Дирижабль в переводе с французского значит "
управляемый" аэростат. Дирижабли, эти воздушные корабли, не требующие строительства дорогостоящих посадочных площадок, перевозящие грузы и пассажиров к самым отдаленным, недоступным для других видов транспорта районам, очень нужны были молодой советской стране, развертывающей строительство по всей огромной территории.
Постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 25.04.1931г. и приказом начальника Всесоюзного Объединения ГВФ от 18.08.1931г. в системе ГВФ была создана База опытного строительства и эксплуатации дирижаблей - БОСЭД. Вскоре соответствующими документами её реорганизовали в Научно-исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей -
"Дирижаблестрой".
Это было время, когда в мире резко увеличилось производство дирижаблей. Только в Германии за 30 лет было построено 120 жестких дирижаблей фирмой Цеппелин, в т.ч. такой, как "
Граф Цеппелин" объемом 105.000 куб.м, широко известный всему миру своими полетами. На протяжении 9 лет непрерывной эксплуатации он не имел ни одной аварии. Регулярно совершая пассажирские полеты из Европы в Северную и Южную Америку, он
налетал 1.660.000 км.
Первым советским дирижаблем, собранным на "Дирижаблестрое" был дирижабль "СССР В-3", который принадлежал к типу мягких дирижаблей и использовался как учебно-агитационный корабль. Проект этого дирижабля создавался в конструкторском бюро "Дирижаблестроя", гондола построена в его же мастерских, оболочка - на заводе "Каучук". Первый полет дирижабль совершил из Ленинграда в Москву. 7 ноября 1932 года дирижабль участвовал в параде на Красной площади в Москве.
В Россию решили пригласить знаменитого конструктора У.Нобиле. Под его руководством уже к ноябрю 1932 года здесь изготовили четыре модели первых советских дирижаблей: "СССР В-1", "СССР В-2", "СССР В-3", "СССР В-4", которые продемонстрировали на параде на Красной площади, посвященном очередной годовщине Октябрьской революции.
Венцом советского дирижаблестроения был, очевидно,
«СССР-В-6». 18000 куб.м. водорода, оригинальная конструкция; в передней части подвешивалась пассажирская кабина, а в задней - треугольником - три маленькие моторные гондолы. Это было - детище "Дирижаблестроя". 1937 году состоялся рекордный шестидневный полет по маршруту Москва-Новгород-Белозерск-Горький-Ростов-Брянск-Курск-Воронеж-Пенза-Москва. На корабле, вместе с командиром находилось 16 человек и 5700 кг горючего. Его полет продолжался 130 часов 27 минут.
Если бы не катастрофа этого корабля
6 февраля 1938, кто знает, каких бы достижений смогло бы достичь отечественное воздухоплавание.
За время существования "Дирижаблестроя" (1931-1939гг.) было построено и модернизировано 16 дирижаблей разного объема и типа (мягкого, полумягкого и полужесткого). Все они по своим летно-техническим характеристикам не уступали зарубежным.
В феврале 1940 года, в связи с надвигающейся угрозой войны, Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о временной консервации строительства и эксплуатации дирижаблей.
По материалам страниц сайтов:
http://aerostats.narod.ru/build.htm
http://info.dolgopa.org/library/10_11.htm