История
К началу XVI в. относятся упоминания о корабельных становищах в районе Семи Островов и в Иоканьгском заливе. Иоканьгский погост - одно из самых старых поселений на побережье. Название это в разных источниках трактуется по разному - Йоканьга, Иоканка, Йовкиок. Местные жители объясняют значение слова с саамского либо
1. Йок - река,аньга - пологший склон, либо
2. Йок - река, кайн (кеайн) - зимняя дорога, утверждая, что ездили по реке с зимнего погоста на летний и наоборот.
Первое официальное упоминание Йоканьгского погоста приходится на 1611 г. В 1608 г. в Колу прибыли царский писец Алай Михалков и дьяк Василий Мартемьянович. Обидевшись на то, что коляне отказались дать им взятку, чиновники рьяно взялись за работу, включив в оклад много новых источников дохода и налогооблагаемых поселений. В результате сумма платежей возрасла в пять раз. И уже в 1642 г. Йоканьгские саами жаловались царскому правительству, что к ним по несколько раз в год приезжают из Кольского острога сборщики податей, требуя повторной дани, а себе подарков.
С 1658 г. Йоканьгский погост вместе с Понойским были пожалованы царем Алесеем Михайловичем Крестному и Воскресенскому монастырям. Жизнь саамов, остававшихся язычниками до 20-х годов XVIII в от этого легче не стала, о чем свидетельствует челобитная патриарху Питириму в 1673г.
Расцвет поселка начался с 1940 г. когда для защиты коммуникаций на подходе к Белому морю в этих местах решили создать базу СФ. Первые строители прибыли в Гремиху уже в мае, а осенью пришли первые корабли первого Северного пограничного отряда.
22 июня 1941 года командующий Северным флотом А.Г.Головко подписал приказ о создании Йоканьгской Военно-морской базы (ЙВМБ). Организационно она входила в состав Беломорской флотилии.
Корабли бросали якоря на рейде, потому что не было ни пирсов, ни причалов, ни жилья, ни электричества. Для строительства был выделен 170-й отдельный инженерно-строительный батальон под командованием майора Никольского, силами которого и были отстроены основные военные объекты того времени.
Но на первом месте стояли прежде всего боевые задачи. Сначала - несение дозорной службы на пути движения судов от м. Святой Нос до м. Канин Нос. А с конца 1941 г. добавились встреча и сопровождение конвоев в своей зоне. За годы войны суда Йоканьгской ВМБ сопроводили 700 транспортов (а вместе с внутренними коммуникациями - около 1800) и доставили более 2 млн. тонн груза.
С июня 1956 г. в Йоканьгу стали прибывать новые военные корабли. Среди них две подводные лодки, плавбаза "Аксай" плавмастерская ПМ-130.
В августе 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Гремиха было отнесено к категории рабочих поселков.
В конце 50-х годов Йоканьгскую ВМБ прибыла подводная лодка С-51, прославившаяся в годы Великой Отечественной морскими победами; за которые она стала "Краснознаменной", а её командиру Кучеренко И.Ф. присвоили звание "Героя Советского Союза". После вывода С-51 из боевого состава, её корпус был установлен на постаменте в мкр. Островной, как олицетворение боевого подвига подводников в годы войны.
На рубеже 60-х началась эра атомного флота. Первенцем советских атомоходов стала К-3. После окончания всех испытаний в конце 1959 г. К-3 прибыла в Йоканьгскую ВМБ. Вслед за ней пришли еще 7 лодок после чего было создано первое в нашей стране объединение подводных лодок под командованием контр-адмирала А.И.Петелина.
В 1967 г. в базу начали прибывать атомные лодки 2-го поколения. В том же году базу посетила Правительственная комиссия во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым. В результате этого визита значительно увеличиваются ассигнования на строительство, начинает бурно расширяться поселок Островная. ВМБ должна была стать крупнейшей на Северном флоте.
Один из самых трагических эпизодов в истории Краснознаменного Северного флота связан с К-8 погибшей в ночь с 11 на 12 апреля 1970 г. в водах Бискайского залива у берегов Испании.
До конца 80-х годов атомоходы Йоканьгской ВМБ активно бороздили студеные воды Северной Атлантики и теплые Средиземного моря. С начала 90-х годов атомоходы, из-за нехватки средств, все реже и реже выходят на боевые службы. С 1992 года начинается закат Гремихи как военно-морской базы, даже не смотря на создание Закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Островной.
Президенту Российской Федерации
Д.А. Медведеву
от секретаря первичного отделения № 8
района «Центральный»
Подольского городского местного отделения партии
«Единая Россия» Московской области
Плешакова Андрея Ивановича.
Добрый день, уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Возрождается Военно-морская база ЗАТО Вилючинск на Камчатке. Будет ли приниматься Вами, вновь избранным Президентом России, достойное решение по Военно-Морской базе Гремиха (ЗАТО Островной) Мурманской области или её перепрофилирование?
Страшно смотреть на разруху, на заброшенные, разворованные дорогостоящие дома. Ведь сколько сил и средств было вложено, чтобы построить всё это в тяжелейших климатических условиях Заполярья. Очень жаль, что не сохраняем, не бережём, ведь Кольский полуостров – богатейший край полезных ископаемых, и можно, нужно было бы сохранить инфраструктуру города, чтобы будущие поколения не начинали с палаток.
Ведь всё равно МЫ ВЕРНЁМСЯ НА СЕВЕРА!!!
Можно было бы передать строения и здания в ГУИН, ведь когда-то там была Йоканьгская тюрьма. Да, она напоминает о плохом времени, но это наша история и она повторяется. Это было бы разумней, экономичней и логичней. Ведь столько было освоено средств и такое расточительство или головотяпство, на грани с предательством, руководителей перестроечного времени!!? Особенно тех, кто боялся потерять свои «насиженные и тёплые» места, включая и Министерство обороны, и руководство ВМФ.
Есть одноимённый красивейший сайт в Интернете (Гремиха, Йоканьга, Островной),
http://www.gremicha.narod.ru – посмотрите пожалуйста фотографии, что сделали с моей памятью, с памятью Героев – моряков-подводников!!!
Разве можно на ВСЁ ЭТО спокойно смотреть!?
Прошу прощения, если отвлекаю Вас от важных государственных дел.
Ответ на обращение Плешакова Андрея Ивановича к Президенту РФ.
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНОБОРОНЫ РОССИИ)
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА СТРОИТЕЛЬСТВА,
ИНЖЕНЕРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РАСКВАРТИРОВАНИЯ
Военно-Морского Флота
г. Москва, 105175
0т 27 августа 2008 г.
А.И.ПЛЕШАКОВУ
№ 707/5 -3304
Уважаемый Андрей Иванович!
Ваше обращение к Президенту Российской Федерации по вопросу восстановления инфраструктуры военно-морской базы «Гремиха» (ЗАТО Островной) по поручению рассмотрено.
В связи с проводимыми в Вооруженных Силах Российской Федерации организационно-штатными мероприятиями, численность военнослужащих гарнизона Островной значительно сокращена.
Вместе с тем, отсутствие градообразующих предприятий в ЗАТО является причиной отъезда жителей из данного населённого пункта. Как следствие этого – наличие значительного количества пустующих зданий, поддержка которых в удовлетворительном состоянии требует значительных финансовых затрат, не обоснованных реальной потребностью в них.
Учитывая удалённое географическое расположение ЗАТО Островной от основных населённых пунктов Мурманской области и главной базы Северного флота, отсутствием централизованного сообщения, а также дефицитом денежных средств, выделение инвестиций в развитие данного ЗАТО не представляется целесообразным.
Начальник строительства
инженерного обеспечения и расквартирования ВМФ
полковник Паршин Б.П.
Фото Гремихи можно посмотреть здесь:
http(двоеточие)//goroda-prizraki.narod.ru/kolskiy2.html#Начало страницы
http(двоеточие)//artworld.su/post141291981/
http(двоеточие)//
www.russever.com/photo/goroda_poseleniya/29