Как-то я смотрю. участники форума бойко используют слово "фалера" ставшее жаргонным для обозначения всего носимого металла - от значков до госнаград, по моему, не догадываясь о его значении и возникновении.
Между тем "фалеры" (ед .ч. "фалера" или "фалер"), давшие название нашей прикладной вспомогательной исторической дисциплине "фалеристике" имеют вполне конкретный смысл как составная часть системы наград древнеримской армии
Наград в Риме было много - тут и короны, венки, ожерелья, браслеты и, собственно, фалеры - круглые стеклянные (в металлической оправе), бронзовые (часто позолоченые) и серебряные знаки отличия, крайне редко - золотые, которые крепились с помощью кожаных креплений к доспеху военнослужащих. Фалер найдено немного - в музеях около несколько сотен, ну и тысяча-полторы в частных коллекциях, так что это большая редкость и удача найти хотя бы одну из них.
В период республики воинские знаки отличия раздавались по большей части на основе индивидуальных заслуг, невзирая на ранг. В эпоху империи некоторые награды были предназначены только для определенных рангов, и первоначальный смысл награды был забыт. Так, короной навалис награждались только люди рангом не ниже консуляра, и она уже не имела никакого отношения к морю и кораблям. Корона обсидионалис, дававшаяся за спасение армии, по самому своему происхождению предназначалась только командиру. Неясно, присуждалась ли она в эпоху империи — однако Плиний утверждает, что Август получил такой венок. Последним, о ком точно известно, что он награждался таким венком, был Сулла. Корона цивика сохранила свое прежнее значение и, как и при республике, присуждалась тому, кто спас жизнь гражданину на поле битвы. А вот корона муралис и корона валларис сделались чисто декоративными, никак не связанными со взятием стены или укрепления. Последние две в эпоху империи делались из золота и не могли быть присуждены никому ниже центуриона. Однако простые солдаты могли быть награждены фаларами, шейными обручами-"гривнами" и браслетами (armillae). Все эти знаки, похоже, кельтского происхождения. Центурион обычно награждался как солдатскими знаками, так и золотыми коронами.
Центурионы первого ранга и младшие трибуны могли также быть награждены серебряным копьем (hasta pura). Существовал также простой золотой венок (corona aurea), которым награждались офицеры от центуриона и выше. Старшие трибуны могли рассчитывать на два золотых венка, два серебряных копья и два маленьких золотых штандарта (vexillum). Легаты легионов могли получить по три таких знака отличия, а проконсулы, наместники провинций — по четыре.
Изображения взяты с сайта http://southklad.ru/forum/viewtopic.php?t=10764
ниже - данные с сайта http://www.proza.ru/2014/06/25/1301
"В Государственном Московском Историческом музее в зале № 6 хранится большой выпуклый золотой фалер (диаметр 20 см) с необычной мифологической сценой на поверхности. В том же зале представлены большие и маленькие серебряные и бронзовые фалеры, украшенные разнообразными геометрическими рисунками. Их обнаружили в могильнике возле станицы Северской в Закубанье. В Новочеркасском музее истории Донского Казачества представлены «сарматские» фалеры. Эти круглые серебряные диски (диаметр 24 см) вначале были оттиснуты на деревянной матрице, затем рельефные детали изображений были дополнительно проработаны чеканом и позолочены. Другим примером может служить экспонат Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника – это золотой фалер (диаметр 14,5 см), который обнаружили в кургане возле Могильника «Дачи». Эти и многие другие находки относят к большой группе эллинистических изделий, которые различными путями попадали в среду кочевников европейского степного пояса, но в основном, во время военных походов и стычек с соседними племенами и отрядами римской армии.
Сравнительно много фалер было найдено в Германии, на месте бывшего римского военного лагеря Castro Vetera (в настоящее время деревенька Битен, южнее города Ксантен). На их поверхности среди растительного орнамента выделяется высокий горельеф некой особы. Различима и нацарапанная надпись, которая гласит: «Plinio praef (ecto) eq(uitum)», что в переводе с латинского означает «в то время, когда Плиний был префектом всадников». По всей вероятности, этот фалер из посеребренной бронзы (диаметр 10,5 см) был изготовлен в I веке н.э. для всадников, служивших в римской коннице под командованием Плиния Старшего (23/24 - 79 н.э.). Историк и писатель, он командовал римской конницей на Рейне. Он также руководил флотом у мыса Мизен в Неаполитанском заливе, где погиб, участвуя в спасательных работах во время извержения Везувия. Отсюда видно, что древние римляне тоже украшали сбрую своих лошадей фалерами, переняв эту традицию у покоренных ими народов. Однако у римлян фалеры являлись не только конским украшением, но и знаками отличия богатого римского сословия «всадников», наряду с золотым кольцом-печаткой – знаком отличия еще более привилегированного римского сословия «сенаторов». А своей обувью с украшением в виде полумесяца из слоновой кости отличались «патриции» – родовитые римляне. Со II века до н.э. фалерами стали награждать римских воинов за личное мужество и отвагу. Очень часто фалеры обнаруживают сразу по 5, 7 или 9 штук. Это позволило предположить, что они жаловались заслуженным воинам в комплекте. В то время центурионы украшали большими дисками свою грудь как «современными медалями»; рядовые легионеры подвешивали маленькие бляшки к военному поясу, что напоминало своеобразный «фартук». Фалерами награждались целые воинские подразделения, которые водружали их макеты на древко своих знамен, где они походили на большие плоские «тарелки» и «полумесяцы».
Удостоенному такой награды воину или воинскому подразделению предоставлялись все положенные в этом случае привилегии: повышение по службе, увеличение жалованья, освобождение от изнурительных лагерных и строительных работ. При увольнении центурион мог присоединиться к богатому сословию римских всадников, то есть подняться на одну ступеньку выше по социальной лестнице. Это была довольно высокая награда того времени. Кроме фалер в римской армии существовало много других наград и поощрений для доблестных солдат, офицеров, военачальников и самого римского императора. Все они, за редким исключением, первоначально являлись трофеями, снятыми с поверженного врага во время многочисленных войн, что вел Рим. Но на их основе римляне создали и развили стройную наградную систему, которой не было аналогов в древнем мире.
Разнообразие наград хорошо видно на погребальных стелах римских воинов. По сложившемуся в Риме обычаю на них гравировали барельеф заслуженного воина со всеми регалиями власти или ранга, и всеми полученными им за время службы знаками воинского отличия (лат. dona militaria). Даже памятные эпитафии на погребальных стелах служили прославлению воина. Ведь испокон веку римляне руководствовались во всех своих делах девизом «Virtus», в который они вкладывали понятие «добродетели, соединявшей в себе военное мужество с ревностным исполнением гражданского долга». Военная слава и почет считались наградой за мужество и доблесть, и открывали для них путь к должностной карьере, успехи в которой делались источником еще большей славы. Древнегреческий историк Полибий (ок.201 – ок.120 до н.э.) во «Всемирной истории», в 3-ем томе, глава 39, утверждал: «…солдаты, удостоенные подобных наград, помимо того, что слава о них идет в лагере и теперь же достигает родины, участвуют в торжественных процессиях со знаками отличия; носить подобные украшения может лишь тот, кого консул наградил ими за доблесть; в домах своих они кладут снятые с неприятелей доспехи на самых видных местах, как памятники и свидетельства своей доблести».
Примером тому служит одна из погребальных стел, находящаяся в Боннском музее. Памятная надпись гласит, что она поставлена «в честь Марка Целия, сына Тита из трибы Лемония, уроженца Кельна, центуриона I ранга XVIII легиона, в возрасте 53 лет, погибшего вместе с Квинтилием Варом». На ней изображен воин с регалиями центуриона (палка из виноградной лозы, бронзовые доспехи, плащ с двумя фибулами) и всеми наградами, полученными им за доблесть и мужество, проявленные в боях – шейный обруч на ленте, 2 браслета, венок и фалеры.
Фалеры, что на груди центуриона, подобны тем, что находятся в Романо-германском центральном музее города Лауэрсфорт, (Майнц) Германия. Это - круглые диски (диаметр 10,5 – 11 см.) из покрытой золотом бронзы с односторонним рисунком на аверсе. На поверхности представленных фалер - барельефные изображения духов подземелья и многочисленных богов (армейских гениев), которые считались в ту пору сакральными символами и оберегами. Это - Юпитер, Марс, Минерва, Аполлон, Геркулес, Вакх, Фавн, Диана, Лар, Сатир, Селена и другие. Обычно их представляли в обличии медузы-горгоны, амура, молодого юноши, красивой девушки, женщины, мужчины и мужественного старца. Встречаются и другие рисунки на поверхности фалер. Это - геометрические и растительные узоры, сцены из мифологии, различные символы и аллегории, архитектурные сооружения, триумфальные квадриги, трофеи, изображения младенцев, царствующих особ, их родственников, а также изображения зверей и фантастических существ.
Наиболее редкими считаются фалеры из металла с «ажурной» поверхностью. Также редки фалеры из стекла и полудрагоценных камней – геммы. Эти тонкой работы произведения искусства вставляли в оправу и носили чаще всего на золотой цепочке как кулоны. Подобно им носили и большие золотые монеты - медальоны, например: победный ауреус (лат.aurum - золото) с изображением того или иного римского императора. Такого вида фалеры, конечно же, уже не являлись украшениями конской сбруи. Их отличал и совершенно другой способ крепления – петелька для цепочки и поперечные бороздки на оборотной стороне для удержания оправы. А в случае с «ажурными» фалерами применялась клепка на кожаный части военного обмундирования, например, балтеус (военный пояс). Они служили наградами, которые вручал император особо отличившимся военным за боевые заслуги или приближенным должностным лицам за верную службу. Над их изготовлением трудились искусные мастера ювелирного дела и художники-гранильщики".
Другие награды:
Венки
По правилам Древнего Рима каждый значимый подвиг в бою должен быть отмечен венком. Именно поэтому венков, конечно, было не три вида, а значительно больше. Тут были и простые, из лаврового, дубового листа или цветов, и дорогие, с золотыми листьями. К каждому венку шли ленты, которые значительно повышали значимость награды. Венки не всегда одевали на голову, иногда их просто носили на шее на цепи из золота.
1 – венок за спасение товарища.
2 – венок за спасение триумфатора.
3 – этот венок вручался солдатами своему полководцу, который вывел их из опасного положения в бою.
Короны
4 – корона за взятие крепостной стены (Corona Muralis).
5 – корона за захват вражеского корабля (Corona Navalis).
6 – корона за взятие полевого укрепления (Corona Vallaris). http://korki.lol/nagradyi-rimskoy-armii ... nego-rima/