Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Принято считать, что германский легкий крейсер «Эмден» является примером успешного ведения «Крейсерской войны» в Первой мировой войне. Корабль построен на верфи ВМС Германии в Данциге и спущен на воду в 26 мая 1908 года. 1 апреля 1910 года крейсер «Эмден» был определен в состав восточно-азиатской эскадры с базированием на китайский порт Циндао. Командовал эскадрой адмирал Шпее. 12 апреля 1910 крейсер покинул Киль, взяв курс на Мыс Горна. Преодолев тяжелый переход через два океана, в средине октября крейсер пришел в Циндао. С этого момента он проходил службу стационером в прибрежных водах Китая и Японии, участвовал в подавлении выступлений китайской революции и восстаний туземцев на Каролинских островах. После длительного нахождения в южно-китайских водах в мае 1914 года вернулся в Циндао. До начала Первой мировой войны оставалось немногим более двух месяцев. В Циндао ни что не напоминало о грядущих потрясениях. Жизнь протекала спокойно и размеренно. 13 июня Циндао посетил с визитом английский броненосный крейсер «Минотавр». Визит сопровождался банкетами, балами, спортивными соревнованиями. Ни кто не мог даже подумать, что через два месяца придется сражаться друг с другом. В это трудно было поверить.
20 июня Шпее уходит с крейсерами «Шарнхорст» и «Гейзенау» на юг до Самоа. Перед отплытием адмирал вызвал к себе командира крейсера «Эмден» капитана 2 ранга Мюллера и приказал ему иметь при себе 3х месячный запас угля и провизии и находиться в готовности к выходу в море по получении приказа. 28 июня поступает сообщение об убийстве в Сараево наследника австрийского престола и его супруги. Далее события развиваются стремительно. 5 июля Германия обещает поддержку Австро-Венгрии. 23 июля Австро-Венгрия предъявляет ультиматум Сербии. 25 июля Сербия обращается за помощью к России. 26 июля Австро-Венгрия объявляет о мобилизации и сосредотачивает войска на границе с Россией. 28 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии. 1 АВГУСТА ГЕРМАНИЯ ОБЪЯВЛЯЕТ ВОЙНУ РОССИИ (начало Первой войны). 2августа Германия объявляет войну Франции. 4 августа Великобритания объявляет войну Германии. 6 августа Австро-Венгрия объявляет войну России. Тем временем, мировые события вносят свои коррективы и на ход событий в Циндао. Крейсер «Нюрнберг» отзывается из вод западного побережья Америки. 8 июля официально отменен переход крейсера «Эмден» в Шанхай в качестве стационера. Попытка связаться с адмиралом Шпее заканчивается ни чем. Приказа о мобилизации флота нет. Отсутствие в Циндао адмирала Шпее и командиров крейсеров «Шарнхорст» и «Гейзенау» создает определенную неопределенность в статусе капитана 2 ранга фон Мюллера. По формальным основаниям он становиться старшим немецким офицером в этом важном и обширном районе с соответствующими полномочиями и ответственностью. 30 июля, не получая никаких приказов, Мюллер своей властью объявляет на «Эмдене» мобилизационную готовность. Он понимает, что с началом войны Циндао в лучшем случаи будет заблокирован, а в худшем захвачен противником. С потерей Циндао будет потерян и источник снабжения углем. После выполнения всех мобилизационных мероприятий и приведения крейсера в полную боевую готовность крейсер выходит в открытое море курсом на север к цусимскому проливу. В ночь на 3 августа обнаруживает судно, преследует его и, открыв огонь на поражение, вынуждает его остановиться. Далее по отработанной схеме: высадка призовой команды, захват радиорубки, осмотр корабля, изучение документов, принуждение экипажа следовать назначенным курсом. Устанавливается, что задержанное судно «Рязань» принадлежит русскому Добровольному флоту и следует без груза из Нагасаки во Владивосток, имея на борту 80 пассажиров. Пароход «Рязань» стал первым призом немецкого флота, захваченным в открытом море в ходе начавшейся мировой войны. Призовой суд Циндао конфисковал «Рязань» по законам военного времени. Позже он был переоборудован в вспомогательный крейсер и переименован в «Корморан». Команда и пассажиры «Рязани» позднее были отправлены во Владивосток по железной дороге. Тем временем адмирал Шпее, продолжает находиться в плавании с основными силами эскадры в южной части Тихого океана. Поражает прозорливость адмирала. Уже в начале июня он понимает, что развивающие события в далекой Европе стремительно ведут мир к войне. Фон Шпее, как ни кто другой, понимает, что существует реальная угроза уничтожения эскадры превосходящими силами стран союзников. Он считает, что вступление в войну Японии является лишь вопросом времени. Циндао будет захвачен и эскадра лишится источника пополнения углем, а это равносильно катастрофе. 28 июля Шпее получает распоряжение из Берлина следующего содержания «Вероятно дальнейшее обострение отношений центральных держав и Антанты. Плавание на Самоа следует отложить. «Нюрнбергу» приказано идти, вероятно, в Циндао. Все остальное решайте сами». В этих сложных условиях у командующего постепенно созревает решение увести эскадру к западному побережью Америки, к берегам Чили. 6 августа в 16.00 эскадра покидает Понапе и перемещается в район острова Паган (Марианские острова) где назначен сбор всех кораблей эскадры. Соответствующие распоряжение отдается всем кораблям эскадры. На крейсере «Эмден» в авральном порядке идет подготовка к новому выходу крейсера в открытое море с курсом на остров Паган. 8 августа все было готово для выхода крейсера в открытое море. «Эмден» провожали корабли на рейде Циндао, экипажи которых были выстроены на палубе вдоль борта. Губернатор Циндао капитан первого ранга Майер-Вальдек на своем катере сопровождал крейсер, приложив руку к козырьку фуражки. Ему отвечал взаимностью командир корабля капитан 2 ранга Мюллер. На Паган крейсер «Эмден» пришел 13 августа. В этот же день адмирал Шпее собирает на совет всех командиров кораблей эскадры и доводит до них свое решение покинуть район базирования Паган и направить всю эскадру к берегам Чили, где начать беспощадную крейсерскую войну против британского торгового судоходства. Главными аргументами в пользу принятия такого решения адмирал считает лояльность чилийских властей и возможность пополнения запасов угля, в котором эскадра испытывала постоянный дефицит. Решение Шпее поддержали все офицеры за исключением Мюллера, который настаивал на схватке с англичанами в Индийском океане, где проходили пути пополнения войск людскими ресурсами из Индии и Австралии. Фон Мюллер попросил адмирала Шпее предоставить ему возможность остаться в Индийском океане и действовать в одиночку. Неожиданно его поддержал начальник штаба эскадры капитан 1 ранга Филитц. Фон Шпее не дал окончательного ответа, но согласился рассмотреть предложение. Мюллер вернулся на крейсер «Эмден», а через некоторое время к кораблю подошел адмиральский катер с письмом. Шпее согласился отправить «Эмден» в самостоятельное плавание. Эскадра покинула Паган с курсом на Маршаловы острова. Только несколько старших офицеров знали о цели плавания. Неожиданно утром «Эмден» покинул строй и пошел на запад вместе с угольщиком «Маркоманния». С крейсера просигналили «Благодарю Ваше Превосходительство за оказанное мне доверие. Я желаю Крейсерской Эскадре «счастливого плавания». Ответ Шпее был локоничым - «Желаю удачи». С уважением, Булат. О рейдерстве крейсера «Эмден» в водах Индийского океана и трагической судьбе корабля в следующей публикации.