В октябре 1915 г по проекту ПЛ типа "БАРС" для Чёрного моря, на эллинге завода "Наваль" в Николаеве была заложена дизельная ПЛ "ПЕЛИКАН". В марте 1917 г лодка была спущена на воду, а в мае 1918 г , после вступления германских войск в Севастополь перешла ( в небоеспособном состоянии ) под контроль германского командования.
В начале декабря, в связи с поражением и ожидавшейся капитуляции Германии и Турции, ПЛ "Пеликан" переходит под контроль союзного англо-французского командования.
14 марта 1919 г после занятия Украины частями Красной Армии лодка уже под контролем Красного Украинского фронта...но не надолго. Судьба продолжает играть свои игры с российской дизельной подлодкой.
17 августа 1919 г "Пеликан" захвачен Добровольческой Армией, занявшей Николаев. В начале января 1920 г белогвардейцы уводят лодку из Николаева на буксире в Одессу. А затем "Пеликан" был затоплен на 16-метровой глубине в акватории Одесского порта. В течении 2 лет, покоящаяся на Черноморском дне подводная лодка серьёзно мешала мореплаванию и не давала покоя одесскому отделению Госсудоподъёма. Лодку пытались поднять способом осушения и с цистернами сжатого воздуха. Но полностью её загерметизировать никак не удавалось. Было даже принято решение взорвать субмарину, а затем поднять её по частям, но вовремя отказались от этого проекта. Да и Посейдон не желал расставаться с таким экспонатом своего подводного музея...
20 октября 1924 г, с помощью 400-тонных понтонов, Черноморская партия ЭПРОН ( Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения ) пошла наперекор его желанию и...осуществила подъём подводной лодки. "Пеликан" вновь увидел солнечный свет. Это была одна из первых крупных операций ЭПРОНа по по подъёму затонувших кораблей на Чёрном море. Так "закалялась сталь" советского Судоподъёма.
( дизайн знака, посвящённого 90-летию ЭПРОНа и многострадальной дизельной подводной лодке "ПЕЛИКАН" разработал форумчанин mamont
)
Честь имею.