23 ПОДВОДНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ «ОТКРЫТЫЙ ПРОСТОР» (АВГУСТ 2010)
Этот год стал для Клуба знаковым! То, о чём так долго мечтали, сбылось! Клуб приобрёл ГБО (Гидролокатор Бокового Обзора)! Теперь в деле освоения глубин открылись новые горизонты! Нет смысла здесь рассказывать все перипетии его приобретения, главная цель была уложиться с покупкой и освоением прибора, до начала летней экспедиции. И мы это сделали.
В планировании экспедиции, основная роль принадлежала поиску с сонаром на новых акваториях. В этом году решили сместиться из Керченского пролива на юг. Поработать на акватории от м.Железный рог до ст. Благовещенская. В этом районе, находились многочисленные минные поля, погубившие не один корабль. Здесь же в октябре 1942г., были небезуспешно атакованы наши плавсредства осуществлявшие эвакуацию войск с Таманского полуострова. Затем, летом 1943г. уже мы препятствовали продвижению немецких конвоев Анапа — Керчь — Анапа.
И кульминацией стала высадка 23-27 сентября 1943г., кораблями Черноморского флота, десантов в районе ст. Благовещенская, оз. Соленое для содействия войскам 18-й армии Северо-Кавказского фронта. Потери обеих сторон были колоссальны. Но реально найденных, затонувших кораблей, единицы. Потому было решено приступить к «освоению» этого района.
11 ноября 1941г. баржа № 26531/56, водоизмещением 1200т, взорвана экипажем у оз. Солёное. Дополнительной информации о деталях и причинах произошедшего не упоминается. Вероятно причина одна: чтобы не досталась врагу.
Баржа лежит на удалении от берега метрах в 50-ти. Это может говорить о том, что экипаж буксировщика (ведь судно несамоходное), специально подорвал его у берега, чтобы потом было несложно найти место затопления. И тип судна, и характер разрушений, и водоизмещение точно указывают на то, что мы нашли именно эту баржу! Нашли и идентифицировали!
Обследовать объект нам удалось всего два дня. А всё потому, что с помощью ГБО были найдены обломки ещё одного корабля. И судя по ним это немецкий «шнелльбот» — торпедный катер! В этом районе затонуло два «немца». Первый — S-27, погиб 4 октября 1942г. от торпеды выпущенной со своего же «коллеги» S-72-го.
Другой — это торпедный катер S-102, погиб 8 июля 1943г. у входа в Керченский пролив, подорвавшись на мине. Пока были найдены: двигатели (причём множественные фрагменты), куски обшивки, хвостовая часть торпеды. Ещё на дне обнаружены глубинные бомбы. Такая находка, конечно, всех бросила на поиски самого катера.
на 1 фото -глубинные бомбы с немецкого шнелльбота
на 2 фото - хвостовая часть немецкой торпеды
( материалы из архива клуба ЭПРОН )
Честь имею.