Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Два мексиканца Леонара Фужиты
Фрачная наградная колодка из семьи графа Келлера
РГАНИ сегодня
Красноярская школа художественной керамики

Керченский пролив. ТАМАНСКИЙ п-ов. ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Модератор: Papa-vodolaz

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 20 окт 2021 17:30:05

ПОПОЛНЕНИЕ ЭКСПОНАТОВ МУЗЕЯ клуба поисковиков г.Тольятти "ЭПРОН"

Музей пополняется не только артефактами, поднятыми со дна, но и вот такими макетами.
В 2000 году, клубом было поднято орудие ЗИС-3. Во время проведения Керченско-Эльтигенской десантной операции, 4 ноября 1943г., паром из понтонов парка «В», в 16:40, подорвался на мине и затонул.
Те, кто был в Анапе, мог видеть эту пушку возле исторического музея. Теперь и у нас в музее будет эта пушка (хоть и в масштабе 1:72). Кстати и полуторку мы тоже на дне находили.
Рупор - находка со дна Волги в музее клуба "ЭПРОН"
А вы знали, что рупор — труба, предназначенная для направленной передачи звука, был изобретен в 1670 году англичанином Сэмюэлем Морландом? Вот теперь знаете... :ded:
На кораблях применялись рупоры длиной до 2 метров. Рупор длиной в 1,5 метра позволяет отчётливо передавать речь на расстояние до 1,5—2 километров. Слова, произносимые громким голосом в рупор длиной 5,5—7,5 метров, могут быть слышны на расстоянии до 5,5 км.

Среди экспонатов нашего музея появился такой рупор, поднятый членами клуба с затонувшего парохода.
Желающие могут не только его увидеть, но и крикнуть в это чудо человеческой мысли!

( по материалам архива клуба поисковиков "ЭПРОН". фото стендов музея клуба ) :ded:
Вложения
Sdde2CXajCo.jpg
ej7VAqO2o_c.jpg
IMG_0404-1-scaled.jpg
180748010_3861253603943153_5782871258890360926_n.jpg
180924936_3861253040609876_3050926161686065837_n.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 20 окт 2021 17:38:48

ЭКСПОЗИЦИЯ НАХОДОК КЛУБА НА КОНЦЕРТЕ ПОСВЯЩЁННОМ ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. 22.02.2017

в ДК «Тольятти» состоялся праздничный концерт посвящённый Дню Защитника Отечества.
Традиционно гостей и участников мероприятия встречала экспозиция клуба "ЭПРОН". Находки времён Русско-турецкой, Крымской, и Великой Отечественной войны
Макеты кораблей от Чемпиона России по бумажному моделированию Алексея Рыжова вызывали неподдельный интерес у всех без исключения.
Успехи поисковиков и результаты экспедиций, планы на будущее обсуждались со всеми желающими подробней узнать о деятельности клуба.

на 1 фото - Молодые кадеты на фоне модели «Петра Великого» (автор Алексей Рыжов)
Вложения
IMG_20170222_162110-scaled.jpg
IMG_8966-scaled.jpg
IMG_8953-1-scaled.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 20 окт 2021 18:02:35

КЛУБ СТАЛ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ КПДР ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ! 21.01.2018 г

В январе 2018г. решением президиума Конфедерации подводной деятельности России подводный клуб ЭПРОН стал Самарским региональным отделением КПДР.

экскурс в историю

История КПДР: Подводный спорт получил в СССР широкое развитие с 1959 года, когда была образована Федерация подводного спорта СССР (ФПС СССР). В в 1962 году подводный спорт включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию, к 1990 году в СССР 2500 спортсменам-подводникам было присвоено звание «Мастер спорта».
В 1959 году была создана Всемирная конфедерация подводной деятельности (CMAS), ФПС СССР вступила в эту организацию в 1965 году.
По инициативе ФПС СССР с 1967 года CMAS стала проводить официальные чемпионаты континентов и мира по плаванию в ластах и подводному ориентированию, с 1969 года стала регистрировать официальные мировые рекорды по плаванию в ластах.


19 мая 1992 года была образована Конфедерация подводной деятельности России (КПДР), ставшая правопреемницей ФПС СССР в CMAS. Первым президентом КПДР был избран Валентин Сташевский.
В настоящее время региональные структуры КПДР имеются в 49 субъектах Российской Федерации. 1 февраля 2018 года в Институте океанологии им. П.П.Ширшова РАН прошла отчетно-выборная конференция конфедерации, на которой избрано руководство КПДР в следующем составе: президент — Фазлуллин Сергей Маратович, почетный президент — Сташевский Валентин Григорьевич.

нижнее фото - логотип Самарского регионального отделения КПДР

верхнее фото - почётный президент КПДР Валентин Григорьевич Сташевский
Вложения
67825090_2404692226416263_6207320867731406848_n.jpg
SRO_KPDR.jpg
SRO_KPDR.jpg (28.84 КБ) 1321 просмотр
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Вс, 31 окт 2021 14:56:42

31 ПОДВОДНО-ПОИСКОВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ «ПОГРУЖЕНИЕ В ИСТОРИЮ» (АВГУСТ 2017)
Экспедиции подводно-археологического клуба г. Тольятти "ЭПРОН" на Чёрном море

Подводный поиск. При всей кажущейся романтике эти слова несут в себе скорей осознание того, что всё, что планировалось на протяжении многих месяцев может не дать абсолютно никакого результата. Потому к каждой такой экспедиции идёт долгая, рутинная подготовка. Мало того, что нужно в который раз «перелопатить» массу архивных источников, связаться с историками, археологами, поисковиками, официальными структурами, так ещё и предусмотреть техническое оснащение, соответствующее поставленным задачам.
Ранее клубом был приобретён ГБО (гидролокатор бокового обзора), но время диктует свои правила. Оборудование устаревает. Было решено обновить не только сам гидролокатор, но и плавсредство на котором он будет установлен. Наиболее оптимальным решением стал РИБ — лодка ПВХ с жёстким дном. Это и скорость выдвижения на большие расстояния, и плавность хода при сканировании.

Были сформированы несколько экипажей, перед которыми ставились конкретные задачи: по поиску, сканированию акватории, визуальному обследованию перспективных районов. Такое распределение позволило буквально в первые же дни обследовать значительную часть восточной оконечности рифа «турецкая стенка» и обнаружить на ней несколько деревянных фрагментов, прочесать несколько банок на рифе Кишла. Были обнаружены алюминиевые фрагменты, идентифицировать которые не удалось. Район отмечен как перспективный для дальнейшего обследования. Продолжилась работа на нашем «давнем знакомом» немецком торпедном катере S-102. Основным же местом работы в экспедиции стал разрушенный пароход, лежащий на одной из банок у входа в Керченский пролив (в восточной его части). Отметка о подводном препятствии есть на морских картах и ранее он был осмотрен керченскими дайверами. В некоторых источниках идентифицирован как пароход «Майкоп». Но ни описания объекта, ни других данных для подтверждения этой версии в открытых источниках представлено не было. Решили подтвердить эту информацию. Несколько лет назад мы обследовали один известный объект: транспорт «Кола», предположив, что это не он, а именно «Майкоп», но благодаря информации историка из Керчи Александра Бадякина о работе водолазов АСС КЧФ, наши предположения были опровергнуты — это действительно «Кола». Выходит нас «ждал» «Майкоп».
Вложения
flora-i-fauna-Chjornogo-morya-na-rife-Kishla.jpg
flora-i-fauna-Chjornogo-morya-na-rife-Kishla.jpg (44.5 КБ) 1188 просмотров
Ekipazh-poiskovogo-katera.-Kapitan-Savelev-V.-i-dezhurnyj-vodolaz-Ivanchenko-A.jpg
Ekipazh-poiskovogo-katera.-Kapitan-Savelev-V.-i-dezhurnyj-vodolaz-Ivanchenko-A.jpg (36.86 КБ) 1188 просмотров
e_31_002.jpg
e_31_002.jpg (45.26 КБ) 1188 просмотров
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Вс, 31 окт 2021 15:02:35

Пароход «Майкоп«. Принадлежность СССР. Грузовой пароход (по некоторым сведениям- танкер). Водоизмещение 398 брт.

19.11.41 г потоплен авиацией противника на переходе из Тамани в Новороссийск. Сведений о погибших нет. Архивные координаты 45°06’N 36°50’E. По сведениям гидрографии в данной точке останков судна нет. По некоторым слухам после войны поднят по частям АСС ЧФ и сдан на слом. На расстоянии 12 километров от архивных координат на грунте лежат фрагменты судна, состоящие из носовой части, и куска борта. Размеры судна, судя по обломкам около 50 метров. С большей долей вероятности можно утверждать, что данные обломки принадлежат пароходу «Майкоп». Глубина 11 метров, возвышение над грунтом 5 метров.

Обследование объекта началось с приборного сканирования дна, чтобы составить представление об его размерах и районе исследования. Картинка-сонограмма объекта . показала, что основной, самой большой частью судна, является его нос, точней форштевень, далее идёт разлом и по дну, на протяжении около 60 метров, расположены части судна с минимальным возвышением и отсутствием явных конструктивных форм. Это подтверждает версию, что пароход был частично поднят после войны. Как правило, в послевоенное время, при подъёме кораблей, ограничивались подъёмом лишь цельных частей и конструкций мешающих судоходству. В нашем случае судоходство в этой зоне ограничено природными рифами и в подъёме всего железа не было необходимости. Так-что на дне остался килевой набор, фрагменты разрушенных бортов и нос судна.
После того, как стала ясна масштабность объекта, был составлен детальный план его обследования. Первая группа должна была провести визуальный осмотр кораблекрушения, зафиксировать интересные детали на фото и видеокамеры, составить общее впечатление о степени опасности работы на объекте. Основное внимание уделить наличию взрывоопасных предметов, вооружения, травмоопасных конструкций. Следом за ней начала работу группа по составлению плана объекта, замерам отдельных конструкций и фрагментов. На удивление видимость на объекте была около десятка метров. Прозрачная вода бирюзового цвета, плюс большие стайки рыбок создавали впечатление, что объект находится в одном из тропических морей. Но красоты и обитатели моря мало интересовали исследователей. Работа кипела несколько дней. И вот на стол штабного шатра легла вся собранная информация.
Вложения
na-obekte.jpg
na-obekte.jpg (24.71 КБ) 1179 просмотров
e_31_picto.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Вс, 31 окт 2021 15:17:59

