовича Стофато отправилась в путь на исследование маршрута Нижнеуинск ? Верх-Гутара по р. Казыр на Курагино ? Минусинск ? Абакан. С ними шел проводник ? тофалар, поклажу везли на оленях. Вышли поздно, т.к. задержали вызванные войной организационные проблемы, трудности с экипировкой. Но Кошурников не хотел терять год, рассчитывая пройти маршрут до зимы.
9 октября изыскатели вышли на реку Казыр. Стеной стояла по её берегам глухая тайга. Вплотную к воде подступали скалы, а между ними ? завалы из поваленных деревьев. Обходя скалы и пробиваясь через бурелом, шла экспедиция, торопясь обогнать время. Через несколько дней исчез мох ? корм для оленей. Пришлось проводнику с оленями повернуть назад.
Идти с поклажей было неимоверно трудно. Сколачивали плоты и сплавлялись по реке, но она разбивала их один за другим о пороги и появившиеся торосы. Необычно рано в тайгу пришла зима. Шел мокрый снег, не позволявший обсушиться. Заканчивались припасы. И в таком положении Кошурников все время вел инженерный дневник, оценивая местность, подробно описывая берега Казыра, его излучины и притоки, водную характеристику реки, геологическое строение намечаемой трассы, набрасывал чертежи, брал образцы пород.
"Дело плохо, очень плохо, - записывает в своем дневнике Кошурников 31 октября. ? Продовольствие кончилось... Идти нельзя... Осталось до жилья всего 52 километра, а настолько они непреодолимы, что не исключена возможность, что совсем не выйдем, заметно слабеем. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток..."
Развязка надвигалась стремительно. Запись от 1 ноября: "Все ослабели настолько, что за день не смогли сделать плот. Утром не мог встать... Снег не перестает. У всех опухли лица, руки и, главное, ноги...".
Плот все-таки соорудили, уже шестой. Журавлев и Стофато плыли на нем через шугу, Кошурников шел по берегу, следя за рекой. Река разогнала плот, он нырнул под лед, а вместе с ним Костя Стофато. На берегу Казыра замерз А. Журавлев, не дошел несколько километров до жилья Кошурников. Последняя запись в дневнике:
"3 ноября. Вторник. Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, скоро замерзну"
Пропавшую экспедицию искали с помощью самолета, снаряжали лыжные поисковые отряды. Только через год нашли охотники на берегу тело начальника экспедиции, в сорока восьми километрах от ближайшего селения Нижняя Тридцатка. Рядом с кустами в воде на камнях белели, спасенные мелководьем, листки бумаги. Дневник Кошурникова, бесценный по зафиксированным в нем данным изысканий и потрясающий документ человеческой силы духа...
Изыскания продолжил помощник и ученик Кошурникова Евгений Павлович Алексеев, использовав и результаты погибшей экспедиции. В 1959 году были уложены первые рельсы, а спустя шесть лет был сдан в эксплуатацию участок дороги Абакан?Тайшет длиной 646 км, их. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1966 г. были посмертно награждены: А. М. Кошурников ? орденом Ленина, К.А. Стофато и А.Д. Журавлев ? орденами Трудового Красного Знамени. В д. Нижняя Тридцатка установлен памятник изыскателям А.М. Кошурникову, открыт музей в Кошурниково.
Сейчас именами этих отважных людей названы станции и улицы магистрали Абакан-Тайшет (сейчас её называют трассой мужества). В посёлке Кошурниково возведён мемориал А. М. Кошурникову и памятник А. Стофато и К. Журавлёву, а в средней школе N 22 этого же посёлка есть небольшой народный музей памяти первых изыскателей дороги.
Драматическая история экспедиции Кошурникова описана в повести Владимира Чивилихина «Серебряные рельсы», её можно найти в сети.
Дневник начальника экспедиции А.М. Кошурникова // Сибирь. ? Новосибирск, 1981.
Коковихин, М. Ф. Изыскатель Кошурников / ? Красноярск, 1996. ? 96с.
Чивилихин, В. Серебряные рельсы. ? М., 1960. ? 205 с.

Подготовлено по материалам:
http://www.kraslib.ru/kray/doc/dat/03_1.doc
http://nikava.narod.ru/edge_tm.htm
Вложения
Koshurnikov, Zuravlev, Stofato.jpg
Dnevnik.jpg
Последняя страница дневника Кошурникова
Pam.jpg
Всего приятнее вещь бесполезная


Вернуться в «Советские и зарубежные знаки 1941-1991»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron