Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Граф А.С. Уваров – археолог, коллекционер, просветитель.
«Волк» – самая результативная подводная лодка русского Балтийского флота
НовоМетр в Великом Новгороде
Фалеристика в семейном архиве

История и теория экслибриса

Экслибрисы, суперэкслибрисы, ex libris, книжные знак, ярлык

Модератор: Sergey_K

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Сб, 25 июл 2009 05:45:27

Спасибо администрации форума за создание раздела "Экслибристика".

Вижу здесь несколько положительных моментов:
1- привлечение к форуму коллекционеров-экслибрисистов и библиофилов, очень интересных рассказчиков на темы коллекционировния вообще..., что повысит рейтинг форума;
2- "книжный знак" сам по себе - очень интересная, порой сложная по технике, высокохудожественная миниатюра. Коллекционирование экслибрисов - настоящее джентльменское хобби, поскольку такие знаки обладают выраженной индивидуальностью своих хозяев, что может послужить примером для художников, создающих интересные миниатюры в виде фалеристических знаков ....
3- экслибрис - это одна из интересных страниц богатой истории культуры современного человека. Может быть, кто-то из форумчан проникнется идеей создания личного книжного знака и таким образом впишет себя в историю своей семьи, города, страны....

Предлагаю несколько иную тематическую разбивку направлений коллекционирования экслибрисов, модернизировав её, адаптировав для данного форума.

Подразделы и группы в них:
1- Гербовый экслибрис
а- императорских фамилий
б- фамильные гербы (вензеля)
в- графств, земель, территориальных образований
г- министерства и ведомства
д- общественные организации
(КПСС, ВЛКСМ, профсоюзы, об-ва любителей книг и т.д.)

2- Военный книжный знак

3- Религиозный книжный знак

4- Книжные знаки учреждений
а- государственные учреждения
б- частные учреждения
в- учебные учреждения и библиотеки
г- архивы, фонды, музеи

5- Экслибрисы и суперэкслибрисы выдающихся персон (персональные, вензелевые)
а- государственные деятели и политики
б- силовых структур
в- авиация и космонавтика
г- флот
д- медицина
е- педагогика
ж- производственники и хозяйственники
з- литература
и- деятели искусств, артисты
к- наука
л- коллекционеры
м- куцпцы, торговцы, меценаты, банкиры, финансисты
н- юристы, дипломаты,судьи
о- книгоиздатели и полиграфисты
п- религиозные деятели
р- авторские (автоэкслибрисы художников)
...................................................................
6- Сюжетные, тематические экслибрисы неизвестных персон
- история древнего мира и археология
- войны и военная тематика
- декабристы
- революция
........................
б- литература
-Пушкиниана
-Есениана
......................
в- искусство и архитектура
- ню
- графити
- архитектурные памятники
..........................
г- флот, моря, реки, озёра, водопады, маяки
..........................
д- железная дорога
- вокзалы
- Транссиб
- БАМ
.........................
е- авиация и космонавтика
- Гагариана
........................
ж- медицина
з- флора и фауна
и- хобби
- охота и рыболовство
- путешествия
- книги
............................
к- города (виды городов, ландшафты, пейзажы)
- Москва
-С-Петербург
- Париж
......................
л- детские сюжеты
м- предметы быта и культа
н- разное

7- Книжные ярлыки, штемпели, наклейки книжных магазинов, библиотек и другие книжные знаки

8- Литература по экслибристике
Последний раз редактировалось Sergey_K Чт, 30 июл 2009 05:27:01, всего редактировалось 2 раза.
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Сб, 25 июл 2009 05:46:30

Экслибрис (от лат. ex "из" libris «книг») — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.
Разновидность экслибриса, оттиснутого на корешке или сторонке переплётной крышки книги, называется суперэкслибрисом.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.

В мусульманском мире вместо экслибриса применяется больше тугра (вариант шрифтового экслибриса).

Турга— тюркское слово, обозначающее широко распространённый в мусульманской культуре вид «личного знака», «эмблемы», «печати», «экслибриса», где нет изображения лица или фигуры, но художественно (калиграфично) написано имя по-арабски.

Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Они создаются различными техниками гравюры — гравируются на меди, дереве (ксилография) или линолеуме (линогравюра), выполняются цинкографским или литографским способом.
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Сб, 25 июл 2009 05:47:07

Первая дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис принадлежит французскому королю Карлу V, оставшийся в истории как выдающийся библиофил, в 1367 году лично составил инвентарную опись своих манускриптов и на каждой книге собственноручно написал: "Эта книга моя. Карл”....

Родиной экслибриса в его нынешнем виде (или, говоря по-современному, лейбла,), то есть в виде печатного книжного ярлыка, считается Германия. Как это ни удивительно, но он появился несколько раньше книгопечатания – в XV веке. В следующем столетии немецкие книжные знаки достигли высокого художественного совершенства, так как над их созданием трудились выдающиеся художники – Дюрер, Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший и другие.

Изначальная надпись “Ex bibliotheca” создала традицию называть этот знак библиотечным. Она продержалась до начала ХХ века, а затем была вытеснена выражением “книжный знак” и, наконец, окончательно укрепилась в виде латинского выражения “Ex libris”. Оно было русифицировано и стало писаться по-русски – экслибрис.

Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Экслибрис может быть связан с автором или содержанием тех книг, для которых он предназначен, с владельцем или c характером его занятий.

К числу самых ранних французских экслибрисов относится знак Жана Барту (XVI век), оставившего свой след в истории тем, что он был ярым противником Мартина Лютера, основателя реформатского, или лютеранского, направления в христианстве. Для данной темы экслибрис Барту примечателен не столько изображением (апостол Иоанн с орлом и семиглавый апокалиптический дракон), сколько двустишием-посулом:
"Каждый, кто вернет утерянную или украденную книгу,
получит стакан доброго вина.
"
Этой надписью была начата традиция прямого обращения на экслибрисе к читателям – в виде призыва, просьбы, обещания, а то и угрозы.
С конца XVII-начала XVIII вв. на экслибрисах встречаются изображения библиотек или замка, дворца, монастыря, церкви, в которых они располагались.

В России экслибрис появился при Петре I. Книжные знаки имели его сподвижники Я. Брюс, Д. Голицын, А. Лефорт, Р. Арескин. Однако “прототипы” экслибрисов можно обнаружить и на древних рукописных русских книгах. Например, в конце XV века игумен Соловецкого монастыря Досифей собственноручно рисовал подобия книжных знаков на фолиантах монастырской библиотеки.Изображение
Рукописный экслибрис ставили на личные книги в библиотеках духовных лиц и высшей царской знати.

Первыми владельцами экслибрисов в России были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал её изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

Первым русским печатным экслибрисом считается книжный знак графа Константина Платтера - префекта Лифляндского, а впоследствии канцлера Великого княжества Литовского, входившего тогда в состав Российской империи. Этот знак был отпечатан в 1702 году. Экслибрис Платтера представлял собой изображение его фамильного герба и военных трофеев, выше которого находился рисунок: два бюста и глобус. Экслибрис украшен изречением по латыни: "Ex bibliotheca Constantini Ludovici Plater surpemai notarii M.D.L. Praef. Liv".

В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые и просто просвещенные люди, что способствовало массовому распространению экслибриса. Но это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался в том числе и в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги - номера полки и номера книжного шкафа. В дальнейшем книжный знак претерпел еще большие упрощения, вплоть до оттиска резинового штампа. Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. И во многом благодаря тому обстоятельству, что к этому жанру в России обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.
Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл - он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась, по большому счету, и эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибристики (экслибрисистика - называют так и так...).
Последний раз редактировалось Sergey_K Чт, 30 июл 2009 05:34:36, всего редактировалось 2 раза.
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Сб, 25 июл 2009 05:47:59

Весьма показательны для этой эволюции наименования двух фундаментальных книг У.Г. Иваска. Первая из них вышла в 1902 г. и называлась «О библиотечных знаках, так называемых ex libris,ах: по поводу 200-летия их применения в России, 1702 – 1902». Как видим, знаки здесь названы библиотечными, к слову «еx libris» делается оговорка» – «так называемых», а само их написание представлено по-латински, частью (после апострофа) по-русски. Следующее, трехтомное, издание, вышедшее спустя несколько лет – с 1905 по 1918 гг., – называется «Описание русских книжных знаков». Знаки, таким образом, названы уже книжными, а слово «экслибрис» в русской транскрипции в обиход тогда еще не вошло....
К слову, об У.Г. Иваске, имеется ценная книга: Орлов Н.Н. Удо Георгиевич Иваск как исследователь русского книжного знака. – М., 1927. – 71 с. Собственно исследовательский текст занимает здесь 28 страниц, а далее следует список трудов Иваска и литературы о нем, описание лично им созданных экслибрисов (Иваск имел превосходное художественное образование). Из более поздних и более общих наиболее интересна статья Ю.В. Григорьева «Удо Георгиевич Иваск». Она опубликована в 21 выпуске главного книговедческого сборника «Книга. Исследования и материалы» (1970 г.).