Данные первичного обследования объекта на траверзе м. Железный рог (предп. «Майкоп«)

Глубина в месте нахождения объекта до дна: 12,9 метров. Возвышение объекта над грунтом (высота форштевня) 9 метров.
Длина площади разброса обломков около 60 метров. Ширина предполагаемого корпуса более 8 метров.
Структура дна каменистая с небольшим присутствием песка из мелкого ракушечника.
Корпус металлический, набор из цельных, продольных листов высотой 1 метр. Количество 8 — 9 шт. Идут внахлёст сверху вниз. Клёпок нет. Форштевень вертикальный, завален по направлению к корме. Небольшой крен судна на левый борт. На носу по бортам клюзы без якорей, цепной ящик пуст. В носовом, подпалубном пространстве, моток толстого пенькового каната.
Баковая часть палубы (надстройки) отсутствует, по бортам следы разрушения. В носу длинный проём длиной 2 и шириной 1,3 метра. В подпалубном помещении леерное ограждение по направлению к корме и вертикальный, металлический трап. Скорей всего был расположен в носовом трюме. Далее идут полные разрушения конструкции корпуса. Визуально определяется кнехт, несколько иллюминаторов на металлических фрагментах борта, борта наборные, двойные, толщина судового набора в днищевой части около полуметра, расстояния между шпациями судна измерить невозможно, но они не менее 2-3 метров. В большом количестве трубки, трубы и части механизмов указывающие на присутствие паровой машины. Самой машины, надстроек, кормы, винто-рулевой группы обнаружить не удалось.

Объект расположен курсом 330 градусов (северо-северо-запад) — направление на вход в Керченский пролив. Корпус сильно оброс ракушками и прогнил. Предположительный момент затопления не ранее середины прошлого века.

Итак можно подвести первые итоги и провести сравнение с «Майкопом». Первое, что бросается в глаза это курс объекта. Направление в сторону пролива явно не стыкуется с курсом парохода «Майкоп». Тот шёл в сторону Новороссийска, на выход из пролива. Можно предположить, что уворачиваясь от бомб он маневрировал и лёг на обратный курс, но это маловероятно. Такой манёвр резко снижал скорость, что в момент авиаудара смертельно опасно. Второе, это размеры объекта. Они явно больше заявленных у «Майкопа». Пришлось вновь обратиться к историкам и архивным материалам. Оказывается в состав АГМП («Азовского Государственного Морского Пароходства») с 1922 по 1941 гг входили более сорока суден, но среди них числится только один «Майкоп»: 1922-1958 (бывш «Елена Куппа» 1893-1920,»Новый Мир» 1921-1922). По архивным данным этот пароход действительно потоплен авиацией противника. Углубившись в архивы находим информацию:
Паровая шхуна ЕЛЕНА КУППА, переименованная в МАЙКОП. Место постройки Австро-Венгрия. Год постройки 1893. Заводской номер 283.
Назначение: грузовые перевозки в бассейне Чёрного и Азовского морей. Материал корпуса сталь. Тип корпуса клёпаный. Днище одинарное. Главная палуба стальная. Тип надстройки одноостовная с рубкой. Материал рубки древесина.
Длина 56,38 м Ширина 8,83 м Глубина интрюма 2,74 м Осадка в балласте 1,22 м., в грузу 2,14 м Грузоподъёмность 405 т
Валовая вместимость 398 рег.т. Число грузовых трюмов - 2 Экипаж 14 чел.

Суда этого типа использовались в качестве тральщиков в составе Черноморского флота и вооружались четырьмя 45 мм орудиями, тремя пулемётами калибра 7,62 мм (или одним 20 мм орудием и двумя пулемётами калибра 12,7 мм), электромагнитным тралом и тралом Шульца.
Изменение названия: Т-2652 (1916 г), Т-365 (1918 г), ЕЛЕНА КУППА (1920 г), ЗЕЛЁНЫЙ ПАРТИЗАН (19201 г), НОВЫЙ МИР (1921 г), МАЙКОП (1922 г). Вывод из эксплуатации 19.11.1941 потоплено авиацией противника у Таманского полуострова в точке 45º06’с.ш.и 36º50’в.д., впоследствии поднят. 21.06.1944 г. переоборудован в электромагнитный тральщик ЭМТЩ — 516. Выведен их строя в 1958г.
Выходит, после подъёма «Майкоп» ещё более десятка лет бороздил морские просторы! Но без днищевого набора и форштевня это было невозможно. Если только судно не отстроили вновь, но упоминаний об этом нигде нет. Возникает тогда вопрос что же это за судно?!

