ХОД ИДЕНТИФИКАЦИИ ЗАТОНУВШЕГО ОБЪЕКТА на траверзе м. Железный рог (п. Волна)
Обнаружение объекта клубом «ЭПРОН» состоялось в 2017г.
Обследование проводилось в июле — августе 2017 и 2018гг, в светлое время суток. Изначально предполагалось, что объект это судно «МАЙКОП» потопленное авиацией противника у Таманского полуострова в ноябре 1941г.
Данные обследования:
Структура дна каменистая с небольшим присутствием песка из мелкого ракушечника. Глубина в месте нахождения объекта до дна 12,9 метров. Возвышение объекта над грунтом (высота форштевня) 9 метров. Длина площади разброса обломков более 60 метров. Ширина предполагаемого корпуса не менее 8 метров.
Корпус металлический, набор из цельных, продольных листов высотой 1 метр. Количество 8 — 9 шт. Идут внахлёст сверху вниз. Клёпок нет.
Форштевень вертикальный, завален по направлению к корме. Небольшой крен судна на левый борт. На носу по бортам клюзы без якорей, цепной ящик пуст. В носовом, подпалубном пространстве, моток толстого пенькового каната. Баковая часть палубы (надстройки) отсутствует, по бортам следы разрушения. В носу длинный проём длиной 2 и шириной 1,3 метра. В подпалубном помещении леерное ограждение по направлению к корме и вертикальный, металлический трап. Предположительно он был расположен в носовом трюме. Далее идут многочисленные разрушения конструкции корпуса. Визуально определяется кнехт, несколько иллюминаторов на металлических фрагментах борта, борта наборные, двойные, толщина судового набора в днищевой части около полуметра, расстояния между шпациями судна измерить невозможно, но они не менее 2-3 метров. В большом количестве трубки, трубы и части механизмов, указывающие на присутствие паровых механизмов. Самой машины, надстроек, трюмов, кормы, винто-рулевой группы обнаружить на грунте не удалось. Тип судна – грузовое, транспортное, без признаков наличия вооружения.
Объект расположен курсом 330 градусов (северо-северо-запад) — направление на вход в Керченский пролив. Корпус сильно оброс ракушками и прогнил. Предположительный момент затопления не ранее середины прошлого века.
на грунте находится только носовая оконечность судна. Других конструкций судна на дне нет. В месте, где находились центральная и кормовая часть судна развал камней (обнажившихся в результате подъёма частей судна – размыва или взрыва).
Ход идентификации: ввиду того, что при осмотре объекта никаких факторов, которые могли бы дать точное определение судна, не обнаружено, начата работа по идентификации методом исключения. В качестве источника рассматривался «Список потерь судов Черноморско-Азовского бассейна в годы Великой Отечественной войны» — (93 судна) и два судна периода Первой мировой войны («КАЗБЕК» и «ЯЛТА») – подорвавшихся на минах у входа в Керченский пролив в 1914г.
Исключив по географическому признаку суда, потопленные в других акваториях рабочий список составил 19 судов:
1. «КОЛА» — грузовой пароход, 2654 брт, ЧГМП. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 6; ЦВМА, ф. 38, д. 2286, л. 100; Музей МФ. Неоднократно обследовалось и идентифицировано.
2. «КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСК» — грузовой пароход, 5117 брт, ЧГМП. Место гибели в 15 милях к югу от Керченского полуострова, 44°49′ с.ш., 36°06′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9096 л. 45, д. 9575. л. 165; ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 6; ЧМП. — не соответствует координатам объекта, по размерам в несколько раз больше исследуемого объекта.
3. «ПУГАЧЕВ» — недостроенное грузовое судно, 2150 брт. Место гибели к югу от Керченского полуострова, 44°51′ с.ш., 36°06′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9575, л. 292; ЧМП. Размеры судна и место гибели не соответствуют исследуемому объекту, данных о подъёме нет.
4. «ДЕЛЕГАТ» — погиб во время массированного воздушного налета противника на порт Керчь. Поднят 27 декабря 1948 г. и сдан «Главвторчермету» для разрезки на металлолом. ЦА ММФ, ф, 65, от. 3 (доп.), д. 1, л. 174; ЦВМА, ф. 38, д. 2286, л. 104; Под флагом Родины [25], с. 259; АМП.
5. «ВОЛОДАРСКИЙ» — буксирный пароход, 100 брт. Место гибели порт Керчь. АМП. Тип судна и место гибели не соответствуют исследуемому объекту.
6. «РОТ-ФРОНТ» — грузовой теплоход, 980 брт. Место гибели — 04.11.41г., при выходе из Керченского пролив, в районе м. Железный рог. Следовал из Керчи, затонул в результате атаки вражеских самолетов. Погибло 13 человек экипажа. 18 ноября 1953 г. поднят по частям АСС ЧФ и сдан «Рудметаллторгу». Подходит по типу, размерам и месту гибели. Не подходит по расположению (курс объекта вход в пролив). Включен в разработку.
7. «ГОРНЯК» — грузовой пароход, 968 брт, Место гибели — Керченский пролив, у косы Тузла. В результате атак бомбардировщиков был сильно поврежден и выбросился на мель. Поднят АСС ЧФ в 1944 г. ЦВМА, ф. 10, д. 9613, л. 29, 108; ф. 38, д. 2286, л. 104; ф. 55, д. 5127, л. 90; Чикер Н. П. [38] с. 200; ЧМП.
8. «МАЙКОП» — грузовой пароход, 398 брт. Место гибели у Таманского полуострова, 45°06′ с.ш., 36°50′ в.д. Потоплен авиацией противника на переходе из Тамани в Новороссийск. АМП. Изначально объект отмечен как именно это судно. Включен в разработку.
9. «БАТАЙСК» — грузовой пароход, 3195 брт. Место гибели порт Керчь, у Широкого мола. Потоплен авиацией противника после разгрузки. 30 апреля 1945 г. поднят АСС ЧФ, в 1952 г. разрезан на металлолом. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 119; ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 114; Азовский моряк, 1967, 1 сент.
10. «СНЕГ» — портовый ледокол. Керченского порта. Место гибели неизвестно. Пропал без вести на переходе из Тамани в Керчь. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 1293, л. 498-501. Тип судна не соответствует исследуемому объекту.
11. «ПАРТИЗАН ЖЕЛЕЗНЯК» — парусное моторное судно портофлота. Место гибели Керченский пролив, 45°14′ с.ш., 36°28′ в.д. ЦГАНХ, ф. 8045, оп. 3, д. 760, л. 119; ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 114; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 51, л. 3. Тип судна и место гибели не соответствуют исследуемому объекту.
12. «АНТОН ЧЕХОВ» — санитарный транспорт ЧФ. Место гибели Керченский пролив, 45°14′ с.ш., 36°27′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 114; Чикер Н. П. [38], с. 176; Музей МФ; АМП; ЧМП. Найден и идентифицирован после войны. Место гибели не соответствует исследуемому объекту.
13. ЛЕДОКОЛ № 7 — 565 брт. Место гибели Керченский пролив, 45°08′ с.ш., 36°31′ в.д. Поднят в 1950 г., в 1954 г. разрезан на металлолом. ЦВМА, ф. 38, д. 9096, л. 114; ф. 55, д. 32657, л. 33; Музей МФ. Тип судна не соответствует исследуемому объекту. Поднят полностью.
14. «ВОСТОК» — грузовой теплоход, 2787 брт, Место гибели Керченский пролив, 45°10′ с.ш., Зб°30′ в.д. ЦВМА, ф. 10, д. 9100, л. 81; ф. 55, д. 32657, л. 39; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, (доп.), д. 2, л. 174; Музей МФ; ЧМП. Имеется отчёт о подъёме судна с фотографиями всех частей.
15. «БЕРЕЗАНЬ» — грузовое парусное моторное судно. Место гибели район Керчи. Музей МФ. Тип судна не соответствует исследуемому объекту.
16. «ВОЙКОВ» портовый буксир, 173 брт. АМП. Место гибели порт Керчь. Тип судна не соответствует исследуемому объекту.
17. «АНАПА» — портовый буксир, 238 брт. АМП. Место гибели Керченский пролив, пункт Сенная. Тип судна не соответствует исследуемому объекту.
18. «ЯЛТА» парусно-моторное судно, 16 октября 1914 года подорвалось на мине, выставленной турецким крейсером «Midilli» в Керченском проливе, и затонуло в 1 миле от мыса Такиль. По типу не подходит под исследуемый объект – нос с бушпритом и скошенный.
19. «КАЗБЕК» — описание парохода найти не удалось, 16 октября 1914 года шёл на помощь подорвавшейся на мине «ЯЛТЕ» и там же, в 1 миле от мыса Такиль, подорвался на мине. Включен в разработку.
Из всех перечисленных судов близкие по описанию, месту затопления и характеристикам к исследуемому объекту включены в разработку: «МАЙКОП», «КАЗБЕК» и «РОТ ФРОНТ».
Честь имею.