Сообщение БулатТ » Вт, 07 янв 2014 15:39:03
Уважаемые коллеги! Сегодня речь пойдет о крейсере «Кенигсберг» история, которого не менее драматична, чем крейсера «Карлсруэ», но имевшая принципиальное отличие. Легкий крейсер S.M.S. «Кенигсберг» под командование капитана 2 ранга Макса Лоофа отбыл из Вильгельмсхафена 28 апреля1914 г. и 7 июня 1914г. и прибыл в «Дар-эс-Салам», административный центр «Германской Восточной Африки», чтобы сменить устаревшую канонерскую лодку «Гайер», выполнявшую роль стационера в этом районе. Более месяца ушло на изучение обстановки и подготовки крейсера. Тем временим, вести приходившие из метрополии, становились все тревожнее. Все начали понимать, что войны не удастся избежать. Внезапное появление отряда английских крейсеров в водах британского Занзибара окончательно рушат последнею надежду, что война не коснется далекой Африки. Состав отряда под командованием контр-адмиралом Кинга Холла внушителен: крейсера «Гиацинт», «Эстрея» и «Пегасус». Лооф, опасаясь блокировки корабля в бухте, принимает решение покинуть её и выйти в открытое море, взяв курс на север к Аденскому заливу. 5 августа поступает радиограмма о начале войны. Факт объявления войны обязывает командира крейсера приступить к выполнению главной задачи, рейдерской войне против судов Британии и их союзников. Первый рейд нельзя было считать удачным. Был захвачен лишь один британский пароход «Сити Винчестер», который после досмотра и перегрузки угля был затоплен. Причины неудач: отсутствие угля, поломки машинной установки и отсутствие базы для производства ремонта. Хорошо оснащенная база в Дар-эс-Саламе, имеющая судоремонтный завод была недоступна т.к. начальник гарнизона полковник Леттов Форбек, опасаясь высадки английского десанта, затопил плавучий док во входном канале. Поломки преследовали крейсер на протяжении всего рейда, и оказались настолько серьезны, что пришлось отказаться от продолжения рейда. После долгих раздумий Макс Лооф принимает решение, определяющие место стоянки для ремонта, одну из многочисленных проток дельты реки Руфиджи. Рискуя сесть на мель или рифы, крейсер на малом ходу входит в устье реки и по протокам перемещается вверх по течению и занимает подходящие место для стоянки. В течение нескольких последующих дней на корабле велись работы: чистка котлов, ремонт машиной установки и загрузка угля. 19 сентября с наступлением темноты крейсер без огней вышел в море и около 4 часов ночи подошел к порту Занзибар, где обнаружил двухтрубный британский крейсер. Это была большая удача. В 5 часов 10 минут 20 сентября 1914 г. залповым огнем вражескому судну был нанесен «смертельный удар». Через несколько минут крейсер перевернулся и затонул. Это был английский крейсер «Пегасус», не сделавший ни одного ответного выстрела. Экипаж легкого S.M.S. крейсера «Кенигсберг» ликовал. Корабль берет курс на устье реки и благополучно возвращается на стоянку. Осмотром крейсера были обнаружены серьезные неисправности, которые своими силами устранить было уже не возможно. Так как вход в бухту Дар-эс-Салам был закрыт. Макс Лооф принимает решение доставить на ремонтный завод узлы и детали для ремонта, сухопутным путём через труднопроходимые джунгли (120 миль). Из стволов огромных пальм изготавливаются салазки, на которые загружается все, что подлежит ремонту. Более 1000 туземцев тянут салазки в «Дар-эс-Салам» и после ремонта таким же способом возвращаются обратно. На всю операцию понадобился целый месяц. Тем временем гибель «Пегасуса» в британских кругах вызвало замешательство и раздражение. С целью не допущения подобного в будущем, британским командованием, принимается ряд мер. Усиливается группировка сил в этом районе. 30 сентября отряд британских кораблей под командованием командира крейсера «Четхэма» капитана 1 ранга Дари-Лоу приступает к поиску «Кенигсберга» по всему побережью Восточной Африки. Неизвестно как бы развивались события, если бы в распоряжение Дари-Лоу не попал документ с обозначением места стоянки крейсера «Кенигсберг», в протоке «Ссусинга». О находке было доложено высшему командованию. Ответ был незамедлительным: «Уничтожьте «Кенигсберг» любой ценой». Крейсер «Чэтхэм» срочно становится на якорь напротив устья реки «Руфиджи». К нему присоединяются два английских крейсера, «Дармут» и «Веймут». Утром 1 ноября 1914 года начинается обстрел предполагаемой стоянки немецкого крейсера 152-мм снарядами. Снаряды взрывались, не долетая до цели, т.к. точное положение корабля не было определено. Одним из снарядов был поражен и затоплен угольщик «Сомали» с 800 тн. угля, ранее выгруженного из ям крейсера с целью снижения его осадки. Это позволило командиру Лоофу несколько раз переместить корабль вверх по течению, увеличив тем самым расстояние до устья реки. С потерей угля была утеряна и надежда на прорыв блокады. В начале ноября англичане предприняли попытку вторжения на территорию германской колонии в направлении Момбаса-Тангу, но были разбиты отрядами самообороны полковника Леттов-Форбека. Перегруппировка и привлечение новых сил, использование гидропланов для поиска места точной стоянки «Кенигсберга» и корректировки огня закончились ни чем. Сложилась тупиковая ситуация, которая продолжалась достаточно долго. Англичане не могли уничтожить немецкий крейсер, т.к. снаряды не долетали до цели, а продвинуться ближе к цели по протокам им не позволяла большая осадка английских кораблей. Она была значительно больше германского корабля. А, крейсер «Кенигсберг» не мог прорвать блокаду т.к. отсутствовал уголь. Возможно, что командир и не слишком желал прорываться, т.к. это грозило уничтожением корабля. Разумнее было бы оставаться на месте и продолжать стягивать на себя как можно большее число кораблей и вспомогательных судов противника. Но, судьба распорядилась по-своему. Крейсер был уничтожен, но не кораблями осуществляющими блокаду. Британское командование, потеряв всякую уверенность, в том, что предоставленными средствами «Кенигсберг» будет уничтожен, принимает решение срочно направить в дельту реки мониторы, плоскодонные канонерские лодки, оснащенные 152-мм орудиями. После подготовки и проведения учебных стрельб, 6 июля 1915года Мониторы «Северен» и «Мерей» вошли в дельту реки и стали продвигаться вверх по течению. Их поддерживали колесные пароходы «Эхо», «Флай» и «Чилдс», которые подавляли огневые точки и наблюдательные посты, расположенные на берегу. В устье вошли так же крейсеры «Веймут», «Пирамис», «Гиоцинт» и «Пионер». Этот день прошел в артиллерийской дуэли мониторов с «Кенигсбергом». Значительных результатов не было достигнуто ни одной из сторон. После небольшой передышки мониторы 11 июля вновь поднялись по течению в готовности открыть огонь. На этот раз стрельба велась метко и 8 снарядов из 12 угодили в крейсер. Около 13.00 152мм. снаряд взорвался рядом с мостиком. Все находившиеся на мостике были либо убиты, либо получили тяжелые ранения. Тяжелое ранение получил и командир корабля капитан 2 ранга Мартин Лооф. Он отдает приказ всем покинуть крейсер. Капитан-лейтенант Кох и минер Хегли подкладывают подрывную шашку под головку торпеды, поджигают бикфордов шнур и вплавь добираются до берега. Раздается мощный взрыв, корпус корабля вздрагивает, кренится на правый бок и медленно погружается в ил реки. Лооф на следующий день с остатками экипажа возвращается на крейсер, чтобы захоронить погибших товарищей. Из 213 человек, находившихся в последнем бою (11июля), погибло 32 и ранено 128 человека. На момент выхода крейсера из Вильгельмсхафена в составе экипажа было 322. В бою 6 июля убито 2. Остальные потери относятся к «не боевым». В официальной истории Великобритании отмечено «В течение восьми месяцев он удачно сопротивлялся всем нашим попыткам его уничтожить и упорно сражался до конца», а «Южноафриканское Военно-историческое общество» конкретизирует: «Один легкий крейсер и 12000 войск стянули на себя на 9 месяцев 24 боевых корабля и 300000 солдат союзных войск. Из более 300 человек только 15, в том числе Loоf пережили войну и вернулись в Германию, где их встретили как героев». Выступая на церемонии награждения моряков "Железными крестами", командир крейсера S.M.S. капитан 2 ранга Макс Лооф сказал: "Мы сделали все, что могли. В течение года мы отвлекали на себя наличные силы англичан в восточной части Индийского океана. Подобного не удавалось сделать ни одному другому крейсеру, участвующему в этой войне" В отличие от истории «Карлсруэ», Крейсер «Кенигсберг» защищал интересы Германии в полноценной колонии «Германская Восточная Африка» и по формальным основаниям все участники описываемых событий и дожившие до времен Веймарской Республики подлежали награждению памятным знаком «Орден слона». Сколько человек было награждено знаком, мне не удалось установить. На сегодняшний день достоверно известно, что награду получил лейтенант Ричард Вениг. Легендарная личность, на которой мы, возможно, еще остановимся более подробно. Материал собран из различных источников, сжат и отредактирован. С наилучшими пожеланиями в новом году! Году 100 летия начала Первой Мировой Войны. Булат.
Последний раз редактировалось
БулатТ Сб, 11 янв 2014 11:52:30, всего редактировалось 1 раз.
Обстоятельства сильнее нас!