В 1905 году журнал «Вестник литературы» объявил конкурс на лучший библиотечный знак (экслибрис) для народных библиотек. Жюри состояло из выдающихся художников, включая Илью Репина, Александра Бенуа. На конкурсе было представлено 133 проекта, три из них были признаны лучшими. На удостоенных премией типовых экслибрисах было достаточно вписать наименование народной библиотеки, инвентарный номер книги, номер шкафа и полки. Из этого факта нетрудно заключить, что в небольших библиотеках начала прошлого века наиболее распространенной была крепостная расстановка...

В 20-30 годах к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики СССР: В. Фаворский, А. Кравченко, Н. Купреянов, Н. Пискарев, П. Шиллинговский, Н. Бриммер и др. В послевоенные годы над экслибрисом трудились известные художники Е. Голяховский, Г. Кравцов, В. Фролов, А. Калашников, Н. Калита, Г. Ратнер, М. Верхоланцев, В. Картович, А. Юпатов и многие другие.

В 1960–1980-е годы наступил новый этап в распространении экслибриса: повсеместно зарождаются клубы экслибристов (экслибрисистов), устраиваются выставки. К этому времени создано около 10 тысяч различных экслибрисов, в том числе библиотек общественного пользования. В 1991 году в Москве открывается Музей экслибриса. Он тесно связан с Международной федерацией ассоциаций любителей экслибриса (FISAE), с объединениями экслибристов и библиофилов в различных странах мира, часто вывозит свои коллекции для показа в различных городах многих стран.

По образному выражению известного книговеда и искусствоведа А.А. Сидорова : "Ex libris,– это сгусток мыслей и чувств, посвященных книге..."
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Сб, 25 июл 2009 11:52:10

Сегодня эквилибристика переживает, как и другие виды коллекционирования, своеобразное перерождение, осмысление и в какой-то мере, подъём...
Тому подтверждение состоявшийся в мае 2009 года Международный конгресс экслибриса в Ярославле.
http://www.rg.ru/2009/05/21/reg-roscentr/popali.html

Следующий XXXIII Международный конгресс экслибриса пройдет 25-29 августа 2010 года в Стамбуле.
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Сб, 25 июл 2009 13:27:29

Есть ещё интересная разновидность экслибрисов - универсальные экслибрисы. Это книжные знаки, которые нарисованы с пробелом, для вписания в них фамилии лица, наклеивающего их на книги своей библиотеки. Во многих странах подобные экслибрисы выпускаются отдельными издательствами для продажи или отпечатываются заранее на переплете книги.
В начале XX века книгоиздательство М.О. Вольф выпустило четыре вида универсальных книжных знаков-ярлыков, наклеивая их на продаваемые учебники. Помимо рекламных целей издательства эти ярлыки имели воспитательное значение – приучали школьников к бережному отношению к книге.

В послереволюционные годы несколько раз предпринимались попытки внедрения таких экслибрисов. Многие из них были стандартными, как, например, экслибрис с изображением шпиля Ленинградского Адмиралтейства.

Эти знаки не отражают индивидуальность владельца библиотеки и не нашли у нас (в России) широкого применения.

В наше время, универсальные экслибрисы (не наклееные, а типографские) встречаются, как правило, в детских книгах. Такие экслибрисы с сюжетами, близкими интересам детей приучают маленьких владельцев любить книгу и бережно относиться к ней.
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Сб, 25 июл 2009 13:44:22

Современный экслибрис, как особый жанр графического искусства подчиняется всем основным принципам метода реализма, который требует отображения жизни с позиции правдивости, народности в типичности и ярких художественных образцах, достигается эстетическое наслаждение совершенной формой и мастерством исполнения.

Хороший экслибрис давно уже стал рассматриваться как графическая миниатюра, имеющая самостоятельное художественное значение и настоящую эстетическую ценность. Он превращается в объект упорного и страстного собирательства многих коллекционеров в различных странах мира.
Однако всей своей полноте эстетическая роль экслибриса раскрывается только через реализацию присущих ему утилитарных задач.

Образное решение книжного знака проявляется через его функциональную роль, а его художественная композиция тесно связана с конструкцией книги. Композиционно экслибрис не должен представлять собой некое замкнутое пространство, имеющее самодовлеющее значение. Он должен органически входить в общее композиционное решение книги, как специфического предмета культуры, как художественного явления, имеющего общественно-политическое, научно-познавательное, эстетическое, товарно-потребительское значение.
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Сб, 25 июл 2009 13:47:46

В.А. Фаворский, выдающийся художник, но ему так же принадлежит великая заслуга разработки теории книжной графики, в которой особое место занимает исследование эстетического значения конструкции книги. Исходя из этой теории можно понять многие особенности книжного знака. Даже тот факт, что экслибрис наклеивается именно на левой (внутренней) сторону обложки, не случаен. “Когда мы перелистываем книгу, то мы как бы видим все правые страницы, ведущие нас в глубь книги. Когда мы переворачиваем правую страницу, то ожидаем тоже правую, и левая оказывается для нас несколько неожиданна, мы на неё как бы оглядываемся. Поэтому все титульные листы, спуски, заставки ставятся на правой стороне, они ведут нас вглубь книги, и поэтому большая страничка картинки на правой стороне будет мешать нашему движению в книгу, она увлечет, захватит нас изображенным на ней пространством, поведёт в свою собственную глубинку. Поэтому страничные иллюстрации нужно помещать на левой стороне. Как бы оглядываясь назад, мы можем сосредоточиться, рассмотреть изображение и это не будет мешать нашему движению в глубину книги”.

Всё это в ещё большей степени относится к экслибрису, который всегда являлся единственной “картинкой” на целой странице, привлекающий к себе специальное внимание читателя, перевернувшего обложку и только ожидающего первой встречи с содержанием книги.
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Сб, 25 июл 2009 13:48:03

Весьма важной особенностью композиции экслибриса, является так же его обязательная соотнесённость с конструкцией книги, как особой “ вещи” (по терми6нологии В.А.Фаворского), объём которой состоит из отдельных самостоятельных иллюстраций (страниц, обложки). У экслибриса, как и вообще у книжной графики, имеется много общего с монументальной живописью. Так же как и монументальная роспись (фреска, например) не должна прорывать плоскость стены, а должна “держать” стену, так и задача экслибриса – не прорывать плоскость переплёта, а как бы укреплять его, украшать и, главное, характеризовать книгу именно как книгу, при чем принадлежащую определённому лицу.

Важно именно очищение экслибриса от “станковизма”, разрушающего цельность эстетического восприятия знака и книги. Молодые художники стремятся к стилистической чистоте своей работы, выступая против эклектизма и, пытаясь творчески сочетать использование лучших традиций (от Томаса Бьюика, отца современной ксилографической школы, до Фаворского) с настойчивым поиском собственного индивидуального лица в искусстве экслибриса.
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Пт, 31 июл 2009 07:09:42

Общественный интерес к экслибрису в последнее время вызывает обилие выставок и литературы о нем. На смену недавней простой популяризации экслибриса приходят серьезные научные и профессиональные изыскания ученых и художников. Если для художника экслибрис - своеобразная школа мастерства, где можно продемонстрировать свой вкус и умения, то эта его ипостась, как правило, отражается наиболее зримо в альбомах-каталогах. Ученые же (С. Ивенский, Е. Минаев, А. Бейлинсон, В. Худолей, В. Федоров и др.) в своих трудах об экслибрисе преследуют цель соединить достоинства научного издания и хрестоматии. Необходимо отметить, что если в изданиях двадцатилетней давности преобладало библиофильское понимание экслибриса, то в настоящее время экслибрис признается в качестве неотъемлемой части художественного процесса. И, что особенно важно, в работах отмеченных авторов экслибрис приобрел
новую социальную функцию - функцию метафорического портрета человека, что однозначно связано с возрастанием личностной культуры.
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Пт, 31 июл 2009 07:52:59

ЭКСЛИБРИС (книжный знак) сегодня - графическая миниатюра, в символической форме отражающая характерные (личные, профессиональные и др.) качества владельца книжного или иного собрания (коллекции).

Экслибрис имеет несколько аспектов, составляющих суть этого социально-культурного явления (как и любая другая художественная миниатюра):

1. Философский (эстетика) - объектом рассмотрения является ЗНАК (СИМВОЛ) - наиболее важное определяющее свойство экслибриса, его специфическое качество...

2. Социологический (МИНИАТЮРА как предмет коллекционирования) -свойство экслибриса, интересующее нас как объект изучения человека в целом, его функций в обществе...

3. Психологический (ЛИЧНЫЙ знак владения) - важное свойство экслибриса, как объект изучения личности, её индивидуальных характеристик и качеств...

4. Исторический (геральдика) - свойство экслибриса, позволяющее устанавливать исторические параллели. Будучи производным от герба, книжный знак имеет ту же природу. Хотя назначение экслибриса заметно отличается от назначения герба, специалисты правомерно отводят последнему роль протоэкслибриса....

5. Собственно художественный (изобразительное искусство - графика) - главное свойство экслибриса, позволившее нам определить ему место среди графических искусств по причине их значительного сходства в размерах, способах получения изображения, построении композиции и т. д.

6. Дизайнерский (шрифт, форма) - неотъемлемое свойство экслибриса (книжного знака), обнаруживающее сходство с дизайном книги, книгой, литературой, иероглификой...

Если создаётся миниатюра (любая из видов) с учётом этих аспектов, возможность получения "шедевра" наиболее вероятна....А не учитывать вовсе их - это грубейшая ошибка.... Именно это я имел ввиду, критикуя, порой, эскизы знаков, которые клуб издаёт от своего имени....
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Пт, 31 июл 2009 08:05:58

Природа всякого интеллектуального собирательства (марки, открытки, знаки, монеты, медали, миниатюрные книги и т. п.) такова, что под эгидой какого-либо сообщества людей объединяются те, кто имеет задатки исследователя, обширный кругозор и заметную социальную активность. «Любознательность заложена в человеческой натуре как решающее условие приобретения опыта. Одним из её проявлений является потребность собирать и сравнивать, чтобы устанавливать сходство и различие в свойствах образцов», - пишет В. Федоров. Есть и нечто другое, что притягивает к экслибрису людей. «Я понимаю коллекционеров экслибриса, их японскую страсть к бумаге особого сорта и крошечным картинкам, - вторит ему С. Азархи. Художник Ю. Боровицкий А.В. объясняет "сей феномен европейским, имеющим католическую традицию уважением к печатному знаку, символу смысла, ... малые формы обязывают зрителя к напряжению ума и воли».

В наши дни, когда тенденция отхода экслибриса от книги стала очевидной и необратимой, он по-прежнему притягивает любителей и серьезных коллекционеров, но теперь уже в новом качестве. Эта графическая миниатюра не только удобна для перемещения и общения, но и, в отличие, скажем, от марок или монет, зачастую содержит более значительный объем художественной и общечеловеческой информации, заключенной в знаке. Этим экслибрис интересен не только для своего владельца, которому изначально предназначен. Образы, заключенные в нем, имеют всеобщую эстетическую ценность.
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Пн, 03 авг 2009 12:53:07

«Изображение есть символ, всегда, всякое изображение, …и образы искусств изобразительных отличаются друг от друга… тем, что… они суть символы разных мировосприятий, разных степеней синтетичности», - писал русский философ П. Флоренский.

Расшифровку многих символов история скрыла даже для специалистов, но именно поэтому магия великих произведений искусства только усилилась со временем.

Экслибрис – это своеобразный «литературный» портрет коллекционера-заказчика, потому что символы и образы, продиктованные художнику заказчиком, открыты и почти наивны, тогда как система символов, привычных для художника, всегда подспудно.

Существует стойкое противоречие..... Современная мода символики идеального экслибриса (это относится и к фалеристическому знаку, и к почтовой марке и т. д.) представляется настолько рафинированной, чтобы прочитываться с первого взгляда, сразу и без труда. Другими словами, современный экслибрис должен как бы приближаться к логотипу. Такой идеальный экслибрис легко представить себе на форзаце самой современной книги, он не теряет своего прикладного значения. А многие художники, напротив, приближают книжный знак к станковой гравюре. С тем большим энтузиазмом коллекционеры приобретают эти произведения малой графики, предназначенные для хранения в папках.

С другой стороны возникает удивительный парадокс, свойственный нашему стремительному веку..., когда порой из конъюнктурных соображений "раскручивается" рейтинг художника, работы которого не несут художественной ценности, но обладают довольно высоким коммерческим потенциалом и, наоборот, - работы, вносящие большой вклад в мировой графический дизайн, не получают должной оценки и внимания...
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Владимир_35
Старший матрос
Старший матрос
Сообщения: 210
Зарегистрирован: Вт, 10 фев 2009 13:31:57

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Владимир_35 » Ср, 05 авг 2009 11:47:17

А этот к какой категории относится?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
TEMPORA MUTANTUR, ET NOS MUTAMUR IN ILLIS

А вообще, гербы ищу....

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Ср, 05 авг 2009 13:32:32

Владимир_35 писал(а) :А этот к какой категории относится?
Это, скорее всего заготовка сюжетного (тематического) экслибриса, который можно отнести к пункту к- виды городов, ландшафты, пейзажи...
Т.к. на нём нет персонализации ни объекта, ни субъекта...
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
DMIK
-Корабельный компрессорщик-
Сообщения: 3570
Зарегистрирован: Пт, 01 дек 2006 11:44:48

Re: История и теория экслибриса

Сообщение DMIK » Ср, 05 авг 2009 15:16:46

Sergey_K писал(а) : С другой стороны возникает удивительный парадокс, свойственный нашему стремительному веку..., когда порой из конъюнктурных соображений "раскручивается" рейтинг художника, работы которого не несут художественной ценности, но обладают довольно высоким коммерческим потенциалом и, наоборот, - работы, вносящие большой вклад в мировой графический дизайн, не получают должной оценки и внимания...
И еще одна Ваша цитата:
Раздел "Экслибристика" попросил открыть администрацию форума, как бы делая попытку показать на Форуме образцы высокохудожественных миниатюр...., где художник несёт ответственность и за сюжет и за качество знака, поэтому он, как правило, известен (это придаёт знаку дополнительную стоимость и архивную ценность)... Такие же правила существуют почти в во всех видах коллекционировании миниатюр (филателия, филокартия, нумизматика, бонистика и т.д.), а вот в фалеристики у 99 % знаков автор не известен...
Просматривая уже выпущенные знаки Клубом, видно, что у авторов этих знаков сильно страдает композиция и выбор сюжета, "художник" идёт, в лучшем случае, от примитивного копирования уже известных знаков, попытка влиять на процесс непосредственно при обсуждении знака не приводит к желаемому, а порой даже наоборот, к противоположному... Просто осветить задуманную тему, используя неплохие материалы, безусловно, мало, хотя и важно....


Сергей, все что Вы пишите по разным темам вообще, и по данной теме в частности - очень интересно, хотя я со многим не согласен... ну да ладно...
Я вот одного только не пойму :pardon:
КТО и КАК определяет какие работы "не несут художественной ценности, но обладают довольно высоким коммерческим потенциалом и, наоборот, - работы, вносящие большой вклад в мировой графический дизайн, не получают должной оценки и внимания..."??? :pardon:
Я не поленился и нашел в сети некоторые работы Вашей супруги... их бы Вы к какой категории отнесли? :teacher:
Они с каким потенциалом - высоким коммерческим, или с высоким графическим? или, удачно сочетают одно с другим? Там все нормально с композицией и выбором сюжета? :pardon:

Еще мне интересно - "звонкое имя" художника - это гарант качества знака (или, иной продукции)?
(Ничего личного, просто интересно :hi:)
"Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Ср, 05 авг 2009 18:17:59

DMIK писал(а) :
Sergey_K писал(а) : С другой стороны возникает удивительный парадокс, свойственный нашему стремительному веку..., когда порой из конъюнктурных соображений "раскручивается" рейтинг художника, работы которого не несут художественной ценности, но обладают довольно высоким коммерческим потенциалом и, наоборот, - работы, вносящие большой вклад в мировой графический дизайн, не получают должной оценки и внимания...
Раздел "Экслибристика" попросил открыть администрацию форума, как бы делая попытку показать на Форуме образцы высокохудожественных миниатюр....

Просматривая уже выпущенные знаки Клубом, видно, что у авторов этих знаков сильно страдает композиция и выбор сюжета, "художник" идёт, в лучшем случае, от примитивного копирования уже известных знаков, попытка влиять на процесс непосредственно при обсуждении знака не приводит к желаемому, а порой даже наоборот, к противоположному... Просто осветить задуманную тему, используя неплохие материалы, безусловно, мало, хотя и важно....


Сергей, все что Вы пишите по разным темам вообще, и по данной теме в частности - очень интересно, хотя я со многим не согласен... ну да ладно...
Я вот одного только не пойму :pardon:
КТО и КАК определяет какие работы "не несут художественной ценности, но обладают довольно высоким коммерческим потенциалом и, наоборот, - работы, вносящие большой вклад в мировой графический дизайн, не получают должной оценки и внимания..."??? :pardon:
Я не поленился и нашел в сети некоторые работы Вашей супруги... их бы Вы к какой категории отнесли? :teacher:
Они с каким потенциалом - высоким коммерческим, или с высоким графическим? или, удачно сочетают одно с другим? Там все нормально с композицией и выбором сюжета? :pardon:
Еще мне интересно - "звонкое имя" художника - это гарант качества знака (или, иной продукции)?
(Ничего личного, просто интересно :hi:)
Вам спасибо, за труд пролистать страницы интернет и что-то увидеть из работ Галины.... Их тысячи.. .Если речь конкретно о какой-либо работе, то надо её показать и перевести разговор в конкретное русло... Лучшие её работы, наверное, все же не в сети... Это надо бывать на её персональных выставках..., или в музеях, где демонстрируются её работы, или, скажем, по случаю быть в нашем городе и увидеть, банально, её городские баннеры (они очень отличны от коммерческих - это работы психологической направленности, их заказывает власть... Есть они и в городах других регионов...). В интернете и на TV все же работы промышленного исполнения (скажем, заказы Гознака, либо корпоративные от РЖД, Газпрома и т,д.), где заказчик строго определяет параметры работы, тему...., часто, покупая исключительные права "на образ" у художника.... В них больше того, что хочет заказчик, а не художник....Хотя художник обязательно должен влиять на выбор заказчика, т.к. он всё же персонализирует собой эти работы.... Персональные выставки - наоборот...Это "свобода" выразиться и показать себя... Выставочные работы,обычно, целиком закупает какой-либо музей (или состоятельная персона), и конечно, в интернет они не попадают, за редким исключением.... Оформленные ею книги более доступны широкой общественности...
Если хотите, в личку могу выслать ролик....

Если говорить о работах по знакам Клуба, где велись споры, каков проект лучше выбрать для производства знака... Могу сказать откровенно...
- проект "ледокол "Ангара"" , где руководство Клуба, вопреки мнению большинства, приняли проект Галины, действительно удачен, и самобытен... Вы не согласны? А вот, когда пошёл уже по проекту "Ангара": "Челюскин", "Ленин", благодаря mamontu, - уровень "художественности" заметно снижался.... Ради чего?... Коммерческой выгоды, который мизер, а "лицо" знака потеряно... Я и возмущаюсь, если больше никто не видит....
- по проекту "Св.Луки (Войно-Ясенецкий)" (правда, Ляксей или mamont, не зная, кто из них...,стыдливо, весь пост убрали....Неужели из-за экономии места?... Альтернативный проект в нём был откровенно слабым, где собственно и художественного образа "героя" не было...., а "заказчик" в итоге переключился на другой проект, в угоду коммерции... "Это ест не корошо...";
- по проекту "Бахчиванджи".... На мой взгляд, получив знак, откровенно, был разочарован огромной "бляхой".... На мой взгляд, главное отличие настоящей художественной работы в том, что конечное изделие, каждая его деталь,в том числе и смысловая, должны быть самобытны, новы, сделаны с душой, а не как получится... При задумки эскиза и его реализации "художник" постоянно должен держать в уме те художественные аспекты образа, которые должны быть "вложены" в миниатюру, что я выше в посте этого раздела указал (философский, социологический, психологический, исторический, художественный, дизайнерский аспекты)... Если что-то, даже одно, упущено, уже плохо, а если несколько не учтено - беда....
А по отдельным проектам знаков Клуба, вообще, кроме исторического и то с "враками"", ни один аспект не учитывался (говорю о знаке "35 лет БАМа"), и выдаётся "автором" за "шедевр"... Это явно проблемы "в школе" или в её отсутствии вовсе....

Вот эти элементарные знания дают в художественных школах (у некоторых людей это качество, не спорю, врожденно, это гении...), а человек мало-мальски владеющий этими знаниями - художник, т.е. мастер, могущий создать уникальный образ, а не владеющий - в лучшем случае, "ремесленник", т.е. могущий скопировать более-менее сносно уже ранее созданный художником образ...

Продолжение следует....
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Ср, 05 авг 2009 18:18:52

Сразу отвечу на Ваш последний вопрос - "звонкое имя" художника... Выбирать, естественно, заказнику, что должно быть гарантом конкретного заказа. Либо знания, либо "авось"... Неужели Вы доверите чинить свой автомобиль первому встречному, кто с "отвёрткой"....
Или как выбор врача, мне образ просто ближе... А кто-то выбирает "тётю Машу" - вчерашнюю "вагоновожатую", которую на днях "током стукнуло", она вдруг стала видеть все органы у окружающих её людей, причём, замечая кучу неких "шлаков", "чёрных сил", "испорченных аур", главное, убеждённо зная, что всё эту "нечесть" , неприменимо, надо срочно "выводить"... Замечу, не прочитав ни единой книжки даже по анатомии... Надо ли далее расписывать ответ?...

Теперь серьёзно... о сложном... Вы задаёте сложный вопрос (по всей видимости, не имея художественного даже начального образования..., не в обиду...), а хотите получить простой ответ.... У меня, наверное, так не получится. Мне придётся целую лекцию подготовить.... Попробую... Я как-то уже предлагал потихоньку некоторые разделы форума преобразовывать в некое интерактивное обучение.... Попробую открыть первую на форуме виртуальную кафедру....

Думается, что Михаил_Тренихин подключится и более профессионально - т.к. он искусствовед, а это специалист, научно, изучающий искусство в целом и связанные с ним явления, что-то поправит...

Суть Вашего вопроса : "Художественность" в "искусстве" и его градация...
Вопрос сложный вообще, и без ссылок на "авторитеты" не обойтись...
Начнём с определений и понятий.

Искусство (от греческого искусы творити, мастерство, умение, ремесло) — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции [В. В. Виноградов. История слов. Часть 3].

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному [Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона]. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами (условными нормами) [Энциклопедия социологии].

Определение и оценка искусства как явления — предмет непрекращающихся дискуссий многих веков....
Теоретики во все времена видели в искусстве явление, которому присущи различные, в зависимости от конкретной концепции, функции и свойства.

Я, как врач, всё же вижу, безусловно, субъективно, в искусстве доминирующее психотерапевтическую роль (направленную либо на оздоровление прежде всего психики человека, либо целенаправленно - наоборот...)

"Художественно" — соответствии с требованиями искусства, красиво, изящно, со вкусом.... (Художественность - существительное от слова "художественно" со значением отвлечённого признака) [Толковый словарь Ефремовой], т.е. изображающий действительность в оригинальных образах....

Следовательно, художественность - одна из важнейших коммуникативных стратегий культуры, родовая характеристика специфики явлений искусства, выступающая одновременно фундаментальным критерием их оценки.

Нередко в соответствии с этимологическим значением ("умелость") художественность мыслится как сравнительная характеристика осуществлённости в произведении неких норм или выявленности потенциальных возможностей данного вида искусства, т.е. отождествляется с мерой мастерства или таланта "художника". С другой стороны, исходя из понимания художественности как высшей формы эстетических отношений, приходится признать, что "художественным бывает только целое" (М.М. Гиршман)....Но в силу единичной личностной первоосновы художественность всякий раз уникальна, она не имеет атрибутов, по которым могла бы быть однозначно опознана. Однако в силу всечеловеческой всеобщности экзистенциального присутствия в мире, эстетически осваиваемого искусством, художественность обладает моментами повторяющимися, исторически продуктивными, что позволяет говорить о её модусах, а также о законах художественности, актуализация которых в общественном художественном сознании приводит к стадиальной смене исторических парадигм художественности. Здесь надо объяснить....

Ортега-и-Гассет Хосе (1883-1955) - испанский философ, социальный мыслитель, публицист и общественный деятель, один из первых теоретиков попытался дать понятие ""искусства", исходя из его художественной сути, через введение понятия "художественное искусство". По-видимому, такая общая теория художественности невозможна: в различное время в сферу искусства могут попадать вещи, не признаваемые ранее художественными (как это произошло, например, с греческими амфорами) или же то, что ранее было признано художественным, может терять свой статус.
В наше время разрешить проблему художественности, помогло введение понятия "парадигма искусства". При парадигмальном подходе историческое развитие искусства рассматривается как смена парадигм. В таком случае не требуется признания единой (на все времена) теории художественности - тогда ситуация, когда что-либо, ранее не входившее в сферу искусства, признается художественным, определяется актуализацией новой парадигмы, предполагающей новое качество художественности. В рамках каждой парадигмы вырабатывается особое видение искусства, конституирующее как сам акт творчества, так и оценку его результатов. Художественность оказывается, таким образом, категорией исторической и универсальной на этой основе.

Степень разработанности обозначенной проблематики невозможно определить однозначно, поскольку, с одной стороны, каждый автор, размышляющий об искусстве, предполагает то или иное рассмотрение этого центрального вопроса философии искусства.

Продолжение следует...
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Ср, 05 авг 2009 18:19:18

Сами художники выходят из положения оригинально, они сопровождают свои творения теоретическими изысканиями, пытаясь, тем самым, прояснить возможность нового видения искусства (это для художника , можно сказать. первично). Но при этом, творения, появившиеся в современной культуре, реципиенты не всегда оценивают как произведения искусства, в отличие от самих авторов, критиков или других агентов художественного мира. Видоизменилось понятие искусства и, в частности, произведения искусства - сегодня они стали проблематичными (таков сегодня инструмент "новизны"....). Как оценить, например, художественный жест М. Дюшана (одного из представителей направления Реди-мейд) — демонстрацию в музее писсуара, названного "Фонтан", или произведение Дж. Кейджа (одного из родоначальников минимализма) "4'33", или акты современного концептуального или акционистского искусства? Что стоит за этой проблематизацией - не утрачивает ли искусство свою специфику? Представляется, что понимание особенностей современного искусства состоит, видимо, не столько в самой оценке, сколько в прояснении оснований различного использования таких понятий, как "произведение искусства", "артефакт" и центральной категории, специфицирующей искусство, - "художественность". Так или иначе, именно с ней связаны все размышления художников и теоретиков, рассуждающих об искусстве.

Есть интересные теоретические разработки по данной теме, отсылаю к "базовым знаниям":
сборники "Художественное в эстетике и в искусстве" (Киев, 1990), "Критерий художественности в литературе и искусстве: (В свете содружества наук)" (Казань, 1984), "Эстетика научного познания" (г. Москва, 2003), "Толерантность в контексте многоукладности российской культуры" (г. Екатеринбург, 2001); сборник статей всероссийской научной конференции: "Образ человека в картине мира" (г. Новосибирск, 2003)....

Коротко из "базовых знаний" по данному вопросу, что считаю главным...

В XX - начале ХХI веках часть исследователей отстаивает эссенциалистское толкование искусства, исходя из различно понимаемой специфики художественности, которая в этом случае предстает как явленная сущность искусства. Так, признание формы главным "носителем" атрибутивного признака искусства, стало ядром их концепций (В. Виноградов, С. Виткевич, А. Замойский, Б. Успенский, А. Чесноков, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, В. Эрлих, Р. Якобсон....).

Рассмотрением искусства как особого языка, выражающего свою специфику в знаково-символической форме, где сущностным в этих случаях оказывалось коммуникативное начало искусства (Е. Басин, К. Белл, Л. Землянова, Э. Кассирер, Б. Кроче, С. Лангер, Ю. Лотман, Ч. Моррис, Я. Мукаржовский, Ч. Пирс...).

Некоторые исследователи, стремясь уйти от крайности эссенциализма, при рассмотрении феномена художественности, акцентируют национально-культурные особенности художественности (В. Бранский, Г. Гачев, И.А. Ильин, А. Короцкая...).

Другие рассматривают это явление в более общем историческом контексте, применяя парадигмальный подход (С. Аверинцевым, Г. Зедльмайром, Р. Костелянцем, М. Липовецким, Э. Панофским, В. Татаркевичем, Т. Куном, В. Тюпой, М. Фуко....)

Продолжение следует....
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Ср, 05 авг 2009 22:10:03

Подойдём к финишу озаглавленной темы "О градации художественности"...

Ключевое понятие художественности — образ. Преломлённый материал (информация) через видение художника позволяет говорить о художественном образе.
Многие "ремесленники" пытаются прикрыть собственную беспомощность при создании художественного образа внешними артефактами, знакомыми образами, ранее уже созданные и "прокатанные" на публике...

Образ — попытка передать внутреннее через внешнее. Образ — характеристика абстрактная, оторванная от сиюминутности и топографичности. Образ — характеристика обобщающая, позволяющая увидеть характерное в индивидуальном.

Правдивый художественный образ никогда не оставит зрителя равнодушным, но он должен быть новым — в этом и есть сила искусства, для которого образ и эмоциональность есть условия необходимые... Умение "художника" отобразить посредством определенного материала (будь то знак или монументальная работа) нечто большее, чем то, что заключено в нем самом. Сила эмоционального воздействия образа, как художник посредством малого выразил большое, глобальное, "эмоционально заряженное", новое (идею, тему, мировоззрение)....и есть та степень градации художественности.... И дело вовсе не в противопоставлении художественности к документальности, как некоторые, даже известные художники, высказываются и выстраивают относительно этого противопоставления шкалу художественности... Пример, скажем, даже здесь довольно интересная ветка по старой фотографии, где в в разные периоды под "разным углом" рассматривая одну и ту же фотографию, внимание обращается то на художественную её сторону, то на документальную. Настоящий художник, создавая образ, например, фотографируя человека, непременно хочет передать образ и абстрактно, и обобщённо…, и художественно…, и исторично.... А мы через несколько десятков лет, просматривая эту фотографию, вглядываемся в детали интерьера, дефекты лица, элементы одежды, ищем признаки ушедшего времени… документальности..., ища, а порой и находя, ответы на свои сложные вопросы по темам коллекционирования, получая колоссальный всплеск эмоциональности... И как благодарим, порой совсем неизвестного "художника", доставившего нам такую радость...
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
DMIK
-Корабельный компрессорщик-
Сообщения: 3570
Зарегистрирован: Пт, 01 дек 2006 11:44:48

Re: История и теория экслибриса

Сообщение DMIK » Чт, 06 авг 2009 10:30:28

Ну Вы подготовили лекцию… :shok:
Да, Вы правы, мое художественное образование закончилось в 6-м классе средней школы вместе с уроками рисования, и мои оценки различных художественных произведений (живопись, кино, музыка и т.п.) находятся обычно на уровне «нравится /не нравится».
Однако осмелюсь предположить, что «чувство прекрасного» мне все же не чуждо. Естественно, с учетом того, что «на вкус и на цвет…» :wink: .
Я убежден, что одни и те же художественные произведения могут совершенно по-разному восприниматься как в различные временные периоды (например, картины Модильяни), так и, скажем, «различными группами зрителей». Есть, например, у нас известный художник, которого зовут Зураб Церетели. Уж в чем, а в отсутствии знаний его никак не упрекнешь. Однако многие его работы почему-то вызывают у общественности мягко говоря неоднозначное восприятие…
Не все понимают картины Глазунова…
Не все понимали творчество Высоцкого...
На последних зимних ОИ больше всего скандалов (за исключением допинговых) было в фигурном катании – там, где результат нельзя измерить секундами, килограммами, метрами т.п. Можно вспомнить и скандальную историю с гимнастом А. Немовым в Афинах.
Заметьте, что все, о чем я выше написал, оценивали и оценивают люди, которых уж совершенно точно не упрекнешь в отсутствии художественных, или иных специальных знаний :ded: .
В общем, можно долго рассуждать на данную тему…
… А я всего лишь хотел сказать, что оценка художественных образов носит довольно субъективный характер. И если что-то не соответствует лично Вашему художественному восприятию, то может это лично Ваши «проблемы»??? :pardon:

Вот Вы пишите о проекте Бахчиванджи: «На мой взгляд, главное отличие настоящей художественной работы в том, что конечное изделие, каждая его деталь, в том числе и смысловая, должны быть самобытны, новы, сделаны с душой, а не как получится...»
Почему Вы считаете, что детали значка не самобытны? Что автор делал эскиз «без души»? Только потому, что лично Вам эскиз не понравился? :)

Искусство (от греческого искусы творити, мастерство, умение, ремесло) — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции [В. В. Виноградов. История слов. Часть 3].
Может автор значка именно таким образом выразил свой «внутренний мир» и отразил свои «чувства и эмоции»? :pardon:
"Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений"

Аватара пользователя
DMIK
-Корабельный компрессорщик-
Сообщения: 3570
Зарегистрирован: Пт, 01 дек 2006 11:44:48

Re: История и теория экслибриса

Сообщение DMIK » Чт, 06 авг 2009 10:35:52

Sergey_K писал(а) : Вам спасибо, за труд пролистать страницы интернет и что-то увидеть из работ Галины.... Их тысячи.. .Если речь конкретно о какой-либо работе, то надо её показать и перевести разговор в конкретное русло... Лучшие её работы, наверное, все же не в сети... Это надо бывать на её персональных выставках..., или в музеях, где демонстрируются её работы, или, скажем, по случаю быть в нашем городе и увидеть ...
Очень напомнило «будете у нас на Колыме…» - лучше Вы к нам :drinks: .
Да, если позволите конкретно о двух работах. Кстати, скачал я их с её персонального сайта (где, обычно, стараются выложить лучшее, показать, так сказать, «товар лицом»). Просто зашел на сайт, и это было первое, что я увидел.
Первая работа посвящена А.Колчаку.
Не берусь судить о художественных достоинствах работы (хотя, лично мне медаль понравилась). Но вот что искренне разочаровало – так это колодка в цвет российского флага.
Не знаю, как там с точки зрения законодательства… но по-моему, на наградах общественных организаций (а это именно такая награда, или я не прав?) не рекомендуется использовать изображение Государственного флага???
Почему же здесь мы видим цвета флага на колодке?
В чем оригинальность этого решения и его художественная новизна???
Сегодня утром, как всегда, просматривал новые сообщения на форуме, открыл страницу раздела «Космос» и увидел «точно такую же» награду, посвященную Гагарину.
При желании, наверное, можно найти еще знаки с аналогичными колодками.
Я думаю, с данной колодкой знак Колчака, увы, просто «занял место в ряду»…
(По близкой мне теме «знаки Коломны» выпущены три памятных награды. Расцветка ленточек на колодках везде разная, но везде обыграна тема цветов герба Коломны. По-моему, это гораздо интереснее, чем «стандартный» триколор)?
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось DMIK Чт, 06 авг 2009 10:40:41, всего редактировалось 1 раз.
"Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений"

Аватара пользователя
DMIK
-Корабельный компрессорщик-
Сообщения: 3570
Зарегистрирован: Пт, 01 дек 2006 11:44:48

Re: История и теория экслибриса

Сообщение DMIK » Чт, 06 авг 2009 10:38:55

Вторая работа посвящена Кругобайкальской ЖД.
Вот Вы пишите: «проект "ледокол "Ангара", где руководство Клуба, вопреки мнению большинства, приняли проект Галины, действительно удачен, и самобытен...».
Да, согласен, неплохо получилось.
Однако, сравнивая два этих знака, не могу не заметить, что их сюжет, на мой взгляд, довольно однотипен:
- в центре знака локомотив / ледокол;
- «по кругу» - тоннель, или спасательный круг;
- сбоку, в одном и то же «углу» очертания озера Байкал.
Во всяком случае, я считаю, что идея у значков, однозначно, одна и та же, а различие лишь в том, что один «сухопутный», а второй «морской».

Вот как-то так… :hi:

(Отвлеклись, правда, от темы данного раздела "Экслибрисы" :cry: )
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
"Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Чт, 06 авг 2009 15:13:46

DMIK писал(а) :....Есть, например, у нас известный художник, которого зовут Зураб Церетели...
Не все понимают картины Глазунова…
Не все понимали творчество Высоцкого...
Заметьте, в этой названной Вами группе нет ни одного "ремесленника"...
Все они профессионалы, такого уровня, что способны влиять аж на национальное сознание целой страны, а может быть и многих стран...
Т.е. эти художники по крайней мере, понимали, что творили..., создавая сильные по эмоциональному воздействию образы, посредством малого выразили большое, глобальное, "эмоционально заряженное", новое...., и главное своё...., а не чьё-то....
Повторяя (дублируя) их "обкатанные" образы для реципиента (потребителя), согласитесь, "ремесленник" не становиться "художником", сила такого эмоционального воздействия крайне слаба, и даже наоборот, чувствуется фальшь и нарастает отторжение... Хотя, не спорю, "ремесленник", снимает гораздо больше "коммерческих сливок"... Здесь и общественное противоречие...
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Чт, 06 авг 2009 16:51:04

DMIK писал(а) :
Sergey_K писал(а) : Очень напомнило «будете у нас на Колыме…» - лучше Вы к нам
Это Вы так про Байкал и Прибайкалье... Сравнили с Москвой.... Удивительно, весьма не компетентно с Вашей стороны...
Для души и тела, на мой взгляд (а я,поверьте объехал почти весь шарик...) лучшего места на земле не встречал...
DMIK писал(а) : Да, если позволите конкретно о двух работах. Кстати, скачал я их с её персонального сайта (где, обычно, стараются выложить лучшее, показать, так сказать, «товар лицом»). Просто зашел на сайт, и это было первое, что я увидел....
Да, действительно, сайт такой есть... Его подарил старший сын-программист в 2005 году, с тех пор там изменений не было, и не используется в качестве публичной аферты... Т.е. он пока не курируется художником.... И выложенное там, не совсем, на мой взгляд, правильно... Надо, конечно, согласен, выбрать время и навести там порядок..., или вообще переориентировать...

По знакам "Кругобайкалка" и "Колчак" ...
1. Знаки корпоративные (РЖД и фонда "Патриот"), значит не учитывать мнение заказчика сложно...
Ленточка на колодке, естественно, была предложена другая, заказчик настоял на этой... Если подходить исторически, как раз к теме "Гагарин" триколор не очень уместен..., а "Колчаку" даже очень, тем более в контексте, когда памятник в Иркутске в 2004 году (а медаль делалась к этому событию) возводился скандально, с привлечением омона, сопровождался демонстрациями и гражданским противостоянием.... Сейчас каждый день здесь толпы туристов...
Замечу, в Иркутске ни один памятник, в отличии от Москвы, за последовании 20 лет не снесён.... Ни Ленина, ни Куйбышева,.... наоборот, поставили трём Александрам: "Александру III" , "Колчаку А.В." , "Вампилову А.В."
2. Тираж "Кругобайкалки" 10 тыс. .... И часто Вы его видете на аукционах?.... Знак ведомственный, вручался торжественно сотрудникам ВСЖД в юбилейный год.... Дизайн этого знака таков, чтобы он органично смотрелся на ж.д. форме, и железнодорожники его с удовольствием носят... Цель, поставленная заказчиком, была достигнута.... Кстати, изготавливался знак на прессах местного авиационного завода...
Знак содержит массу информации, причем, совершенно не перегружен лишними элементами... Я хочу обратить Ваше внимание на целенаправленную "закладку" в знак художником всех шести аспектов художественности....
DMIK писал(а) : Однако, сравнивая два этих знака ["Кругобайкалка" и "Ангара"], не могу не заметить, что их сюжет, на мой взгляд, довольно однотипен:
- в центре знака локомотив / ледокол;
- «по кругу» - тоннель, или спасательный круг;
- сбоку, в одном и то же «углу» очертания озера Байкал.
Во всяком случае, я считаю, что идея у значков, однозначно, одна и та же, а различие лишь в том, что один «сухопутный», а второй «морской».
В пору начинать новую лекцию о ФОРМАХ И КОМПОЗИЦИЯХ....

Во-первый, знаки совершенно разные по своему сюжетно-ассоциативному комплексу и композиционному решению (первый знак композиционно-динамичен, второй же, композиционно-статичен...), но изобразительный язык, конечно, схож..., причём, в обоих знаках применён четвёртый тип композиционного решения - односюжетная многофигурная композиция.

Во-вторых, художественный образ этих знаков, обусловлен, естественно, содержанием (где смысловой центр - транспортное средство и необходимость географической узнаваемости - Байкал) , характером, назначением, что во многом определяет Ваше восприятие.

