В первой половине 19 в, несмотря на бедствия Отечественной войны 1812 г, пожертвования из России не прекращались, а после окончания войны, пожалуй, даже увеличились. Так в 1814 г из государственной казны Российской империи Иерусалимскому Патриархату было передано 25 тыс. руб на ремонтные работы в храме Гроба Господня, а в 1816 г - более 140 тыс.руб (собранные путём народных пожертвований). В Москве и Таганроге были даже открыты специальные "Иерусалимские подворья" для сбора денег на нужды Храма Господня и других святых мест Палестины.
В это же время, благодаря поддержке России, , укрепившей свой международный авторитет после победы над Наполеоном, греки в Иерусалиме добиваются того, что католики уступают им часть храма Гроба Господня, который с того времени поделён на три части ( между греками, католиками и армянами)
Как видно из истории русского присутствия на Святой Земле с 16 в и до первой половины 19 в, иерусалимские святыни всегда рассматривались русскими государями как предмет особенной заботы. "Срабатывал фактор многовековой традиции, т.е.Россия свою политику на Востоке строила как единственная православная империя, преемница Византии в поствизантийском пространстве" (Н.Лисовой)
С середины 40-х годов 19 в. международное положение Палестины резко меняется. Она становится объектом пристального внимания западных европейских держав (Франции и Пруссии). С этого момента здесь усиливаются позиции католиков и протестантов.
Выход из создавшегося положения Российское правительство увидело в усилении позиций Русской Православной церкви для поддержки Православия в Палестине.
А поток паломников из России на Святую Землю уже не иссякает...
Паломник, решивший отправиться в столь дальнее путешествие, прежде всего должен был получить загран.паспорт. Затем начинались приготовления к самому путешествию. Кто-то просил помолиться за него, кто-то - поставить свечку, а кто-то... привезти хоть песчинку Святой Земли. Паломнику собирали деньги и всё необходимое для путешествия. Нередко он брал с собой ДАР, который покупали всей округой.
Точного пути в Святую Землю паломники не знали. В своём путешествии по России они стремились посетить известные русские святыни, а по дороге расспрашивали каждого встречного о том, в каком направлении надо идти дальше. И в конце концов находился тот, кто мог доходчиво сообщить правильное направление.
К святым местам можно было добраться двумя путями - сухопутным и морским.
Дорога проходила через Москву, Орёл, Киев, а дальше...кто выбирал морской путь, направлялся в Одессу, а кто предпочитал сухопутный - в Подольск. Но этот путь был намного тяжелее. Паломникам предстояло преодолеть огромные расстояния, но и не это было самое главное. Основные трудности были на русско-турецкой границе. ТАМОЖНЯ!
Беспрестанное визирование паспортов и вымогательства, под разными предлогами, денег, приводили многих в отчаяние. Случалось, что местные власти, не получив требуемой мзды, оскорбляли, а порой даже заключали русских паломников в тюрьму. Ну, а последняя, мягко выражаясь, несколько отличалась от турецких бань...
До появления на территории Османской империи российских консульств заступиться за богомольцев было просто некому. По суше паломники шли месяцами, претерпевая всяческие лишения, и порой просто гибли.
Ну, а на кораблях паломники попадали в Константинополь уже на 3 или 4 день, а на Афон через неделю, самое большее, через две.
Русские паломники, готовые на любые лишения и жертвы, только ради того, что бы помолиться у христианских святынь, вызывали уважение и восхищение, прежде всего у европейцев. И когда после всех трудностей, унижений и лишений нелёгкий путь был окончен, перед паломниками вставала новая задача - найти себе пристанище. На пути в Святую Землю и в Иерусалиме богомольцы были предоставлены самим себе. Греческое православное духовенство и Иерусалимский Патриархат - главные обладатели и распорядители драгоценной для христианства святыни - храма Гроба Господня - являлись единственными попечителями и опекунами русских паломников. Но, тот приют, который предоставлял Иерусалимский Патриархат, был просто ужасен. Это были кельи, в которых не было даже самого необходимого. Голые нары и каменный пол, не всегда прикрытый циновками - это всё , что было в этом, так называемом приюте. Однако паломники не роптали и все эти тяготы расценивали как испытания, посылаемые СВЫШЕ, дабы убедиться в силе их веры.
Ситуация с положением богомольцев начинает изменяться в лучшую сторону после открытия Русской Духовной Миссии, которая и приняла на себя попечение о русских паломниках.
( на 1-й фотографии серб Марко-Джурич проводник караванов русских паломников и ...его трудовая книжка
фотографии из архива Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского общества)
Честь имею.