ДВ затонувшие корабли.
Добавлено: Чт, 29 июл 2010 00:50:38
Спиок не полный. Нет многих современных затонувших объектов. На "Изумруд", "Восток", "Владимир" мне довелось нырять. Много знаков в сообщении, Даю двумя постами.
"НЕ СКАЖЕТ НИ КАМЕНЬ, НИ КРЕСТ, ГДЕ ЛЕГЛИ...
Из хроники кораблекрушений в российских водах Дальнего Востока
История флота традиционно рассматривается с точки зрения побед и достижений. Победы и походы всегда были объектом пристального внимания историков. И чем “Круглее” была дата, тем больше писали о уже написанном и сильнее гремели фанфары.
Сегодня читателю предлагается взгляд на историю флота в хронологии кораблекрушений. Вспомним тех, “кто не придет назад...” Сейчас, наверное, будет весьма трудно установить, какое из русских судов первым погибло в дальневосточных водах.
В 1639 году русские казаки во главе с И. Москвитиным впервые ступили на берег Тихого океана, положив начало русскому дальневосточному мореплаванию.
В 1640 году “...море разнесло без вести...” кочи Семена Дежнева, а судно самого Дежнева “выбросило на берег в передний конец за Анадырь реку...”. Возможно, это и был первый случай кораблекрушения русского судна на Тихом океане (А. Алексеев. “Морская карта рассказывает”, Магадан, 1987 г.)
В известной книге историка русского флота А. Соколова “Летопись крушений и пожаров на судах русского флота. 1715-1855 гг.” упоминается о девяти случаях кораблекрушений на Тихом океане. Кратко опишем их:
- 1737 г. Бот “Фортуна” на переходе из Охотска в Большерецк выброшен на берег устья реки Большой;
- 1741 г. Пакетбот “Святой Петр” - выброшен на восточной стороне о. Беринга;
- 1748 г. Галиот “Охотск” выброшен на берег в одной версте севернее устья реки Большой;
- 1753 г. Пакетбот “Иоанн” выброшен на берег против устья реки Озерной на Курильскую кошку;
- 1753 г. Бригантина “Михаил” при переходе в Гижигу разбилась возле камчатского берега;
- 1754 г. Шхербот “Елизавета”, следуя в Гижигу, приблизился к камчатскому берегу и был разбит;
- 1755 г. “Святой Петр” при переходе из Ямска в Охотск был выброшен на камчатский берег;
- 1766 г. “Святая Екатерина” выброшена на берег возле Большерецка;
- 1774 г. Судно “Святой Павел” также было выброшено на берег у Большерецка.
Сочинения другого моряка-англичанина Дункена - “Описания примечательных кораблекрушений, в разное время случившихся...”, переведенные и пополненные в пользу российских мореплавателей капитан-командором В. Головиным, не захватывают воды русского Дальнего Востока.
· Следующее известное кораблекрушение произошло в 1853 году. Это гибель фрегата “Диана” во время цунами в Японии.
В газетной периодике 1980-х годов упоминалось о подводных археологических работах японских ученых на фрегате и пополнении японских музеев экспонатами с “Дианы”.
· Другой фрегат русского флота - “Паллада” был затоплен в 1856 году в бухте Константиновской Императорской гавани (ныне бухта Постовая в Советской Гавани) во избежание захвата англо-французким флотом во время восточной войны.
В 1989 году приморским краевым клубом подводного поиска “Восток” были произведены работы по обследованию фрегата. При затоплении корабль лег на правый борт, и в советское время над ним стояло судно-отопитель. Отходами с этого судна “Паллада” была завалена, погрузившись правым бортом по диаметральную плоскость в грязь, ил и шлак. Может быть, это и спасло фрегат от окончательного разграбления. Ведь небольшая глубина в месте затопления, нахождение бухты Постовой в черте пос. Заветы Ильича давали доступ к фрегату всем желающим. К настоящему времени сохранилась лишь правая часть фрегата, погруженного в ил и шлак. В том же 1989 году экспедицией клуба “Восток” были подняты элементы конструкций “Паллады”. В настоящий момент их можно видеть в экспозиции музея им. Арсеньева.
· Более удачно сложилась судьба спутника “Паллады” - парусно-паровой шхуны “Восток”. Приобретенная для сопровождения фрегата “Паллада” в экспедиции адмирала Путятина, шхуна была куплена в Англии у фирмы “Марк Виваль и К°” за 21 тыс. рублей серебром. Это было первое судно на Дальнем Востоке не только с паровой машиной, но и с железным корпусом. Последние годы своей жизни шхуна входила в состав Отдельной съемки Восточного океана и занималась гидрографическими изысканиями. 28 июля 1883 года при исследовании грунта в районе острова Редклиф (ныне о. Стенина) в 11 часов утра шхуна наткнулась на риф у северной оконечности острова и получила пробоину. Сойти с рифа судно не смогло ни своими силами, ни с помощью подошедших судов. При усиливавшемся ветре шхуна затонула. Исключена из списков флота 6 февраля 1884 года. "
"НЕ СКАЖЕТ НИ КАМЕНЬ, НИ КРЕСТ, ГДЕ ЛЕГЛИ...
Из хроники кораблекрушений в российских водах Дальнего Востока
История флота традиционно рассматривается с точки зрения побед и достижений. Победы и походы всегда были объектом пристального внимания историков. И чем “Круглее” была дата, тем больше писали о уже написанном и сильнее гремели фанфары.
Сегодня читателю предлагается взгляд на историю флота в хронологии кораблекрушений. Вспомним тех, “кто не придет назад...” Сейчас, наверное, будет весьма трудно установить, какое из русских судов первым погибло в дальневосточных водах.
В 1639 году русские казаки во главе с И. Москвитиным впервые ступили на берег Тихого океана, положив начало русскому дальневосточному мореплаванию.
В 1640 году “...море разнесло без вести...” кочи Семена Дежнева, а судно самого Дежнева “выбросило на берег в передний конец за Анадырь реку...”. Возможно, это и был первый случай кораблекрушения русского судна на Тихом океане (А. Алексеев. “Морская карта рассказывает”, Магадан, 1987 г.)
В известной книге историка русского флота А. Соколова “Летопись крушений и пожаров на судах русского флота. 1715-1855 гг.” упоминается о девяти случаях кораблекрушений на Тихом океане. Кратко опишем их:
- 1737 г. Бот “Фортуна” на переходе из Охотска в Большерецк выброшен на берег устья реки Большой;
- 1741 г. Пакетбот “Святой Петр” - выброшен на восточной стороне о. Беринга;
- 1748 г. Галиот “Охотск” выброшен на берег в одной версте севернее устья реки Большой;
- 1753 г. Пакетбот “Иоанн” выброшен на берег против устья реки Озерной на Курильскую кошку;
- 1753 г. Бригантина “Михаил” при переходе в Гижигу разбилась возле камчатского берега;
- 1754 г. Шхербот “Елизавета”, следуя в Гижигу, приблизился к камчатскому берегу и был разбит;
- 1755 г. “Святой Петр” при переходе из Ямска в Охотск был выброшен на камчатский берег;
- 1766 г. “Святая Екатерина” выброшена на берег возле Большерецка;
- 1774 г. Судно “Святой Павел” также было выброшено на берег у Большерецка.
Сочинения другого моряка-англичанина Дункена - “Описания примечательных кораблекрушений, в разное время случившихся...”, переведенные и пополненные в пользу российских мореплавателей капитан-командором В. Головиным, не захватывают воды русского Дальнего Востока.
· Следующее известное кораблекрушение произошло в 1853 году. Это гибель фрегата “Диана” во время цунами в Японии.
В газетной периодике 1980-х годов упоминалось о подводных археологических работах японских ученых на фрегате и пополнении японских музеев экспонатами с “Дианы”.
· Другой фрегат русского флота - “Паллада” был затоплен в 1856 году в бухте Константиновской Императорской гавани (ныне бухта Постовая в Советской Гавани) во избежание захвата англо-французким флотом во время восточной войны.
В 1989 году приморским краевым клубом подводного поиска “Восток” были произведены работы по обследованию фрегата. При затоплении корабль лег на правый борт, и в советское время над ним стояло судно-отопитель. Отходами с этого судна “Паллада” была завалена, погрузившись правым бортом по диаметральную плоскость в грязь, ил и шлак. Может быть, это и спасло фрегат от окончательного разграбления. Ведь небольшая глубина в месте затопления, нахождение бухты Постовой в черте пос. Заветы Ильича давали доступ к фрегату всем желающим. К настоящему времени сохранилась лишь правая часть фрегата, погруженного в ил и шлак. В том же 1989 году экспедицией клуба “Восток” были подняты элементы конструкций “Паллады”. В настоящий момент их можно видеть в экспозиции музея им. Арсеньева.
· Более удачно сложилась судьба спутника “Паллады” - парусно-паровой шхуны “Восток”. Приобретенная для сопровождения фрегата “Паллада” в экспедиции адмирала Путятина, шхуна была куплена в Англии у фирмы “Марк Виваль и К°” за 21 тыс. рублей серебром. Это было первое судно на Дальнем Востоке не только с паровой машиной, но и с железным корпусом. Последние годы своей жизни шхуна входила в состав Отдельной съемки Восточного океана и занималась гидрографическими изысканиями. 28 июля 1883 года при исследовании грунта в районе острова Редклиф (ныне о. Стенина) в 11 часов утра шхуна наткнулась на риф у северной оконечности острова и получила пробоину. Сойти с рифа судно не смогло ни своими силами, ни с помощью подошедших судов. При усиливавшемся ветре шхуна затонула. Исключена из списков флота 6 февраля 1884 года. "