Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
100-летие Мосфильма. Запись на значок
Охотники на привале. Реставрация
Память о счастье
Граф А.С. Уваров – археолог, коллекционер, просветитель.

Сборы на организацию санитарного транспорта

Знаки сборов на охрану здоровья граждан, борьбу с опасными заболеваниями и помощь учреждениям здравоохранения
Аватара пользователя
brazza.lp
Матрос
Сообщения: 110
Зарегистрирован: Вт, 19 янв 2010 19:32:37

Сборы на организацию санитарного транспорта

Сообщение brazza.lp » Пн, 16 янв 2012 19:29:34

…….В России первая станция Скорой помощи открылась в Варшаве в 1897 году, затем - в Москве, Питере, Одессе, Киеве и Риге.
В Москве две первые кареты Скорой помощи появились при полицейских частях в апреле 1898. Кареты были закуплены на частные пожертвования купчихи А.И.Кузнецовой. Она же финансировала работы Станций на первых порах.
В Санкт-Петербурге первые 5 станций Скорой помощи были открыты 7 марта 1899 года по инициативе доктора-хирурга Н. А. Вельяминова.
Интересно, что Станция Скорой помощи в Одессе, которая начала свою работу 29 апреля 1903 году, была создана также по инициативе энтузиастов на средства графа М.М.Толстого и отличалась высоким уровнем в организации помощи.
Уже с первых дней работы Московской Скорой сформировался тип бригады, который дожил с небольшими "вариациями" до наших дней - врач, фельдшер и санитар. На каждой Станции было по одной карете. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Право вызова скорой помощи имели только официальные лица - полицейский , дворник, ночной сторож.
С начала XX века город частично субсидирует работу Станций скорой помощи. К середине 1902 года Москва в пределах Камер-Коллежского вала обслуживалась 7 каретами скорой, которые располагались на 7 станциях - при Сущевском, Сретенском, Лефортовском, Таганском, Якиманском и Пресненском полицейских участках и Пречистенском пожарном депо. Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Первая карета для перевозки рожениц в Москве появилась при родильном приюте братьев Бахрушиных в 1903 году. И тем не менее имеющихся сил не хватало для обеспечения растущего города.
В Питере каждая из 5 станций скорой помощи была снабжена двумя пароконными экипажами, 4 парами ручных носилок и всем необходимым для подачи первой помощи. При каждой станции дежурило 2 санитара (дежурных врачей не было), задачей которых была транспортировка пострадавших на улицах и площадях города в ближайшую больницу или квартиру. Первым заведующим всеми станциями первой помощи и руководителем всего дела подачи первой помощи в Петербурге при комитете общества Красного Креста был Г. И. Турнер.
Через год после открытия станций (в 1900 г.) возникла Центральная станция, а в 1905 году была открыта 6-я станция первой помощи. К 1909 году организация первой (скорой) помощи в Петербурге представлялась в следующем виде: Центральная станция, направлявшая и регулировавшая работу всех районных станций, она же принимала все вызовы на оказание скорой помощи.
В 1912 году группа врачей из 50 человек изъявила согласие безвозмездно выезжать по вызову Станции для оказания первой помощи.

Каким был первый русский санитарный автомобиль, сегодня сказать сложно.
Уже в 1907 фабрика П.А.Фрезе - одного из создателей первого русского автомобиля - выставляла санитарную машину собственного производства на шасси Рено (Renault) на Международном автосалоне в Петербуге.
С 1908 года энтузиастами-добровольцами на частные пожертвования учреждено Общество скорой медицинской помощи. Несколько лет Общество безуспешно пыталось переподчинить себе полицейские станции скорой помощи, считая их работу недостаточно эффективной. К 1912 году в Москве Обществом Скорой помощи на собранные частные средства куплен первый санитарный автомобиль, оборудованный по проекту доктора Поморцева, и создана Долгоруковская станция скорой помощи.
Работали на станции врачи - члены Общества и студенты медицинского факультета. Помощь оказывалась в общественных местах и на улицах в радиусе Земляного вала и Кудринской площади. К сожалению, точное название шасси, на котором базировалась машина, неизвестно.
Вполне вероятно, что машину на шасси La Buire создала Московская экипажно-автомобильная фабрика П.П.Ильина - известная качественной продукцией фирма, располагавшаяся в Каретном ряду с 1805 года (после революции — завод "Спартак", на котором собирались впоследствии первые советские малолитражки НАМИ-1, сегодня - ведомственные гаражи). Эта компания отличалась высокой культурой производства и монтировала кузова собственного производства на импортных шасси — Berliet, La Buire и других.
В Санкт-Петербурге 3 санитарных автомобиля фирмы “Адлер” (Adler Typ K или KL 10/25 PS) приобретены в 1913 году, и открыта автомобильная станция скорой помощи на Гороховой, 42.
Большая немецкая фирма Адлер, выпускавшая широкую линейку автомобилей сейчас в забытье. Даже в Германии найти информацию по этим машинам до первой мировой войны очень сложно. Архивы фирмы, в частности листы продаж, где записывались все проданные машины с адресами заказчиков, сгорели в 1945 г. во время американских бомбардировок.
В течение года Станция выполнила 630 вызовов.
С началом Первой мировой войны персонал и имущество Станции были переданы военному ведомству и функционировали в его составе.
В дни Февральской революции 1917 года был создан отряд скорой помощи, из которого вновь была организована Скорая помощь и санитарный транспорт.
Самый известный и массовый отечественный автомобиль дореволюционной эпохи - Руссо-Балт, созданный инженерами и рабочими Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, также переоборудовался в санитарную машину.
Военное ведомство также испытывало интерес к санитарному транспорту на автомобильном шасси. Так, всероссийском испытательном пробеге, организованных русским Генеральным штабом с целью выявления лучших машин для закупок в армию, уже в 1912 году в участвовали как минимум две санитарные машины на американском грузовом шасси Уайт (White H-30). Эти машины, в частности, были представлены царю. Это свидетельствует о том значении, которое накануне войны придавалось в армии этим машинам.
В годы Первой мировой войны для эвакуации раненых созданы автомобильно-санитарные отряды. Их было сформировано не менее 55. В состав каждого включались до 20 специализированных санитарных машин, переоборудованных из грузовиков по единым требованиям, пара легковых машин, грузовик, авторемонтная мастерская и автокухня.
В основном санитарные машины были брезентовыми фургонами с четырьмя носилками с амортизирующими подвесами на стойках конструкции инженера Ливчака, а также откидными скамейками по бортам. Русское командование отмечало большее удобство описанной конструкции по сравнению с французскими и английскими санитарными машинами.
Благодаря этим санитарным автомобилям были спасены тысячи раненых солдат.

Общественные организации автомобилистов - Императорское Российское автомобильное общество, Первый русский автомобильный клуб в Москве и другие тоже не стояли в стороне и формировали из добровольцев на собственных машинах санитарные колонны, сыгравшие немаловажную роль при помощи фронту. Санитарные кузова для Петроградского отряда ИРАО делала известная экипажно-кузовная фабрика "Ив. Брейтигам" на фото слева - Ля Бьюир (La Buire) с надписью "Санитарная колонна имени Наследника Цесаревича Императорского Российск. автомоб. общества при поезде Его Императорского Высочества", за ним - Руссо-Балт С24/30.
Полугусеничные машины Руссо-Балт Д24/40, оборудованные по проекту инженера Адольфа Кегресса (кстати, главного механика царского гаража и личного водителя царя Николая II) на Путиловском заводе резино-металлическими гусеницами завода "Треугольник", предназначались для Северного фронта. Их называли автосанями.
Помимо российских санитарных отрядов, на восточном фронте действовали несколько иностранных добровольческих санотрядов. Впрочем, во время войны средств транспортировки раненых не хватало, так что для этих целей использовались и легковые машины, и даже трамваи.

Бурные события 1917 года с двумя революциями оставили свой отпечаток и на санитарных машинах.
Автомобильным санитарным транспортом в первые послереволюционные годы обеспечивалась не только станция скорой помощи, но и больницы, а также Ленинградская пожарная команда. Цель очевидна - ускорить оказание медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

18 июля 1919 года коллегия врачебно-санитарного отдела Московского совета рабочих депутатов под председательством Н.А.Семашко рассмотрела предложение бывшего врачебного губернского инспектора, а ныне врача почтамта Владимира Петровича Поморцова (кстати, автора первого русского санитарного автомобиля - городской кареты скорой помощи образца 1912 г.), приняла решение об организации Станции скорой медицинской помощи в Москве. Доктор Поморцов и стал первым заведующим станцией.
Под помещения для станции были выделены три комнаты в левом крыле Шереметьевской больницы (ныне НИИ Скорой помощи им.Склифосовского). В кустарных условиях под карету скорой помощи по довоенным чертежам был переделан трофейный автомобиль. Первый выезд состоялся 15 октября 1919 года. В те годы гараж располагался на Миусской площади, и при поступлении вызова машина сперва забирала врача с Сухаревской площади, а потом двигалась к больному. После был оборудован гараж-сарай на территории больницы. Машина была крайне изношена и регулярно стояла в ремонте. Скорая помощь обслуживала тогда только несчастные случаи на фабриках и заводах, улицах и в общественных местах. Оснащена бригада была двумя ящиками: терапевтическим (с 30 стеклянными баночками с лекарствами) и хирургическим (с хирургическим набором и перевязочными материалами).
В 1920 году В.П.Поморцев был вынужден оставить работу на скорой из-за болезни. Станция скорой помощи стала работать на правах отделения больницы. Но имевшихся мощностей (фактически - одной круглосуточной бригады на разбитой машине) было явно недостаточно для обслуживания города.
С 1 января 1923 года Станцию возглавил Александр Сергеевич Пучков, до этого проявивший себя как незаурядный организатор на посту руководителя Горэвакопункта (Центропункта), занимавшегося борьбой с грандиозной эпидемией сыпного тифа в Москве. Центропункт координировал развертывание коечного фонда, организовывал перевозку больных сыпным тифом в перепрофилированные больницы и бараки.
Первым делом Станция была объединена с Центропунктом в Московскую станцию скорой медицинской помощи. С Центропункта была передана вторая автомашина. Организация работы была начата "с азов", по выражению А.С.Пучкова, он "оказался генералом без армии".
Для целесообразного использования бригад и транспорта, выделения действительно угрожающих жизни состояний из потока обращений на Станцию, была введена должность старшего дежурного врача, на которую назначались профессионалы, умевшие быстро ориентироваться в обстановке. Должность сохраняется до сих пор.
Двух бригад было явно недостаточно для обслуживания Москвы (в 1922 г. обслужено 2129 вызовов, в 1923 г.- 3659), но третью бригаду смогли организовать лишь в 1926 г., четвертую - в 1927. В 1929 году при четырех бригадах обслужено 14762 вызова. Пятая бригада стала работать в 1930. Состав парка машин Московской скорой помощи в те годы пока, к сожалению, не известен.

Ориентация на создание отечественной автомобильной промышленности привела к созданию санитарной машины на базе АМО Ф15, выпускавшейся московским заводом. Первый образец кареты скорой помощи изготовлен в 1925 г. В 1926 г. изготовлено 10 санитарных машин. Сколько всего изготовлено до 1931 г. санитарных АМО – не известно. Машина отличалась очень жесткими рессорами, с очень неудобным водительским сидением, устаревшей к тому времени конструкции, не слишком надежная, из-за низкого качества комплектующих и неумелой полукустарной сборки, и очень дорогостоящая — явно не самая удобная для службы в скорой.
АМО Ф15 не вполне "вписался" в требования Московской станции скорой помощи, но иного серийного отечественного шасси в те годы не существовало. И для нужд скорой помощи были закуплены Мерседесы 15/70/100 PS (1924/25 гг.), позднее получившие наименование Typ 400. А санитарные АМО, вероятнее всего, использовались в других городах….



Подробнее см. «История санитарных автомобилей России. Часть 1-4».

Аватара пользователя
brazza.lp
Матрос
Сообщения: 110
Зарегистрирован: Вт, 19 янв 2010 19:32:37

Re: Сборы на организацию санитарного транспорта

Сообщение brazza.lp » Вт, 17 янв 2012 18:46:55

***
Вложения
img096ф.jpg

Аватара пользователя
brazza.lp
Матрос
Сообщения: 110
Зарегистрирован: Вт, 19 янв 2010 19:32:37

Re: Сборы на организацию санитарного транспорта

Сообщение brazza.lp » Вт, 17 янв 2012 18:48:13

1932. г.Одесса
Вложения
img098ф.jpg

Аватара пользователя
brazza.lp
Матрос
Сообщения: 110
Зарегистрирован: Вт, 19 янв 2010 19:32:37

Re: Сборы на организацию санитарного транспорта

Сообщение brazza.lp » Вт, 17 янв 2012 18:49:06

07.06.1933. г.Одесса
Вложения
img097ф.jpg


Вернуться в «Знаки сборов на охрану здоровья граждан»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей