«ДОБРОЛЁТ»
Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота - «Добролёт» было создано в РСФСР 17 марта 1923 года для содействия развитию воздушного флота страны. Эмблему общества придумал Казимир Малевич, а автором первых рекламных плакатов «Добролёта» был Александр Родченко. Эмблемой стал цельнометаллический моноплан Junkers F-13, разработанный после Первой мировой войны. Именно такие машины начали выполнять рейсы «Добролёта» по маршруту Москва - Казань. Не менее пяти F-13 было собрано в СССР под названием ПС-2. Самолет, завоевавший успех во всем мире, оставался основой парка советской пассажирской авиации до начала 1930-х годов.
Уставной капитал Российского акционерного общества «Добролёт» составил 2 млн. руб. золотом. Основной целью ставилась организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых линий, решение задач народного хозяйства, связанных с авиацией, а также развитие отечественной авиационной промышленности. Территориально деятельность этой организации охватывала Россию и Среднюю Азию. Наряду с «Добролётом.» в это время были созданы аналогичные общества «Укрвоздухпуть» и «Закавиа». Из отдельных наиболее крупных работ, выполненных «Добролётом», можно отметить участие в спасении экипажа и пассажиров дирижабля «Италия» (1927г.), воздушную разведку льдов для Карской экспедиции (1929г.), спасение команды и пассажиров парохода «Ставрополь» (1929г.) и многие др.
В середине 1923 года появилось Среднеазиатское отделение Добролёта. Оно получило пять новых «Юнкерсов». 27 апреля 1924 состоялся первый полёт F 13 по трассе Ташкент - Алма-Ата. Затем открылось движение по маршрутам Ташкент - Бухара, Бухара - Хива, Бухара – Дюшамбе ( название города до1929 года). В сентябре 1930 Средняя Азия была связана с центром - открылась линия Москва - Ташкент. Кроме службы на линиях "Юнкерсы" широко использовались для работ специального назначения. В Средней Азии F 13, по соглашению с Наркомвоенмором, использовались в военных целях. Военные либо заключали с авиакомпанией контракт на спецрейс, либо брали самолёт, вместе с экипажем, в аренду на определённый срок. Эти машины применялись для перевозки личного состава, военных грузов, медикаментов. Использовались и в боях против басмачей. Причём в боевых операциях участвовали не только советские пилоты, но и немецкие.
29 октября 1930 года «Добролёт» был переименован во Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны (ВО ГВФ). Общество «Добролёт» и Главная Инспекция воздушного флота (учрежденная 1 декабря 1922 года Приказом Революционного Военного Совета Республики при Главном управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Главвоздухофлот))- упразднены. За семь лет самолеты «Добролёта» налетали 10 млн. километров; общая протяжённость линий Общества составляла 26 тыс. км; было перевезено 47 тыс. пассажиров и 408 т грузов.
25 февраля 1932 года было принято решение о преобразовании ВО ГВФ при Совете Труда и Обороны в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУГВФ) при Совете Народных Комиссаров СССР. Первым начальником ГУГВФ был назначен А.З.Гольцман. 26 марта 1932 года произошло объединение ВО ГВФ, «Укрвоздухпуть» и «Закавиа». В марте этого же года новое управление получило название «Аэрофлот».