ПОЛНОСТЬ СОГЛАСЕН И ПОДДЕРЖИВАЮ-ПОЭТОМУ И СИЛЬНО ХОЧУ ЧТО БЫ ТАКОЙ ЗНАК ВЫШЕЛ....
Не большая статья...(..события разыгрывались, словно по одному сценарию...)
Так вот худо -бедно но в фалеристике по "Туману" значок был выпущен.
Бой и гибель сторожевика «Туман»
сторожевой корабль "Туман"О подвиге экипажа советского сторожевого корабля «Туман» можно узнать из немалого количества газетных статей, журнальных публикаций и книг. Большую часть этих произведений нельзя отнести к строго документированным историческим исследованиям, так как описываемые в них события не всегда соответствуют действительности, и реальные исторические факты зачастую заменяет художественный вымысел авторов. К сожалению, такого рода интерпретация подвига СКР «Туман» нашла свое отражение и в военно-исторических мемуарах известных советских адмиралов А. Г. Головко и Н. Г. Кузнецова, чей авторитет, конечно, прочно закрепил изложенную этими авторами и ставшую официальной версию происшедших в августе 1941 года событий. Долгое время наша литература, и не только военно-историческая, вместо скрупулезного исследования событий и взвешенного подхода к оценке давних событий занималась лакировкой, в основном наиболее ярких, а следовательно,- удобных и выгодных тем или иным лицам былых страниц нашей жизни. Но это ли истинная История? Да, воспитывать воинов надо на победах! А учимся ли мы на собственных поражениях? Величие и трагизм подвига пятидесяти двух членов экипажа сторожевого корабля «Туман» как раз и состоит в том, что эти люди ПРОСТО ВЫПОЛНИЛИ СВОЙ ВОИНСКИЙ ДОЛГ, затмив своим героизмом невольные просчеты или безответственность и явную бездеятельность истинных «виновников» случившегося и уведя новоявленных певцов-сказителей, как часто бывает, в сторону от всеобъемлющей оценки объективных и субъективных причин происшедшего.
Настоящая статья, написанная капитан-лейтенантом Е. Ю. Кобчиковым в апреле 1991 года, излагает обстоятельства последнего боя СКР «Туман» на основе архивных материалов и содержит только факты, подтвержденные документально.
К началу Великой Отечественной войны Северный флот не был готов к эффективной защите своих морских коммуникаций. Для решения задач противолодочной и противовоздушной обороны флот не располагал даже минимумом потребных корабельных и авиационных сил. Необходимость решения Северным флотом оборонительных задач при явной нехватке сил и средств привела к тому, что к несению дозорной службы стали привлекать переоборудованные из рыболовных судов, заведомо слабые в тактико-техническом отношении (это особенно касалось вооружения, скоростных и маневренных качеств) корабли. Отставание от противника в оснащении радиолокацией (которая на бывших траулерах вовсе отсутствовала), гидроакустикой и средствами связи также играло свою, далеко не последнюю, отрицательную роль в судьбе этих импровизированных боевых кораблей. Отсутствие на Северном морском театре оперативной (ближней и дальней) непрерывной разведки при недостаточной отработке способов боевого управления силами, в частности, организации всех видов связи и организации взаимодействия не только с сухопутными частями, но и между флотскими соединениями и отдельными кораблями, привело к безнаказанным, по сути, действиям противника на наших прибрежных коммуникациях.
Встретив серьезное сопротивление советских сухопутных частей и сил Северного флота наступлению гитлеровских войск на Мурманском направлении, генерал-полковник Э. Дитль – командующий немецкими войсками на Севере – запросил у высшего командования прямой поддержки своего фланга в Мотовском заливе, а также потребовал обеспечения грузовых перевозок морем. Для выполнения этих задач 10 июля 1941 года в порт Северной Норвегии – Киркенес прибыла 6-я флотилия эскадренных миноносцев (командир соединения – капитан цур зее(1) А. Шульце-Хинрихс) в составе пяти кораблей(2) . Предполагалось, что активные действия эскадренных миноносцев против торгового судоходства у побережья Кольского полуострова заставят советский Северный флот усилить охрану своих транспортных средств, вывести свои боевые корабли из Мотовского залива, что создало бы благоприятные условия для наступления немецких войск в этом районе(3). До 10 августа 6-я флотилия трижды выходила в море для выполнения набеговых операций. К слову сказать, 12 июля две советские подводные лодки (М-172 и М-175) упустили возможность атаковать всходившую в море группу кораблей флотилии Шульце-Хинрихса, которые на следующий день потопили артогнем траулер РТ-67 и мужественно защищавшийся сторожевой корабль «Пассат».
Получивший повреждения РТ-32 успел выброситься на берег. 24 июля немецкие эсминцы потопили гидрографическое судно «Меридиан».
----------и ВОТ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ-------------------------------------------------
Все эти события разыгрывались, словно по одному сценарию. Адмирал А. Г. Головко, командовавший в годы войны Северным флотом, впоследствии писал, что «…занятый сухопутными делами, беспокоясь за положение базы, я допустил… ошибку, не обеспечив разведку со стороны моря»(4). Оценивая причины гибели кораблей, адмирал возвращается в далекий сорок первый: «Увы, нам еще не хватает оперативности мышления в новых условиях и умения анализировать уже известные факты… В двух предыдущих случаях появление вражеских эсминцев было предварено воздушной разведкой и совпадало по времени с нынешним случаем. Если бы сегодня мы учли это, если бы действовали быстрее…, картина боя могла быть иной. Ибо, где-где, а на войне время не ждет.
С уважением Леонид.
Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.