Задача художника при создании миниатюры согласитесь, гармонично разместить объекты (темы) на знаке, наполнив его смыслом...
Здесь опять "школа" ...
Существуют разные способы и правила создания гармоничной композиции (это и есть основа изобразительного языка)...

Несколько прописных истин по созданию гармоничных композиций в миниатюре:
- делим поле миниатюры на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, из 9 квадрантов. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект сюжета следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий;
- горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем Вы хотите сконцентрировать реципиента (передний или задний план....);
- пользование понятием "Золотого сечения". Обнаружено, что определенные точки в миниатюрной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости (психологически человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата произведения);
- правило диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий..., особенно, если цель придать динамичность образу...
- правило диагонального золотого сечения... Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях... Это уже надо показывать (словами не объяснить)....
- правило сбалансированности композиции, так чтобы верхняя часть миниатюры не выглядела "тяжелее", чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения....
- композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли...

Существует более сотни подобных азбучных правил...., овладение которыми осуществляется в процессе целой системы традиционных приемов обучения в худ. школах и достигается лишь в результате длительных систематических упражнений и шлифуется на протяжении всей жизни художника, а порой к концу жизни не достигая совершенства....

Продолжение следует....
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Чт, 06 авг 2009 18:09:57

Если говорить конкретно о Вашем восприятии знаков, на мой взгляд, он у Вас акцентирован на объекте второго плана - к образу Байкала, изображённого практически одинаково на обоих знаках в виде контурного силуэта.... На самом деле, это сложнейшая задача даже вписать контур Байкала в некую композицию, а уж создать самобытный и узнаваемый образ могучего озера.... Пока не удаётся никому....(Были "дедушки", "живность" и т.д., лучше контура пока, к сожалению, нет..., хотя личных инсталляций у художников сколько угодно, но к ним нужны "объяснялки" , в миниатюре это не допустимо; либо включать "вторую сигнальную систему" у реципиента - писать словами "Байкал", что , с точки зрения художественности, всегда хуже)...

Перейдём к формам знаков: овал и круг.... Это категории с одной стороны относящихся к основам композиции
(законы композиционного построения; закон целостности восприятия и т.д.), с другой - относящихся к основам графического дизайна...

При выборе формы знака художник, определяет цель дизайна. В нашем контексте—цель гармоничный знак. Нужно, чтобы он был компактным и небольшим. Самые распространенные формы—квадрат, круг и овал. Овал в наши дни на пике популярности. Он навевает чувство современности, это было отправным при выборе формы динамичного знака "Кругобайкалка". Для статичной "Ангары" выбран круг, что придаёт некое ощущение движения...

Более того в этих знаках использованы некоторые правила дизайна характерные для миниатюр в виде знаков:
внешняя простата, запоминаемость, читаемый текст, отсутствие градиенты, что позволяет изготовить знак без потери художественности эскиза.

Теперь полученные знания попытайтесь использовать в своих восприятиях миниатюр, расширяя палитру чувств от простого "нравиться–не нравиться" к более сложному, глубинному восприятию и прочтению знака, а может быть и к грамотному подходу при создании знаков....
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
DMIK
-Корабельный компрессорщик-
Сообщения: 3570
Зарегистрирован: Пт, 01 дек 2006 11:44:48

Re: История и теория экслибриса

Сообщение DMIK » Пт, 07 авг 2009 14:35:59

Сергей, вот, что Вы написали в других разделах, когда обсуждали предлагаемые форумчанами проекты значков:

* Михаил! Вы рассуждаете как дилер, а не как коллекционер... Вам важны продажи... Смысл, что Вы "ляпнули" на знак, вторично... В этом мы с вами принципиально расходимся... Досадно то, что Вы не понимаете что делаете... Деньги в жизни ни есть главное... И Вы смертны... Более того, "смертны неожиданно".... После себя "не ляпы" же оставлять...

** Качественный знак по Вашему - железка с эмалями?
А "умные мысли" где? Или ну их "нафик"... И так "братец коллекционер" "слопает"....

*** Неужели так остро нужны деньги?... И наплевать на имидж?...

А вот, что в этом, о знаке Колчака:

**** Ленточка на колодке, естественно, была предложена другая, заказчик настоял на этой...

Иными словами, Вы подтвердили, что ленточка с российским триколором, это не лучший вариант :ded: . Получается, смысл того, что Вы «ляпнули» на знак – для Вас вторичен???
Где же в тот момент была Ваша принципиальность в борьбе за высокие художественные образы? Где же «умные мысли»? Или ну их «нафик»... И так «братец – общественноорганизатец» «слопает»...??? :pardon:
В чем же в данном случае, принципиальное отличие Вашей позиции от той, которую Вы отвели Михаилу??? :pardon:

Вы говорите, что все дело в том, что Заказчик настоял…
Что же, неужели так остро нужны (не знаю, что уж Вам там нужно… не мое это дело)?... И наплевать на имидж?... Ведь о том кто Заказчик, возможно, через несколько лет никто и не вспомнит. А вот знаку Колчака, уверен, дарована дооооолгая жизнь… :ded:
И каждый, кто заинтересуется вопросом о том, кто же автор сего творения, найдет и тот самый сайт, и то самое имя. И узнает, кто же оставил после себя «ляп».
Кстати, совсем не обязательно было приводить историю сайта. Сайт ЕСТЬ, работы на сайте ЕСТЬ, имя автора ЕСТЬ, контакты автора ЕСТЬ, (даже прайс-лист ЕСТЬ) :) .
Все выложено на ПУБЛИЧНОЕ обозрение в Сети – а Вы пишите, что он не является публичным, не курируется автором и там все не так, как надо? Что же это Вам так сынок-то подсуропил???
Чудеса да и только…

А насчет того, что «знак корпоративный, поэтому не учитывать мнение заказчика сложно...» - всегда (в Вашем случае уж точно) есть возможность отказаться.
Хотите триколор – пожалуйста, но без меня. Я за все это ответственности не несу. Или, я не прав? :wink:

Еще вопрос, как Вы думаете, какой вывод можно сделать на основании четырех Ваших цитат, которые я чуть выше отметил «звездочками» и других Ваших высказываний в разделах "Производство значков"? Лично я могу сделать только такой:
- если мое (в смысле Ваше) – то это всегда оригинально, хорошо, исключительно высокохудожественно, благородно, по теме, и всегда можно найти логическое объяснению любому художественному решению;
- если чье-то – то это так, дешевка, сработанная «ремесленником» исключительно ради своих мелочных корыстных целей, причем, «ремесленник», чаще всего (по Вашему) вообще не в теме того, что он делает, или сделал. (Обсуждали Бахчиванджи – все, кроме Вас, дилетанты; корабли – опять все не так; юбилей БАМа – очередной косяк; порт Ванино – опять погорячились; даже «Коломзавод» - и то Вы мимо не пропустили: то исторические даты кроме Вас никто не знает, то про 20 значков по теме «Коломна-паровоз» упомянули – я, кстати, с нетерпением продолжаю ожидать их сканы :) ).

… собственно, именно для того, чтобы окончательно убедиться в этом, я и затеял весь этот разговор на «околохудожественные темы».
Ничего личного, просто стало интересно :hi:

ЗЫ. "У каждого свой вкус, один любит арбуз, другой-свиной хрящик"
Я, конечно, объехал пока не весь шарик (я моложе Вас, у меня многое впереди), но для души и тела, на мой взгляд, лучшего места на Земле, чем Подмосковье, не встречал...
А компетентность… если бы я (не прочитавший ни одной медицинской книжки) начал Вас, медика, поучать как людей врачевать – Вы бы имели полное право упрекнуть меня в некомпетентности. Поэтому причем здесь компетентность, точнее, моя некомпетентность, я, к сожалению, так и не понял? :shok:

Не смею более засорять данную тему своим флудом... :hi:
"Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений"

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Пт, 07 авг 2009 16:08:11

DMIK писал(а) :Сергей, вот, что Вы написали в других разделах, когда обсуждали предлагаемые форумчанами проекты значков:

* Михаил! Вы рассуждаете как дилер, а не как коллекционер... Вам важны продажи... Смысл, что Вы "ляпнули" на знак, вторично... В этом мы с вами принципиально расходимся... Досадно то, что Вы не понимаете что делаете... Деньги в жизни ни есть главное... И Вы смертны... Более того, "смертны неожиданно".... После себя "не ляпы" же оставлять...
Вы вырвали фразу из общего контекста всего спора и пытаетесь найти противоречие... Не хорошо передёргивать... Это текст из темы "Порт Ванино - 65 лет " по выпуску знака....http://forum.faleristika.info/viewtopic ... 43&t=21773 (правда, тексты несколько подправлены модератором...)

Михаила допустил грубейший "ляп" в названии знака: "Ванинский порт"... Найдите такой по справочникам, по почтовым индексам, по телефонным кодам и т.д. - нет такого, а есть станция "порт Ванино", есть пгт. Ванино, есть предприятие недавно созданное, которому ещё далеко до 65...- "ОАО "Ванинский морской порт"", есть Ванинский район... Единственное, что есть с таким названием, песня : "Ванинский порт" - гимн колымских заключенных.... Или Вы не видите в этом разницу... Тогда, действительно, дискуссия не имеет смысла...
Т.е. получилось, что знак посвящён песне:
"...Не песня, а жалобный крик
Из каждой груди вырывался.
«Прощай навсегда, материк !» -
Хрипел пароход, надрывался.... ",
тогда причём тут 65 и сухогруз, а тем более герб Ванинского района....
(лично я на знак записался, но ассоциирую его с Ванинским исправительно-трудовым лагерем Дальстроя (точнее, Ванинский транзитно-пересыльный лагерь, который образован в 1951 году ...), ну и в разряд "ляпов")....

Неприятно ещё то, что на это я указал ещё до того , как знак пошёл в производство...., т.е. "автор" знака специально делал "ляп", вот в чём беда...;
- второй ляп на знаке - "65 лет" в 2009 году? (когда на самом деле 66 лет, если хотели сказать о дате возведения порта )
- третий ляп - сюжет "от балды", хоть и Олег упоминает о некой фото 1943 года, вроде с этого порта... Верю с трудом, т.к. ни фото, ни данных об этом судне не приведено... Напиши на знаке "порт Тикси" и то же может быть..., и где-же оригинальность?...
- а уж про композицию не будем....

Ваше сравнение с медалью "Колчак", на мой взгляд, вообще не уместно... Во-первых, ленточка, что использована в знаке это не ляп... Я уже объяснял почему (или Вы не читаете).... Скорее ляп у медали "Гагарин"..., а, вот, что лучше бы "Колчаковскую" или "Андреевскую" ленточку, было бы, конечно!... Но её надо было бы специально "ткать"... Реально было её сделать? Без условно (в этом году сделали же), поэтому заказчику было предложено два варианта, он выбрал на то время более для него удобный... Никакого противоречия..., вот если бы, заказчик предлагал бы ленточку от ордена "Ленина" или медали "ГСС" (что, как раз к медали "Гагарин"), получился бы, действительно, ляп...А так, всё исторически верно....

По поводу Вашего предложения о выпуске знака "тепловозного завода в Коломне + герб Коломны..."...
Я Вам там написал, Ваше право выпускать, что Вы пожелаете..., как по Вашему: "любите свой хрящик на здоровье".... Но смысловые и композиционные решения хотя бы должны в какой-то мере "попадать" в критерии "художественности" ...
Зачем на знаке устраивать "коктейль" ... Герб это совершенно отдельное самостоятельное произведение, и далеко не всегда он по смыслу и композиционно подходит... Здесь надо очень быть осторожным и просчитать все возможные негативные последствия... Его почему-то наши "ремесленники" считают возможным, наоборот, "лепить" куда попало... Смысл в таких изысках, вижу один - деньги..., вроде как "геральдисты" более активны на форуме и купят больше... Поэтому я и против такого необдуманного подхода к производству клубных (т.е. общественных) или от имени Клуба знаков, т.к. состою пока в этом клубе... Лично, мне стыдно за такие изыски... Есть же хороший почин выпускать гербы самостоятельно, без лишних "личных" сюжетов.... И хорошо, и сам достаточно много подобного выпускаю... Единственно, надо руководству Клуба правильно оформлять выпуски знаков, с соответствующими разрешительными бумагами (договорами с авторами и обладателями авторских прав на сюжет, либо символ...), приобретая на на образ выпущенного знака хоть какие-либо авторские права...

Если уж так приспичило, и хочется отметить "малую Родину" эдаким чудом..., тогда знак, на мой взгляд, надо выпускать в личном порядке, не афишируя, что клубный, не ставя на реверсе знак клуба, и потом в соответствующий топик - "предлагаю"... Проблем не вижу...
Демократично и не подставляя всех членов клуба...

Поэтому я против такого вектора идеологии Клуба, который допускает выпуск знаков с серьёзными "ляпами", без учёта критериев художественности, без смыслового и композиционного содержания...., а не то, что Вы мне пытаетесь приписать....

Думаю дискуссия на пользу... И не важно в каком разделе она идёт.... Ведь мы с Вами затрагиваем вопросы теории оценки и создания миниатюр... Думаю, прочитав эти посты, форумчане несколько по иному посмотрят на знаки.... Ну, а желающие, что-то самостоятельно издать или предлагать эскиз к изданию, либо тему, сначала хотя бы прочитают "азбуку", а потом за "карандаш"....
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"

Аватара пользователя
Михаил_Тренихин
-Доцент-
Сообщения: 11034
Зарегистрирован: Чт, 04 янв 2007 21:51:20

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Михаил_Тренихин » Пт, 07 авг 2009 18:31:12

Дмитрий, Сергей! С огромным удовольствием читал Вашу дискуссию! :hi:
Мои публикации, графика и фарфор, каталог коллекции есть на персональном сайте trenihin.ru

Аватара пользователя
Sergey_K
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Сообщения: 7596
Зарегистрирован: Вс, 18 фев 2007 14:42:11

Re: История и теория экслибриса

Сообщение Sergey_K » Вт, 11 авг 2009 19:29:07

Лекция № 3 "Особенности художественного восприятия..."

Считаю важным в данной дискуссии рассмотреть момент восприятия художественной миниатюры конкретной личностью, что, в принципе, должен учитывать художник, создавая своё произведение с одной стороны.... С другой стороны, каждый форумчанин может определить для себя на каком уровне он воспринимает художественное произведение.... Отсюда и точки соприкосновения между дискуссируемыми : либо спускаемся до "низшего", либо подымаемся до "высшего"....

Изучением проблемы художественного восприятия в различных его аспектах занимаются различные области науки – эстетика, искусствознание, социология, педагогика, психология. Философская теория отражения является основой трактовки восприятия, психология и физиология дают возможность исследовать сам процесс и механизмы восприятия произведений, и их специфику.

Художественное восприятие требует активной работы многих механизмов психики: непосредственно – отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно. Различны поэтому те умения и навыки, которые необходимы для полноценного восприятия. Основываясь на психологических теориях художественного восприятия С.Х. Раппопорта, П.М. Якобсона и др., можно выделить три уровня восприятия произведений изобразительного искусства. [Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства.- М.: Просвещение,1978]

На первом, элементарном уровне происходит восприятие, при котором усваивается только сюжетная сторона произведения. Видимым становится только то, что изображено, а как изображено – остается незамеченным. Форма произведений, единство изображаемых явлений, живописные и графические, выразительные средства выпадают из поля зрения. Восприятие зависит от таких факторов, как общая культура личности, её психофизические особенности, жизненные ситуации, опыт общения с произведениями искусства. Наивный взгляд, нетронутый интеллект, спящие эмоции не способствуют, а затрудняют общение индивида с художественными ценностями. Если зритель не умеет смотреть, произведение не срабатывает.

На втором, высоком уровне восприятия интерес вызывает идейное содержание, смысл произведения. При этом в процесс восприятия включается больше чувственных элементов. Внутреннее соучастие связано с проникновением не только в содержание, но и в форму произведения. Все элементы произведения составляют неразрывное целое, постигается их взаимосвязь, слияние в единый художественный образ произведения. Субъективность оценки уступает место объективной значимости картины. Происходит понимание сущности изобразительного искусства как явления действительности, намечается переход к переживаниям художественных ценностей. Таким образом, это высокий уровень восприятия, проникающий в замысел и особенности произведения.

На третьем уровне художественное восприятие перерастает в художественное видение. Это особый способ организации воспринимаемого материала, выделения в нём художественно значимых моментов, оценки предметов и явлений с точки зрения соответствия их художественному идеалу. Характер эстетических переживаний углубляется, происходит обогащение художественного восприятия. Восприятие достигает целостного характера. Образ и форма воспринимаются как единое целое, в процесс перцепции включается эмоциональный и интеллектуальный потенциал воспринимающего...

Продолжение следует...
Интересуюсь редкими знаками и миниатюрами темы "БАМ"


Вернуться в «Экслибристика»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя