Форум Фалеристика
Фалеристика.инфо — ПРАВИЛЬНЫЙ форум! ©
Гоголь — вышивальщик
Иван Вишняков. К 325-летию со дня рождения художника
Реализм: учимся, работаем, отдыхаем
Атлас с Московией XVIII века работы Гийома Делиля

Самолеты Бартини Р.Л.

Модераторы: mig, Стас КСЛ, AIR-ZN

Волчатов НК
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3784
Зарегистрирован: Ср, 06 янв 2010 18:21:51

Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Волчатов НК » Пт, 19 апр 2019 16:24:48

Ро́берт (Роберто) Лю́двигович Барти́ни (настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini); 14 мая 1897, Фиуме, Австро-Венгрия — 6 декабря 1974, Москва) — итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах (см. экраноплан). Автор более 60 законченных проектов самолётов. Комбриг. В анкетах в графе «национальность» писал: «русский».

Малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие. Основные труды по аэродинамике, в литературе встречается термин «эффект Бартини»
Вложения
240px-Роберт_Бартини.jpg
240px-Роберт_Бартини.jpg (17.14 КБ) 1846 просмотров

Волчатов НК
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3784
Зарегистрирован: Ср, 06 янв 2010 18:21:51

Re: Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Волчатов НК » Пн, 22 апр 2019 18:13:37

Весной 1923 года было объявлено о первых всесоюзных соревнованиях планеристов в Крыму. Планерная лихорадка охватила две-три сотни энтузиастов, но в срок уложились немногие. Все - из Москвы. Хлипкие аппараты строили в подвалах и сараях, в "красных уголках" ЖЭКов, школьных спортзалах...
Коктебельская гора Узун-Сырт (гора Клементьева) свела вместе людей, чьи имена вскоре узнает весь мир - Королев, Тихонравов, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Пышнов и многие другие. Любопытно: все эти люди в разное время и в разной степени были связаны с Бартини.

Во втором слете, который состоялся два года спустя, Бартини участвовал как конструктор и пилот. В Коктебель он привез планер, построенный вместе с В. Мясищевым, будущим создателем знаменитых стратегических бомбардировщиков.

В том же 1925 году был удовлетворен рапорт Бартини о переводе из Москвы в Севастополь, в гидроавиацию Черноморского флота.

В Севастополе, начав инженером-механиком авиаминоносной эскадры, он быстро дослужился до старшего инспектора по эксплуатации материальной части всех боевых самолетов авиации Черноморского флота. И в 1927-м — в тридцать один год! — на петлицах итальянца появились ромбы комбрига РККА (по-современному — генерал-майора).

Через год Бартини привлекают к подготовке трансконтинентального перелета. Экипажу самолета АНТ-4 «Страна Советов» предстояло преодолеть 21242 километра (из них 7950 над водой) по маршруту Москва–Омск–Хабаровск–Петропавловск-Камчатский–остров Атту–Сиэтл–Сан-Франциско–Нью-Йорк. Общее техническое руководство перелетом было возложено на В. М. Туполева, морской частью руководил Бартини.
В Севастополе Бартини разработал проект гидросамолета «ЛЛ-1″, летающая лодка весом 450 кг, с мотором «Люцифер» — 100 л.с. — моноплан с высокорасположенным крылом, лодка была снабжена «жабрами», имеющими утолщение на концах для боковой устойчивости. Схема была похожа на легкий самолет «Дорнье — Либелле».
«ЛЛ-2″ — летающая лодка весом 6000 кг. Морской разведчик с 4 моторами по 400 л.с., расположенными попарно в крыле, приводящих во вращение винты посредством удлиненных валов.

В связи с рассмотрением этих проектов в 1928 году Бартини был переведен в Москву и назначен главным конструктором ОПО-3 (опытный отдел 3,) заменив арестованного Д. П. Григоровича, с поручением разработать морские самолеты первой пятилетки.
Под его руководством за два года было разработано несколько удачных проектов, которые впоследствии были использованы при создании гидросамолетов МБР-2 (морской ближний разведчик), МДР-3 (морской дальний разведчик) и МК - 1 (морской крейсер), более известный как АНТ-22.

В 1930 г. его группа вошла в состав ЦКБ, откуда Бартини был уволен из-за несогласия с объединением и методами управления Туполева. В том же году по рекомендации М.Н.Тухачевского он был назначен главным конструктором ОКБ НИИ ГВФ (гражданского воздушного флота).

Самолет «Сталь-6″, разработанный в гражданском институте, первенец скоростной авиации, развивал скорость свыше 420 км/час, в то время когда лучшие истребители («Спад», «И-5″) имели скорость около 280. При разбеге в 6 секунд скороподъемность у земли составляла 21 м/сек. В акте госиспытаний НИИ ВВС сказано: «смелые нововведения Р. Бартини — одноколесное шасси и без радиаторное испарительное охлаждение блестяще подтвердились… рекомендовать Авиационной промышленности освоить опыт Р. Бартини».

В 1933 году на его самолете «Сталь-6» установлен мировой рекорд скорости — 420 км/ч
Вложения
1385236828_image021.jpg
1385236828_image021.jpg (23.51 КБ) 1821 просмотр

Волчатов НК
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3784
Зарегистрирован: Ср, 06 янв 2010 18:21:51

Re: Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Волчатов НК » Пт, 26 апр 2019 10:43:09

На базе рекордной машины был спроектирован истребитель «Сталь-8», но проект закрыли в конце 1934 как не соответствующий тематике гражданского института, при 60%-ой готовности самолета.

Самолет «Сталь-8» был оригинальным и передовым не только для своего времени. Это был первый в СССР цельнометаллический монокок на электросварке. По расчетам скорость на высоте 3000 м получалась 630 км/ч, скороподъемность у земли — 20 м/с.
Исключительная скороподъемность стала следствием невиданно низкой нагрузки на крыло: 103,5 кг/кв. м. — характерной скорее для бипланов. Очевидно, горизонтальная маневренность Сталь-8 также была бы выдающейся.

Осенью 1935 был создан 12-местный пассажирский самолет «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году он экспонировался на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 на нем был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км — 405 км/ч.
Сталь-7 первый самолет, соединяющий большие скорости с большой дальностью полета. Новая схема «обратной чайки» и сочленение с фюзеляжем давало высокое качество и воздушную подушку при взлете и посадке. На основе «Сталь-7″ воспитанники Бартини, во главе с Ермолаевым разработали и внедрили в серию самолеты ДБ-240 (Ер-2), которые участвовали в Отечественной войне в частях ВВС и АДД, на них бомбили фашистский Берлин.
1385236871_image023.jpg
Сталь-7
1385236871_image023.jpg (23.74 КБ) 1768 просмотров

В конце 1935 был построен дальний арктический разведчик ДАР, который мог садиться на лед и воду.
1385236867_image026.jpg
ДАР
1385236867_image026.jpg (33.17 КБ) 1768 просмотров
В годы второй пятилетки началось активное освоение Северного морского пути. В этом деле важная роль принадлежала авиации. Однако самолетов, приспособленных к эксплуатации в специфических условиях Арктики, почти не строилось. Для воздушных перевозок и ледовой разведки использовались снятые с вооружения военные машины или обычные транспортные самолеты. По предложению известного полярного летчика В.Г. Чухновского группе конструкторов, возглавляемых Р.Л. Бартини, поручили спроектировать специальный самолет, пригодный для работы на Севере, в частности, для ведения ледовой разведки и проводки караванов судов.

Самолет обладал хорошими летными и эксплуатационными качествами. После посадки на воду он сам выходил на лед, а потом взлетал со льда и снега. Скорость ДАР - 240 км/час, потолок - 5500 м, дальность - до 2000 км. Вес пустого - 4820 кг, нормальный взлетный - 7200 кг, в перегрузочном варианте - до 9000 кг.

Тем не менее, несмотря на достаточно хорошие характеристики и заказ пяти самолетов ДАР полярной авиацией, они серийно не строились, главным образом из-за сложности производства: отечественная промышленность в то время еще не располагала в нужном количестве сложным сварочным оборудованием, способным обеспечить производство даже малой серии таких самолетов.

Волчатов НК
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3784
Зарегистрирован: Ср, 06 янв 2010 18:21:51

Re: Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Волчатов НК » Вт, 30 апр 2019 16:02:04

До 1947 он работал в заключении.

В Омске в начале войны было организовано специальное ОКБ Р.Л. Бартини, разрабатывавшее проект «Р»— сверхзвуковой одноместный истребитель. Самолет типа «летающее крыло» с крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением на концах крыла и комбинированной жидкостно-прямоточной силовой установкой.
В 1942 году в Омском КБ-4 был разработан предварительный проект истребителя такой схемы.

Один из незаконченных проектов
Р-114 — зенитный истребитель-перехватчик с четырьмя ЖРД В.П.Глушко по 300 кгс тяги, со стреловидным крылом (33° по передней кромке), имеющим управление пограничным слоем для увеличения аэродинамического качества крыла. Р-114 должен был развивать невиданную для 1942 скорость М=2
Потолок «Р-114″ был 24 км после разгона у земли и около 40 км при разгоне после отцепки от аэроматки — носителя на высоте 10.000 м. «Р-114″ имел стреловидные крылья с отсосом пограничного слоя от струй ЖРД, вместо шасси был снабжен посадочной лыжей, взлетные колеса оставались на земле.

Осенью 1943 г. ОКБ было закрыто.

В 1944-1946 Р.Л. Бартини выполняет рабочее проектирование и строительство транспортных самолетов.

В 1944 году Р. Бартини разработал проект транспортного самолета, предвидя необходимость перевода авиационной промышленности в послевоенный период на мирное строительство. Был разработан проект двухэтажного транспортного самолета «Т-107″, на верхней палубе которого размещались пассажирские помещения, а на нижней палубе — грузовые. Скорость «Т-107″ по проекту составляла 470 км/час при дальности полета в 2000 км с полезным грузом 5т. Проект был одобрен, но строительство самолета не укладывалось в рамки авиационной промышленности.

Т-108 (1945) — легкий транспортный самолет с двумя дизелями по 340 л.с., двухбалочный высокоплан с грузовой кабиной и неубираемым шасси. Также не строился.

В 1945 году был разработан новый проект транспортного самолета «Т-117″. Концепция этого самолета заключалась в том, что для нужд транспортной авиации следует создать не пассажирский самолет, а многоцелевой грузопассажирский. (В чисто пассажирскую конструкцию крупногабаритные грузы ни погрузить, ни выгрузить нельзя, а если самолет задуман с обеспечением этих возможностей, кресла, столики, буфеты и занавески расставить не представляет проблемы).

Бартини перевернул отработанный двухэтажный фюзеляж на 90 градусов и получил в два раза более широкое зеркало грузового люка. При весе 25 т самолет вмещал 80 десантников или 60 тяжелораненых на носилках в санитарном варианте, в пассажирском варианте 42- 60 пассажиров и в варианте «Люкс» 16 пассажиров в 8 кабинах. Это был первый самолет, позволявший перевозить танки и грузовики. Дальность полета составляла 7200 км. Осенью1946 года Постановлением правительства было решено строить 3 экземпляра самолета в вариантах: грузовом, пассажирском, «Люкс», превратив для этого завод 86 в опытный с вновь организованным ОКБ-86 Бартини...

В июне 1948 г. постройка почти готового (на 80%) самолета была прекращена, поскольку Сталин посчитал использование для него двигателей АШ-73, необходимых для стратегического Ту-4, непозволительной роскошью.

Т-200 — специальный тяжелый военно-транспортный и десантный самолет, высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого образованы крыльевым профилем, а задняя кромка, раскрываясь вверх и вниз, между двумя хвостовыми балками, образовывала проход шириной 5 м и высотой 3 м для крупногабаритных грузов. Проект разрабатывался в 1947 г., был утвержден, и самолет в том же году рекомендован к постройке, однако он не строился из-за закрытия ОКБ. Впоследствии эти наработки были использованы при создании транспортных самолетов Антонова.

Волчатов НК
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3784
Зарегистрирован: Ср, 06 янв 2010 18:21:51

Re: Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Волчатов НК » Ср, 01 май 2019 02:50:46

Проект Р.Л. Бартини, представленный в 1955, планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Первоначально проект был отклонен, т.к. заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение в С.П.Королеву, который помог обосновать проект экспериментально.

В СибНИА в 1952-1957 годах по инициативе и под руководством Р. Бартини был разработан новый тип сверхзвукового крыла. Крыло Бартини получило распространение в мировой авиационной технике как крыло Бартини.
1385236813_image029.jpg
1385236813_image029.jpg (37.8 КБ) 1722 просмотра
Межконтинентальный бомбардировщик-амфибии А-55

Волчатов НК
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3784
Зарегистрирован: Ср, 06 янв 2010 18:21:51

Re: Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Волчатов НК » Ср, 01 май 2019 03:19:58

В 1956 Бартини был реабилитирован, а в апреле 1957 г. его откомандировали в ОКБ П.В. Цыбина в Люберцах для работы над проектом А-57.
Был разработан проект экраноплана-авианосца А-57 и создаваемого на его основе пассажирского самолета с расчетной скоростью 2200–2500 км/час.
1385236815_image030.gif
1385236815_image030.gif (11.34 КБ) 1717 просмотров
Бомбардировщик А-57, 1957 г
В 1958 г. под руководством Р.Л. Бартини был также разработан РГСР как вариант морского разведчика, доставлявшегося на спине носителя А-57.
Корпус самолета имел слабокилеватое днище, крыло малого удлинения трапециевидной формы. Стоявшие над крылом двигатели Д-21 были защищены от попадания воды. Топливные баки на концах крыла выполняли роль поплавков поперечной устойчивости. Для улучшения взлетно-посадочных свойств устанавливались подводные крылья (ласты).
До 1961 года было разработано 5 проектов самолетов полетной массой от 30 до 320 т разного назначения (проекты «Ф», «Р», «Р-АЛ», «Е» и «А»). Комиссия МАП дала положительное заключение по проекту, однако правительственное решение о постройке самолетов так и не было принято. В 1961 г. конструктором был также представлен проект сверхзвукового дальнего разведчика с ядерной силовой установкой Р-57-АЛ — развитие А-57.
Вложения
1385236863_image031.jpg
РГСР Стратегический разведчик-летающая лодка
1385236863_image031.jpg (40.32 КБ) 1717 просмотров

Волчатов НК
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3784
Зарегистрирован: Ср, 06 янв 2010 18:21:51

Re: Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Волчатов НК » Пт, 03 май 2019 03:00:39

В 1962 году появился проект самолета амфибии МВА-62 с вертикальным взлетом и посадкой.
МВА-62 представлял собой «бесхвостку» с подъемными двигателями в центроплане и маршевым двигателем в задней части центроплана, на пилоне. Плавучесть амфибии обеспечивали расположенные на концах центроплана, убираемые в полёте поплавки. Управление обеспечивалось струйными (на малых скоростях) и аэродинамическими рулями (на больших скоростях). МВА-62 имел катамаранную схему, что гарантировало устойчивость на плаву при волнении 4-5 баллов.
Аэродинамическая компоновка, газоструйная система управления, подъемные двигатели, взлетно-посадочное устройство, состоящее из надувных поплавков, и другие элементы конструкции выглядели революционно для своего времени, что заставляло сомневаться в возможности практической реализации.
Однако практическая реализация проекта сулила необычайно широкие возможности: взлет-посадка на воду или сушу практически в любом месте; высокая мореходность; ведение действий из положения дежурства на плаву; размещение на борту опускаемой гидроакустической станции и т.д. Проект МВА-62 послужил основой для создания амфибии ВВА-14.

Начиная с 1962 года под руководством Бартини разрабатывается схема ДЛК (дозвукового летающего крыла).

Исследования показали, что схема позволяет осуществить способ взлета без разбега и с коротким разгоном над землей или водной поверхностью (без взлетно-посадочной полосы). По этой схеме строился самолет — амфибия, разрабатывались экраноплан весом 2000 т, сухопутные транспортные самолеты и океанский самолет — амфибия».

В 1968 коллектив Р.Л. Бартини из Подмосковья переезжает на завод им. Димитрова в КБ Г.М. Бериева (Таганрог), специализировавшееся на гидросамолетах. Здесь в соответствии с концепцией «безаэродромных самолетов» в 1972 были построены два противолодочных самолета ВВА-14 «Вертикально взлетающая амфибия.
1385236830_image038.jpg
1385236830_image038.jpg (31.31 КБ) 1699 просмотров
1385236811_image040.jpg
1385236811_image040.jpg (26.05 КБ) 1699 просмотров
1385236818_image039.jpg
1385236818_image039.jpg (21.16 КБ) 1699 просмотров

В 1976 г. один из этих аппаратов был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П.
1385236822_image042.jpg
1385236822_image042.jpg (97.29 КБ) 1699 просмотров
Через некоторое время после смерти Р.Л. Бартини в 1974 г. работы над этими летательными аппаратами были постепенно свернуты под давлением ТАНТК (КБ им. Бериева), работавшего над летающими лодками А-40 и А-42.

Волчатов НК
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3784
Зарегистрирован: Ср, 06 янв 2010 18:21:51

Re: Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Волчатов НК » Вт, 11 июн 2019 04:58:37

Бе-1
Главный конструктор Р. Л. Бартини.

Изготавливался преимущественно из дерева. Первый полёт совершил в 1964 году. Испытания проводились в Таганрогском заливе. Под управлением летчика-испытателя Ю.М.Куприянова[1] Бе-1 показал свою максимальную скорость - 160 км/ч. Всего на аппарате было совершено 16 выходов в море.
Вложения
DSC06205.JPG
DSC06205.JPG (137.88 КБ) 1633 просмотра

Волчатов НК
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 3784
Зарегистрирован: Ср, 06 янв 2010 18:21:51

Re: Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Волчатов НК » Вт, 11 июн 2019 05:14:22

14М1П
Главный конструктор Р.Л. Бартини.

14М1П — экспериментальный советский аппарат (гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец) конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлёта и посадки. Первый полёт — 4 сентября 1972 года.
Вложения
DSC06204.JPG
DSC06204.JPG (127.93 КБ) 1629 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15338
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Стас КСЛ » Сб, 27 июл 2019 16:03:28

Из сети: мельхиор, холодные ювелирные эмали, муаровая лента, диаметр 32 мм.

5.jpg
5.jpg (155.11 КБ) 1513 просмотров

mig
Лейтенант
Лейтенант
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: Чт, 12 мар 2009 11:37:50

Re: Советские КБ и авиаконструкторы с малым количеством серийных самолётов

Сообщение mig » Вт, 17 май 2022 17:12:04

К 125-летию Р. Бартини. На реверсе изображена ВВА-14, фирменный знак не определен, может кто подскажет.


Изображение

Изображение

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15338
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Стас КСЛ » Сб, 12 ноя 2022 15:38:21

ВВА-14. Коммерческий знак. Латунь, синтетическая смола, булавка, 52 мм х 32 мм.
ВВА-14 (вертикально взлетающая амфибия, модификация: экранолёт 14М1П) — экспериментальный советский аппарат (гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец) конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлёта и посадки. Первый полёт — 4 сентября 1972 года. Из-за сложностей в разработке необходимых двигателей для вертикального взлёта была проведена последняя модификация (14М1П) — превратившая аппарат в экраноплан (1976).

ВВА-14.png
ВВА-14.png (189.59 КБ) 282 просмотра
52 мм х 32 мм.png
52 мм х 32 мм.png (197.73 КБ) 259 просмотров

Стас КСЛ
Капитан 1-го ранга
Капитан 1-го ранга
Сообщения: 15338
Зарегистрирован: Вт, 08 янв 2013 09:40:28

Re: Самолеты Бартини Р.Л.

Сообщение Стас КСЛ » Вт, 24 янв 2023 11:49:56

Сверхзвуковой перехватчик "Р". Коммерческий знак. Латунь, синтетическая смола, булавка, 52 мм х 32 мм.

Проект сверхзвукового перехватчика "Р" Р.Л.Бартини
В 1941-м году в Омске, куда был эвакуирован завод № 156 с тюремным конструкторским бюро ЦКБ-29, Р.Л.Бартини начал прорабатывать предложение по реактивному самолету «Р». «Р» - сверхзвуковой одноместный истребитель типа "летающее крыло" ...
На старте двигательная установка работала как жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) с подсосом воздуха, а при больших скоростях – как прямоточный воздушно-реактивный двигатель с использованием инжекции паров горючего. Проведенные опыты с инжектором такого рода подтвердили правильность предложенной концепции. Расчетная скорость самолета «Р» не должна была превышать 1250 километров в час на высоте 10000 метров, а продолжительность полета – 30 минут.
Проект сверхзвукового одноместного истребителя типа «летающее крыло» с крылом малого удлинения с большой переменной по размаху стреловидностью передней кромки, с двухкилевым вертикальным оперением : на концах крыла должны были располагаться шайбы высотой 1 м (или без него) и с однолыжным убираемым шасси (был вариант проекта и с нормальным колёсным шасси).
Силовая установка была скомпонована по принципу газодинамического слияния несущих и тянущих устройств — слияния двигателя и крыла. Это достигается превращением внешних отсеков крыла в плоские прямоточные комбинированные двигатели, в которых применялась инжекция воздуха перегретыми парами топлива и окислителя с рекуперацией внутреннего и внешнего нагрева поверхности конструкции.
Благодаря этому предполагалось увеличить тягу и подъемную силу крыла, уменьшить сопротивление самолета.

Источник: «История конструкций самолетов в СССР (1938-50), т.2» В.Б.Шавров и другие.


авиаконструктор Роберт Бартини. сверхзвуковой истребитель Р.png
авиаконструктор Роберт Бартини. сверхзвуковой истребитель Р.png (197.66 КБ) 195 просмотров


Вернуться в «Самолёты и вертолёты»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя