Страница 1 из 1

Музей подводной археологии.

Добавлено: Ср, 11 фев 2009 18:56:06
Papa-vodolaz
О сокровищах, которые хранят воды Балтики, историки и подводные археологи могут рассказывать часами. Судоходство в этом регионе насчитывает почти 2000-летнюю историю, ибо именно здесь пролегает один из самых активных торговых путей мира.
Седая древность в памяти хранит времена, когда сюда заглядывали дракары викингов. Холодные и опреснённые воды региона, а также химический состав воды, являются естественным консервантом лежащих на дне, уникальных свидетелей прошлого, десятки тысяч не зарегистрированых и неохраняемых памятников подводной археологии. В ближайшее время в Кронштадте будет открыт, первый в истории России, музей подводной археологии, о создании которого давно задумывались аквалангисты проекта " Подводное наследие России ", мечтающие поднять со дна Балтики затонувшие в далёкие времена фрегаты.
Некоторые экспонаты уже извлечены на поверхность и ждут своего часа для размещения на стендах музея. Это и возвращённые из морской пучины бутылки, увенчанные 2-главым орлом, и звонок адмирала с фрегата " Гремящий ", и даже - корабельный светильник. :diver:

Re: Музей подводной археологии.

Добавлено: Ср, 11 ноя 2009 23:38:45
Duck
музей уже работает https://visitkronshtadt.ru/ekspozitsiya ... kheologiya
но судя по содержанию, это жалкие остатки от того что было поднято. Остальное по домам и гаражам лежит.

Re: Музей подводной археологии.

Добавлено: Ср, 14 апр 2021 22:44:09
Papa-vodolaz
Музей подводной археологии в Кронштадте

Музей истории Кронштадта расположен в двух зданиях. В здании на Якорной площади размещена краеведческая экспозиция, а в здании старой водонапорной башни на ул. Ленинградской главной темой стала подводная археология. По мнению современных историков, Балтийское море является бесценной кладовой истории, где до сих пор сохраняются уникальные экспонаты прошлых эпох.
Экспозиция «Подводная археология» приоткрывает завесу тайны. В залах музея собраны сотни уникальных экспонатов, поднятых водолазами. Здесь гости смогут познакомиться с историей кораблестроения и судоходства. В витринах представлены предметы морского быта, керамика, детали судового интерьера и экстерьера, относящихся к концу XVII – середине XX века. Центральное место в музейном пространстве занимают два крупных фрагмента корпуса линейного корабля «Портсмут» (1714–1719 гг.), дающие представления о том, как строились корабли во времена правления Петра I.
Экспозиция расположена в здании бывшей водонапорной башни первой половины XIX века (ул. Ленинградская, д. 2).
( на фото: здание старой водонапорной башни ) :ded:

Re: Музей подводной археологии.

Добавлено: Ср, 14 апр 2021 22:49:29
Papa-vodolaz
Кронштадт - город моряков. Здесь строились и вооружались корабли, из его гаваней и с рейдов уходили в дальние походы фрегаты, шлюпы, крейсера. Некоторые из кораблей так и остались в море. А память о них долгими годами хранили семьи и товарищи погибших моряков. Поэтому именно в Кронштадте была начата подготовка к созданию первого на Северо-западе России Музея кораблекрушений (Музея подводной археологии).
Первым шагом на этом пути являлась выставка "История кораблекрушений", созданная в 2009 году на основании уникальных предметов, поднятых с затонувших кораблей во время поисковых экспедиций проекта "Подводное наследие России".
Экспозиция подводной археологии рассказывает об истории кораблекрушений. Здесь представлены артефакты, поднятые с линейного корабля "Портсмут", фрегата "Олег", броненосца "Гангут" и других боевых кораблей и торговых судов. Предметы вооружения, быта, посуда, обувь, инструменты и личные вещи моряков и пассажиров затонувших судов пролежали на дне несколько столетий и являются свидетелями ушедших эпох. В одном из залов сегодня собираются материалы для создания достойной экспозиции в память о 54-пушечном линейном корабле "Портсмут", разбившемся на Лондонской мели близ острова Котлин в 1719-м году :ded:

Re: Музей подводной археологии.

Добавлено: Ср, 14 апр 2021 23:43:45
Papa-vodolaz
Экспозиция компактно поместилась в двух залах бывшей водонапорной башни первой половины XIX века. Находки обнаружились большие и малые (от топора до останков судна) с временным диапазоном от начала XVII по середину XX века. Дополнили общую палитру картины и исторические справки.
Прогуливаясь по залам, гость получает не только информацию о погибших судах, но и представление об ушедшей эпохе — сохранившиеся предметы быта и интерьера способствуют этому как нельзя лучше.
На дне Балтики, в настоящее время, обнаружено более двухсот затонувших кораблей разных эпох. Но поднять их на поверхность не представляется возможным , т.к. при контакте с воздухом фрагменты начинают стремительно разрушаться, и консервация без потерь практически нереальна.
Но история создания подводно-археологической экспозиции получит продолжение в виде грандиозного проекта, в Петровском доке Кронштадта планируется оборудовать вторую часть музея — подводные залы для морских объектов, где корабли не придется поднимать на поверхность .
В России все музеи подводной археологии можно пересчитать по пальцам одной руки, а комплексных научно-исследовательских центров и вовсе нет. Тем более это странно для морской столицы России – Петербурга, расположенного на берегах древнейших водных транспортных маршрутов. Центр подводных исследований Русского географического общества одной из главных своих целей видит создание в Кронштадте на территории Дока Петра Великого Музея подводной археологии, который станет прикладной частью научно-исследовательского центра.
В экспозицию музея, который с легкой руки журналистов уже окрестили Музеем затонувших кораблей, что отчасти верно, войдут артефакты со дна Мирового океана, а также останки судов, найденные в ходе экспедиций ЦПИ РГО.
Идея об использовании Петровского дока обсуждалась в профессиональных музейных и реставрационных сообществах довольно давно. Грандиозный памятник, яркий пример гидротехнических сооружений первой половины XVIII столетия – Петровский док – был заложен в Кронштадте еще при главном царе-мореходе — Петре Первом. Он предназначался для ремонта кораблей и считался тогда передовым техническим объектом.
Увидеть открытие дока императору, увы... Петру было не суждено. Строительство завершилось лишь в 1752 году. Еще спустя несколько десятков лет здесь же установили первую в России паровую машину для откачки воды, благодаря которой появилась возможность осушать канал и бассейн значительно быстрее. Примечательно, что Петровский док проработал по своему прямому назначению вплоть до XXI века, потом около десяти лет простоял в запустении и лишь недавно стал филиалом Музея истории Кронштадта. Теперь док XVIII века должен стать уникальным музейным и научным комплексом благодаря активному сотрудничеству музейщиков, реставраторов и представителей Центра подводных исследований Русского географического общества.
Согласно проекту, который разрабатывается петербургским институтом «ЛЕНПРОЕКТРЕСТАВРАЦИЯ», Петровский док будет отреставрирован, разделён на экспозиционные секции и укрыт гигантским стеклянным куполом. Прежде всего это позволит обеспечить лучшую сохранность самому доку, как объекту культурного наследия федерального значения. Верхний уровень перекрытого дока будет приспособлен под тематические и контекстные экспозиции. Для осмотра главных объектов музейного комплекса нужно будет опускаться под воду. Это принципиально важный момент. Дело в том, что суда, долгое время пролежавшие на дне моря, при подъеме на воздух и соприкосновении с кислородом начинают необратимо разрушаться. Создание в Петровском доке с его каналами и резервуарами Музея подводной археологии позволит выставлять корабли «в естественной среде» – по принципу океанариума. Подобного нет ни в одном музее мира. Посетители смогут передвигаться по прозрачным галереям и рассматривать экспонаты так, как будто они все еще покоятся на морском дне. Одновременно с демонстрацией будет производиться и изучение объектов специалистами. Помимо музейной зоны под стеклянным куполом Петровского дока разместится научный кластер, включающий в себя исследовательские, реставрационные и консервационные отделения, учебные классы, конференц-зал, лаборатории и библиотека.
Для того, чтобы создать такой масштабный объект с учетом всех уникальных факторов необходим тестовый полигон – пробный участок подводного экспонирования. Его создадут при музее Истории Кронштадта в помещении городской водонапорной башни для проведения испытаний и отработки уникальной технологии демонстрации кораблей, находящихся в водной среде.
По планам новый Музей подводной археологии в Кронштадте откроется в 2022 году. И этот музей, без сомнения, станет интеллектуальным центром всей российской подводной археологии.
Формирование будущей коллекции музея и создание на его базе полноценного научного комплекса – это важнейшая часть культурно-просветительского направления в деятельности Центра подводных исследований Русского географического общества. Специалисты Центра будут подбирать для экспозиции потенциальные объекты, большая часть которых все еще покоится на дне Балтийского моря. Сейчас обнаружено уже около 200 подобных раритетов, некоторые из них обязательно найдут свое законное место среди экспонатов будущего Музея подводной археологии.

Re: Музей подводной археологии.

Добавлено: Чт, 15 апр 2021 00:38:09
Papa-vodolaz
"Портсмут" ( парусный линейный корабль 4-го ранга)
Корабль "Портсмут" был заложен по заказу О. Соловьева в июле 1714 года в Амстердаме и после спуска на воду в ноябре того же года вошёл в состав Балтийского флота России. 30 июня 1715 года в составе отряда покинул Амстердам и ушёл в Англию, а 31 мая 11 июня 1716 года прибыл из Англии в Копенгаген. Принимал участие в Северной войне. 30 июля 1716 года вошёл в состав российского флота, прибывшего в Копенгаген. С 14 -25 августа, находясь в составе четырех объединенных флотов России, Дании, Голландии и Англии, выходил на поиски шведского флота к острову Борнхольм в Балтийском море, а 22 октября 2 ноября прибыл с эскадрой в Ревель.
С 15 июня по 27 июля 1717 года входил в состав эскадры генерал-адмирала графа Ф. М. Апраксина, которая находилась в крейсерстве у берегов Швеции и принимала участие в высадке десанта на остров Готланд. 11 августа 1717 года присоединился к отряду капитан-командора Я. Фангофта и в его составе ушёл в крейсерство в Балтийское море, во время которого у Аландских островов была захвачена шведская шнява "Полукс", а 31 августа с другими судами отряда вернулся в Ревель, приведя с собой трофейное судно. В 1718 году выходил в крейсерство в Финский залив в составе эскадры. 15 мая 1719 года во главе отряда капитана 2-го ранга Н. А. Синявина ушёл из Ревеля на поиск судов противника. 4 июня принимал участие в Эзельском сражении и огнём орудий вынудил спустить флаги и сдаться 2 шведских судна: 34-пушечный фрегат "Карлскронвапен" и бригантину "Бернгардус". В июле 1719 года прикрывал переход гребного флота из Кронштадта к шведским берегам. 9 сентября в составе отряда вышел из Ревеля и взял курс на Кронштадт.
12 октября 1719 года попал в шторм и разбился на Лондонской мели у о.Котлин — остров в Финском заливе Балтийского моря, в 30 км западнее центра Санкт-Петербурга.

Re: Музей подводной археологии.

Добавлено: Чт, 15 апр 2021 01:10:49
Papa-vodolaz
"Память Балтики" — это подводно-археологическая экспедиция. Юридически она является общественной организацией, созданной еще в 1989 году и руководимой контр-адмиралом запаса Константином Антоновичем Шопотовым. После увольнения в запас он сформировал и стал бессмертным руководителем подводно-археологической экспедиции "Память Балтики". С 1989 г. - Президент этого общества, начальник и научный руководитель подводной археологической экспедиции "Память Балтики". За более чем 15 лет работы экспедиций найдено и паспортизировано 23 памятника истории и культуры РФ. К сожалению, Константин Антонович покинул нас 3 марта 2019 г
В акватории Балтийского моря, в целом и Финского залива в частности, сконцентрировано огромное количество исторических артефактов. Благодаря усердной работе в архивах на подводно-археологической карте региона появилось большое количество, более пятисот подводных объектов, которые требуют, по крайней мере, осмотра профессиональным археологическим сообществом. Архивные данные позволяют идентифицировать часть из них как конкретные исторические корабли, либо какие-то пристани, либо затонувшие части каких-то строений и т.д.
Например, линейный корабль "Портсмут", затонувший в 1719 г. Этим кораблем непосредственно занималась экспедиция "Память Балтики", под эгидой Русского географического общества.
Точные координаты гибели этого корабля обнаружил в архивах Андрей Лукошков ещё в 2010 г. После уточнения координат были произведены поисковые работы и на дне нашли судно, по всем параметрам совпадающее с "Портсмутом". Глубина там небольшая, примерно девять метров, поэтому корпус корабля очень сильно пострадал, он практически весь размыт штормами и льдами. Более-менее единым цельным куском обнаружена днищевая часть. Большую часть этого артефакта мы подняли 9 лет назад, и с тех пор учёные занимаются его консервацией.

Re: Музей подводной археологии.

Добавлено: Чт, 15 апр 2021 01:16:27
Papa-vodolaz
Фрагменты днища 54-пушечного линкора "Портсмут", разбившегося на Лондонской мели близ о. Котлин в 1719-м году и поднятые на поверхность, практически три века спустя.
Останки корабля занимают практически весь второй зал музея. Они наглядно демонстрируют особенности кораблестроения тех лет.
Там же, в экспозиции музея и стеклянные и керамические предметы обихода моряков. Среди них интересный, великолепно сохранившийся артефакт - жаровня-треножник конца XVII в. – начала XVIII в. (верхний снимок) :ded:

Re: Музей подводной археологии.

Добавлено: Чт, 15 апр 2021 14:29:59
Papa-vodolaz
Деревянные, керамические, стеклянные и железные артефакты 300-летней давности вновь увидели солнечный свет. ПОСЕЙДОН расстаётся с фрагментами из своих подводных тайников, да бы современный HOMO SAPIENS смог их лицезреть в экспозиции подводно-археологического музея в Кронштадте. :ded:
Предметы, поднятые с линейного корабля «Портсмут»:
1 фото - керамическая посуда, стеклянный штоф, луковичная и шестигранная бутылки;
2 фото - поливная керамика с линейного корабля «Портсмут», начало XVIII века ;
3 фото - керамическая тарелка (Германия, конец XVII века);
4 фото - книппели, рым от станка палубного орудия, пушечные ядра. (Линейный корабль «Портсмут», начало XVIII века)
5 фото - пушечные ядра 6 фунтов (начало XVIII века);
6 фото - книппель цепной и петля артиллерийского порта (начало XVIII века);
7 фото - книппель 6 фунтов (начало XVIII века;
8 фото - фрагмент абордажной пики (начало XVIII века);
9 фото - обувные пряжки и фрагмент пуговицы (начало XVIII века);
10 фото - ботинок (начало XVIII века)

Re: Музей подводной археологии.

Добавлено: Чт, 15 апр 2021 14:41:04
Papa-vodolaz
:)