Вновь обращаемся к архивам. Из частично поднятых есть несколько похожих. Один из них пароход «Восток». И размеры, и курс на Керчь, и даже части поднятые (оставленные на дне) дают надежду, что найден он.
Транспорт «Восток» 6 мая 1942 года с воинскими грузами снялся из Новороссийска в порт Камыш-Бурун. Его сопровождали два тральщика и два сторожевых катера. При входе в Керченский пролив «ВОСТОК» подорвался на донной мине, выставленной авиацией противника, переломился и затонул через несколько минут. Экипаж был подобран кораблями эскорта. Погибло 10 человек, спаслось 47. В 1976 году останки парохода подняли и передали на слом.
Очень похож нос с характерным возвышением и носовая каюта команды вроде на том же месте. Даже упоминание на «вход в Керченский пролив» похоже на наш объект, но… Александр Бадякин вновь предоставил документы указывающие на то, что подъём парохода «Восток» был осуществлён в центральной части Керченского пролива при очистке фарватера и подходных путей Керчь-Еникальского канала.
Вложения
e_31_VOCTOK_shema.jpg
e_31_VOCTOK.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Вс, 31 окт 2021 15:22:52

Судя по фото поднятых обломков, зарисовкам парохода на дне до подъёма, это не наш транспорт. Увы... Продолжим поиски.
Из затонувших в проливе, и частично поднятых, под исследуемое судно подходят несколько пароходов. Но какой из них наш ещё предстоит выяснить.
Есть предположение что это судно погибло в довоенный период или даже в период Первой мировой войны, но ни подтверждений, ни опровержений этой версии у нас нет. Пока исследования будут носить камеральный характер. Версиям, которые будут выдвинуты в этот период предстоит найти своё подтверждение уже в следующей экспедиции.

Часто нам задают вопрос зачем вам это старое, ржавое железо? К чему эти траты сил и средств? Думаю каждому стоит понять, что погибший в годы войны корабль мог унести с собой много жизней наших соотечественников. Это уже даёт право признать обломки корабля братской могилой. Только вот что это за захоронение? Чьи жизни оборвались вместе с этой грудой металла? Вот на эти вопросы мы и хотим найти ответ. Сколько таких братских захоронений ещё лежит на дне и ждёт своих поисковиков? Увы много. Так-что будем искать.
/ P.S. Итоги идентификации судна в отчёте 32-й экспедиции. /

( по мотивам экспедиции клуба "ЭПРОН". Фото из архива клуба ) :ded:
Честь имею.

Пеленгас
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 14566
Зарегистрирован: Чт, 23 янв 2014 11:25:31

Re: ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Пеленгас » Вс, 31 окт 2021 19:55:33

Интересный материал :good2:

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Керченский пролив. ТАМАНСКИЙ п-ов. ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Чт, 04 ноя 2021 15:04:38

Экспедиции поискового клуба г.Тольятти "ЭПРОН" на Чёрном море. 10.08.2018
БРАТСКАЯ МОГИЛА НЕ ДНЕ МОРЯ.

32-я экспедиция прошла, с 30 июля по 10 августа 2018г., как и предыдущая на Таманском полуострове. Найденный нами в 2017г фрагмент парохода удалось идентифицировать практически перед отправкой в экспедицию. Им оказался советский теплоход «РОТ ФРОНТ«. Отправлялись в экспедицию с новой целью — обнаружить артефакты подтверждающие нашу версию. И их и подтверждение ждали сотрудники Керченского музея (ГБУ РК «Восточно-крымский историко-культурный музей заповедник») и завода им. Войкова.
На берегу нас посетил наш давний соратник, керчанин Александр Бадякин. Именно его помощь поставила точку в идентификации судна. Историк, хранитель музея судостроительного завода «Залив», Александр Николаевич, вместе с нами возложил венок на месте гибели корабля.

Работа в море велась по нескольким направлениям. Первое — это обследование судна, второе — поиск в районе «Турецкой стенки» работали несколько лодок с ГБО (гидролокатором бокового обзора), но удача улыбнулась тем, кто обследовал риф визуально — на ластах. Команда Игоря Казанцева обнаружила объект на самом рифе в развале камней. Искать в том месте с прибором было невозможно: можно было напороться на сам риф, да и картинка ГБО была нечитаема из-за огромного количества камней. Угадать в ней объект нереально. На месте развала обломков обнаружены фрагменты труб и цепь. Поднятая часть цепи из нескольких звеньев, показала, что по её состоянию можно датировать объект началом или серединой прошлого века. Отсутствие корпуса и судового набора говорит о том, что судно было деревянным. Глубина на рифе около двух метров и не только риф, но и шторма ежегодно разрушали объект.
Вот и в этот раз штормовая волна и ухудшившаяся видимость не дали нам до конца его обследовать.
Работы же на судне велись постоянно. Каких-либо уникальных артефактов обнаружить не удалось. Фрагменты иллюминаторов и медные накладки на ступеньки трапа — подняты и переданы историкам.
По традиции участники экспедиции посетили таманские и керченские музеи (благо построенный Крымский мост упростил связь с полуостровом). Работа по идентификации судна «РОТ ФРОНТ» подошла к своему логичному завершению. Начата работа по его постановке на учёт. Основную работу в этом направлении взял на себя ГБУ РК «Восточно-крымский историко-культурный музей заповедник» и его генеральный директор Татьяна Викторовна Умнихина — человек дела, любящая свою работу и отдавшая всю себя служению Истории.

В течение года неустанно велась работа по идентификации судна "РОТ-ФРОНТ". Сделаны десятки запросов, перерыты горы информации и как итог — сухие буквы отчёта.

на верхнем снимке житель г.Керчи Александр Бадякин в гостях у экспедиции ЭПРОН

внизу - зарисовка директора клуба и руководителя экспедиций НП ВПК "ЭПРОН" С.А. Долгова Объект на дне.
Вложения
32_00038.jpg
parohod.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Керченский пролив. ТАМАНСКИЙ п-ов. ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Чт, 04 ноя 2021 16:02:25

ХОД ИДЕНТИФИКАЦИИ ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА на траверзе м. Железный рог (п. Волна) :ded:

Обнаружение объекта клубом «ЭПРОН» состоялось в 2017г.

Обследование проводилось в июле — августе 2017 и 2018гг, в светлое время суток. Изначально предполагалось, что объект это судно «МАЙКОП» потопленное авиацией противника у Таманского полуострова в ноябре 1941г.

Данные обследования:
Структура дна каменистая с небольшим присутствием песка из мелкого ракушечника. Глубина в месте нахождения объекта до дна 12,9 метров. Возвышение объекта над грунтом (высота форштевня) 9 метров. Длина площади разброса обломков более 60 метров. Ширина предполагаемого корпуса не менее 8 метров.
Корпус металлический, набор из цельных, продольных листов высотой 1 метр. Количество 8 — 9 шт. Идут внахлёст сверху вниз. Клёпок нет.
Форштевень вертикальный, завален по направлению к корме. Небольшой крен судна на левый борт. На носу по бортам клюзы без якорей, цепной ящик пуст. В носовом, подпалубном пространстве, моток толстого пенькового каната. Баковая часть палубы (надстройки) отсутствует, по бортам следы разрушения. В носу длинный проём длиной 2 и шириной 1,3 метра. В подпалубном помещении леерное ограждение по направлению к корме и вертикальный, металлический трап. Предположительно он был расположен в носовом трюме. Далее идут многочисленные разрушения конструкции корпуса. Визуально определяется кнехт, несколько иллюминаторов на металлических фрагментах борта, борта наборные, двойные, толщина судового набора в днищевой части около полуметра, расстояния между шпациями судна измерить невозможно, но они не менее 2-3 метров. В большом количестве трубки, трубы и части механизмов, указывающие на присутствие паровых механизмов. Самой машины, надстроек, трюмов, кормы, винто-рулевой группы обнаружить на грунте не удалось. Тип судна – грузовое, транспортное, без признаков наличия вооружения.
Объект расположен курсом 330 градусов (северо-северо-запад) — направление на вход в Керченский пролив. Корпус сильно оброс ракушками и прогнил. Предположительный момент затопления не ранее середины прошлого века.
на грунте находится только носовая оконечность судна. Других конструкций судна на дне нет. В месте, где находились центральная и кормовая часть судна развал камней (обнажившихся в результате подъёма частей судна – размыва или взрыва).

Ход идентификации: ввиду того, что при осмотре объекта никаких факторов, которые могли бы дать точное определение судна, не обнаружено, начата работа по идентификации методом исключения. В качестве источника рассматривался «Список потерь судов Черноморско-Азовского бассейна в годы Великой Отечественной войны» — (93 судна) и два судна периода Первой мировой войны («КАЗБЕК» и «ЯЛТА») – подорвавшихся на минах у входа в Керченский пролив в 1914г.

Исключив по географическому признаку суда, потопленные в других акваториях рабочий список составил 19 судов:
1. «КОЛА» — грузовой пароход, 2654 брт, ЧГМП. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 6; ЦВМА, ф. 38, д. 2286, л. 100; Музей МФ. Неоднократно обследовалось и идентифицировано.
2. «КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСК» — грузовой пароход, 5117 брт, ЧГМП. Место гибели в 15 милях к югу от Керченского полуострова, 44°49′ с.ш., 36°06′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9096 л. 45, д. 9575. л. 165; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 6; ЧМП. — не соответствует координатам объекта, по размерам в несколько раз больше исследуемого объекта.
3. «ПУГАЧЕВ» — недостроенное грузовое судно, 2150 брт. Место гибели к югу от Керченского полуострова, 44°51′ с.ш., 36°06′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9575, л. 292; ЧМП. Размеры судна и место гибели не соответствуют исследуемому объекту, данных о подъёме нет.
4. «ДЕЛЕГАТ» — погиб во время массированного воздушного налета противника на порт Керчь. Поднят 27 декабря 1948 г. и сдан «Главвторчермету» для разрезки на металлолом. ЦА ММФ, ф, 65, от. 3 (доп.), д. 1, л. 174; ЦВМА, ф. 38, д. 2286, л. 104; Под флагом Родины [25], с. 259; АМП.
5. «ВОЛОДАРСКИЙ» — буксирный пароход, 100 брт. Место гибели порт Керчь. АМП. Тип судна и место гибели не соответствуют исследуемому объекту.
6. «РОТ-ФРОНТ» — грузовой теплоход, 980 брт. Место гибели — 04.11.41г., при выходе из Керченского пролив, в районе м. Железный рог. Следовал из Керчи, затонул в результате атаки вражеских самолетов. Погибло 13 человек экипажа. 18 ноября 1953 г. поднят по частям АСС ЧФ и сдан «Рудметаллторгу». Подходит по типу, размерам и месту гибели. Не подходит по расположению (курс объекта вход в пролив). Включен в разработку.
7. «ГОРНЯК» — грузовой пароход, 968 брт, Место гибели — Керченский пролив, у косы Тузла. В результате атак бомбардировщиков был сильно поврежден и выбросился на мель. Поднят АСС ЧФ в 1944 г. ЦВМА, ф. 10, д. 9613, л. 29, 108; ф. 38, д. 2286, л. 104; ф. 55, д. 5127, л. 90; Чикер Н. П. [38] с. 200; ЧМП.
8. «МАЙКОП» — грузовой пароход, 398 брт. Место гибели у Таманского полуострова, 45°06′ с.ш., 36°50′ в.д. Потоплен авиацией противника на переходе из Тамани в Новороссийск. АМП. Изначально объект отмечен как именно это судно. Включен в разработку.
9. «БАТАЙСК» — грузовой пароход, 3195 брт. Место гибели порт Керчь, у Широкого мола. Потоплен авиацией противника после разгрузки. 30 апреля 1945 г. поднят АСС ЧФ, в 1952 г. разрезан на металлолом. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 119; ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 114; Азовский моряк, 1967, 1 сент.
10. «СНЕГ» — портовый ледокол. Керченского порта. Место гибели неизвестно. Пропал без вести на переходе из Тамани в Керчь. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1293, л. 498-501. Тип судна не соответствует исследуемому объекту.
11. «ПАРТИЗАН ЖЕЛЕЗНЯК» — парусное моторное судно портофлота. Место гибели Керченский пролив, 45°14′ с.ш., 36°28′ в.д. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 119; ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 114; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 51, л. 3. Тип судна и место гибели не соответствуют исследуемому объекту.
12. «АНТОН ЧЕХОВ» — санитарный транспорт ЧФ. Место гибели Керченский пролив, 45°14′ с.ш., 36°27′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 114; Чикер Н. П. [38], с. 176; Музей МФ; АМП; ЧМП. Найден и идентифицирован после войны. Место гибели не соответствует исследуемому объекту.
13. ЛЕДОКОЛ № 7 — 565 брт. Место гибели Керченский пролив, 45°08′ с.ш., 36°31′ в.д. Поднят в 1950 г., в 1954 г. разрезан на металлолом. ЦВМА, ф. 38, д. 9096, л. 114; ф. 55, д. 32657, л. 33; Музей МФ. Тип судна не соответствует исследуемому объекту. Поднят полностью.
14. «ВОСТОК» — грузовой теплоход, 2787 брт, Место гибели Керченский пролив, 45°10′ с.ш., Зб°30′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9100, л. 81; ф. 55, д. 32657, л. 39; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, (доп.), д. 2, л. 174; Музей МФ; ЧМП. Имеется отчёт о подъёме судна с фотографиями всех частей.
15. «БЕРЕЗАНЬ» — грузовое парусное моторное судно. Место гибели район Керчи. Музей МФ. Тип судна не соответствует исследуемому объекту.
16. «ВОЙКОВ» портовый буксир, 173 брт. АМП. Место гибели порт Керчь. Тип судна не соответствует исследуемому объекту.
17. «АНАПА» — портовый буксир, 238 брт. АМП. Место гибели Керченский пролив, пункт Сенная. Тип судна не соответствует исследуемому объекту.
18. «ЯЛТА» парусно-моторное судно, 16 октября 1914 года подорвалось на мине, выставленной турецким крейсером «Midilli» в Керченском проливе, и затонуло в 1 миле от мыса Такиль. По типу не подходит под исследуемый объект – нос с бушпритом и скошенный.
19. «КАЗБЕК» — описание парохода найти не удалось, 16 октября 1914 года шёл на помощь подорвавшейся на мине «ЯЛТЕ» и там же, в 1 миле от мыса Такиль, подорвался на мине. Включен в разработку.

Из всех перечисленных судов близкие по описанию, месту затопления и характеристикам к исследуемому объекту включены в разработку: «МАЙКОП», «КАЗБЕК» и «РОТ ФРОНТ».
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Керченский пролив. ТАМАНСКИЙ п-ов. ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Чт, 04 ноя 2021 16:16:40

Собрав весь материал по судам с именем «МАЙКОП» стало известно что его вывод из эксплуатации 19.11.1941 в результате потопления авиацией противника у Таманского полуострова в точке 45º06’с.ш.и 36º50’в.д., но 21.06.1944 г. судно было поднято и переоборудовано в электромагнитный тральщик «ЭМТЩ – 516». Выведено из строя в 1958г. Так как на дне, у исследуемого объекта, сохранился нос и часть днищевого набора, то без капитальной реконструкции и достройки судно не могло быть введено в эксплуатацию, а значит, исследуемым объектом «МАЙКОП» быть не может. Были ещё «МАЙКОПЫ», но они служили на Дальнем Востоке.

Второй вариант – «РОТ ФРОНТ» был якобы обнаружен в районе мыса Такиль и во всех справочниках отмечен именно в той акватории, но весной 2018г. экспедиция Александра Ёлкина обследовала его и сделала заявление, что это «КАЗБЕК», который шёл на помощь подорвавшейся «ЯЛТЕ». Экспедиция А. Ёлкина обследовала пароход и обнаружила хоть и сильно разрушенный, но весь корабль на дне (значит подъёма не было) — «Рот Фронт» же поднимали. В описании объекта присутствуют паровые котлы в центральной части, а «Рот Фронт» был теплоходом и котлов на нём быть не должно, что полностью исключило версию о том, что это «РОТ ФРОНТ».

Таким образом, осталась одна рабочая версия — «РОТ ФРОНТ». Из подтверждающих факторов: размерения, тип судна, отсутствие координат и точного места гибели, отсутствие признаков генерального груза (было зерно и оно не могло сохраниться), упоминание (только у «РОТ ФРОНТА») о частичном подъёме корпуса. Из факторов, не совпадающих с известной информацией по судну: курс обломков на вход в пролив, а не на выход, как должен был следовать корабль. Но в случае авианалёта, капитан мог совершать манёвр уклонения и переложил руль круто на борт. В момент попадания и начала затопления возможности маневрирования уже не было и судно, совершив циркуляцию, затонуло, оказавшись в существующем положении.

Рейдовая шхуна «РОТ ФРОНТ» типа «Пионер». Советский грузовой теплоход черноморского государственного морского пароходства. Водоизмещение 980 брт. Длина — 73,75м. Ширина — 10,35м. Команда 22 человека. Построен в 1930 г. на заводе им. Марти (Одесса).
С 27.07.1941 г. числился в составе ЧФ в качестве транспорта. 4.11.1941 года теплоход «РОТ ФРОНТ» (капитан В.К. Субботин) следовал из Керчи. При выходе из Керченского пролива в районе мыса Такиль был потоплен немецкой авиацией. Погибло 13 человек.
18 ноября 1953 года теплоход был поднят по частям АСС ЧФ и сдан «Рудметаллторгу».

верхнее фото - схема теплохода
нижнее фото - теплоход типа «Пионер». Однотипный с теплоходом «Рот Фронт»
Вложения
shema-teplohoda.jpg
09-3142591-molot-scaled.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Керченский пролив. ТАМАНСКИЙ п-ов. ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Чт, 04 ноя 2021 16:39:05

По открытой информации, про само судно, не нашлось ничего примечательного. Обыкновенный черноморский «грузовик».
Но по информации ЦВМА РФ, №67 ММФ. Справка №821 АМО ВМФ, №5127. оказалось, что помимо погибших 13 человек экипажа, вместе с судном погибло и 300 работников завода имени «Войкова». Начали искать информацию по самому заводу и тому, что происходило на нём именно в этот период времени. У завода действительно славное трудовое и боевое прошлое и нас в первую очередь интересовала именно эвакуация на теплоходе «РОТ ФРОНТ».
В сети был опубликован документ: «Решение Керченского горсовета республики Крым 80 сессии 1 созыва от «26» октября 2017 г. №1247-1/17 «Об установке мемориальной доски в память об участии завода им. Войкова в Великой Отечественной войне».
В нём указано: «4 ноября 1941г. от заводской угольной пристани у Змеиного мыса отошёл пароход «РОТ ФРОНТ» на борту которого были, отправляясь в эвакуацию на Урал, специалисты ГМЗ им. Войкова, коксохимзавода им. С.М. Кирова, члены их семей, женщины, старики, дети. Зерно, пшеница, оборудование, документы. Это был один из последних пароходов, увозивших в эвакуацию родных и близких. На берегу было много провожающих. Был потоплен бомбой сброшенной немецким самолётом. Затонул в Керченском проливе. На борту было более шестисот человек, спаслось менее тридцати».

Следовательно судно эвакуировало не только «войковцев», но и «кировцев». Масштабы трагедии приняли поистине гигантские размеры. Если учесть, что 600 человек это количество сотрудников, и каждый эвакуировался со своей семьёй, то цифру можно увеличить вдвое и даже втрое!
Трудно было выжить в холодных ноябрьских волнах Чёрного моря. Тот факт, что судно лежит не у мыса Такиль, а практически у мыса Железный рог — это в 16 км от предполагаемого места затопления, и то, что оно развёрнуто носом на вход в Керченский пролив (а не из него, как было положено ему двигаться) говорит о том, что корабль пытался уклониться от авианалёта. Лавировал. Пытался приблизиться к берегу, но при небольшой скорости и, будучи максимально загруженным, уйти от бомб ему не удалось. Кто-то погиб сразу от взрыва, другие какое-то время держались на воде, но переохлаждение забрало и их жизни. Спаслись немногие, продержавшись в воде около двух часов.
В мемуарах свидетеля трагедии С. С. Щербакова есть информация, что транспорт вёл на буксире баржу с оборудованием.
Немецкие самолёты потопили только судно. 52 человека с «РОТ ФРОНТА», через два часа, были спасены из воды тральщиком «ПЕРВАНШ» шедшим из Севастополя в Новороссийск. Впоследствии, подошедшим из Керчи буксиром, баржу с оборудованием и экипажем 10 человек, отбуксировали обратно в Керчь.

Полторы тысячи человек!!! Примерно столько же погибло на известном «Титанике». И вот поиск открыл нам страшные цифры нашей, забытой истории. Сравните размеры двух кораблей На каждом погибло примерно одинаковое количество людей.

В завершение немного аналитики, почему из всех судов именно «РОТ ФРОНТ» не имеет точных координат, и в основных источниках о пароходе нет данных по всем погибшим, а только упоминается экипаж? Любой подъём судна и предварительные работы на нём (водолазное обследование) были под контролем силовых ведомств. Отчёт о ходе работ моментально уходил «наверх». Моделируя ситуацию на судне в час его гибели можно предположить, что приняв на борт более шестисот человек с детьми, женщинами и стариками, команда разместила самых беззащитных не на палубе, а в надстройках корабля. Там они могли укрыться от студёного ноябрьского ветра. В момент атаки немецких самолётов надстройки стали людям укрытием от осколков. Но во время затопления они же стали и их последним пристанищем. По свидетельствам капитана Субботина и воспоминаниям С.С. Щербакова судно затонуло очень быстро (минут за пять). За такое время выбраться из помещений тонущего корабля было невозможно. Через девять лет после затопления, обследовав помещения судна, водолазы наверняка обнаружили останки людей и доложили об этом по инстанции…
Теперь нужно вспомнить ситуацию в стране на 18 ноября 1953г (день подъёма судна). Ещё окончательно не ушла «сталинская эпоха», 7 сентября только вступил в должность Первого секретаря ЦК КПСС Никита Хрущёв, 7 ноября прошло празднование очередной годовщины Октябрьской Революции, 17 ноября был открыт для посетителей мавзолей Ленина—Сталина. И вот в это время весть о такой скорбной находке могла дать негативный всплеск эмоций у граждан страны. Вероятно именно поэтому большое количество останков, обнаруженных при подъёме с «РОТ ФРОНТА», было решено тайно перезахоронить, а сам факт их наличия засекретить. Если попытаться найти в архивах информацию по этому вопросу, то наверняка можно обнаружить место перезахоронения поднятых останков.

Для чего мы ведём поиск? Для того чтобы не осталось белых пятен в истории той страшной войны, чтобы каждая утерянная жизнь не осталась безвестной. Это рассказ всего лишь об одной трагической страничке той Великой ВОЙНЫ.
До сих пор на картах боевых действий, на суше и на море много «белых пятен». Тысячи героев так и числятся пропавшими без вести.
Тысячи семей не знают, где покоится их родной человек, отдавший свою жизнь за нашу Родину. Мы – поисковики, ведём работу, направленную на восстановление неизвестных страниц истории… пока неизвестных.

Внизу - сравнительные размеры «Титаника» и «Рот Фронта»

( по материалам экспедиции клуба поисковиков г.Тольятти "ЭПРОН" ) :ded:
Вложения
tablichka.jpg
Титаник-и-Пионер-scaled.jpg
Честь имею.

Пеленгас
Капитан 2-го ранга
Капитан 2-го ранга
Сообщения: 14566
Зарегистрирован: Чт, 23 янв 2014 11:25:31

Re: Керченский пролив. ТАМАНСКИЙ п-ов. ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Пеленгас » Чт, 04 ноя 2021 16:44:26

Много еще парусников, судов и кораблей таит в себе дно Черного моря. Интересный материал по индентификации затонувших судов :good2:

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18329
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: Керченский пролив. ТАМАНСКИЙ п-ов. ТУЗЛА античная, сквозь призму времён.

Сообщение Papa-vodolaz » Пт, 12 ноя 2021 13:11:59

Пеленгас писал(а) Чт, 04 ноя 2021 16:44:26: Много еще парусников, судов и кораблей таит в себе дно Черного моря. Интересный материал по идентификации затонувших судов :good2:
Абсолютно верно, на дне Чёрного моря ещё много свидетелей трагических событий и кораблекрушений. Кстати, есть достаточно интересная книга с фотографиями, картами и даже координатами многих находок и мест кораблекрушений. И автор этой книги один из из отцов-первопроходцев поискового клуба "ЭПРОН" :ded:
Честь имею.


Вернуться в «Чёрное море»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя