Страница 1 из 2
Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вт, 10 мар 2009 18:15:37
Papa-vodolaz
Построенный на Охтенской верфи, новый российский фрегат, получивший гордое имя в честь греческой богини Афины Паллады,был спущен на воду в Санкт-Петербурге 1 сентября 1832 г и вошёл в состав Балтийской эскадры флота Российской империи.
Командование фрегатом было возложено на капитан-лейтенанта П.С.Нахимова, ставшего впоследствие одним из выдающихся флотоводцев России.
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вт, 10 мар 2009 18:39:46
Papa-vodolaz
В середине XIX в. Российский монарший двор принял решение о посольстве морем, в тогда ещё во многом, загадочную Японию. Адмиралтейство снарядило эскадру из трёх кораблей с дипломатической миссией в страну Восходящего Солнца, флагманом которой стал фрегат "Паллада", командование которым, возложили на И.С.Унковского.
Дипломатическую миссию возглавил адмирал Е.В.Путятин. Эта экспедиция явилась одним из замечательных географических предприятий XIX столетия.
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вт, 10 мар 2009 19:03:51
Papa-vodolaz
В 1852 г эскадра отошла с Кронштадтского рейда курсом, через Балтику и Северное море, в Атлантический океан. Затем обойдя Европу и Африку,пройдя неспокойные воды в акватории м.Доброй Надежды, 44-пушечный российский корабль в составе эскадры, вошёл в тёплые воды Индийского океана.
На борту фрегата, в должности секретаря, находился известный в будущем, русский
писатель И.А.Гончаров. После выхода в свет, написанного И.Гончаровым,одноимённого романа в стиле путевых заметок, фрегат "Паллада" получил широкую известность.
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вт, 10 мар 2009 19:33:58
Papa-vodolaz
9 августа 1853 г "Паллада", пройдя три океана, встала на якорь на рейде японского города Нагасаки. Несмотря на то, что японцы не торопились и явно, были не склонны к быстрому решению вопросов, главе русской миссии адмиралу Е.В.Путятину удалось заключить мирный договор.
Затем разразилась Крымская война, посольство было отозвано и направлено к восточным берегам России. Фрегат попытался войти, в тогда ещё мало изученное устье Амура, но сильное течение и мели, не позволили это сделать. Тогда Е.В.Путятин приказал направить корабль на юг, в результате чего была найдена удобная стоянка в одной из глубоких бухт побережья, впоследствие названная Императорской Гаванью
( переименованную в советское время в Советскую Гавань )
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вт, 10 мар 2009 19:54:26
Papa-vodolaz
С сильно потрёпанного штормами и нуждающемся в серьёзном ремонте фрегате, были сняты пушки и переданы на фрегат "Диана", куда к тому же, перешла и часть экипажа " Паллады". Разоружённый корабль остался зимовать в бухте. А через два года судьба не пощадила и "Диану", но это уже другая история.
На берегу, казаками охраняющими фрегат, был разбит палаточный лагерь, позже переоборудованный в береговой пост. С тех пор бухта и получила название "Постовая".
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вт, 10 мар 2009 20:12:52
Papa-vodolaz
Офицеры фрегата "Паллада", под руководством известного естествоиспытателя капитан-лейтенанта К.Н.Посьета (в будущем - адмирала ) произвели съёмку неисследованного западного берега Японского моря и побережья Корейского п-ва, составили карты и собрали материалы для лоции, от Корейской бухты Чо-сань, до залива Петра Великого. Были открыты залив Посьет, о-ва Римского-Корсакова, залив Ольги, бухта Лазарева, бухта Унковского и о-в Гончарова.
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вт, 10 мар 2009 20:27:15
Papa-vodolaz
Две зимы корабль простоял в гавани, отчего пришёл ещё в большую ветхость. Корпус дал течь. Фрегат нуждался в серьёзном ремонте, но о выходе в открытое море не могло быть и речи.
В виду того, что у Дальневосточных берегов курсировали эскадры Англии и Франции-
союзники Турции, и ввиду возможности захвата безоружного корабля, был отдан приказ затопить фрегат.
31 января 1856 г мичман Разградский взорвал корму корабля и дальневосточные воды навсегда сомкнулись над "Паладой".
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вт, 10 мар 2009 21:30:20
Papa-vodolaz
Ещё в конце 30-х годов прошлого столетия был выдвинут проект подъёма и реконструкции фрегата, но начавшаяся ВОВ не позволила это осуществить.
Останки фрегата, лежащие на дне бухты, давно стали местом паломничества аквалангистов. В разные годы, в качестве сувениров, поднимались на поверхность детали "Паллады", для последующего украшения полок коллекционеров. Кое-что, разумеется, попало и на музейные стенды.
В 1947 г были подняты части обшивки фрегата и два чугунных клюза.
В 1956 г водолазы извлекли на поверхность якорь, который затем был установлен на острове Русский.
На этом острове, кстати, по сей день сохранилась другая реликвия - береговая батарея им.К.Ворошилова, введённая в строй в 1933 г, орудийные башни которой,
в 80-х годах XIX в. были сняты с отслужившего свой срок линкора "Полтава", а сами орудия были изготовлены в 1914 г на Обуховском сталелитейном заводе.
В 1986 г батарея была расформирована и превращена в музей.
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вт, 10 мар 2009 21:51:05
Papa-vodolaz
В 1963 г в бухте Постовой, вблизи места затопления фрегата "Паллада" был установлен памятник - высокая стройная колонна, устремлённая в небо и увенчанная метровым макетом корабля. У подножия памятника обломок шпангоута и медная пластина из обшивки "Паллады". Памятник сооружён моряками КТОФ по проекту П.Иванова.
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вт, 10 мар 2009 21:55:00
Papa-vodolaz
28 декабря 1991 г на берегу бухты Маячной был сооружён памятник первооткрывателям Императорской Гавани. Это скала из естественных камней с вознесённым на вершину крестом.
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вт, 10 мар 2009 22:15:00
Papa-vodolaz
Всё что осталось сегодня от гордого и величественного, в прошлом, фрегата "Паллада".
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Вс, 15 мар 2009 21:04:54
Ляксей
А внизу подводная съёмка? Этот мусор всё, что не растащили ныряльщики?
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Пн, 16 мар 2009 09:13:47
Papa-vodolaz
К сожалению, да. Ведь кто только не бывал на борту "Паллады" за годы её пребывания на дне. Для российских моряков, находящихся в плавании в дальневосточных морях, стало традицией посещать Императорскую Гавань и спускать водолазов на борт покоящейся на грунте "Паллады". Открыл традицию экипаж клипера "Джигит" в 1885 г.
Время от времени на "Палладу" наведывались ныряльщики. Известность корабля и то, что фрегат лежит, практически, у берега и сотворили из него объект, легко доступный аквалангистам. И не только...
Ещё в начале 70-х прошлого столетия (со слов - очевидцев, но данные не проверены...) КТО-ТО подогнал плавучий кран и застропил корму "Паллады", тем самым, просто оторвав её от судна. А затем из досок морёного дуба, была "сотворена" мебель для высшего комсостава флота. Хотя, учитывая активную "жизнедеятельность" древоточца в дальневосточных водах, в достоверности этих воспоминаний "очевидца", можно и засомневаться...
Но, надо правде смотреть в глаза. Много растащили, различного рода, самодеятельные экспедиции, всеми правдами и неправдами, словно Афродита, "рождающимися из пены морской" и какими-то, только им ведомыми путями,проскальзывающими на территорию базы подводников, расположенную в бухте Постовая. (у меня в архиве есть кое-какие воспоминания "очевидцев" и если это интересно...)
В результате этих многократных "посещений" фрегат превратился в груду досок хаотично лежащих на дне.
Эпизодически появляющиеся в прессе высказывания о возможном подъёме и реконструкции "Паллады" не имеют под собой никакой почвы, это мнения, мягко выражаясь, дилетантов.
Фрегата НЕТ. И поднимать со дна бухты Постовой, к сожалению, уже нечего.
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Пн, 16 мар 2009 13:20:34
Ляксей
Papa-vodolaz писал(а) :
...и если это интересно...
Мне интересно всё! Читаю Ваш раздел, как журнал!
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Ср, 15 июл 2009 22:16:36
Papa-vodolaz
В 70-е годы прошлого столетия шло интенсивное расхищение останков "Паллады", в результате чего, судно и превратилось в груду деревянного мусора.
В начале 70-х годов профессиональный водолаз А.Рогов, волей случая оказавшийся в бухте Постовая, так описывал своё погружение на легендарный фрегат :
..." При первом и беглом осмотре корпуса фрегата, я убеждаюсь, что проникнуть внутрь его, не удастся, т.к. палуба сильно захламлена и разрушена, а иллюминаторы заросли или забиты илом. Прийдётся осмотреть корабль снаружи.
Невольно вспоминаются отчёты водолазов, работавших здесь в 1887 г, в 1914 г, 1935 г и 1940 г - " дуб очень твёрд, а чугун - как сыр...", а вот латунные и медные детали сохранились намного лучше.
У правого борта, кормовая часть судна высотой около 5 м вся в зарослях водорослей и морских животных. Через иллюминатор и полусгнившие бойницы (пушечные порты) проплывают рыбки, крабы пятятся в щели между шпангоутами. :diver
( подводная фотосъёмка из фотоархива патриарха российской подводной фотографии Александра Александровича Рогова )

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Ср, 15 июл 2009 22:31:04
Papa-vodolaz
Замечаю, что поверхность медной обшивки, там где она свободна от обрастания, почти не разрушена, да и за 30 лет, после последнего визита водолазов, наверное ничего здесь и не изменилось. Пытаюсь обломать лист обшивки, но он вместе со шпангоутом обрывается вниз, поднимая клубы мути. Плыву к корме и хочу отыскать, памятную по запискам Гончарова, его каюту. Палуба проломлена в нескольких местах, в одно из погружений, водолаз в тяжёлых доспехах провалился вниз головой и его с трудом спасли.
Наш десант на "Палладу" легководолазный и мы свободно плаваем вокруг торчащих полусгнивших брёвен и металлических листов.
По описанию помню, что на корме перед каютой была часть палубы-шканцы, и вблизи стояла грот-мачта (это бревно, "футов сто длины и до 80 пудов весом"), но ни этой, ни другой мачты не видно, наверное, и их, как и весь такелаж и снасти, сняли перед затоплением судна.

( фотографии, частично, из фотоархива А.А.Рогова)

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Ср, 15 июл 2009 22:54:44
Papa-vodolaz
Длина фрегата более 50 м, а ширина палубы - метров 15, и если плыть у верхней кромки одного из бортов, то противоположного борта не видно в дымке глубины.
Показываю на клюзы и приглашаю напарника вниз на площадку дна, где могут сохраниться якоря "Паллады". Пытаемся отыскать следы якорных канатов и самих якорей под форштевнем. На фрегате были адмиралтейские якоря - махины, размером в два метра, отлитые из чугуна.
На склоне находим небольшой валик, выступающий из доных отложений, формой и размером, напоминающий хобот слона. Глубиномер зашкаливает, но опускаемся ещё немного и замечаем бугор ила, под которым, вполне может быть скрыт якорь. Руки, облачённые в перчатки разгребают донные отложения, при этом, поднимающиеся облака мути заволакивают меня и раскопки. Наконец, в подводном раскопе нащупываю продолговатый предмет, похожий на веретено якоря. Поверхность шероховатая ,похожая на металл. Продолжаю искать якорный шток. Лапы якоря раскопать не реально, они глубоко зарылись в грунт. Вот и обломки штока,- сомнений нет, мы нашли якорь и предполагаем, что он с "Паллады".
Якорь нам, всё равно. не поднять, но мы стараемся запомнить место, а вдруг...
ещё пригодится...

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Ср, 15 июл 2009 23:26:36
Papa-vodolaz
Вот и бушприт, он обломан, но стремительность судна прослеживается по его форме, увенчатой могучим брусом форштевня.
Очертания носовой части корабля более отчётливы. Видны клюзы - люки,сквозь которые травили и выбирали якорные канаты. Подплываю к одному из них и, помятуя отчёт водолазов, без труда отламываю кусок чугунного обрамления...
Прощаясь с кораблём, захватили мы с собой на поверхность лист медной облицовки, кусок шпангоута и два медных кованных гвоздя..."
..." В моей коллекции, из года в год пополняемой подводными сувенирами, на видном месте лежат два кованных гвоздя и кусочек дубового шпангоута. Я взял их с морского дна одной из бухт Татарского пролива. Эти предметы имеют самое прямое отношение к истории боевого парусного корабля - фрегата "Паллада", затонувшего там более века назад." ( А.Рогов "Быль о легендарном фрегате" )

( фотографии из архива А.А.Рогова )

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Чт, 16 июл 2009 00:05:30
Papa-vodolaz
Из воспоминаний Сергея Мельникова, дважды побывавшем на останках фрегата "Паллада" -
Первый раз в 1980 г, в дни когда Москва ликовала, по-поводу, открытия Олимпиады, в бухте Постовой была организована экспедиция. Всё было, совсем не просто, ибо в бухте базировались атомные подводные лодки и без спец.разрешения с самого ВЕРХА, нырнуть в её глубины не было даже и речи.
Окольными путями было получено разрешение от командующего КТОФ. Ну, и разумеется, в бухте группу ждал радушный приём. Ещё бы,- приказ самого ГЛАВКОМА ФЛОТОМ !

Замполит части, казалось, сам был готов занырнуть, только никак не мог разобраться в ластах, где- правая, а где- левая...

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Пт, 17 июл 2009 17:03:04
Papa-vodolaz
... погода не баловала - третий день моросил холодный занудный дождь.
По бедности, в то время, мы не имели не только приличного подводного освещения, но даже, и плёнки высокой чувствительности.
Снимали на обычную чёрно-белую плёнку, форсируя её чувствительность многократным увеличенным временем проявления.
Из снаряжения, кроме акваланга, имелся тяжеленный капризный фотобокс с массой рычагов и шестерёнок, неизменно пропускавший тонкие струйки воды, несмотря на многократные попытки герметизации.

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Пт, 17 июл 2009 17:20:57
stranger
Очень интересно и познавательно

.
Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Пт, 17 июл 2009 17:37:02
Papa-vodolaz
...Пользуясь случаем ВЫСОКОГО ПОКРОВИТЕЛЬСТВА , бокс и компрессор до рабочего состояния были доведены дембелями в мастерских военно-морской базы.
Утром инженер экспедиции разбудил меня и с нервным смехом предложил посмотеть судно, выделенное для водолазных работ. Спустившись к причалу и взглянув на "лодочку", я обомлел. У бонов отшвартовался огромный торпедолов,- что-то среднее, между минным тральщиком и сторожевым кораблём. Этот корабль предназначен для выискивания и подъёма из воды торпед, применяющихся при учебных стрельбах. После просьбы поменять эту махину на небольшое плавсредство, получили и шлюпку, и матроса в придачу.
Неизменно, каждое утро приходящий на пирс и внимательно наблюдавший за нашими сборами замполит дал ЦУ, сидящему на вёслах матросу, искать фрегат на середине бухты.

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Пт, 17 июл 2009 17:40:05
Papa-vodolaz
stranger писал(а) :Очень интересно и познавательно

.
Спасибо. В свободное, от основной работы время, хочется с форумчанами поделиться интересной информацией, связанной с приключениями под водой.

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Пт, 17 июл 2009 18:05:55
Papa-vodolaz
...Сказанное, было достаточно убедительно и в силу хорошо известного исторического факта затопления фрегата. Не могли же его топить на прибрежном мелководье. Промер глубины в центре бухты показал 22 метра. На дне во все стороны расстилалась ровная безжизненная илистая пустыня, в мгновение взрывающаяся густыми клубами мути и полностью закрывая обзор, стоило лишь потревожить дно ластами. Поиски продолжались пару дней, но увы...
И только, благодаря морячку-водолазу, утверждащего, что он водолазный старшина, весьма удивлённого, что поиск ведётся сосвсем не в том месте, всё же была установлена подлинная точка затопления фрегата.

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Пт, 17 июл 2009 19:54:51
gloin
Ждем!

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Сб, 18 июл 2009 20:45:41
Papa-vodolaz
... И снова, очередное погружение в холодное и неприветливое море. Уже на 8-метровой глубине, на заваленном, в полном смысле слова, всяким мусором дне, на глаза случайно попался большой зеленовато-серый металлический лист, с рядами отверстий по периметру. Стоп! Отверстия прямоугольной формы. В некоторых, ещё торчат кованные гвозди. Это, явно, не обивка современного атомохода.
Чуть дальше, большая доска, окованая медным листом, а за её краем хаотично торчат из ила большие толстые шпангоуты. Это, наверняка, "Паллада".

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Сб, 18 июл 2009 21:11:06
Papa-vodolaz
Однако, это не тот корабль, который рисовало воображение.
Из ила торчали брёвна, да листы обшивки, хаотично покрывающие небольшие участки дна. Никакого намёка на ... бушприт, палубные надстройки или остатки палубы.
Сделав несколько снимков, подобрав пару гвоздей, выпавших из обшивки и кусок доски, я поднялся наверх. К более детальному обследованию не располагала чересчур холодная вода.
Сувениры были отправлены в местный музей им. Гончарова, с короткой припиской, где и когда они были найдены.

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Сб, 18 июл 2009 23:11:17
Papa-vodolaz
( из воспоминаний С.Мельникова) -
... Второй раз я на "Палладе" побывал почти через 10 лет. Опять не обошлось без специального разрешения. Прогуливаясь по уже знакомому пирсу, я неожиданно обнаружил у его окончания целую коллекцию предметов, поднятых со дна и, явно принадлежавших знакомому паруснику.
Горой громоздились вырванные куски обшивки и доски палубного настила, рядом ещё какие-то, мелкие деревянные обломки. Как оказалось на "Палладе" проводила работы очередная "изыскательская" экспедиция, на этот раз под флагом газеты "Комсомольская правда", поднимая на поверхность практически всё, что попадалось под руку на глубине.

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Сб, 18 июл 2009 23:23:11
Papa-vodolaz
... Погружаюсь прямо с пирса и, сразу же вижу следы знакомых шпангоутов. Они торчат из донного ила метра на три. Правый, по отношению ко мне, борт сохранился несколько лучше и можно какое-то время плыть вдоль него, ясно представляя себе корпус большого корабля. Вода на этот раз значительно прозрачнее и теплее. У меня в руках хорошая модель японской фотокамеры. Можно не торопиться. Делаю снимки шпангоутов, густо покрытых морскими водораслями. Лес белых актиний выстилает останки днища фрегата. Поднимаю небольшой обломок дерева. Он, как камень. Древесина полностью минерализировалась. Но перед морскими древоточцами и она не устоит. Там, где дерево не было покрыто слоем ила, оно сплошь изъедено червями, превратившими его в подобие пчелиных сот с тонкими перегородками.
Никаких мелких деталей я уже не нахожу. Всё подобрано "комсомольцами". Благо, если для музея.

Re: Вечная стоянка "Паллады"
Добавлено: Сб, 18 июл 2009 23:36:06
Papa-vodolaz
...Надо отдать должное энтузиастам из краеведческого музея г.Советская Гавань. Обращаясь за помощью ко всем ныряльщикам на "Палладу", -ими собрана неплохая коллекция предметов, поднятых с судна. Очень важно, что по рассказам ныряльщиков составлена подробная карта-схема того, что лежит на дне бухты. Это - единственный достоверный документ, демонстрирующий конец истории русского парусника.
( из воспоминаний Сергея Мельникова )
- бухта Постовая, Советская Гавань 1980 г. 1989 г. -
/по материалам сайта MELNIKOFF Travel inc./
" Что стоишь ты тихо у причала,
И слеза в глазах твоих дрожит,
Здесь "Паллада" волей адмирала
В глубине холодных вод лежит.
Жжёт багульник розовым кипеньем,
Бухта Постовая ждёт отряд.
Честь отдать! Идут подразделенья.
Слышишь, как стучит сердец набат?
Сохрани на память белый китель,
Пусть немного звёздочек на нём,
А душа нашла свою обитель,
Видишь, россыпь звёзд на дне морском.
Жжёт багульник розовым кипеньем,
Бухта Постовая ждёт отряд,
Сыновья России здесь бессменно
На посту бессмертия стоят. "
/ Алексей Люсьель / 2011 г