Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930
100-летие Мосфильма. Запись на значок
Охотники на привале. Реставрация
Память о счастье

ЭХО ВОЙНЫ.

Модератор: Papa-vodolaz

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 17 фев 2009 20:43:30

Ранним утром, 21 сентября 1941 г, командующий эскадрой КЧФ контр-адмирал
Л.А.Владимирский, вышел из Севастополя на эскадренном миноносце "Фрунзе", для
согласования с командующим одесским оборонительным районом,план взаимодействия
при высадке десанта по Одессой. Корабль попал под массированный налёт фашистской
авиации и погиб, в результате прямых попаданий бомб. Спаслись 110 человек, погибло
около 50-и. Корабль лежит на грунте в районе Тендровской косы.
Вложения
028.jpg
028.jpg (36.94 КБ) 4576 просмотров
frunze_01.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Серьога
Старшина 1 статьи
Старшина 1 статьи
Сообщения: 647
Зарегистрирован: Вт, 16 сен 2008 08:56:18

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Серьога » Вт, 17 фев 2009 20:45:14

у меня дача сравнительно недалеко...
[url=http://linkum.ru/to/849ed759df5a496c5dae0d3b8db5f943/]Linkum[/url]

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 17 фев 2009 21:45:48

Один из старейших клубов подводного поиска в бывшем Советском Союзе - это
спортивно-технический клуб г.Николаева " САДКО ". С начала 60-х годов прошлого
столетия клуб активно проводит экспедиции, связанные с поиском и подводным обследованием боевых кораблей КЧФ, погибших в годы ВОВ. Основная цель экспедиций
восстановление имён павших моряков, поиск документов на затонувших кораблях и
подъём боевых реликвий для музеев.
С 1968 г неоднократно обследовались останки эскадренного миноносца " Фрунзе ".
Был обнаружен,чёрный от мидий и донных ракушек,корабельный сейф с сорванной
взрывом дверцей, внутри которого сохранился револьвер в кобуре, с 7 патронами в
барабане, 37-го и 40-го годов изготовления. Так же были обнаружены размокшие
документы, после реставрации которых, определился полный список экипажа корабля.
На поверхность был поднят мешок с легководолазными резиновыми костюмами, с
клеймом фабрики "Красный богатырь" 1940 г, два кислородных аппарата с регенеративными патронами и т.д.
Вложения
027.jpg
nadpis.jpg
nadpis.jpg (9.29 КБ) 4559 просмотров
images.jpeg
images.jpeg (2.34 КБ) 4560 просмотров
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 17 фев 2009 21:53:59

за прошедшие годы аквалангистами клуба сделаны сотни находок, включая документы. Были демонтированы и подняты на поверхность 102-мм орудия главного
калибра ЭМ "Фрунзе", которые навечно замерли на открытой демонстрационной площадке Николаевского музея судостроения и флота, став памятником погибшим
морякам.
Вложения
029.jpg
029.jpg (34.21 КБ) 4557 просмотров
guns.jpg
guns.jpg (25.37 КБ) 4556 просмотров
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 17 фев 2009 22:02:39

Один из якорей эсминца "Фрунзе" поднят и установлен на Тендровской косе, как
памятник погибшему кораблю и морякам.
Поиски и работы в акватории Тендры продолжаются. :diver:
Вложения
48294.jpg
48294.jpg (9.93 КБ) 4555 просмотров
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 17 фев 2009 22:36:40

В августе 2008 г завершила работу 21-я экспедиция подводно-археологического
клуба "НЕПТУН-ПРО" из г. Тольятти. Эта экспедиция под девизом "Морская душа"
функционировала в акватории Керченского пролива. Этот известный в России клуб,
удостоен звания "Лучшего клуба подводного плавания России". :diver:
Вложения
Logo_21.gif
Logo_21.gif (3.4 КБ) 4545 просмотров
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 17 фев 2009 22:47:59

Одна из известных экспедиций клуба "Нептун-ПРО" - это международная подводно-
археологическая экспедиция "ТЕНДРА-2004", по количеству участников,более 50-и,
превзошла все предыдущие.
План экпедиции- поисковые погружения в районе острова Березань и Тендровской
косы, с обследованием подводных объектов, один из которых - ЭМ "Фрунзе".
Во время ВОВ в этом регионе проходили жизненно-важные коммуникации как советских войск, так и войск гитлеровской коалиции.
Вложения
XII_zast.jpg
XII_zast.jpg (7.06 КБ) 4446 просмотров
P5040666.jpg
P5020579.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Вт, 17 фев 2009 22:56:16

К моменту начала экспедиции уже было известно о 15 объектах, покоящихся на дне
в районе предстоящего поиска. Цель экспедиции - подтверждение ранее выявленных
объектов и их подробное описание, а так же поиск, идентификация и координатная
привязка новых объектов. :diver:
Вложения
039.jpg
024.jpg
036.jpg
P5020584.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Вс, 17 май 2009 23:20:31

В экспедиции принимали участие, кроме подводно-археологического клуба "Нептун-ПРО" из г.Тольятти, поисковики из Киева, Одессы, Москвы,Тамбова, Чернигова и Саратова. Возможные интересные находки в районе боёв в акватории Тендровской косы привлекли аквалангистов из разных городов. И таковых находок, действительно оказалось много, но...и проблем хватало то же, ибо экспедиция проводилась в территориальных водах суверенной Украины и определённые инстанции дали добро на погружения и фотографирование подводных объектов, но при этом, строго-настрого запретили, что-либо поднимать на поверхность, даже для стендов музеев Украины.
( в сообщениях использованы фотоматериалы из архива клуба "Нептун-ПРО") :diver:
Вложения
29.jpg
001.jpg
12.jpg
27.jpg
18.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Вс, 17 май 2009 23:57:35

В акватории погружений на 13-м.глубине обнаружено, практически разрушенное взрывом мины судно, примерно 7-м. длины. По очертаниям - буксир или тральщик.
25.10.1941 г , приблизительно в этой координатной точке, при тралении форватера, в результате подрыва на мине затонул немецкий тральщик "Brusterort",входящий с 1941 г в состав ВМС Румынии. Предположительно, что именно его останки и обнаружили поисковики экспедиции. Останков экипажа и боеприпасов не найдено. :diver:
Вложения
30.jpg
P5020586.jpg
P5050788.jpg
P5020569.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Пн, 18 май 2009 00:10:38

Ещё один подводный объект - немецкий минный заградитель "Therezia Vallner" (ранее греческий буксир "Antigona"). В составе ВМС Германии с 1941 г. В результате подрыва на мине, затонул 25.10.1941 г .
На глубине 14 м ( возвышение над грунтом до 6 м) обнаружена носовая часть судна с фрагментом палубы. Оба якоря Холла на штатных местах. На палубе хорошо сохранилось зенитное орудие ( 20 мм-"Flak-30"),практически заросшее водорослями. Боеприпасов и останков экипажа не обнаружено. :diver:
Вложения
P5020557.jpg
P5020531.jpg
P5020592.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Пн, 18 май 2009 00:24:17

Вспомогательный тральщик "Drossel" передан в 1941 г Германским командованием ВМС Румынии, 25.10.1941 г при тралении форватера, затонул в результате подрыва на мине. Невольно вспоминаются знаменитые слова Александра Невского :" А кто с мечом к нам прийдёт, тот от меча и погибнет!"...
На 15-м. глубине (возвышение над грунтом до 7 м) обнаружено , практически, разрушенное судно. Машинное отделение замыто песком. В 15 м. от корпуса на грунте лежат оба вала с винтами. Сохранилась прямоугольная рубка и фрагмент штурвала. В носовой части отсутствуют якоря. Останков экипажа и боеприпасов не обнаружено. :diver:
P5050814.jpg
Вложения
P5020552.jpg
P5010456.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Пн, 18 май 2009 00:32:14

