Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930
100-летие Мосфильма. Запись на значок
Охотники на привале. Реставрация
Память о счастье

"Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

kzvalet
Капитан 3-го ранга
Капитан 3-го ранга
Сообщения: 8606
Зарегистрирован: Чт, 12 янв 2012 10:59:20

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение kzvalet » Вс, 24 май 2020 11:24:40

Указом от 21.08.1958 награжден ОВ2 Котовский Григорий Григорьевич
https://ru.wikipedia.org/wiki/Котовский ... ригорьевич

сын Котовского Григория Ивановича
https://ru.wikipedia.org/wiki/Котовский ... й_Иванович
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
с Ув.
Ранние указы за ранение
Возможен обмен предметов в моих темах
Все вопросы в личные сообщения

Аватара пользователя
Андрей Студент93
Я новичок на форуме!
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Чт, 21 май 2020 18:46:24

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение Андрей Студент93 » Вс, 24 май 2020 13:29:19

Изображение

Изображение

Указ от 27.01.1958 орден отечественной войны 2 ст.


Деппер Иосиф Игнатьевич (1896)
Дата рождения: 1896 г.
Место рождения: Латвия
Пол: мужчина
Профессия / место работы: заключенный
Обвинение: по ст. 58-14 УК РСФСР
Осуждение: 2 октября 1946 г.
Осудивший орган: Великолукский облсуд
Статья: 58, п. 14 УК РСФСР
Приговор: 10 лет л/с
Дата реабилитации: 10 декабря 1995 г.
Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Псковской обл.

kzvalet
Капитан 3-го ранга
Капитан 3-го ранга
Сообщения: 8606
Зарегистрирован: Чт, 12 янв 2012 10:59:20

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение kzvalet » Вс, 24 май 2020 13:34:42

Андрей Студент93 писал(а) Вс, 24 май 2020 13:29:19: Изображение

Изображение

Указ от 27.01.1958 орден отечественной войны 2 ст.


Деппер Иосиф Игнатьевич (1896)
Дата рождения: 1896 г.
Место рождения: Латвия
Пол: мужчина
Профессия / место работы: заключенный
Обвинение: по ст. 58-14 УК РСФСР
Осуждение: 2 октября 1946 г.
Осудивший орган: Великолукский облсуд
Статья: 58, п. 14 УК РСФСР
Приговор: 10 лет л/с
Дата реабилитации: 10 декабря 1995 г.
Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Псковской обл.
хм, т.е. в плену не был...
с Ув.
Ранние указы за ранение
Возможен обмен предметов в моих темах
Все вопросы в личные сообщения

Аватара пользователя
анархистик63
-Военный юрист-
Сообщения: 4368
Зарегистрирован: Пн, 12 ноя 2012 18:52:13

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение анархистик63 » Пн, 25 май 2020 21:43:08

Андрей Студент93 писал(а) Вс, 24 май 2020 13:29:19:



Указ от 27.01.1958 орден отечественной войны 2 ст.


Деппер Иосиф Игнатьевич (1896)
Дата рождения: 1896 г.
Место рождения: Латвия
Пол: мужчина
Профессия / место работы: заключенный
Обвинение: по ст. 58-14 УК РСФСР
Осуждение: 2 октября 1946 г.
Осудивший орган: Великолукский облсуд
Статья: 58, п. 14 УК РСФСР
Приговор: 10 лет л/с
Дата реабилитации: 10 декабря 1995 г.
Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Псковской обл.
:hi:
- да уж, вот так судьба у человека...интересно, а по этому указу есть еще "подобные" наградные листы;
С Уважением Андрей :friends:
Подняв ТТ в атаку первыми бросали юные тела. А сколь под звездами фанерными лежит нас с Буга до Днепра...

kzvalet
Капитан 3-го ранга
Капитан 3-го ранга
Сообщения: 8606
Зарегистрирован: Чт, 12 янв 2012 10:59:20

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение kzvalet » Вс, 31 май 2020 15:00:28

У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
с Ув.
Ранние указы за ранение
Возможен обмен предметов в моих темах
Все вопросы в личные сообщения

Аватара пользователя
анархистик63
-Военный юрист-
Сообщения: 4368
Зарегистрирован: Пн, 12 ноя 2012 18:52:13

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение анархистик63 » Вт, 02 июн 2020 20:05:44

:hi:
- интересный наградной!!! - фильм вроде был с подобным "сценарием"...
- ещё интереснее, советские войска не сбили немецкий самолёт, Не-III - бомбардировщик или всё-таки транспортник...
С Уважением Андрей :friends:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Подняв ТТ в атаку первыми бросали юные тела. А сколь под звездами фанерными лежит нас с Буга до Днепра...

David Jones
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3108
Зарегистрирован: Вт, 11 май 2010 20:23:08

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение David Jones » Вт, 02 июн 2020 20:25:21

анархистик63 писал(а) Вт, 02 июн 2020 20:05:44: :hi:
- интересный наградной!!! - фильм вроде был с подобным "сценарием"...
- ещё интереснее, советские войска не сбили немецкий самолёт, Не-III - бомбардировщик или всё-таки транспортник...
С Уважением Андрей :friends:
В сети есть книга Девятаева, можно почитать, советские зенитки обстреляли их на подлете:

В прорыве облачности мы увидели на море караван фашистских судов. Сопровождавшие их истребители заметили нас. Три «мессершмитта», отделившись от остальных, пошли нам навстречу. Тут мы перетрусили, как никогда. «Очевидно, по радио им уже сообщили о нашем побеге, и теперь они перехватывают нас, — думал я. — Сейчас чесанут из пулеметов — и конец нашему полету…».
— Всем спрятаться в фюзеляж! — приказываю своей полосатой команде.
Стервятники прошли надо мной в 20–30 метрах. Я видел даже лица гитлеровцев. С трепетом в сердце ждал, что сейчас резанут по мне из пулеметов. Однако пролетели и огня не открыли. Я продолжал вести самолет по взятому курсу, не показывая виду, что испугался их.
Если им не сообщено по радио о нашем полете, то они могут и не догадаться, в чем дело. Оглянулся назад, не разворачиваются ли, чтобы атаковать меня. Нет, они уже присоединились к группе самолетов, сопровождающих корабли. Опасность миновала.
Вдали виден берег Балтийского моря. Пересекаем какой-то залив и летим уже над сушей. Впереди ясно обозначилась линия фронта. Грудь распирает от радости и счастья: еще немного — и мы будем на родной земле, среди своих, советских людей! Но радость сменилась новой тревогой. Откуда-то неожиданно вынырнул «Фокке-Вульф» и привязался к нам. Фашистский летчик, летевший со стороны фронта, наверно, был удивлен: что за авиатор летит к линии фронта с выпущенным шасси? Он поднялся выше нас и нахально стал заглядывать ко мне в кабину. Очевидно, его удивление было еще большим, когда он увидел за штурвалом немецкого самолета летчика в диковинной полосатой форме. Он всё кружился и смотрел на меня, как на обезьяну. А у нас дух захватывало от его любопытства. Сейчас, думаем, даст сразу со всех пулеметов, и конец нам. Жизнь наша висела на волоске. Когда фашист в третий или четвертый раз повис надо мной, вокруг нас стали рваться снаряды зениток. Это советские батареи встречали вражеские самолеты. «Фокке-Вульф» оставил нас и пошел на запад.
Белые дымки рвущихся зенитных снарядов вспыхивали вокруг самолета. Осколки стучали по кабине, по фюзеляжу и плоскостям. Потом самолет вздрогнул от сильного толчка. За спиной у меня раздались крики членов «экипажа».
— В правом крыле пробило дырку больше метра!
— Правое шасси перебило!
— Двое ранено!
— Михаил, садись скорее!..
Выбираю место для посадки, пока вас не встретили и не взяли в оборот советские истребители. Вижу вспаханное поле. На нем — лужи, местами снег. Нелегко посадить здесь бомбардировщик, но делать нечего, дальше лететь нельзя.
Иду на посадку… Сильный удар, треск. «Подломилось шасси», — мелькнуло в голове. Самолет на брюхе пополз по грязи, остановился.
— Здравствуй, родная Отчизна! Мы дома!
— Вылезайте, черти полосатые! — кричу «экипажу».

kzvalet
Капитан 3-го ранга
Капитан 3-го ранга
Сообщения: 8606
Зарегистрирован: Чт, 12 янв 2012 10:59:20

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение kzvalet » Вт, 02 июн 2020 20:25:55

анархистик63 писал(а) Вт, 02 июн 2020 20:05:44: :hi:
- интересный наградной!!! - фильм вроде был с подобным "сценарием"...
- ещё интереснее, советские войска не сбили немецкий самолёт, Не-III - бомбардировщик или всё-таки транспортник...
С Уважением Андрей :friends:
не то чтобы фильм, а кавалер из экипажа ГСС Девятаева Михаила Петровича
https://ru.wikipedia.org/wiki/Девятаев,_Михаил_Петрович
с Ув.
Ранние указы за ранение
Возможен обмен предметов в моих темах
Все вопросы в личные сообщения

kzvalet
Капитан 3-го ранга
Капитан 3-го ранга
Сообщения: 8606
Зарегистрирован: Чт, 12 янв 2012 10:59:20

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение kzvalet » Вт, 02 июн 2020 20:31:16

с Ув.
Ранние указы за ранение
Возможен обмен предметов в моих темах
Все вопросы в личные сообщения

Аватара пользователя
анархистик63
-Военный юрист-
Сообщения: 4368
Зарегистрирован: Пн, 12 ноя 2012 18:52:13

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение анархистик63 » Вт, 02 июн 2020 20:34:28

:hi:
- коллеги, спасибо большое, "где-то что-то слышал", теперь - знать буду!!! :good2: :good2: :good2:
С Уважением Андрей :friends:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Подняв ТТ в атаку первыми бросали юные тела. А сколь под звездами фанерными лежит нас с Буга до Днепра...

Фишмен
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3442
Зарегистрирован: Вс, 20 дек 2009 17:09:22

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"и

Сообщение Фишмен » Вт, 02 июн 2020 21:16:25

kzvalet писал(а) Вс, 31 май 2020 15:00:28: Кривоногов Иван Павлович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривоногов,_Иван_Павлович
поздравляю с хорошим пополнением коллекции! Похоже, что одной из лучших по этой теме :drinks:

kzvalet
Капитан 3-го ранга
Капитан 3-го ранга
Сообщения: 8606
Зарегистрирован: Чт, 12 янв 2012 10:59:20

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"и

Сообщение kzvalet » Вт, 02 июн 2020 21:17:47

Фишмен писал(а) Вт, 02 июн 2020 21:16:25:
kzvalet писал(а) Вс, 31 май 2020 15:00:28: Кривоногов Иван Павлович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривоногов,_Иван_Павлович
поздравляю с хорошим пополнением коллекции! Похоже, что одной из лучших по этой теме :drinks:
:hi: :good2: :friends:
не скромничайте
с Ув.
Ранние указы за ранение
Возможен обмен предметов в моих темах
Все вопросы в личные сообщения

Аватара пользователя
Андрей Студент93
Я новичок на форуме!
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Чт, 21 май 2020 18:46:24

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение Андрей Студент93 » Ср, 03 июн 2020 13:41:15

Военный лётчик, главный штурман Курганского авиаотряда.

Михаил Николаевич Левицкий родился 11 октября 1912 года в селе Ачакасы Канашского района Чувашской Республики в многодетной крестьянской семье. Работать начал после окончания шестого класса: вначале на фосфоритной шахте, а потом на фосфоритном заводе.

С детства мечтал о небе. Учился в ФЗУ города Алатырь и школе воздушных планеристов. В числе четырёх лучших выпускников-планеристов был направлен на учёбу в Балашовскую объединённую школу пилотов и авиатехников Гражданского воздушного флота. В 1938 году после окончания школы получил направление в только что созданный Челябинский авиаотряд. На самолёте У-2 доставлял пассажиров и почту в Усть-Уйку, Куртамыш, Звериноголовское, Глядянку, Половинное и другие районные центры.

В одном из таких рейсов в станицу Звериноголовскую Михаил встретил свою судьбу, молодую учительницу Машу Галявинскую. 21 июня 1941 года справили скромную свадьбу, а утро развело их на четыре года войны.

Левицкого направили под Москву, в особое авиационное соединение, созданное из опытных лётчиков Гражданского воздушного флота. На самолёте У-2 бомбил наступающие колонны гитлеровцев и их тылы, вёл разведку и поиск советских частей, попавших в окружение, доставлял им боеприпасы и продовольствие, вывозил раненых.

В июне 1942 года после выполнения задания по доставке боеприпасов окруженцам 39-й армии под Ржевом Михаил Николаевич возвращался с двумя офицерами штаба. На рассвете при подлёте к линии фронта самолёт попал в луч прожектора и под жестокий зенитный огонь и прямым попаданием снаряда был сбит. Уцелели только потому, что высота была небольшой, а самолёт упал на густой берёзовый молодняк у кромки болота.

Левицкий, раненный в ногу, был обнаружен фашистами и взят в плен. Через два дня у него началась гангрена. Лагерные врачи из военнопленных без наркоза с помощью ножовки сделали операцию по ампутации ноги выше колена. Михаил Николаевич от боли потерял сознание, пришёл в себя, как ему потом сказали, только на третьи сутки. Через боли и муки начал возвращаться к жизни, с надеждой всё победить и вернуться к своим. Прошёл через концлагеря Саласпилс, Дрогобыч и Демблин. В условиях дикого кошмара лагерей выручали воля и самообладание, поддержка и взаимовыручка товарищей, стремление превозмочь невыносимое.

В июле 1944 года советские войска неожиданно для фашистов штурмовали Демблин и ворвались в лагерь смерти. Узников концлагеря погрузили в студебеккеры и отправили в тыл. В госпиталях лечили и возвращали к жизни. Левицкий, как и другие военнопленные, был измождён: весил чуть больше тридцати килограммов.

Михаил Николаевич очень хотел вернуться в боевой строй и летать, мстить фашистам за муки ада. На комиссии ему сказали: «Какой же ты лётчик с протезом выше колена?». Левицкий упросил комиссию не демобилизовать его, а откомандировать обратно в часть, в которой воевал, и добился этого.

Началась борьба за возвращение в строй. Много раз сбивал в кровь культю, пока научился «прилично» ходить с протезом. Его стремление подняться снова в небо нашло поддержку. По совету главного штурмана Министерства Гражданского воздушного флота Левицкий окончил штурманское училище в Баку и вернулся в строй: стал летать штурманом на самолёте Ли-2 третьего отряда военной транспортной авиации, который находился в городе Свердловске.

В 1946 году Михаил Николаевич получил назначение в порядке повышения по службе и был направлен главным штурманом в Курганский 238-й авиаотряд. До 1966 года летал на самолётах ПО-2. С-2, С-3. ЯК-12, Ан-2, а затем и дальше продолжал служить авиации, был дежурным по вокзалу. Избирался секретарём первичной партийной организации аэропорта. Ушёл на пенсию в 1989 году в возрасте семидесяти пяти лет. Проводил активную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, выступал в школах города. Многие годы был членом городского совета ветеранов, руководил советом ветеранов аэропорта, клубом юных лётчиков. Многие его воспитанники стали пилотами и стюардессами. Левицкого знали лётчики всего Советского Союза.

Боевые заслуги Левицкого отмечены орденом Отечественной войны I и II степени, многими медалями.



Скончался Михаил Николаевич 18 июля 2008 года.

Экспозиции, отражающие жизненный подвиг Левицкого, созданы в музеях Курганского аэропорта, школы №10 города Кургана, в городе Чебоксары и селе Ачакас

https://persona.kurganobl.ru/levitskij- ... ikolaevich


Михаил Николаевич Левицкий родился в 1914 году в
Чувашии. С 1938 года – летчик гражданской авиации Челябинского авиаотряда. На фронте с осени 1941 года.
Воздушный защитник Москвы. Летом 1942 года был
сбит зенитным огнем противника. Узник фашистских
лагерей смерти. Там без наркоза перенес ампутацию
ноги. В 1944 году освобожден из концлагеря войсками
советской армии. После лечения вернулся в строй и всю
свою трудовую жизнь посвятил авиации. С 1948 года
живет в Кургане.
С
высоты почти девяти десятков лет, осмысливая минувшее и свою судьбу, все тверже убеждаюсь, что пройти по нелегким жизненным дорогам мне помог характер, сформировавшийся в детские и юношеские годы в борьбе за осуществление своей мечты.
Наша трудовая, крестьянская семья была большая: только детей семеро. Как говорят в народе: 7 – я. Работать начал
после окончания шестого класса: вначале на фосфоритной
шахте, а потом на фосфоритном заводе.
Необычайно интересное время переживала тогда страна.
В городах и селах почти на всех предприятиях работали школы и курсы по ликвидации неграмотности. В них учились зачастую вместе и родители, и дети. А с умением читать и писать
Михаил Левицкий
ЧЕРЕЗ ТЕРНИ
- В НЕБО
50 помни войну
пробуждались в людях творческий дух, стремление все познать
и многого добиться. Меня, как ударника труда и активиста по
ликвидации неграмотности, направили от завода в ФЗУ города
Алатырь пополнить свои знания. За три года учебы я многое
познал. Но зародившаяся тогда же мечта – стать летчиком позвала так сильно, что, услышав о создании в Чувашии первой
школы воздушных планеристов, я немедленно поспешил туда
и подал заявление. Днем работал, ночью готовился к экзаменам, чтобы не забраковали. Мне повезло, успешно прошел комиссию и вступительные испытания. А через год в числе четырех лучших выпускников-планеристов был направлен на учебу
в Балашовскую объединенную школу пилотов и авиатехников
Гражданского Воздушного Флота. Но и здесь потребовалось
выдержать экзамены. В те годы стать летчиками мечтали сотни
тысяч ребят. Казалось, сам воздух был пропитан романтикой
авиации. В школу приехало много людей: по путевкам комсомола, Осоавиахима, просто желающих летать. Так что и здесь
потребовалось проявить себя.
Как я обрадовался, увидев свою фамилию в списках зачисленных на учебу! И тогда твердо сказал себе: “Ну, Михаил,
теперь “добраться до неба”, стать летчиком зависит только от
тебя”. Старался, как мог, познавал теорию полета, учился летному делу. Готов был сутками не вылезать из кабины, сдуть
каждую пылинку с самолета. Вместе с овладением техникой
воздухоплавания мы, учлеты, впитали в себя законы воздушного братства, по которым большинство из нас прожили до
глубоких седин.
В 1938 году, после окончания учебы, я получил назначение
в создавшийся тогда Челябинский авиаотряд. На самолете У-2
доставлял пассажиров и почту в Усть-Уйку, Куртамыш, Звериноголовское, Глядянку, Половинное и другие районные центры. Каждый прилет в эти места был для меня и для жителей
целым событием. Приходило посмотреть на самолет и летчика
много народу, особенно пацанвы.
В одном из таких рейсов в станицу Звериноголовскую я
встретил свою судьбу, молодую учительницу Машу Галявинскую, любовь к которой, как к жизни, помогала мне многое преодолеть.
Свадьбу справили мы в ночь на 22 июня 1941 года, а утро
помни войну 51
развело нас на четыре года войны. Сколько за это время воды
утекло – не измерить. И пережитого – тоже.
Из опытных летчиков Гражданского Воздушного Флота было
создано особое авиасоединение. Получили новые У-2 – и под
Москву. Шел ноябрь 1941 года. Немецкие полчища рвались к
столице. Положение было наисложнейшим для нашей Родины. Но собрался воедино весь наш народ. Сотни тысяч жителей Москвы и Подмосковья ежедневно копали окопы и противотанковые рвы. Шли к передовой отряды народного ополчения. Все это было видно нам, летчикам. Такого энтузиазма
и патриотизма людей гитлеровцы и предположить не могли.
Они ведь привыкли побеждать армии, а не народы, а тут на
оборону встала вся страна.
Какие только задания не приходилось нам выполнять: бомбить наступающие колонны гитлеровцев и их тылы, вести разведку и поиск наших частей, попавших в окружение, доставлять им боеприпасы и продовольствие, вывозить раненых.
Кстати, гитлеровцы и самолеты У-2, ПО-2 в расчет не брали. Считали, что они никакой опасности для вермахта не представляют. А уже осенью 1941 года вынуждены были учредить
награду “Железным крестом”, кто собьет “русфанер”, как презрительно называли У-2 немцы. Были учреждены и высокие
денежные награды, отпуска домой за сбитые эти “безобидные” самолеты, которые буквально ходили по головам фашистской пехоты.
Но что, казалось бы, можно было перевезти на безоружном крохе У-2? Сейчас не могу без содрогания вспоминать
полеты к окруженцам. Молящие глаза бойцов и просьбы – отвезти на “большую землю” письмецо родным. Люди, понимая
обстановку, другого и не просили. И я понимал их всем сердцем и душой, потому что сам старался черкнуть родным и
Машеньке в каждую свободную минуту и с трепетом ждал вестей от них. Без этой связи, от неизвестности люди страдали,
как от тяжелейших ран. Доставка и отправка фронтовой почты расценивались, как боевой груз. Каждая благоприятная
весточка утраивала силы бойца.
Доставлять приходилось и трагические, секретные приказы командирам частей, попавшим в безнадежное положение
– пробиваться к своим мелкими группами и поодиночке, а им
52 помни войну
лично на самолете прибыть в штаб фронта. Чаще всего в таких
случаях в самолет по приказу командующих садились раненые или штабные офицеры, а сами командующие оставались с
бойцами, чтобы разделить вместе с ними судьбу и участь окруженцев.
Не забуду высочайший, душевный подъем, когда фашистским армиям был нанесен жестокий удар под Москвой, и немцы начали отступать. Мы готовы были летать и летать, летать
днем и ночью, чтобы громить и гнать этих стервецов.
Мы базировались на льду озера Селигер. И оттуда летали
на преследование отступающих фашистов. Бомбили, бросали специальные зажигательные устройства с высоты до 100
метров на отступающих гитлеровцев. Их трупами были буквально усеяны все дороги отступления.
Мне не пришлось участвовать в боях под Сталинградом,
может быть, поэтому я считаю, что сердцевина победоносности фашистского вермахта сломалась именно под Москвой.
Советские войска и наши люди именно здесь обрели веру, что
им по плечу ломать хребет фашистским отборным полчищам.
Этот дух и настрой в нашем ощущении стал просто неистребимым. В пору этой эйфории я получил первый суровый и жестокий урок. Как-то в феврале 1942 года, успешно выполнив
задание, мы с командиром звена Федей Фетисовым возвращались на аэродром. Уже пошли на посадку. Откуда ни
возьмись, немецкий “Фокер”. Налетел, как коршун, клюнул и
сбил мой самолет. Высота была мизерной Фетисова выбросило из кабины, но очень удачно, а я потерял сознание от сильного сотрясения головного мозга. Лежал в госпитале.
А лето сорок второго снова было тяжелым для наших частей и фронтов. Снова пришлось часто летать в тыл врага, то к
партизанам, то в расположение окруженных наших частей. Как
раз такое задание я получил 19 июня 1942 года – лететь под
Ржев, доставить боеприпасы окруженцам 39-й армии. Под
Ржевом в отчаянном положении находилось много наших
войск. Задание мы тогда успешно выполнили. Правда, один
из самолетов звена был сбит еще в начале полета. Я же около трех часов ночи взлетел и возвращался обратно с двумя
офицерами штаба.
На рассвете при подлете к линии фронта самолет попал в
помни войну 53
луч прожектора и под жестокий зенитный огонь и прямым попаданием снаряда был сбит. Тяжело ранен был и я. Уцелели только потому, что высота была небольшой, а самолет упал на густой березовый молодняк у кромки болота.
Уцелели все. Штабисты вытащили меня из кабины с перебитой ногой, взяли карту, документы и мой наган и отправились на поиски партизан. И вовремя. К месту нашего падения
прибыли немцы. Они обшарили мои карманы, кабину самолета. Ничего не нашли и вскоре удалились, посчитав что я
уже не жилец, а, может быть, и приняли за мертвого. На меня
временами накатывало беспамятство.
Когда я приходил в себя, то меня не покидала мысль: как
Маша встретит весть о моей гибели? Превозмогая боль в перебитой ноге, которую лыком перетянули мне штабисты для
уменьшения кровотечения, попытался ползти. Несколько раз
терял сознание. Упорство возросло, когда почуял запах дыма
и услышал лай собак, а потом и разглядел маячившие вдали
крыши домов. Сколько времени я полз до них – не знаю: помню вначале меня малость поднесли к селу красноармейцы,
потом увидел двух женщин и попросил их сказать обо мне
партизанам. Они меня занесли в помещение, где уже были
раненые. Какие-то люди, осмотрев рану, сказали, что нужна
срочная операция, но для нее у них нет ни условий, ни медикаментов и инструмента. Я лежал и не понимал, где я? “Неужели плен?!” - стучало в мозгу.
В тот же день немцы начали свозить раненых в специальный концлагерь в Ржеве. Он находился на открытой площадке у железной дороги. Через два дня у меня началась гангрена, дикие боли. На предложение лагерных врачей-военнопленных я дал согласие на ампутацию ноги выше колена без
наркоза. Другого пути не было. Решились провести этот эксперимент хирург Малинин и медсестра Аня Пархомова. Вместо хирургического инструмента в дело пошла простая пила -
ножовка. От боли потерял сознание, пришел в себя, как мне
потом сказали, только на третьи сутки. Через боли и муки начал возвращаться к жизни, с надеждой все победить и вернуться к своим. Уверен, у многих были такие же мысли, когда
они шли на отчаянный шаг. Но чтобы это сбылось, надо было
иметь наикрепчайшую волю и характер, особую страстность
54 помни войну
– превозмочь невыносимое. Надо сказать, выжить помогло то,
что Аня Пархомова делала перевязки еще много дней. Ей удалось добыть где-то стрептоцид, выпрашивать у кого-то кусочки
хлеба. Заботы за твое выживание у немецких лагерных служб
не было никакой. Особенно о пленных, искалеченных войной.
Они не являлись дармовой рабочей силой: чем их будет меньше, тем лучше Рейху. Просто эти “отходы” войны не успевали
“переработать” печи фашистских крематориев.
Началась моя жизнь – борьба в аду, сотворенном фашистами на земле. Её невозможно описать. Но и в адских условиях мы боролись. Борьба эта в первую очередь ощущалась в
поддержке друг у друга морального духа. Уже в концлагере
Саласпилс узнал, что в нем находятся летчики-истребители
Володя Грачев, Николай Гончаров и Женя Юппа. Летное братство жило и побеждало и в условиях дикого кошмара лагерей.
Все мы безногие, мечтали о побеге, держались вместе. Из
Саласпилса нас переместили в Дрогобыч. Лагерь располагался в бывшей тюрьме, где находилось много узников, только раненых-инвалидов 570 человек.
В 1944 году, когда наши войска стали теснить гитлеровцев,
фашистами было решено эвакуировать военнопленных. Способных передвигаться своим ходом погнали в Германию, а
инвалидов решили отправить в Люблин и сжечь в печах крематория. Слух об этом дошел и до нас. Началась подготовка к
побегу. Через военнопленных, кого отправляли на работу в
город, добыли полотна ножовок по металлу, смастеренные в
виде ножичков-ножовок, чтобы при отправке можно было выпилить отверстие в вагоне, выброситься, погибнуть, но не гореть в печи. При погрузке я и Женя Юппа оказались вместе, а
Грачев и Гончаров в другом вагоне. Как только поезд тронулся, мы начали пилить днище вагона. Пилили весь день, ждали ночи, чтобы на ходу вылезти. Но среди ночи началась
стрельба, состав остановился, слышалась беготня охраны и
лай собак. Побег из хвостового вагона был обнаружен. Беглецов расстреляли на месте. Началась проверка вагонов. Обнаружили и в нашем подготовленный лаз. Допрашивали, били
нас и всех подряд, но никто не указал зачинщиков этого дела.
Отверстие забили. Эшелон продолжил свой путь на Люблин.
Прибыли утром. С ужасом ждали выгрузки. Стояли весь день
помни войну 55
на путях. Когда слышали гул проходящих машин, замирали
все, думали, за нами. Но машины уходили, и снова наступала
какая-то пауза отупения. Эшелон не разгружали. Это же продолжалось и ночью. Под утро состав пошел дальше. Оказалось, что в Люблине одна из печей вышла из строя, другая не
справлялась с “переработкой” имеющегося контингента. Привезли нас в лагерь смерти Демблин, расположенный близ
Вислы. Но уничтожить не успели: советские войска 26 июля
1944 года неожиданно для фашистов штурмовали Демблин и
ворвались в лагерь смерти. Погрузили нас, калек, в студобеккеры и отправили в тыл, но по дороге попали под бомбежку.
Нашу машину перевернуло взрывной волной. Я остался жив,
но при падении сломал три ребра. В госпитале уже освобожденного нашими войсками Люблина нас, оставшихся в живых
бывших узников, лечили и доводили до человеческого вида.
Мы же были – кожа да кости, я весил чуть больше тридцати
килограммов. Потом лечился в госпиталях города Мозыря и
Люберцев. Шло настоящее возвращение к жизни. Я хотел вернуться в боевой строй и летать, мстить фашистам за муки ада.
На комиссии мне сказали: “Какой же ты летчик с протезом
выше колена”. Я упросил комиссию не демобилизовать меня,
а откомандировать обратно в часть, в которой я воевал до 20
июля 1942 года. И добился этого.
Началась борьба за возвращение в строй. Все понимали
мое стремление, но протез… хотя я много раз сбивал в кровь
культю, пока научился “прилично” на нем ходить. Буквально
выручил меня из беды главный штурман министерства Гражданского Воздушного Флота посоветовавший: “Давай, Левицкий, мы тебя направим учиться на штурмана – не за штурвалом самолета, но будешь летать”. Эту идею поддержали и в
инспекции по контролю за состоянием здоровья летчиков.
Многие мне помогали осуществить стремление подняться
снова в небо. Я окончил штурманское училище в Баку и стал
летать штурманом на самолете Ли-2 третьего отряда военной
транспортной авиации, который находился в городе Свердловске. Снова небо, я прокладываю курс воздушному кораблю, руковожу его взлетом, направлением в воздушном океане
и посадкой. Я снова в строю! Что еще может быть важнее и
выше этой победы над собой и над судьбой!
56 помни войну
В 1946 году нашу часть расформировали, а точнее демобилизовали. Я получил назначение в порядке повышения по службе и был направлен главным штурманом в Курганский 238-й
авиаотряд. Летал до 1956 года на самолетах ПО-2. С-2, С-3,
ЯК-12, Ан-2.

http://militera.lib.ru/memo/0/pdf/russi ... ynu_02.pdf



Изображение

Изображение

kzvalet
Капитан 3-го ранга
Капитан 3-го ранга
Сообщения: 8606
Зарегистрирован: Чт, 12 янв 2012 10:59:20

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение kzvalet » Ср, 06 янв 2021 18:03:40

19 мая 1957 года. 15 лет со дня пленения. Трудовые будни. Но как-то все еще ощущение — все кругом чистые, а ты — нет.
Там было все ясно. Есть враг. Есть товарищи. Идет война.
А тут? Тут все мои старания — попытка искупить совершенный грех.
В институте преподаватель военной кафедры вдруг говорит:
— Вам предлагается работа за границей, квартира в Москве.
— Я был в плену.
— Извините, забудьте, этого разговора не было.
Как-то в цеховом шуме и ритме возникла фигура в форме.
— Вы Удоденко?
— Я.
— Подпишите, — дает бумажку.
Кто такой? Какое отделение власти? Почему повелительно? Читаю. Человека по фамилии Федотов не знаю. В замешательстве.
— Так надо, подписывайте.
Бунтовать? В самом деле не помню Федотова.
Подписал.
До сих пор стыдно. Может, человек был хороший и попал в беду? Правда, если бы был активен, я бы помнил.
Прости! Смалодушничал. А что? Бороться? С кем?
Вот ведь знают, что грешен, повелевают…
Вдруг команда — явиться по такому-то адресу. В Николаеве было.
Встречает усталый майор с пропеллерчиком в петлице.
— Раздевайтесь, медкомиссия.
Чего ради? Почему повеление? Может, я не хочу! Или это не мое право? А какое у меня право?
В большой комнате человек десять в белых халатах. Четвертый говорит:
— Нет, с парашютом ему прыгать нельзя, давление 180!
— Одевайтесь. До свидания.
Гм…
Январь 1957 года. Звонок телефона: явиться в судебно-медицинскую экспертизу.
Эксперт:
— Где ранение?
Показываю в бок, даже слегка сзади. Еще с римских времен предосудительно — значит, показал врагу спину.
— Одевайтесь.
Через десяток дней (в выходной) к нам домой пришел крупный мужчина.
Что за сюрпризы кругом, никаких предупреждений!
— Николай Петрович! Поздравляю! Пришел вручить вам орден Отечественной войны второй степени! Я райвоенком, полковник… (такой-то).
С доставкой на дом?
Это был первый орден! Признание!
— За что?
— Формулировка общая — за храбрость, стойкость и мужество!
Мужик оказался крепким. Я три раза бегал в соседний магазин за поллитровками. Вот почему доставка на дом.
Конечно, радость, тепло на душе!
— Жаль, эксперт не подтвердил рану, была бы первая степень.
Говорят, настоящая награда та, что вручена на поле боя, «горячая».
Не мне спорить. Но ведь и та, что пришла через 13—15 лет после события, наверно, тоже не случайная, прошла многие инстанции, холодные и рассудительные.
То было тихое удовлетворение. Спасибо!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
с Ув.
Ранние указы за ранение
Возможен обмен предметов в моих темах
Все вопросы в личные сообщения

kzvalet
Капитан 3-го ранга
Капитан 3-го ранга
Сообщения: 8606
Зарегистрирован: Чт, 12 янв 2012 10:59:20

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение kzvalet » Вс, 07 фев 2021 17:35:21

Чудеса награждений
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
с Ув.
Ранние указы за ранение
Возможен обмен предметов в моих темах
Все вопросы в личные сообщения

Аватара пользователя
анархистик63
-Военный юрист-
Сообщения: 4368
Зарегистрирован: Пн, 12 ноя 2012 18:52:13

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение анархистик63 » Сб, 08 май 2021 20:44:19

kzvalet писал(а) Вт, 02 июн 2020 20:25:55:
анархистик63 писал(а) Вт, 02 июн 2020 20:05:44: :hi:
- интересный наградной!!! - фильм вроде был с подобным "сценарием"...
- ещё интереснее, советские войска не сбили немецкий самолёт, Не-III - бомбардировщик или всё-таки транспортник...
С Уважением Андрей :friends:
не то чтобы фильм, а кавалер из экипажа ГСС Девятаева Михаила Петровича
https://ru.wikipedia.org/wiki/Девятаев,_Михаил_Петрович

- с 29.04.2021 смотрим на всех экранах РФ , художественный фильм - "ДЕВЯТАЕВ" (главная роль П.Прилучный)...по мотивам ПОДВИГА, так скажем...
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Подняв ТТ в атаку первыми бросали юные тела. А сколь под звездами фанерными лежит нас с Буга до Днепра...


Аватара пользователя
БВС
Младший лейтенант
Младший лейтенант
Сообщения: 2252
Зарегистрирован: Ср, 28 сен 2011 20:07:09

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение БВС » Вс, 09 май 2021 06:26:46

kzvalet писал(а) Вс, 07 фев 2021 17:35:21: Чудеса награждений
Так может быть первоначально обозначили как предателя, а позже после проведения спецпроверки выяснилось, что не предатель. Раненый, например, попал в плен и с немцами не сотрудничал. Вот и наградили потом. Мало ли штампов навешивали на людей в годы войны.

Аватара пользователя
анархистик63
-Военный юрист-
Сообщения: 4368
Зарегистрирован: Пн, 12 ноя 2012 18:52:13

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение анархистик63 » Вс, 09 май 2021 09:21:52

kzvalet писал(а) Вс, 07 фев 2021 17:35:21: Чудеса награждений
:hi:
- интересно, что являлось основанием для (официальной) формулировки: "перешел на сторону врага";
- я так полагаю, как минимум д.б. приказ об ислючении из рядов РККА и некие сведения о переходе на сторону врага (донесение, обвинительный акт, приговор и т.д.);
- кто знает, такие м.с. непроверенные данные и в настоящее время имеются на оф.сайтах!?
С Уважением Андрей.
Подняв ТТ в атаку первыми бросали юные тела. А сколь под звездами фанерными лежит нас с Буга до Днепра...


aligor
Старшина 2 статьи
Старшина 2 статьи
Сообщения: 483
Зарегистрирован: Вт, 20 июн 2017 19:47:00

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение aligor » Чт, 19 авг 2021 12:52:42

Подниму тему.
Абзалов Гумер Абзалович. Рядовой, стрелок 725 сп. Тяжело ранен в левое плечо, ногу и в левый висок с потерей глаза. В тот же день подобран в бессознательном состоянии немцами. Работал на торфоразработках. В начале мая 1945 года бежал. Скрывался в лесу 3 дня. Задержан англичанами и передан Советским войскам. Награжден Указом ПВС СССР от 27.01.1958 г. орденом Слава 3 степени.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

aligor
Старшина 2 статьи
Старшина 2 статьи
Сообщения: 483
Зарегистрирован: Вт, 20 июн 2017 19:47:00

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение aligor » Чт, 19 авг 2021 12:57:23

Иваненко Григорий Иванович. Сержант, начальник радиостанции 79 отдельного батальона связи 49 стрелковой дивизии. Награжден медалью За отвагу по Указу ПВС СССР от 14.04.1958 г. Наградного листа в ЦАМО к сожалению не нашли. В Удостоверении допущена ошибка в дате Указа.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

aligor
Старшина 2 статьи
Старшина 2 статьи
Сообщения: 483
Зарегистрирован: Вт, 20 июн 2017 19:47:00

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение aligor » Чт, 19 авг 2021 13:10:21

Еще один интересный факт. Бывшим пленным медали За победу над Германией вручали тоже в 1957-58 годах.
Батьков Иван Алексеевич. Рядовой, стрелок 95 сп Карельского фронта. 15.09.1941 года ранен в левую лопатку и в бессознательном состоянии попал в плен. Содержался в лагере военнопленных в г. Киркенес (Норвегия). Освобожден англичанами. Награжден по Указу ПВС СССР от 27.01.1958 г. орденом Слава 3 степени. Удостоверение к медали ЗПНГ выдано 19.11.1957 г.

Изображение

Изображение

Изображение

aligor
Старшина 2 статьи
Старшина 2 статьи
Сообщения: 483
Зарегистрирован: Вт, 20 июн 2017 19:47:00

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение aligor » Чт, 19 авг 2021 13:21:18

Боярсков Лазарь Варфоломеевич. Рядовой, сапер 831 гсп 302 сд 51 Армии. Награжден медалью За боевые заслуги по Указу АВС СССР от 21.08.1958 г. Удостоверение к медали ЗПНГ выдано 08.12.1959 г.

Изображение

Изображение

aligor
Старшина 2 статьи
Старшина 2 статьи
Сообщения: 483
Зарегистрирован: Вт, 20 июн 2017 19:47:00

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение aligor » Чт, 19 авг 2021 13:33:33

Трусов Степан Александрович. Рядовой. По немецким данным пленен в Одессе 21.10.1941 года. Содержался в лагере № 5/12 г. Бендеры. 12.01.1944 отправлен в Тираспольскую больницу. По данным учета в ГУК служил в 1002 сп 305 сд. Пропал без вести в феврале 1942 года.
Данных о награждении Указами по бывшим военнопленным нет. Медалью ЗПНГ награжден 20.08.1959 г.

Изображение

Изображение

Изображение

aligor
Старшина 2 статьи
Старшина 2 статьи
Сообщения: 483
Зарегистрирован: Вт, 20 июн 2017 19:47:00

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение aligor » Чт, 19 авг 2021 13:45:53

Ялышев Ибрагим Юсупович. Рядовой, минометчик Служил в 55 А. По данным на сайте "Память народа" попал в плен не позднее 17.09.1942 г. После освобождения из плена и прохождения поверки служил в 18 азсп. Уволен в запас 21.12.1945 года. Данных о награждении Указами по бывшим военнопленным нет. Медалью ЗПНГ награжден 06.07.1959 года.

Изображение

Изображение

трак
Мичман
Мичман
Сообщения: 1567
Зарегистрирован: Вт, 07 сен 2021 11:38:23

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение трак » Вс, 30 янв 2022 12:25:36

Интересно.
Тоже у себя поищу.
Мои ставки действительны 48 часов.

трак
Мичман
Мичман
Сообщения: 1567
Зарегистрирован: Вт, 07 сен 2021 11:38:23

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение трак » Ср, 02 фев 2022 10:09:55

Изображение

Изображение

Изображение
Мои ставки действительны 48 часов.

трак
Мичман
Мичман
Сообщения: 1567
Зарегистрирован: Вт, 07 сен 2021 11:38:23

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение трак » Ср, 02 фев 2022 11:10:04

Изображение

Изображение
Мои ставки действительны 48 часов.

Аватара пользователя
Андрей Студент93
Я новичок на форуме!
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Чт, 21 май 2020 18:46:24

Re: "Об устранении последствий грубых нарушений законности в отношении бывших военнопленных"

Сообщение Андрей Студент93 » Вс, 13 фев 2022 02:55:09

Немного не в тему, но наградной уникальный.

Изображение


Вернуться в «Вопросы истории и фалеристики»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 16 гостей