Примерно, в той же координатной точке, на 14-м глубине ( возвышение над грунтом до 4 м.) покоится баржа с разрушенной носовой частью. В кормовых трюмах ящики с зарядными стаканами к 150-мм снарядам и несколько цилиндрических бочонков, весьма напоминающих глубинные бомбы. Индентифицировать судно не представляется возможным. Останков экипажа не обнаружено. :diver:
Вложения
P5050776.jpg
P5050803.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Пн, 18 май 2009 00:53:22

Ну, и буквально, за два дня до окончания экспедиции, на 12-м. глубине обнаружены останки немецкого самолёта. Сохранились оба крыла, левое с двигателем. Обнаружена кабина с приборной доской. От фюзеляжа остались лишь, одни обломки в радиусе 40 м., видимо, в результате взрыва. Останков экипажа и боеприпасов не обнаружено. :diver:
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 10 ноя 2021 19:10:47

Трагедия теплохода «Армения»
" Унесённые в вечность "
7 ноября 1941 года, ровно в восемь часов утра , на Красной площади начался военный парад, приуроченный к 24-й годовщине Октябрьской революции. В 8.00 выехавший на вороном коне из ворот Спасской башни Семен Будённый принимал парад у командующего войсками Московского военного округа генерал-лейтенанта Павла Артемьева. С речью выступил Сталин. Парад продолжался менее часа. Войска с Красной площади уходили прямо на фронт. В это самое время на подступах к Москве шли бои. Линия фронта проходила всего лишь в нескольких десятках километров от города — немецкие войска прорывались с боями к столице. Советские солдаты маршировали по заснеженной брусчатке, а затем, сразу же на фронт.
«Организация в Москве обычного традиционного парада, в момент, когда на подступах к городу идут жаркие бои, представляет собой великолепный пример мужества и отваги», — писала британская газета The News Chronicle.
В это же время, далеко от Москвы , на Черном море, вблизи Южного берега Крыма произошла страшная трагедия, не попавшая на передовицы газет и до сих пор вызывающая много вопросов, остающихся без ответов. Морская катастрофа, почти впятеро превосходящая по количеству жертв знаменитый «Титаник». А затем, одна из самых страшных морских катастроф на долгие годы была предана забвению.

Наше время -
Исследователям подводных глубин Чёрного моря удалось разгадать одну из самых трагических тайн Великой Отечественной. Возле крымского побережья обнаружили легендарный теплоход «Армения», затонувший 80 лет назад. Сейчас судно скрывается глубоко под водой, но все его очертания хорошо просматриваются - угадывается каждый выступ. Поисковики нашли, наконец, на дне Черного моря теплоход «Армения», затонувший в 1941 году и унесший с собой на дно тысячи жизней. Некоторые специалисты-историки даже обижаются: мол, сравнение с печально знаменитым «Титаником» излишне смягчает трагедию «Армении». Ведь там, в Атлантике, жертвами морской катастрофы стали около полутора тысяч человек, а гибель огромного советского теплохода в начале войны сопровождалась намного большими человеческими потерями, - по разным оценкам на «Армении» в том её последнем рейсе находилось от 3 до 10 тысяч пассажиров и членов команды, а спаслись из них лишь менее десятка.
( фотографии теплохода "Армения" 1938 г )
Вложения
253166690_1033810350750961_4414435542306367232_n.jpg
253168927_1033810094084320_5013251124217061990_n.jpg
253219909_1033810560750940_8171081630621780272_n.jpg
253271787_1033810034084326_1023694226768742412_n.jpg
253748644_1033810157417647_1969365150176017818_n.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 10 ноя 2021 19:15:06

Уверен, что многие услышат эту трагическую историю впервые. Спросите на улице любого прохожего : где и когда разыгралась самая страшная морская трагедия? 9 из 10 скажут, что это гибель "Титаника". Сразу же появляются вопросы : как? почему об этом нигде не говорили ранее? Почему нет ни слова на страницах учебников истории? Почему об этом не писали газеты? Мы требуем ответов, удобно устроившись перед экранами своих компьютеров. Или сидим, уткнувшись в экран мобильника. А на все ли вопросы, вот так сразу можно найти ответы? Нет, это просто невозможно.
В послевоенное время факт трагедии замалчивался, поэтому достоверной информации о месте гибели «Армении» и числе погибших долгое время не было.
Один из организаторов обороны Севастополя , Пётр Моргунов в 1970-х годах в своих мемуарах «Героический Севастополь» о трагедии упомянул вскользь: «6 ноября из Севастополя вышел санитарный транспорт — теплоход «Армения» с ранеными бойцами, работниками главного госпиталя и эвакуированными гражданами. Он зашёл в Ялту, где также забрал часть эвакуированных из Симферополя, и утром 7 ноября вышел курсом на Кавказ. В 11 часов 25 минут недалеко от Ялты транспорт, хотя имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолётом и через четыре минуты затонул. Погибло много жителей, врачей и раненых».

В конце приведённого отрывка имеется сноска на дело №19, хранящееся в Центральном военно-морском архиве. Недавно историкам стало известно, что в 1949 году (по другим данным — в 1947 году) оно было засекречено и уничтожено (?) Некоторая информация о трагедии содержится в третьем томе «Итогового отчёта по боевой деятельности Черноморского флота за время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.»,
опубликованном в 1956 году. В очерке сообщалось, что 7 ноября 1941 года на «Армении» погибло 7 тыс. человек, спаслись лишь восемь человек.
Наконец, в книге «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Чёрном море», изданной историческим отделом Наркомата ВМФ СССР ещё в 1946 году, но лишившейся грифа «совершенно секретно» только в 1989 году, приводятся сведения о времени и координатах нахождения судна во время обстрела. Единственная зацепка для будущих поисков появилась в 1991 году. Ею стала выписка из документа, хранящегося в материалах Музея медицинской службы Черноморского флота. В нём речь шла о 7 тыс. погибших на теплоходе «Армения», подвергшихся атаке с воздуха у посёлка Гурзуф в районе Медведь-горы (Аю-Дага).
Вложения
253369138_1033810757417587_4822505120884933955_n.jpg
253190738_1033810714084258_2998592536147297758_n.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 10 ноя 2021 19:17:10

Нашедший своё последнее пристанище теплоход особенно активно искали последние 20 лет. За это время исследовали более 300 квадратных километров морского дня.
Теплоход "Армения" проекта "Аджария" был построен в 1928 году в Ленинграде для выполнения пассажирских рейсов между портами Крыма и Кавказа. Теплоход обслуживала команда из сотни человек, а каюты были рассчитаны на 950 пассажиров. Едва лишь началась война, «Армению» срочно переоборудовали на Одесском судоремонтном заводе в плавучий госпиталь, рассчитанный на перевозку и оказание неотложной помощи 400 раненым. На него были нанесены красные кресты и поднят флаг международного Красного Креста (?). К 10 августа 1941 года работы были завершены и «Армения» начала исполнять свои новые обязанности.
Капитаном назначен капитан-лейтенант Владимир Яковлевич Плаушевский. На судне имелись операционная и четыре перевязочных на 11 столов. Медперсонал судна составлял: 9 врачей, 29 медсестёр и 75 санитаров. Главным врачом назначили военврача 2-го ранга Петра Андреевича Дмитриевского, ранее работавшего в одной из больниц Одессы. Нормы размещения при этом были весьма жёсткие, а при проведении эвакуационных мероприятий (к примеру, если сравнить эвакуацию Дюнкерка и эвакуацию Одессы) всегда значительно превышались.
В первый свой рейс плавгоспиталь отправился из Одессы 10 августа 1941-го. К тому времени бои шли уже в непосредственной близости от города. Поэтому на борт судна грузили не только раненных бойцов, но и женщин, детей и стариков, эвакуируемых из Одессы.
С конца сентября 1941 года немецкие войска под командованием Эриха фон Манштейна захватили Перекопский перешеек и всё дальше проникали вглубь Крыма. Сухопутных дорог для эвакуации не осталось.
За последующие два с половиной месяца: в течение августа-сентября «Армения» под командованием опытного капитана Владимира Плаушевского сделала 15 ходок на большую землю и перевезла около 16 тыс. раненых солдат из Одессы. В конце октября основным пунктом её назначения стал Севастополь. Город был окружен войсками армии Манштейна, оборонять его с каждым днем становилось все труднее. В условиях сухопутной осады единственным способом сообщения с «большой землей» оставалось море. «Армения» совершила несколько рейсов между Севастополем и Туапсе - военно-морской базой на кавказском побережье. В Крым теплоход вез солдат и командиров для частей, сражающихся с гитлеровцами, а обратно – раненных и гражданское население.
Очередной такой поход начался 4 ноября. Через сутки «Армения» благополучно добралась до севастопольского рейда. Высадив на берег пополнение для гарнизона, капитан судна Плаушевский получил приказ принять на борт помимо очередной партии раненных еще личный состав госпиталей и некоторых других медицинских учреждений Черноморского флота, эвакуируемый из осажденного города. Руководство города решило эвакуировать в Туапсе госпитали, лазареты, артистов театра имени Луначарского, часть партийного руководства Крыма, персонал пионерлагеря «Артек», их семьи и часть мирного населения. Для этих нужд выделили самое крупное санитарное судно «Армения».
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 10 ноя 2021 19:18:55

До войны по Чёрному морю ходили прогулочные «крымско-кавказские» теплоходы: «Абхазия», «Грузия», «Украина», «Аджария», «Крым» и «Армения». Летом 1941 года их переклассифицировали в санитарно-транспортные суда и отдали медицинской службе Черноморского флота.
Теплоход «Армения» представлял из себя судно длиной 107,7 метра, шириной 15,5 метра, с высотой борта 7,84 метра и водоизмещением 5770 тонн. Обслуживал судно экипаж из 96 человек. Теплоход мог одновременно принять на борт до 950 пассажиров. «Армения», как и другие суда проекта, предназначалась для перевозок между портами Крыма и Кавказа. Со своей задачей корабли справлялись отлично, имея очень приличную для своих габаритов скорость в 14,5 узла..
Выглядит, мягко говоря, не логично: бои на подступах к городу в разгаре, а командующий флотом решил вывезти из Севастополя почти всю флотскую медицину. Одно из объяснений, найденных историками: именно в эти первые дни ноября адмирал Филипп Октябрьский был уверен, что город вот-вот придется сдать, потому он и решил спасти столь необходимые в будущем медицинские кадры. 6 ноября с раннего утра до позднего вечера на борт теплохода поднимались люди. Подсчётов беженцев никто не вёл.

«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание… госпитали и лазареты свернуть. На „Армению” было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте) во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом, — вспоминал участник обороны Севастополя, полковник медицинской службы Александр Власов. — Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники. Там же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Была принята на борт теплохода часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя».
Тысячи людей правдами и неправдами попадали на уходящее судно, жители города видели в нём последний шанс на спасение. На берегу возникла давка.
Но потом Комфлота получил строжайшую директиву из Москвы: Севастополь не оставлять ни при каких условиях! – Этот приказ поступил 7 ноября. К тому времени «Армения» уже находилась в море. – Теплоход вышел в свой последний трагический рейс в 5 часов вечера 6 ноября.
Судя по сохранившимся документам, среди тех, кто находился на борту судна, помимо сотен раненных и флотских медиков были еще эвакуируемые жители Севастополя (среди них – труппа местного драмтеатра). Капитан получил дополнительное распоряжение: сделать остановку на пути к кавказским берегам.
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 10 ноя 2021 19:20:31

Предстояло зайти в Ялту, чтобы забрать оттуда беженцев и местное партийное начальство. Другое поручение догнало Плаушевского уже в море около 17.00 того же дня: принятая радистом радиограмма предписывала срочно завернуть в соседнюю с Севастополем Балаклаву, чтобы забрать оттуда спецгруз. Что за спецгруз, – исследователи спорят до сих пор. Из подробностей известно лишь, что это были некие ящики, переданные на борт и сопровождаемые несколькими сотрудниками НКВД. Существует предположение, что в ящиках находились какие-то ценные экспонаты из крымских музеев.
В итоге в Ялту судно прибыло только в 2 часа ночи 7 ноября. К тому времени в порту скопились тысячи беженцев, пытающиеся эвакуироваться из Крыма, который вот-вот займут враги. После того, как погрузили партию раненных и районное партийное руководство, началась посадка на теплоход гражданского населения. Она почти сразу же превратилась в настоящий штурм: люди толпились на трапах, некоторые даже лезли по швартовым канатам.
«В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми, — вспоминал Евгений Никулин, человек, которому не удалось попасть на борт. — Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперёк мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины».
Вот что об этом вспоминала Вера Чистова, которой в 1941 году было 9 лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе "Армения". Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».
Всех желающих теплоход вместить не смог. Те, кто остались на берегу, были в отчаянии и считали себя обреченными на страшные страдания или даже смерть. А тысячи «удачливых», кто оказался-таки на борту, уже полагали, наверное, что они оказались в безопасности. Увы, счастье и несчастье в этой ситуации поменялись местами.
Учитывая, что погрузка шла в авральном режиме, точного учета принятых на борт пассажиров никто не вел. Впоследствии специалисты пытались определить количество людей на «Армении» во время её последнего рейса по косвенным данным. Однако результаты таких подсчетов очень разнятся: минимум 3 тысячи, максимум – 10 тысяч. В любом случае, теплоход, рассчитанный на 950 человек, был набит битком. Погрузка большого количества людей задержала теплоход в ялтинском порту. Приказ «Отдать швартовы!» прозвучал лишь на рассвете, - в 8 часов утра 7 ноября в сопровождении двух вооружённых катеров СКА 0122 и двух истребителей И-153 («Чайка») «Армения» вышла из Ялты. Теперь «Армении» предстояло опаснейшее плавание: в светлое время суток, имея очень слабое охранение и прикрытие с воздуха, по району, который полностью контролировался немецкой авиацией. В этот момент, по утверждению очевидцев, от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой.
Существует версия, что капитану Плаушевскому было приказано оставаться в ялтинском порту до наступления следующей ночи. Однако такая «дневка» тоже была бы смертельно опасна для корабля и находившихся на нем: немцы уже находились возле самой Ялты, акватория порта прекрасно просматривалась, а средств ПВО здесь было очень мало.
Из двух зол Плаушевский выбрал вариант с немедленным выходом в море. Огромное судно шло в сопровождении лишь двух маленьких сторожевых катеров, а с воздуха его прикрывала пара истребителей-«чаек». Этого, конечно, было совершенно не достаточно. Прежде, чем говорить о том, что случилось дальше, нужно заметить, что историки до сих пор не определились, можно ли считать «Армению» законной военной целью. По законам войны санитарное судно, несущее соответствующие опознавательные знаки, к таковым не относится. Одни утверждают, что «Армения» была обозначена красным крестом, а значит, атака на теплоход – ещё одно преступление гитлеровцев. Другие возражают: свой статус «Армения» нарушила наличием на борту четырёх 45-мм зенитных пушек. Третьи и вовсе уверены, что теплоход, занимавшийся не только перевозкой раненых и беженцев, но и военных грузов, не имел знаков санитарного судна.
Существует две версии произошедшего. По одной из них «Армению» атаковали более десятка вражеских бомбардировщиков, которые в итоге и накрыли теплоход несколькими точными попаданиями.
Об этом рассказывала одна из выживших пассажиров, жительница Ялты Анастасия Попова: «Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу — даже не помню». 27 км(?)
Согласно другой версии (и её до сегодняшнего дня считали более достоверной), огромный теплоход отправил на дно фашистский «охотник-одиночка» - немецкий торпедоносец Не-111, принадлежавший к первой эскадрилье авиагруппы I/KG28. Это не была целенаправленная атака на «Армению»: торпедоносец искал любое из транспортных советских судов на линии «Крым – Кавказ». Зайдя со стороны берега, Не-111 сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая в 11 часов 25 минут попала в носовую часть теплохода. Обе версии соединяются затем в одну: после попаданий неприятельских снарядов (бомб или торпеды) корабль получил столь серьезные повреждения, что затонул очень быстро .
До сих пор это одна из крупнейших морских катастроф в истории. Для сравнения, на том же «Титанике» погибло около 1 600 человек. Гибель «Армении» ещё и обескровила медицинскую службу Черноморского флота: погиб руководящий состав, опытные врачи, медсёстры, фельдшеры из четырёх севастопольских и ялтинских госпиталей.
Официальный рапорт о гибели «Армении» гласит: «В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолётом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь человек, погибло около 5000 человек».
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 10 ноя 2021 19:24:54

Поиск затонувшего теплохода вели на протяжении нескольких десятилетий. Координаты, приведенные в рапорте о его гибели, в итоге оказались ошибочными. В этом месте на дне ничего не удалось обнаружить. В 2005 году группа украинских археологов под руководством Сергея Воронова начала подводные исследования в районе Ялты с целью обнаружения затонувшего судна. В 2006 году к поискам приступил знаменитый американский исследователь Роберт Баллард, тот самый, который в 1985 году нашел «Титаник» на дне Атлантики и в 1989 г германский линкор "Бисмарк", потопленный в Датском проливе англичанами. Несмотря на наличие дорогого оборудования и техники, ему не удалось обнаружить «Армению». Затем была попытка поиска теплохода в конце июля 2016 года специалистами Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ. Но, увы... и она оказалась нерезультативной.
Теперь эта тайна Великой Отечественной, наконец, разгадана специалистами - участниками экспедиции Центра подводных исследований Русского Географического общества. В апреле 2020 года специалисты Центра подводных исследований РГО прибыли на место обнаружения судна. На дно спускается телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) отечественного производства серии «РТ».
Вложения
253697999_1033810957417567_1206131918431090808_n.jpg
253181940_1033811037417559_1614186566186976000_n.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 10 ноя 2021 19:34:20

Подводный робот пробирается по правому борту теплохода. Даже под толстым слоем ила видны следы ужасающих разрушений: средняя и носовая часть искорежены, леерные ограждения буквально вывернуты наружу. При этом в нескольких иллюминаторах уцелевшие стекла. Мощное освещение позволяет отыскать штурвал и компас.
Расположение палуб, проемы, все, как на чертежах «Армении». Но само название корабля на борту не прочитать — краску в агрессивной морской среде давно разъело. Робот движется дальше. И вдруг самая счастливая находка: на корме стойка судового колокола, а на палубе — и он сам! Рында упала надписью вверх, и на ней чётко читается надпись «Армения».
Колокол изготовлен из цветного металла и не подвергся коррозии. На такую удачу участники экспедиции даже не рассчитывали.
«Мы не оставили простора фантазии ни одному лжеисторику. Подобные находки, как паспорт», — говорит участник экспедиции, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.
Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжается шесть часов, он спускается на объект семь раз.
По признанию участников экспедиции, обследование судна «Армения», объекта на сверхбольшой глубине, требовало большой концентрации внимания и аккуратности.
«Нам надо было создать максимальное количество данных, при этом излишне не рискуя аппаратурой, — рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин

( на верхнем снимке можно увидеть обросшую донными отложениями зенитную пушку ) :ded:
Вложения
253775195_1033811287417534_2761252332635499989_n.jpg
253206732_1033811257417537_5204828773011027738_n.jpg
253164580_1033811334084196_6131925690422030140_n.jpg
253156461_1033811594084170_8047230659834231514_n.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 10 ноя 2021 19:42:29

Разбомблённое судно на грунте представляет собой нагромождение металлических деталей, конструкций, лееров, шлюпбалок, висящих тросов, верёвок, креплений, покосившихся мачт. Это "дремучий лес", в котором можно запутать или самого робота, или его кабель, по которому идёт питание, а он отправляет данные и картинки».
Далее уточняется, что затонувшее судно стоит на ровном киле, курсом 220, единым фрагментом. Корпус его покрыт толстым слоем донного ила, однако это не помешало определить, что «Армения» не имеет очевидных пробоин в борту, что исключает вероятность гибели судна от попадания торпеды. Один из участников нынешней экспедиции, исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин уточнил:
«При этом надстройки и палубы имеют явные и ужасающие следы разрушений: леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего, это последствия взрывов от попадания авиационных бомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, то есть фашистские самолеты заходили на атаку с кормы».
Подтвердилась и версия стремительного погружения на дно: часть иллюминаторов не разбиты, а вдавлены внутрь целиком. Это означает, что к моменту ухода корпуса на большую глубину внутри судна ещё оставались «воздушные карманы».

"Самое главное: результаты обследования позволили нам усомниться в …расхожей версии о том, что теплоход затонул всего за четыре минуты и ни у кого не было никаких шансов спастись. При обследовании правого борта мы не обнаружили ни фрагментов, ни самих шлюпок на штатных местах, а их было 10, все шлюпбалки сброшены за борт. Мы предполагаем, что шлюпки все-таки могли успеть спустить на воду, а это значит, что теплоход был на плаву минимум 15 - 20 минут. А это почти 500 человек спасенных - 10 шлюпок почти по 50 человек", - сказал Фокин. Ранее считалось, что с "Армении" спаслись всего восемь человек.
По словам представителя РГО, удалось обнаружить одно из кормовых орудий правого борта, которыми теплоход был дооборудован в 1941 году - орудие выглядит по-походному, то есть оно не могло вести огонь по противнику.
И, всё-таки, почему теплоход «Армения» так долго не могли найти? Как отметил заведующий отделом подводной археологии Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев, участник самых первых поисков судна, которые проводились с 2005 года силами украинских, российских и американских специалистов: «Главная причина, по которой судно не удавалось найти в 2005-2006 годах — это свал глубин. У черноморского дна очень гористый рельеф.
Вложения
252938050_1033811974084132_3109151771953742342_n.jpg
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 10 ноя 2021 19:43:47

Вполне возможно, что в одной из экспедиций мы проходили мимо «Армении», но её крайне сложно идентифицировать среди подводных скал. При сканировании дна образуются зоны теней, где может теоретически находиться судно. Но из-за имеющегося свала процесс сканирования усложняется».
Кроме того, экспедиции не располагали точными данными о расположении судна. Это связано с тем, что дело о гибели «Армении» в 1947 году было изъято из архивов и по сей день оно под грифом «совершенно секретно» находится в архиве ФСБ, а может быть и было уничтожено. (?)
«В поисковом деле большую роль играет качество аппаратуры и удача. Специалисты Минобороны обнаружили теплоход „Армения” в координатах максимально близких к тем, что публиковали в официальных отчётах, — рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО. — Главная сложность обнаружения „Армении” в том, что судно покоится на глубине полтора километра. Можно ходить рядом, буквально в ста метрах, но ни разу его не подцепить».
Участники экспедиции говорят, что новых погружений к «Армении» не предвидится. И дело не только в сверхглубине.
«Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нём просто потому, что нам интересно — абсолютно неэтично», — говорит Сергей Фокин.
«Хочется верить, что глубина 1 500 метров поможет надёжно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ».
Честь имею.

Аватара пользователя
Papa-vodolaz
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 18826
Зарегистрирован: Ср, 14 май 2008 20:37:24

Re: ЭХО ВОЙНЫ.

Сообщение Papa-vodolaz » Ср, 10 ноя 2021 19:46:43

Над местом гибели «Армении» священник Новороссийской военно-морской базы протоиерей Кирилл отслужил панихиду по погибшим пассажирам и экипажу судна, им отдали воинские почести: в память о жертвах на воду спустили венок и произвели три залпа траурного салюта.
Так поставили точку в одной из самых страшных трагедий Второй мировой войны.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ПОГИБШИМ на борту теплохода "АРМЕНИЯ"
Вложения
253309988_1033812430750753_5265882169686866929_n.jpg
253271784_1033812250750771_2945233204899001885_n.jpg
Честь имею.


Вернуться в «Чёрное море»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей